Версия для слабовидящих
Цветовая схема:
A
A
Размер шрифта:
A A A A
ГлавнаяEa?oa naeoa Ia?aoiay naycu

Типичные нарушения, выявленные проверками в рамках ведомственного контроля во втором полугодии 2015 года

 С целью своевременного предупреждения и пресечения нарушений законодательства, устранения условий им способствующим управлением ведомственного контроля Минсельхозпрода (далее — управление) направляется информация о типичных нарушениях,  выявленных в ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности во втором полугодии 2015 года.

За 2015 год в рамках ведомственного контроля проведено 15 проверок, в том числе в соответствии с координационными планами контрольной (надзорной) деятельности — 13 проверок, внеплановых — 2 проверки по поручениям органов уголовного преследования. Из 15 проверенных организаций пять являются бюджетными, восемь – открытые акционерные общества с долей собственности государства, две — республиканские унитарные предприятия.

Работа управления ведомственного контроля направлена на профилактику, предупреждение совершения нарушений законодательства в различных сферах деятельности подчиненных организаций.

За январь-декабрь 2015 г. проверками выявлены нарушения законодательства во всех проверенных организациях.

В частности, установленные нарушения в 11 организациях привели к финансовым потерям, подлежащих возмещению (восстановлению) в бюджет или организациям, на общую сумму 434,5 млн. рублей, в том числе в результате нарушения бюджетного законодательства – 36,9 млн. руб., недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей – 139,3 млн. рублей. Установлены случаи неэффективного использования денежных средств (материальных ценностей) на общую сумму 1 061,8 млн. руб.

По 13 материалам, направленным в органы, ведущие административный процесс, наложено штрафов на сумму 7,0 млн. руб., в том числе на 1 юридическое лицо – 1,8 млн. руб., на 9 должностных лиц – 5,2 млн. руб.

Всего по результатам проверок привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности 45 должностных лиц, в том числе с одним должностным лицом не продлен контракт (освобожден от занимаемой должности). За допущенные нарушения лишены премий 11 должностных лиц на общую сумму 9,5 млн. руб.

В ходе проверок выявлялись следующие нарушения:

  • бюджетного законодательства;
  • не начисление и неполучение сумм процентов (в соответствии с договорами) за несвоевременное перечисление платежей по договорам аренды;
  • недостачи, излишки товарно-материальных ценностей;
  • неэффективное использование денежных средств и материальных ценностей;
  • не принятие мер проверяемыми субъектами по возмещению организациями негосударственной формы собственности убытков, связанных с содержанием жилых помещений в общежитиях, предоставленных работникам указанных организаций;
  • требований законодательства о бухгалтерском учете и отчетности;
  • законодательства о  закупках товаров (работ, услуг);
  • норм уставов акционерных обществ при принятии руководителями управленческих решений.

В 3-х организациях в ходе плановых проверок установлены нарушения бюджетного законодательства всего на сумму 36,8 млн. руб. (возмещены в бюджет в полном объеме с начислением процентов).

Так в некоторых организациях в нарушение пункта 23 Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 № 641, доходы, бюджетные ассигнования, расходы по оплате товаров (работ, услуг), произведенные за счет внебюджетных средств и средств бюджета, приобретенное за счет внебюджетных средств и средств бюджета имущество не учитывалось раздельно.

Также в нарушение Трудового кодекса, при отсутствии направлений нанимателя, договоров в сфере образования, иных оснований, предусмотренных коллективным или трудовым договором, бюджетной организацией производилась оплата социального учебного отпуска специалистам за счет бюджетных средств. В результате необоснованные выплаты из бюджета составили всего – 8,7 млн. руб., которые возмещены за счет виновных лиц.

При осуществлении административных процедур должностными лицами бюджетной организации не всегда требовалось от субъектов предпринимательской деятельности подтверждение платы за их осуществление в соответствии перечнем административных процедур. По этой причине в доход республиканского бюджета организацией не были уплачены неналоговые доходы (плата за услуги (работы) оказываемые (выполняемые) при осуществлении административных процедур) в сумме 8,2 млн. руб.

Имели место случаи, когда организацией не соблюдались установленные сроки выполнения научно-исследовательской работы за счет бюджетных средств, излишнего получения бюджетных средств, вследствие завышения в расчетах. В ходе проверки виновными восстановлены в бюджет суммы нарушений бюджетного законодательства с учетом процентов по ставке рефинансирования Национального банка Республики Беларусь.

В ходе мониторинга целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных организациям, входящим в систему Минсельхозпрода, в рамках выполнения мероприятий  Государственной программы развития производства ветеринарных препаратов на 2010 — 2015 годы установлены нарушения пункта 12 Положения о порядке создания и об условиях деятельности временных научных коллективов, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.06.2009 № 349 (ред. от 02.04.2012) «О мерах по совершенствованию порядка создания и условий деятельности временных научных коллективов».

Так, некоторыми учреждениями образования для выполнения НИР за счет средств бюджета были  созданы временные научные коллективы, в то время как такая возможность в договоре между государственным заказчиком и организацией-исполнителем на выполнение научных исследований не была определена.

Выявлялись в ходе проверок недостатки в организации осуществления государственных закупок, закупок за счет собственных средств организаций.

В нарушение требований пункта 2 статьи 18 Закона о государственных закупках и подпункта 2.10 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» информация о закупках не всегда размещалась на официальном сайте, чем ограничивался доступ поставщиков при проведении закупок.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 11.16 и статьей 11.77. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение требований к порядку осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг), а также закупок за счет собственных средств юридических лиц, имущество которых находится в государственной собственности, хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности, влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин.

Не на должном уровне находится работа по обеспечению сохранности основных средств, других материальных ценностей, о чем свидетельствуют факты выявления в ходе проверок недостач, либо излишков горюче-смазочных материалов, объектов основных средств, необоснованного списания за счет средств организаций расходов на спецодежду, выданную и списанную ранее определенного срока службы. Сумма недостач, стоимости спецодежды, списанной ранее определенного срока службы, возмещены за счет виновных лиц, излишки товарно-материальных ценностей оприходованы, привлечены к дисциплинарной ответственности должностные лица, чьи действия (бездействие) способствовали возникновению недостач, излишков.

Причинами выявленных в ходе проверок недостач и излишков товарно-материальных ценностей явились нарушения в бухгалтерском учете, не соблюдение требований Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180, формальное проведение инвентаризаций.

Во многих проверенных организациях в бухгалтерском учете числилась дебиторская и кредиторская задолженности с истекшим сроком исковой давности.

В нарушение пункта 27 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (ред. от 31.12.2013), кредиторская задолженностьпо которой срок исковой давности истек, своевременно не списывалась в бухгалтерском учете на счет учета доходов организаций на дату, следующую за днем истечения срока исковой давности.

Несвоевременное списание кредиторской задолженности (по которой срок исковой давности истек) приводит к занижению налогооблагаемой базы налога на прибыль и возможному наложению на организацию штрафных санкций.

Не проводились 100 % инвентаризации расчетов с контрагентами. В связи с выборочным характером сверки расчетов в выборку могли не попасть организации, по которым отражены обороты в результате неумышленных операций при разноске, ликвидируемые организации.

На ГУ «Молодечненская сортоиспытательная станция» установлен факт неэффективного использования средств, затраченных на организацию автоматизированной системы бухгалтерского учета. Так согласно данным бухгалтерского учета на станции числится 1-С. Бухгалтерия, сетевая версия, которая была закуплена в 2008 году и не применяется. Вместе с тем, бухгалтерский учет на станции ведется вручную. Сумма средств использованных станцией неэффективно на приобретение, внедрение и сопровождение ИС Бухгалтерия 7.7» составила 4,8 млн. руб.

Плановой проверкой деятельности  ЗАО «Мясо-молочная компания» установлена необоснованная оплата субъекту РФ 52,7 млн. бел. руб. (по курсу НБ РБ) в результате завышения объема предоставленных услуг.

Ущерб в сумме 52,7 млн. руб., допущенный по вине должностных лиц акционерного общества, погашен в ходе проверки.

Также в указанной организации нарушались установленные законодательством сроки завершения внешнеторговых операций. Не проводилась работа (либо своевременно не принимались должные меры, по взысканию дебиторской задолженности. Имела место практика по необоснованному продлению сроков оплаты за поставленную продукцию. Все это способствовало наступлению неплатежеспособности предприятия. Акт проверки для дачи правовой оценки действиям (бездействию) должностных лиц общества направлен в правоохранительные органы.

Выявлялись нарушения жилищного законодательства.

Так бывший директор ОАО «Минскагротранс» Коваль В.П., директор Слуцкого филиала Дытченков В.С. не обеспечили заключение договора найма жилого помещения работником предприятия и взимание платы за пользование жилым помещением, чем был причинен Обществу материальный ущерб в сумме 3,4 млн. руб. По результатам проверки приняты меры по возмещению ущерба.

Не предпринимались меры проверяемыми субъектами по возмещению убытков в полном объеме организациями негосударственной формы собственности, связанных с содержанием жилых помещений в общежитии, предоставленных работникам данных организаций (нарушен пункт 54 Положения об общежитиях, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2013 №269). По результатам проверок организациями возмещены с учетом ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь суммы убытков по содержанию общежития, оплаченных за счет средств бюджета и подлежащих возмещению на сумму 7,8 млн. руб., в иных случаях обеспечивается взыскание в порядке хозяйственного судопроизводства (17,8 млн. руб.).

В части соблюдения законодательства в строительстве устанавливались следующие нарушения.

В нарушение пункта 7.4. составление сметной документации на работы по текущему ремонту зданий и сооружений осуществлялось не на основании дефектного акта. Дефектные акты по текущему ремонту зданий и сооружений не составлялись (ОАО «Минскагротранс»).

Необоснованно в связи с отсутствием контроля и в нарушение ресурсно-сметных норм на строительные конструкции и работы завышался расход материалов на выполнение строительных работ, что приводило к завышению их стоимости.

В нарушение требований Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам», в договорах подряда не указывались существенные условия.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 9.25. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях отсутствие в гражданско-правовых договорах условий, установленных законодательством, влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере десяти процентов от суммы договора, а при невозможности ее установления — до пятнадцати базовых величин.

В ходе проверок устанавливались случаи не соблюдения руководителями норм уставов предприятий при принятии управленческих решений, что может способствовать совершению коррупционных правонарушений. Так, имели место случаи, когда в нарушение уставов без наличия согласования наблюдательных советов производилась реализация основных средств, заключение договоров аренды, устанавливались размеры коэффициента, учитывающего спрос на аренду недвижимого имущества.

Информация о результатах проверок, а также копии требований направлены в вышестоящие организации для организации работы по устранению выявленных нарушений законодательства, привлечению виновных к дисциплинарной и материальной ответственности.

О выявленных нарушениях законодательства, условиях и причинах им способствовавшим, достаточности принимаемых мер руководством проверяемых организаций, информация доведена до руководства министерства, по которым приняты соответствующие решения.

В 2015 году результаты проверок рассмотрены на 3 заседаниях комиссии Минсельхозпрода по противодействию коррупции, на которых заслушаны отчеты 9 должностных лиц о проводимых мероприятиях, направленных на исключение причин и условий, способствующих коррупционным правонарушениям.

 
Поделиться: