Версия для слабовидящих
Цветовая схема:
A
A
Размер шрифта:
A A A A
ГлавнаяEa?oa naeoa Ia?aoiay naycu

Упорядочение использования финансовых ресурсов государственных организаций и хозяйственных обществ с долей государства в уставных фондах

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

5 мая 2006 г. № 296

Об упорядочении использования финансовых ресурсов государственных организаций и хозяйственных обществ с долей государства в уставных фондах

(в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 266 ; от 28 декабря 2007 г. № 681; от 12 мая 2009 г. № 241; от 1 марта 2010 г. № 108; от 13 июня 2011 г. № 246; от 20 июня 2014 г. № 287;от 30 июня 2014 г. № 325) 

В целях упорядочения использования финансовых ресурсов государственных организаций и хозяйственных обществ с долей государства в уставных фондах постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке предоставления взаем денежных средств государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставных фондах.

2. Установить, что не вправе выступать гарантами, поручителями третьих лиц – юридических лиц негосударственной формы собственности (в том числе доли (акции) в уставных фондах которых находятся в государственной собственности) и физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) по исполнению этими лицами своих обязательств по возврату кредитов, предоставленных банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, за исключением кредитов, выдаваемых на строительство жилых помещений, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь:

  • государственные организации, находящиеся в подчинении (ведении) Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов (кроме некоммерческих организаций по развитию и поддержке субъектов малого предпринимательства, созданных (создаваемых) этими органами), а также входящие в состав государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;
  • хозяйственные общества (кроме банков и небанковских кредитно-финансовых организаций), в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая долями (акциями) в уставных фондах, находящимися в управлении государственных органов и (или) юридических лиц государственной формы собственности, или иным, не противоречащим законодательству образом может определять решения, принимаемые этими обществами.

Ограничения, установленные в части первой настоящего пункта, не распространяются на предоставление указанными государственными организациями и хозяйственными обществами гарантий, поручительств юридическим лицам негосударственной формы собственности по исполнению этими лицами своих обязательств по возврату кредитов, предоставленных банками, если:

  • в уставном фонде данного юридического лица свыше 50 процентов доли (акций) находится в управлении государственной организации или принадлежит хозяйственному обществу, которые предоставляют гарантию, поручительство;
  • указанное юридическое лицо – участник холдинга, управляющей компанией которого является государственная организация или хозяйственное общество, предоставляющие гарантию, поручительство.

3. Утратил силу.

4. Утратил силу.

5. Совету Министров Республики Беларусь принять необходимые меры по реализации данного Указа.

6. Настоящий Указ вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко 

 

УТВЕРЖДЕНО
Указ Президента
Республики Беларусь
05.05.2006 № 296

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке предоставления взаем денежных средств государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставных фондах

1. В настоящем Положении регламентируется порядок предоставления взаем денежных средств, в том числе микрозаймов, государственными организациями и хозяйственными обществами с долей государства в уставных фондах.

2. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:

  • «государственная организация» – организация, находящаяся в подчинении (ведении) Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, а также входящая в состав государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (далее – государственные органы);
  • «хозяйственное общество» – общество, в отношении которого Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая долями (акциями) в уставном фонде, находящимися в управлении государственных органов и (или) юридических лиц государственной формы собственности, или иным, не противоречащим законодательству образом может определять решения, принимаемые этим обществом;
  • «денежные средства, предоставляемые взаем» – денежные средства, остающиеся в распоряжении государственных организаций и хозяйственных обществ после уплаты налогов, сборов (пошлин) и других платежей в республиканский и местные бюджеты, включая государственные целевые бюджетные фонды, в государственные внебюджетные фонды, а также части прибыли в соответствии с законодательством (далее – финансовые ресурсы).

3. Действие настоящего Положения не распространяется на предоставляемые в установленном законодательством порядке:

  • кредиты банков, небанковских кредитно-финансовых организаций;
  • коммерческий заем;
  • займы, в том числе микрозаймы, физическим лицам, за исключением предусмотренных в подпункте 4.2 пункта 4 настоящего Положения;
  • займы, в том числе микрозаймы, субъектам малого предпринимательства некоммерческих организаций по развитию и поддержке субъектов малого предпринимательства, созданных (создаваемых) местными исполнительными и распорядительными органами.

4. Финансовые ресурсы предоставляются взаем:

4.1. юридическим лицам – государственным организациям и хозяйственным обществам на:

  • развитие и расширение производства и его материально-технической базы (в том числе на создание, приобретение основных средств, внедрение новых видов технологий, их модернизацию и ремонт);
  • строительство и содержание в надлежащем состоянии объектов социальной сферы (в том числе спортивных сооружений);
  • пополнение собственных оборотных средств (в том числе на выплату заработной платы, оплату топливных и энергетических ресурсов, приобретение сырья, материалов и комплектующих, необходимых для осуществления производственного процесса), уплату платежей в бюджет, отчислений в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, погашение кредитов банков и процентов по ним, бюджетных ссуд и займов;
  • строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений работникам, состоящим в штатах этих юридических лиц и признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;

4.2. работникам, состоящим в штатах государственных организаций, хозяйственных обществ, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, – этими государственными организациями и хозяйственными обществами для строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений;

4.21. дочерним компаниям холдингов, управляющими компаниями которых выступают государственные унитарные предприятия или хозяйственные общества с долей государства в уставном фонде 50 и более процентов, – этими управляющими компаниями на цели, предусмотренные в подпункте 4.1 настоящего пункта;

4.3. на другие цели по решению Президента Республики Беларусь.

Предоставление финансовых ресурсов взаем организациям, не указанным в абзаце первом подпункта 4.1 настоящего пункта, и индивидуальным предпринимателям, если иное не установлено законодательными актами, не допускается.

5. В договоре займа, в том числе микрозайма, о предоставлении финансовых ресурсов (далее – договор займа о предоставлении финансовых ресурсов) дополнительно к условиям, установленным законодательством, указываются цели предоставления займа в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения, а в случае предоставления займа, в том числе микрозайма, на пополнение собственных оборотных средств юридического лица – также направления его использования.

6. Договор займа о предоставлении финансовых ресурсов подлежит согласованию:

  • государственными организациями – с государственными органами (организациями), в подчинении (ведении) которых они находятся (в состав которых они входят);
  • хозяйственными обществами, доли (акции) в уставных фондах которых находятся в управлении государственных органов или в отношении которых государственные органы могут иным, не противоречащим законодательству образом определять решения, принимаемые этими обществами (за исключением банков), – с такими государственными органами;
  • хозяйственными обществами, являющимися банками, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь, – с советами директоров (наблюдательными советами) этих банков;
  • хозяйственными обществами, доли (акции) в уставных фондах которых находятся в управлении юридических лиц государственной формы собственности, – с государственными органами, в подчинении (ведении) которых имеются такие юридические лица. При этом договор займа о предоставлении финансовых ресурсов представляется для согласования в соответствующий государственный орган подчиненным ему юридическим лицом, осуществляющим управление долями (акциями) в уставных фондах хозяйственных обществ, предоставляющих взаем финансовые ресурсы.

В случае, если доли (акции) в уставных фондах хозяйственных обществ находятся в управлении нескольких государственных органов и (или) юридических лиц государственной формы собственности, договор займа о предоставлении финансовых ресурсов подлежит согласованию с:

  • государственным органом, обладающим свыше 50 процентов доли (акций) государства в уставном фонде хозяйственного общества, либо в подчинении которого находится юридическое лицо государственной формы собственности, либо несколько юридических лиц государственной формы собственности, в управлении которого (которых) имеются свыше 50 процентов доли (акций) государства в уставном фонде хозяйственного общества;
  • несколькими государственными органами, обладающими совокупной долей (акциями) в уставном фонде хозяйственного общества свыше 50 процентов доли (акций) государства, либо в подчинении которых находятся юридические лица государственной формы собственности, в управлении которых в совокупности имеются свыше 50 процентов доли (акций) государства в уставном фонде хозяйственного общества.

7. Для согласования договора займа о предоставлении финансовых ресурсов государственные организации, хозяйственные общества, предоставляющие взаем финансовые ресурсы, направляют в государственные органы, указанные в пункте 6 настоящего Положения, а хозяйственные общества, являющиеся банками, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат Республике Беларусь, представляют на рассмотрение советов директоров (наблюдательных советов) этих банков:

  • обоснование необходимости предоставления этих ресурсов;
  • подписанный сторонами в порядке, установленном законодательством, договор займа о предоставлении финансовых ресурсов с указанием целей (направлений согласно пункту 4 настоящего Положения), на которые заем используется;
  • отчет о прибыли и убытках на последнюю отчетную дату стороны, предоставляющей взаем финансовые ресурсы, а также стороны, их получающей;
  • бизнес-план стороны, получающей взаем финансовые ресурсы, об использовании и возврате заемных средств.

8. Договор займа о предоставлении финансовых ресурсов, подлежащий согласованию в соответствии с настоящим Положением, считается заключенным с момента его согласования в порядке, установленном в этом Положении.

9. Государственные организации и хозяйственные общества, предоставляющие взаем финансовые ресурсы, осуществляют контроль за их целевым использованием.

 
Поделиться: