Версия для слабовидящих
Цветовая схема:
A
A
Размер шрифта:
A A A A
ГлавнаяEa?oa naeoa Ia?aoiay naycu

Обзорная информация о типичных нарушениях, выявленных проверками финансово-хозяйственной деятельности организаций системы минсельхозпрода

Министерство сельского хозяйства и продовольствия в рамках ведомственного контроля осуществляет проверки организаций, входящих в систему Минсельхозпрода в соответствии с координационными планами контрольной (надзорной) деятельности и по поручениям правоохранительных органов.

За 2013–2014 гг. проверками выявлено нарушений в 24 организациях (96% проверенных организаций), при этом в 17 организациях нарушения привели к финансовым потерям, подлежащим возмещению (восстановлению) в бюджет или организациям, на сумму 1,8 млрд. руб., в том числе в результате нарушения бюджетного законодательства – 1,4 млрд. рублей. В ходе проверок предотвращено незаконных расходов на сумму 1,0 млрд. руб., из них средств республиканского бюджета – 109 млн. рублей.

Установлено неэффективное использование денежных средств и материальных ценностей на сумму свыше 7 млрд. рублей.

Всего привлечено к материальной и дисциплинарной ответственности 44 должностных лица организаций. По результатам проверок 14 материалов направлено в правоохранительные органы. 

В ходе проверок устанавливались факты завышения норм списания топлива на автомобили сверх установленных постановлениями Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, завышения норм командировочных расходов, объемов ремонтно-строительных работ, недостачи, использования средств с нарушением бюджетного законодательства, незаконных выплат заработной платы и премий, в том числе в результате внесения в табеля учета рабочего времени информации, не соответствующей действительности, незаконного получения средств из бюджета, неэффективного использования денежных средств и имущества.

Анализом лицензионного договора, заключенного между молочным комбинатом и ООО «В», было установлено значительное занижение лицензионного вознаграждения за использование товарного знака. В результате проведенных контрольных мероприятий, вознаграждение было установлено в соответствии с принятой международной практикой. Общество с ограниченной ответственностью дополнительно оплатило комбинату 576 млн. руб. вознаграждения. 

Нарушения при использовании средств на служебные командировки и хозяйственные нужды, в расходовании фонда оплаты труда 

Нарушения при использовании средств на служебные командировки и хозяйственные нужды установлены в 50% проверенных организациях. Основные нарушения заключались в несоблюдении норм суточных и проживания при командировках, в частности при командировках за границу.

 В ходе проверки мясокомбината установлены факты предоставления водителями, выезжавшими в командировку в Российскую Федерацию, авансовых отчетов с приложением документов, содержащими недостоверные сведения, в частности квитанций на оплату гостиниц, в которых они фактически не проживали. В результате водителям необоснованно были начислены и возмещены командировочные на сумму 220 млн. рублей. По материалам проверок возбуждены уголовные дела, виновными лицами возмещен ущерб мясокомбинату в полном размере.

Проверкой республиканского учреждения установлено, что в период с 2011 по 2014 гг. начальник структурного подразделения организации представлял в бухгалтерию командировочные удостоверения, авансовые отчеты для начисления и выплаты командировочных по командировкам, по которым нахождение его в пунктах командирования в указанные даты не подтверждается. В результате им незаконно получено в счет возмещения командировочных расходов 1,3 млн. рублей.

Кроме того, по причине внесения начальником структурного подразделения недостоверных сведений в путевые листы о маршруте движения и пробеге необоснованно списано бензина на сумму 12,2 млн. рублей.

 Проверкой за период 2011 – 2014 гг. выявлено 48 служебных командировок указанного лица с нарушениями, что составило 50,5 % от общего их количества.

 По материалам проверки в отношении виновного возбуждено уголовное дело.

 Установлены нарушения в части несоблюдения при списании топлива на автомобили норм расхода, утвержденных постановлением Министерства транспорта Республики Беларусь от 06.01.2012 №3. Вред, причиненный государству излишним списанием на автомобиль 211 литров дизельного топлива на сумму 1,7 млн. руб., возмещен виновным лицом.

  Справочно:

Согласно пункту 8.2. постановления Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 24.03.2003 № 39/69 «Об утверждении Инструкции о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц»(далее — инструкция 39/69) если утраченное государственное имущество относится к сырью, основным и вспомогательным материалам, полуфабрикатам и комплектующим изделиям, горюче-смазочным материалам, запасным частям, таре определение и возмещение вреда осуществляется по стоимости имущества, аналогичного (идентичного) утраченному, на дату составления акта проверки. 

В ГУ «Б» затраты на сумму 6,8 млн. руб. на ремонт автомобиля, понесенные учреждением в результате выхода из строя сцепления в период гарантийного срока эксплуатации автомобиля, без установления причин поломки необоснованно отнесены на расходы учреждения; заправка автомобилей топливом (61 л на сумму 516,0 тыс. руб.) не подтверждена данными путевых листов о работе автомобилей на линии. По результатам проверки указанные расходы погашены в соответствии с законодательством.

Проверкой в отношении региональной инспекции ГУ «В» установлено, что начальником инспекции в табеля учета использования рабочего времени вносилась информация не соответствующая действительности об отработанном рабочем времени работником. На основании указанной недостоверной информации бухгалтерией учреждения за счет средств республиканского бюджета начислена и выплачена заработная плата и соответствующие премиальные выплаты на сумму 8,4 млн. рублей. Установленный вред возмещен виновным лицом с учетом ставки рефинансирования НБ РБ.

Аналогичное нарушение выявлено в ходе проверки РУП «ВП», приведшее к незаконному начислению и выплате заработной платы на сумму 11,5 млн. рублей.

 Справочно:

 Согласно пункту 5 инструкции 39/69 в случае незаконного пользования денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения вред подлежит возмещению в размере указанных денежных средств и процентов, начисленных на сумму этих средств по ставке рефинансирования Национального банка Республики Беларусь. 

Нарушения расчетно-договорной дисциплины 

В ходе проверок установлено, что во многих организациях отсутствует должный контроль за своевременным выполнением договорных обязательств контрагентов: не применяются штрафные санкции за нарушение сроков выполнения условий договора, в отдельных случаях применение штрафных санкций не оговорено в заключаемых договорах, а исковая работа по их взысканию в соответствии с законодательством не ведется. Нерегулярно проводится сверка расчетов с дебиторами и кредиторами. Отсутствует контроль за поступлением подтверждения об уплате НДС по стране назначения при экспорте продукции, меры по возврату (подтверждению уплаты) НДС не принимаются.

В ходе проверок мясоперерабатывающих организаций по поручению правоохранительных органов исследованы причины образования просроченной дебиторской задолженности и неуплаты НДС в ходе исполнения внешнеэкономических контрактов, заключенных мясокомбинатами с субъектом Российской Федерации в период с 15.12.2012 по 31.12.2013.

Установлено, что в результате не соблюдения норм уставов  акционерных обществ, локальных нормативных актов проблемная ко взысканию просроченная дебиторская задолженность по результатам сделок только с одним субъектом РФ составила свыше 72 млн. росс. рублей.

Кроме того, мясокомбинатами уплачен налог на добавленную стоимость в сумме 2,3 млрд. бел. руб. за счет собственных средств в связи с неисполнением субъектом РФ договорных обязательств в установленные сроки.

Причинами сложившейся ситуации явилось не выполнение должностными лицами мясокомбинатов законодательных и локальных нормативных актов, регулирующих порядок подготовки, исполнения и контроля внешнеэкономических сделок.

В ходе проверок также установлены просчеты в деятельности управляющей компании холдинга по координации внешнеэкономической деятельности участников холдинга, согласованию экспортных контрактов и принятию мер по обеспечению безопасности сделок, выполнению условий договоров совместной деятельности.

По результатам проверки организаций, занятых переработкой молока, продажей молочной продукции, установлено отвлечение оборотных средств:

  • в виде образования просроченной дебиторской задолженности, проблемной ко взысканию, четырех субъектов РФ в сумме свыше 144 млн.росс. рублей;
  • на уплату штрафов в сумме 25,6 млрд. бел. рублей (уплачено 12,7 млрд. бел. руб.) в связи с нарушением законодательства по внешнеэкономической деятельности;
  • на уплату налога на добавленную стоимость в республиканский бюджет за счет собственных средств молокоперерабатывающих организаций в сумме 11,9 млрд. бел. руб. в связи с отсутствием заявлений о подтверждении уплаты косвенных налогов (НДС) в Российской Федерации контрагентами, в т.ч. в электронном виде.

В ходе проверок изучены объективные и субъективные причины образования проблемной ко взысканию просроченной задолженности. Одна из которых – отсутствие единого правового поля для исполнения норм Устава молокоперерабатывающей организации, Положений о филиалах, Устава управляющей компании.

По результатам проверки направлено требование на устранение выявленных нарушений по акту проверки, в том числе об обеспечении подачи исков в судебные инстанции на взыскание штрафов и убытков, понесших предприятием и его филиалами, связанных с неисполнением контрагентами договорных обязательств по подтверждению ими уплаты НДС на территории Российской Федерации.

Требование на устранение нарушений также направлено председателю Наблюдательного совета и представителю государства в Наблюдательном совете молокоперерабатывающей организации с предложением о принятии необходимых мер по обеспечению защиты интересов государства и экономической безопасности Общества в рамках имеющихся полномочий.

С целью недопущения создания причин и условий совершения коррупционных правонарушенияхйм материалы проверки организации и ее филиалов направлены в адрес облисполкомов для рассмотрения. 

Нарушения в использовании средств, направляемых на строительство, капитальный и текущий ремонты 

Установлены завышения подрядными организациями стоимости строительно-монтажных работ при осуществлении капитального строительства, ремонта в 3-х организациях путем включения в акты выполненных работ:

  • затрат на премирование при нарушении сроков выполнения работ подрядчиками;
  • объемов работ фактически невыполненных,
  • объемов работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, по завышенным расценкам и нормам списания материалов.

В ходе анализа актов сдачи-приемки выполненных работ по объекту «Тепловая модернизация корпуса «А», данных товарно-транспортных накладных на покупку подрядчиком строительных материалов, использованных в ходе модернизации в учреждении, установлено, что подрядчик в нарушение пункта 13 Положения о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 № 235, пункта 5.8 контракта в акты сдачи-приемки выполненных работ, включил дважды транспортные расходы по доставке стройматериалов в сумме 3,1 млн. руб.:

  • первый – согласно товарно-транспортных накладных на приобретение (согласно ТТН заказчик транспорта Подрядчик);
  • второй – при применении установленного проектно-сметной документацией процента на установление затрат на транспорт в размере – 13,4 % от стоимости использованных материалов.

Установленное завышение СМР возмещено подрядчиком в ходе проверки.

При анализе акта сдачи-приемки выполненных строительно-монтажных работ № 1 по объекту «Электроснабжение фермерского хозяйства» (в ходе плановой проверки комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома) установлено, что в нарушение ч. 4 п.п. 1.2 Декрета Президента Республики Беларусь от 20.12.2007 №9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности» подрядчиком в расчет стоимости выполненных строительных работ включены отчисления в инновационный фонд. Сумма нарушения 3,6 млн. руб. возмещена в республиканский бюджет в ходе проверки.

Анализом порядка заключения, исполнения договора поставки оборудования (поставщик ООО «Э») для объекта «Строительство молочно-товарной фермы» (далее – договор поставки) в ходе проверки бюджетной организации выявлены нарушения законодательства, приведшие к завышению строительно-монтажных работ на сумму 179 млн. рублей. Финансирование договора поставки осуществлялось за счет средств республиканского бюджета.

  Заключение договора поставки произведено с нарушением порядка, установленного Положением по заключению договоров, утвержденного руководителем организации, что привело к наличию двух заключенных договоров одной датой и номером, отличающихся между собой наименованием поставляемого оборудования, составом строительно-монтажных работ.

В нарушение законодательства о государственных закупках, вопреки конкурсному предложению ООО «Э», при заключении второго договора, из состава работ по установке оборудования исключены работы по заливке фундамента. При этом стоимость работ по установке не изменялась.

Поставщиком ООО «Э» поставлено оборудование на 33 банковских дня позже, чем установлено договором поставки.

При этом договором поставки не была предусмотрена ответственность за нарушение сроков поставки.

Подписание должностными лицами организации актов выполненных строительно–монтажных работ по монтажу и пуску-наладке оборудования произведено при отсутствии выполнения в полном объеме указанных работ по факту, что повлекло завышение стоимости строительно-монтажных работ, подлежащих оплате за счет средств республиканского бюджета, в сумме 25,1 млн. рублей (включение в акты выполненных работ затрат на премирование).

В нарушение условий договора поставки организацией необоснованно дополнительно представлены в казначейство документы по устройству фундамента под оборудование и в результате казначейством оплачены ООО «Э» работы по устройству фундамента на сумму 153,9 млн. рублей, которые ранее включены в цену договора поставки оборудования.

Материалы указанной проверки направлены в правоохранительные органы для дачи правовой оценки действиям (бездействиям) должностных лиц организации.

Справочно:

Согласно пункту 8.15 инструкции 39/69  при завышении стоимости фактически оплаченных строительно-монтажных и ремонтных работ вред определяется в размере выявленного завышения и процентов, начисленных на сумму выявленного завышения. Размер процентов рассчитывается с даты причинения вреда по дату обнаружения вреда с использованием ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на дату обнаружения вреда. Датой обнаружения вреда считается дата составления акта проверки. 

Нарушения бюджетного законодательства 

В нарушение статьи 44 Кодекса об образовании, пунктов 58, 59, Положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2013 № 269, учреждением образования в 2013 году не взималась и не перечислялась в республиканский бюджет плата за пользование жилым помещением в общежитиях с части абитуриентов подготовительных курсов по системе НИСПО. Сумма нарушения составила 28,6 млн. рублей.

В нарушение статьи 138 Бюджетного кодекса Республики Беларусь часть расходов бюджета в сумме 9,3 млн. рублей, предназначенных для осуществления предмета деятельности согласно Уставу учреждения образования, была необоснованно направлена на выплату премий преподавателям за проведение курсов по системе НИСПО, которые по законодательству должны проводится на платной основе.

В ходе проверки указанные суммы нарушений возмещены, в том числе в республиканский бюджет. 

Проверкой учреждения «Г» за период с 01.01.2010 по 30.06.2013 выявлены отдельные недостатки и нарушения бюджетного законодательства, неэффективное использование средств республиканского бюджета, в том числе:

1. Выявлено использование средств республиканского бюджета с нарушением законодательства в сумме 621,6 млн. рублей.

Выделенные учреждению в 2010–2013 годах бюджетные средства на текущее финансирование использованы для закупки семян, удобрений и средств защиты, которые впоследствии безвозмездно переданы подчиненным организациям для использования ими в коммерческой деятельности, приносящей доходы, а не на деятельность, осуществляемую за счет бюджетных средств.

Справочно: Согласно уставам организаций, помимо основной деятельности (организация, управление, отработка методики и совершенствование оценки …) они вправе заниматься деятельностью, приносящей доходы, основанной только на принципах самофинансирования.

2. Учреждением в течение 2010–2013 годов не соблюдались законы Республики Беларусь о республиканском бюджете на 2010, 2011, 2012, 2013 годы, в части компенсации расходов республиканского бюджета за счет заявителей за проведение экспертной оценки сортов иностранной селекции, не имеющих большой хозяйственно-экономической ценности.

Прямые расходы республиканского бюджета на проведение экспертной оценки с нарушением законодательства составили 25,1 млн. рублей.

3. В результате завышения подведомственными организациями в расчетах затрат на проведение грунтового контроля в соответствии с «Программой развития селекции и семеноводства зерновых, зернобобовых, технических и кормовых культур в 2008–2013 годах» излишне получено из средств республиканского бюджета 53,9 млн. рублей.

4. В нарушение Инструкции о порядке планирования, учета и использования средств, получаемых организациями, финансируемыми из бюджета, от приносящей доходы деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов от 12.11.2002 №152 (действовала в проверяемом периоде), планируемые и фактические расходы на оплату транспортных, коммунальных услуг, услуг связи за счет внебюджетных средств произведены в меньших объемах, нежели их следовало осуществить с учетом соответствующего расчета. Вследствие указанного нарушения учреждением переплачено за счет бюджетных средств расходов по коммунальным платежам на сумму 149,2 млн. рублей.

5. Приобретенный учреждением в 2009 году за счет средств республиканского бюджета объект основных средств «Система сбора и обработки данных» первоначальной стоимостью 180,0 млн. руб. у поставщика ООО «ИГ» на момент окончания проверки не функционировал. Основной причиной является несоблюдение учреждением требований технического задания по документальному подтверждению прохождения апробации, опытной эксплуатации системы, сдачи системы в промышленную эксплуатацию.

Общая сумма средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства, составила 849,8 млн. рублей, которая возмещена учреждением, подчиненными организациями (с учетом ставки рефинансирования НБ РБ) за счет доходов, получаемых от деятельности, приносящей доходы, а также сокращения предусмотренных из республиканского бюджета средств на финансирование учреждения.

Справочно:

Пунктом 2 статьи 138 Бюджетного кодекса определено, что использование бюджетных средств с нарушением бюджетного законодательства влечет приостановление или ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств либо взыскание в бесспорном порядке в доход соответствующего бюджета полученных бюджетных средств с начислением процентов в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на дату взыскания за каждый день с даты такого использования по дату возмещения (взыскания). В случае добровольного возмещения средств бюджета, использованных с нарушением бюджетного законодательства, начисление процентов производится в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь на дату их уплаты за каждый день с даты их использования по дату уплаты.

Проверкой комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома выявлено незаконное получение средств из бюджета на сумму 12,8 млн. руб. (восстановлены в бюджет в ходе проверки), неэффективное использование средств республиканского бюджета в сумме 6 681 млн. руб. при реализации Государственной целевой программы развития плодоводства на 2004–2010 годы «Плодоводство» (далее — Программа). Анализ проектно-сметной документации, актов сдачи-приемки выполненных строительно-монтажных работ по реконструкции картофелехранилища в сельхозорганизации подтвердил проведенную реконструкцию под плодоовощехранилище, а не плодохранилище, как было предусмотрено Программой. 

В ходе проведения проверок комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию были проанализированы принимаемые меры по созданию интеграционных комплексов по производству, хранению, переработке и реализации плодоовощной продукции, картофеля и картофелепродуктов в рамках исполнения Государственной комплексной программы развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства в 2011–2015 годах. По результатам проверок по инициативе управления ведомственного контроля с участием специалистов главного управления растениеводства Минсельхозпрода, Академии наук РБ проведено совещание, на котором были рассмотрены нарушения, допущенные в ходе реализации Государственной комплексной программы, и намечены пути их устранения.

Решения, принятые на совещании, нашли отражение в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 27.06.2013 № 551 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1926», которым оптимизированы мероприятия Государственной комплексной программы развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства в 2011–2015 годах.

В ходе мониторинга эффективности работы организации хлебопродуктов установлено, что ЧПТУП «А», учредителем которого являлась организация хлебопродуктов, в течение 2012 – марта 2014 по учету завышались данные и в органы государственной статистики представлялись недостоверные сведения о фактическом наличии поголовья свиней.

Проведенным мониторингом установлено, что завышению данных о фактическом наличии поголовья свиней, способствовало отсутствие контроля со стороны учредителя за финансово-хозяйственной деятельностью учрежденного частного предприятия. В нарушение норм Устава частного предприятия учредителем ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятия не проводились.

В нарушение статьи Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» не проводились (либо проводились формально) инвентаризации поголовья свиней, осуществление которых обязательно (перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально-ответственных лиц), не соблюдались требования законодательства при документировании результатов инвентаризаций.

Материалы о результатах мониторинга направлены в Министерство внутренних дел. 

По результатам проверок проверяемым субъектам Минсельхозпродом направлены требования по устранению нарушений. Осуществляется контроль за их  выполнением. 

 
Поделиться: