Версия для слабовидящих
Цветовая схема:
A
A
Размер шрифта:
A A A A
ГлавнаяEa?oa naeoa Ia?aoiay naycu

Типичные нарушения, выявленные проверками в рамках ведомственного контроля в первом полугодии 2015 года

 С целью своевременного предупреждения и пресечения нарушений законодательства, устранения условий им способствующим управлением ведомственного контроля Минсельхозпрода (далее — управление) направляется информация о типичных нарушениях,  выявленных в ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности.

За первое полугодие 2015 года управлением проведено 6 проверок организаций, входящих в систему Минсельхозпрода, в том числе в соответствии с координационными планами контрольной (надзорной) деятельности — 4 проверки, внеплановых — 2 проверки по поручениям органов уголовного преследования.

Проверками деятельности организаций, входящих в систему Минсельхозпрода, выявлены нарушения законодательства во всех проверенных организациях.

Установленные нарушения в 4 организациях привели к финансовым потерям, подлежащих возмещению (восстановлению) в бюджет или организациям, на общую сумму 324,3 млн. рублей. Выявлено неэффективное использование денежных средств (материальных ценностей) на сумму свыше 1 млрд. рублей.

По результатам проверок к административной ответственности привлечено 8 должностных лиц, 13 – к дисциплинарной ответственности, в том числе 2 – уволено.

Основные нарушения:

  • не начисление и не предъявление к оплате сумм процентов (в соответствии с договорами) за несвоевременное перечисление платежей по договорам аренды;
  • недостачи, излишки товарно-материальных ценностей;
  • неэффективное использование денежных средств и материальных ценностей;
  • не принятие мер учреждениями образования по возмещению организациями негосударственной формы собственности убытков, связанных с содержанием жилых помещений в общежитии, предоставленных работникам указанных организаций;
  • не своевременная выплата заработной платы, отпускных и расчетных сумм при увольнении работников; 
  • нарушения требований законодательства о бухгалтерском учете и отчетности, законодательства о закупках товаров (работ, услуг) и др.,

В ходе проверки одного из рыбхозов установлено, что потери рыбопосадочного материала на двух прудах по материально-ответственному лицу составили 100 %, что привело к причинению обществу материального ущерба (убытка) на сумму129,5 млн. рублей. Фактически осенью при облове прудов рыбы (карп, толстолобик, карась) не было выловлено.

Одной из причин, способствовавшей образованию ущерба, явились нарушения законодательства при составлении первичных учетных документов. Так, в нарушение требований пункта 2 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» в рыбхозе для оформления хозяйственной операции по передаче и перемещению с использованием транспортного средства рыбопосадочного материала с зимовальных прудов в подотчет материально-ответственного лица (мастера участка) применялся первичный учетный документ, не отражающий всех сведений о содержании хозяйственной операции (в части использованного транспортного средства).

Также в ходе проверок устанавливались случаи несвоевременного оформления учетных документов и нарушение установленных сроков для передачи их в бухгалтерию для отражения в бухгалтерском учете, что является нарушением пункта 5 Закона о бухгалтерском учете и отчетности. Указанные нарушения создают условия для хищения товарно-материальных ценностей.

Устанавливались случаи наличия просроченных задолженностей по уплате арендных платежей, платежей за коммунальные услуги арендаторами. Причиной наличия просроченных задолженностей явилось не предъявление (несвоевременное предъявление) санкций со стороны организаций – арендодателей к арендаторам за просрочку платежей в соответствии с договорами аренды, не расторжение договоров аренды.

Выявлялись случаи не истребования учреждением образования возмещения убытков в полном объеме организациями негосударственной формы собственности, связанных с содержанием жилых помещений в общежитии, предоставленных работникам данных организаций.

Справочно:

Пунктом 54 Положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2013 № 269 (далее – постановление № 269), установлено, что убытки, связанные с содержанием жилых помещений в общежитии, предоставленных работникам организаций негосударственной формы собственности (по ее ходатайству), возмещаются данными организациями в полном объеме пропорционально площади, занимаемой этими работниками. 

Положение об общежитии учреждения образования не было приведено в соответствие с постановлением № 269.

В нарушение условий контракта, заключенного с руководителем бюджетной организации, без согласования с Минсельхозпродом руководителю предоставлялась материальная помощь в виде оказания транспортных услуг со скидкой.

Работниками управления в ходе проверок выявлялись излишки и недостачи товарно-материальных ценностей. Анализ причин их возникновения указывает на формальный подход на предприятиях к организации проведения инвентаризаций, ослабленный контроль со стороны руководителей за работой инвентаризационных комиссий. Установленные недостачи, излишки товарно-материальных ценностей могли быть выявлены в ходе ежегодных обязательных инвентаризаций.

Анализом организации проведения государственных закупок и закупок за счет собственных средств предприятий выявлялись следующие нарушения законодательства:

  • в нарушение подпункта 2.1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 (последняя редакция от 04.03.2015) «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229) в одной из организаций не был разработан и не утвержден порядок осуществления закупок за счет собственных средств, в котором определяются виды процедур закупок, условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, иные положения, связанные с осуществлением закупок;
  • в нарушение требований пункта 1 статьи 30 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» в некоторых организациях не ведутся дела по процедурам государственных закупок»;
  • в нарушение пункта 2 статьи 30 Закона Республики Беларусь о государственных закупках в проверяемом периоде не составлялись справки о проведении процедур государственных закупок (в делах по процедурам государственных закупок отсутствуют);
  • в нарушение абзаца четвертого пункта 9 Положения о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 (ред. от 30.01.2015) «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 778) Заказчик не обеспечивалознакомление членов комиссии с законодательством о государственных закупках, в том числе с настоящим Положением;
  • сообщения о результатах конкурентных процедур закупок размещались в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» с нарушением сроков, установленных пунктом 2.10 постановления № 229.

Допускались нарушения нормативных правовых актов Республики Беларусь при обращении с отходами производства.

К примеру, не были разработаны Инструкции по обращению с отходами производства. Не получены разрешения на хранение и захоронение отходов производства. Приказами не назначены ответственные лица за координацию работ по обращению с отходами производства, а также за общий учет отходов. Не проводилась инвентаризация отходов производства.

Ответственность за нарушение законодательства об обращении с отходами предусмотрена статьей 15.63 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В нарушение статьи 13 Закона Республики Беларусь от 05.09.1995 №  3848-XII «Об обеспечении единства измерений» на момент проведения проверок в некоторых предприятиях отсутствовала поверка механических и электронных спидометров на легковых и грузовых автомобилях, ответственные лица за организацию указанных работ не назначены.

Устанавливались факты нарушения сроков выплат, установленных законодательством, отпускных, сумм, причитающихся от нанимателя уволенным работникам.

В соответствие с частью 1 статьи 9.19 Кодекса Республики Беларусь от 21.04.2003 №194-З (ред. от 11.07.2014) «Об административных правонарушениях», за нарушение нанимателем порядка и сроков выплаты заработной платы предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа в размере от четырех до двадцати базовых величин.

При этом следует учесть, что Законом Республики Беларусь от 10.01.2015 № 243-З «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» с 22.02.2015 срок привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.19 КоАП, увеличен с двух месяцев до одного года со дня совершения.

По результатам проверок проверяемым субъектам Минсельхозпродом направлены требования по устранению нарушений. Осуществляется контроль за их  выполнением.

 

Информация направляется с целью своевременного предупреждения и пресечения нарушений законодательства, в том числе коррупционной направленности, устранению условий им способствующим.

 
Поделиться: