Версия для слабовидящих
Цветовая схема:
A
A
Размер шрифта:
A A A A
ГлавнаяEa?oa naeoa Ia?aoiay naycu

Развитие села и повышение эффективности аграрной отрасли

ДИРЕКТИВА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

4 марта 2019 г. № 6

О развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль – сельское хозяйство являются для нашей страны ведущими системообразующими сферами экономики, формирующими рынок сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и социальный потенциал на территории сельской местности.

Ежегодно сельским хозяйством формируется более 7 процентов валового внутреннего продукта Республики Беларусь и 15,5 процента в общем объеме экспорта товаров. С 2005 года объем валовой продукции сельского хозяйства вырос в 1,7 раза.

Численность работников, занятых в сельском хозяйстве, составляет около 300 тыс. человек, или 8 процентов от общей численности работающих.

На территории сельской местности проживает 22 процента населения республики.

По производству абсолютного большинства видов сельскохозяйственной продукции на душу населения Беларусь превосходит страны СНГ. Так, в 2017 году в республике на душу населения произведено 675 килограммов картофеля, 127 килограммов мяса, 771 килограмм молока, 375 штук яиц, 842 килограмма зерна.

С 2010 года продовольственная безопасность страны обеспечивается в полной мере. Более того, по таким продуктам, как яйца, мясо, молоко, уровень самообеспечения в 1,3–2,3 раза превышает потребность.

По уровню продовольственной безопасности Республика Беларусь характеризуется как государство с благоприятной средой, обеспечивающее доступность продовольствия. Практически по всем основным продуктам питания потребление соответствует медицинским нормам.

Беларусь на протяжении последних лет наряду с Австралией, Новой Зеландией, Аргентиной, США и странами Европейского союза входит в пятерку крупнейших экспортеров молочной продукции и в десятку экспортеров мясной продукции.

Белорусская сельскохозяйственная продукция и продукты питания поставляются в 95 стран мира.

Создание условий для дальнейшего устойчивого развития агропромышленного комплекса является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, достижение которой должно способствовать:

  • формированию развитой конкурентной среды;
  • внедрению новых производственных и управленческих технологий;
  • развитию инновационной деятельности;
  • созданию новых рабочих мест;
  • насыщению рынка сельскохозяйственной продукцией и продуктами питания;
  • увеличению налоговых поступлений в бюджет;
  • росту благосостояния и качества жизни сельского населения.

В целях повышения конкурентоспособности белорусской продукции, обеспечения продовольственной безопасности, а также создания условий для динамичного экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания постановляю:

1. Обеспечить устойчивое развитие и функционирование агропромышленного комплекса. Для достижения этой цели:

1.1. Совету Министров Республики Беларусь совместно с Национальной академией наук Беларуси, облисполкомами и другими заинтересованными обеспечивать:

  • поддержание стабильности в производстве сельскохозяйственной продукции в объемах, гарантирующих продовольственную безопасность страны;
  • защиту экономических интересов белорусских производителей сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на внутреннем и внешнем рынках;
  • совершенствование научно обоснованной структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур с учетом почвенно-климатических особенностей областей и специализации регионов в животноводстве;
  • актуализацию на постоянной основе отраслевых регламентов и нормативов при производстве сельскохозяйственной продукции с учетом модернизации и инновационного развития сельскохозяйственного производства;
  • наращивание объемов экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, в том числе к 2020 году до 7 млрд. долларов США в год;
  • стимулирование создания новых производств, в том числе с привлечением средств иностранных инвесторов;
  • применение мер государственной поддержки, направленной на достижение целей и выполнение задач в агропромышленном комплексе;
  • создание (развитие) крупных кооперативно-интеграционных формирований, холдингов с участием организаций, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию;

1.2. Министерству промышленности ежегодно обеспечивать поставку качественной техники сельскохозяйственным организациям, а также ремонт или замену техники, на которую установлен гарантийный срок, в течение суток в случае ее поломки;

1.3. Министерству внутренних дел совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия ежегодно проводить технические осмотры готовности техники к полевым работам;

1.4. облисполкомам:

  • обеспечивать на постоянной основе необходимое количество хранилищ травяных кормов в соответствии с технологической потребностью;
  • осуществлять мероприятия, направленные на сохранение почвенного плодородия сельскохозяйственных земель;
  • ежегодно увеличивать использование кормовых резервов естественных пойменных луговых угодий для наращивания производства мяса крупного рогатого скота, развития овцеводства и козоводства;
  • обеспечить завершение до 1 января 2021 г. начатого строительства (реконструкции) молочнотоварных ферм;
  • увеличивать продуктивность дойного стада, в том числе к 2020 году в сельскохозяйственных организациях не менее 6000 килограммов молока от коровы в год, на молочных комплексах промышленного типа не менее 7000 килограммов;
  • ежегодно повышать экономическую эффективность животноводства на основе селекционно-племенной работы в производстве сельскохозяйственной продукции.

2. Проводить конкурентную экономическую политику, направленную на достижение эффективного функционирования рынка сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. Для этого Совету Министров Республики Беларусь совместно с облисполкомами и другими заинтересованными обеспечивать:

  • осуществление не позднее 2020 года перехода к государственному регулированию цен только на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для республиканских государственных нужд;
  • создание условий для эффективного развития сырьевых зон по производству соответствующих видов сельскохозяйственного сырья;
  • выработку в 2019 году действенного механизма стимулирования поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд;
  • диверсификацию экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания;
  • ежегодное поддержание паритета цен на промышленную продукцию, работы (услуги), используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, и цен на сельскохозяйственную продукцию;
  • недопущение установления межобластных и иных региональных ограничений при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов питания;
  • ежегодное финансирование мероприятий государственных программ в агропромышленном комплексе;
  • реализацию эффективных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе со сроком окупаемости не более 5–7 лет;
  • принятие действенных мер по исключению участия посреднических структур при закупке материально-сырьевых ресурсов, используемых в агропромышленном производстве, а также при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.

3. Осуществлять устойчивое развитие территории сельской местности, стимулировать занятость сельского населения и повышать уровень его жизни. Для этого Совету Министров Республики Беларусь совместно с облисполкомами обеспечивать:

  • безусловное выполнение планов развития и благоустройства сельских населенных пунктов в рамках проекта «деревня будущего»;
  • на постоянной основе повышение уровня государственных социальных стандартов по обслуживанию населения, создающих комфортные условия для жизнедеятельности и проживания граждан на территории сельской местности, путем развития современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающей установленные нормативы (стандарты) качества жизни;
  • ежегодное увеличение заработной платы в сельском хозяйстве до уровня не ниже средней по стране и ее своевременную выплату;
  • содействие развитию личных подсобных хозяйств граждан, субъектов малого предпринимательства на территории сельской местности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • стимулирование создания рабочих мест в несельскохозяйственных сферах деятельности, включая агроэкотуризм, экологический туризм, народные промыслы (ремесла);
  • создание условий для самозанятости на территории сельской местности.

4. Оценивать работу руководящих кадров всех уровней в сельском хозяйстве в зависимости от показателей состояния производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, обеспечения здоровых и безопасных условий труда в возглавляемых ими областях, районах и организациях. В связи с этим:

4.1. руководителям сельскохозяйственных организаций:

  • обеспечить эффективное развитие организаций;
  • соблюдать научно обоснованную структуру посевных площадей сельскохозяйственных культур и отраслевые регламенты и нормативы при производстве сельскохозяйственной продукции;
  • обеспечить наличие ежегодно на начало зимне-стойлового периода полуторагодичного запаса травяных кормов, в том числе с использованием упаковки в полимерные материалы;
  • исключить факты закладки травяных кормов в бурты;
  • принимать меры по увеличению объемов производства продукции по экологически чистым технологиям;
  • обеспечивать поддержание порядка, благоустройство территорий и производственных площадей, сохранность имущества;
  • активизировать использование механизмов добровольного страхования для защиты имущественных интересов сельскохозяйственных организаций;

4.2. возложить на руководителей сельскохозяйственных организаций персональную ответственность за выпуск и реализацию продукции, соответствующей обязательным требованиям технических нормативных правовых актов, технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза, за эффективную эксплуатацию транспортных средств, осуществление мер по обеспечению производственно-технологической и трудовой дисциплины;

4.3. работникам сельскохозяйственных организаций:

  • неукоснительно соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, требования иных документов, регламентирующих вопросы трудовой дисциплины;
  • обеспечивать соблюдение установленных требований к процессам производства и качеству производимой продукции, выполняемых работ.

5. Обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров для сельскохозяйственного производства. Для этого Министерству сельского хозяйства и продовольствия совместно с Министерством образования, облисполкомами и другими заинтересованными:

  • ежегодно организовывать отбор абитуриентов, адаптированных к сельскому укладу жизни и производству, для получения высшего или среднего специального образования по сельскохозяйственным специальностям на условиях целевой подготовки, принимать участие в их практической подготовке и обучении, а также создавать условия труда и быта для закрепления будущих специалистов, рабочих (служащих) в организациях;
  • ежегодно обновлять содержание учебно-программной документации с учетом новейших достижений науки, техники и производства, оснащать учреждения образования современной техникой и оборудованием;
  • организовывать проведение с первого курса учебной (ознакомительной) практики на производстве, повышать эффективность производственной практики студентов и учащихся в сельскохозяйственных организациях;
  • ежегодно обеспечивать качественный отбор кандидатов из числа лиц, достигших высоких результатов в профессиональной деятельности и обладающих управленческими навыками, для последующего их обучения по образовательным программам стажировок руководящих работников и специалистов в сельскохозяйственных организациях, имеющих наилучшие результаты по эффективности сельскохозяйственного производства. При назначении указанных кандидатов на должности руководителей обеспечить закрепление за ними ответственных руководящих работников райисполкомов для оказания содействия на начальном этапе работы;
  • ежегодно организовывать работу по повышению профессиональных знаний и управленческих навыков молодых перспективных руководителей на базе сельскохозяйственных организаций, имеющих наилучшие результаты по эффективности сельскохозяйственного производства;
  • постоянно совершенствовать систему подготовки специалистов, рабочих (служащих), а также систему дополнительного образования взрослых для сельского хозяйства.

6. Совету Министров Республики Беларусь:

  • при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год предусматривать средства на реализацию положений настоящей Директивы, требующих бюджетного финансирования;
  • ежегодно, начиная с 2020 года, до 15 апреля докладывать Главе государства об эффективности принятых мер по реализации настоящей Директивы.

7. Государственным органам и иным организациям обеспечивать соблюдение положений настоящей Директивы, в том числе при подготовке проектов нормативных правовых актов.

8. Национальной академии наук Беларуси:

  • совместно с облисполкомами и другими заинтересованными принимать меры по развитию селекционно-племенной работы в республике и использованию в производстве высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур и пород животных;
  • ежегодно осуществлять анализ выполнения организациями агропромышленного комплекса технологических регламентов и нормативов при производстве сельскохозяйственной продукции.

9. Ответственность за выполнение настоящей Директивы возложить на Совет Министров Республики Беларусь, председателей обл- и райисполкомов, руководителей сельскохозяйственных организаций.

10. Контроль за выполнением настоящей Директивы возложить на Комитет государственного контроля.

Учитывая общественную важность повышения престижа работы в сельском хозяйстве, стимулирования труда, укрепления трудовой дисциплины и усиления ответственности руководителей сельскохозяйственных организаций, призываю:

  • местные Советы депутатов всех уровней, Федерацию профсоюзов Беларуси, общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи» активнее участвовать в популяризации труда и проживания на территории сельской местности, в обеспечении выполнения системы государственных социальных стандартов, решительнее защищать права тружеников села, оказывать содействие в борьбе с пьянством;
  • коллективы работников сельскохозяйственных организаций, всех граждан содействовать реализации положений настоящей Директивы, неукоснительно выполнять требования законодательства, что будет способствовать развитию белорусского села.

Системное решение имеющихся проблем позволит агропромышленному комплексу выйти на качественно новый уровень, обеспечит устойчивое развитие и функционирование аграрного сектора экономики, благоприятные условия для дальнейшего последовательного развития производства и экспорта важнейших видов сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, а также будет способствовать созданию в сельском хозяйстве новых рабочих мест, обеспечивающих высокую производительность труда и рост заработной платы.

К концу 2020 года объемы производства молока в республике должны достигнуть 9 млн. тонн в год, продукции выращивания скота и птицы – 1,8 млн. тонн в год, должен быть обеспечен рост производительности труда в сельском хозяйстве на 40 процентов и уровень заработной платы в отрасли не ниже уровня, складывающегося в среднем в экономике.

 Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

 
Поделиться: