Версия для слабовидящих
Цветовая схема:
A
A
Размер шрифта:
A A A A
ГлавнаяEa?oa naeoa Ia?aoiay naycu

Национальный план выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по реализации положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, в 2011–2015 годах

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
27 июня 2011 г. N 271

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ПРИНЯТЫХ РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ СТОКГОЛЬМСКОЙ КОНВЕНЦИИ О СТОЙКИХ ОРГАНИЧЕСКИХ ЗАГРЯЗНИТЕЛЯХ, В 2011—2015 ГОДАХ

(в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 17.11.2011 N 529, от 30.03.2012 N 153, от 22.05.2014 N 233) 

В целях реализации положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, принятой в г. Стокгольме 22 мая 2001 года, предотвращения и минимизации их отрицательного влияния на окружающую среду и здоровье населения постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Национальный план выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по реализации положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, в 2011–2015 годах* (далее – Национальный план).

______________________________

*Не рассылается.

2. Совету Министров Республики Беларусь:

  • довести Национальный план до его исполнителей и заинтересованных;
  • при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год предусматривать в установленном порядке средства для реализации мероприятий Национального плана;
  • совместно с облисполкомами, Минским горисполкомом, другими государственными органами обеспечить выполнение Национального плана в установленные сроки;
  • до 1 января 2016 г. обеспечить разработку Национального плана выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по реализации положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, в 2016–2020 годах и внести его на рассмотрение Президента Республики Беларусь;
  • принять иные меры по реализации настоящего Указа.

3. Рекомендовать местным Советам депутатов предусматривать в установленном порядке при формировании местных бюджетов на очередной финансовый год средства для реализации мероприятий Национального плана.

4. Признать утратившими силу:

  • Указ Президента Республики Беларусь от 12 июня 2007 г. № 271 «Об утверждении Национального плана выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, на 2007–2010 годы и на период до 2028 года» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 145, 1/8663);
  • подпункт 1.65 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12 мая 2009 г. № 241 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам бюджетных отношений и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 119, 1/10688);
  • пункт 2 Указа Президента Республики Беларусь от 17 апреля 2010 г. № 184 «О внесении изменений в указы Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 251 и от 12 июня 2007 г. № 271» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 95, 1/11551).

5. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на Совет Министров Республики Беларусь.

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент Республики Беларусь

А.Лукашенко

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Указ Президента
Республики Беларусь

27.06.2011 № 271

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН
выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по реализации положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, в 2011–2015 годах

ГЛАВА 1
ВВЕДЕНИЕ

С учетом высокой токсичности стойких органических загрязнителей, склонности к накоплению в компонентах природной среды, организме человека и животных, способности перемещаться на большие расстояния, а также даже в чрезвычайно малых концентрациях проявлять генотоксический, иммунотоксический и канцерогенный эффекты проблема применения таких загрязнителей международным сообществом определена как глобальная экологическая угроза, требующая принятия немедленных мер.

Международные требования к обращению со стойкими органическими загрязнителями установлены Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях, принятой в г. Стокгольме 22 мая 2001 года (далее – Стокгольмская конвенция).

Первоначально в Стокгольмскую конвенцию было включено 12 самых опасных из когда-либо синтезированных стойких органических загрязнителей, из них 9 – хлорсодержащие пестициды: альдрин, дильдрин, хлордан, дихлор-дифенил-трихлорэтан, эндрин, гептахлор, гексахлорбензол, мирекс и токсафен, остальные – полихлорированные бифенилы и выбросы полихлорированных дибензо-п-диоксинов и дибензофуранов (далее – диоксины и фураны), гексахлорбензола и полихлорированных бифенилов – веществ, длительное время использовавшихся в качестве диэлектрической или охлаждающей жидкости в электрооборудовании, пластификаторов и других добавок при производстве лаков, красок, смазочных масел, гидравлических жидкостей.

На четвертом совещании Конференции Сторон Стокгольмской конвенции, состоявшемся 4–8 мая 2009 г. в г. Женеве, принято решение о внесении поправок в приложения А, В и С к Стокгольмской конвенции.

В эти приложения были включены новые химические вещества: хлордекон, гексабромдифенил, пентахлорбензол, линдан, альфа-гексахлорциклогексан, бета-гексахлорциклогексан, тетрабромдифениловый эфир и пентабромдифениловый эфир (коммерческий пентабромдифениловый эфир), гексабромдифениловый эфир и гептабромдифениловый эфир (коммерческий октабромдифениловый эфир), перфтороктановая сульфоновая кислота, ее соли и перфтороктановые сульфонилфториды (ПФОС).

Принято решение о включении в Стокгольмскую конвенцию:

  • хлордекона, гексабромдифенила, альфа-гексахлорциклогексана, бета-гексахлорциклогексана в Приложение А;
  • пентахлорбензола в Приложение С;
  • линдана в Приложение А с исключением продолжения его использования в фармацевтических целях.

Пентабромдифениловый эфир и октабромдифениловый эфир также вошли в списки Стокгольмской конвенции. При этом разрешена переработка товаров, содержащих эти вещества, и их экспорт до 2030 года.

Во исполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь по реализации положений Стокгольмской конвенции (Указ Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2003 г. № 594 «О присоединении Республики Беларусь к Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 1, 1/5208), а также в целях определения эффективных мер по решению проблемы применения стойких органических загрязнителей в Республике Беларусь разработан Национальный план выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, на 2007–2010 годы и на период до 2028 года, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2007 г. № 271 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 145, 1/8663) (далее – Национальный план на 2007–2010 годы).

На основании анализа ситуации в области обращения со стойкими органическими загрязнителями и с учетом выполненных мероприятий Национального плана на 2007–2010 годы разработаны мероприятия по реализации Национального плана выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по реализации положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, в 2011–2015 годах согласно приложению.

ГЛАВА 2
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТОЯЩЕГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

Стратегической целью настоящего Национального плана является обеспечение охраны здоровья человека и окружающей среды от воздействия стойких органических загрязнителей.

Первоочередными задачами настоящего Национального плана определены:

  • осуществление экологически безопасного хранения и обезвреживания существующих в республике отходов, содержащих стойкие органические загрязнители;
  • выявление, обследование, очистка территорий, загрязненных стойкими органическими загрязнителями, восстановление нарушенного состояния окружающей среды;
  • развитие Национальной системы мониторинга окружающей среды и мониторинга состояния здоровья населения в связи с воздействием стойких органических загрязнителей;
  • сокращение и прекращение непреднамеренных выбросов стойких органических загрязнителей в результате их производства;
  • формирование и совершенствование законодательства Республики Беларусь в области обращения со стойкими органическими загрязнителями;
  • совершенствование системы учета стойких органических загрязнителей;
  • осуществление обмена информацией по решению проблемы стойких органических загрязнителей с секретариатом и Сторонами Стокгольмской конвенции;
  • информирование общественности по вопросам стойких органических загрязнителей;
  • повышение эффективности научных исследований в области стойких органических загрязнителей.

ГЛАВА 3
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА НА 2007–2010 ГОДЫ

На первом этапе (2007–2010 годы) проводилась работа по:

  • совершенствованию законодательства в области обращения со стойкими органическими загрязнителями;
  • обследованию и очистке территорий, загрязненных стойкими органическими загрязнителями;
  • развитию национальной системы мониторинга окружающей среды и мониторинга состояния здоровья населения, экологически безопасного хранения и обезвреживания отходов, содержащих стойкие органические загрязнители.

В соответствии с Национальным планом на 2007–2010 годы принят ряд нормативных правовых и технических нормативных правовых актов, устанавливающих природоохранные требования при обращении со стойкими органическими загрязнителями.

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды утверждены Правила обращения с оборудованием и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы.

В целях создания необходимой методической базы мониторинга стойких органических загрязнителей в объектах окружающей среды Государственным комитетом по стандартизации утверждены государственные стандарты «Выбросы от стационарных источников. Определение массовой концентрации ПХДД/ПХБФ и диоксидоподобных полихлорированных бифенилов. Часть 2. Экстракция и очистка ПХДД/ПХБФ», «Качество почв. Предварительная подготовка проб для физико-химического анализа» и «Качество почвы. Предварительная подготовка проб для определения органических загрязняющих веществ».

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с Государственным комитетом по стандартизации разработан государственный стандарт «Выбросы от стационарных источников. Определение массовой концентрации ПХДД/ПХДФ и диоксиноподобных полихлорированных бифенилов. Часть 3. Идентификация и количественное определение ПХДД/ПХДФ», совместно с Национальной академией наук Беларуси – технический кодекс установившейся практики «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосфера. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Правила расчета выбросов стойких органических загрязнителей», устанавливающий единый порядок расчета выбросов в атмосферу таких стойких органических загрязнителей, как диоксины и фураны, полихлорированные бифенилы, гексахлорбензол и индикаторные соединения полиароматических углеводородов (бензо(а)перен, бензо(b)флуорантен, бензо(k)флуорантен, индено(1, 2, 3-c, d)пирен), и содержащий удельные показатели выбросов стойких органических загрязнителей для основных категорий источников выбросов в Республике Беларусь.

В целях формирования специализированной базы данных мониторинга стойких органических загрязнителей разработана структура базы данных, в том числе:

  • определены форматы хранения, ввода и сортировки данных с учетом дифференциации по объектам наблюдения с точной идентификацией мест отбора проб;
  • разработан программный модуль для первичной обработки данных мониторинга стойких органических загрязнителей;
  • сформирован массив данных мониторинга стойких органических загрязнителей в поверхностных и подземных водах, почве.

Для расширения функциональных возможностей указанной специализированной базы данных выполнена ее реструктуризация, созданы отдельные, но интегрированные банки данных по объектам окружающей среды (поверхностные и подземные воды, донные отложения и взвеси, почвы), библиотека действующих и потенциальных источников поступления стойких органических загрязнителей в окружающую среду, в районах расположения которых организовано проведение наблюдений.

Осуществлялось ведение и актуализация баз данных:

  • о пестицидах, объектах их размещения и территориях, загрязненных пестицидами;
  • о полихлорированных бифенилах, оборудовании, материалах и отходах, содержащих полихлорированные бифенилы;
  • о территориях, загрязненных полихлорированными бифенилами;
  • об источниках выбросов стойких органических загрязнителей в результате их непреднамеренного производства.

Из семи расположенных на территории Республики Беларусь захоронений непригодных пестицидов (в Брестской области – Гершонское, в Витебской – Верхнедвинское, Городокское, Поставское, в Гомельской – Петриковское, в Гродненской – Слонимское и Могилевской – Дрибинское) в 2007 году ликвидировано Гершонское захоронение. Извлеченные пестициды направлены на коммунальное унитарное предприятие «Комплекс по переработке и захоронению токсичных промышленных отходов Гомельской области».

В 2008–2009 годах в Гомельской области проводились работы по ликвидации Петриковского захоронения непригодных пестицидов. Извлечено и вывезено на названное предприятие 452,1 тонны непригодных пестицидов (380 контейнеров).

Выполнены инженерно-технические мероприятия по снижению вредного воздействия непригодных пестицидов, содержащихся в Верхнедвинском, Городокском, Поставском, Слонимском, Дрибинском захоронениях, восстановлены подъездные пути, обводные каналы для отвода талых вод, ограждения, наблюдательные скважины, выполнено укрытие захоронений пленкой или дополнительным слоем глины, установлены аншлаги.

Проведена работа по переупаковке непригодных пестицидов, хранящихся в сельскохозяйственных организациях. Из 7281,5 тонны выявленных в результате инвентаризации непригодных пестицидов переупаковано свыше 7149 тонн, то есть 95 процентов.

По информации государственного учреждения «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений», на 1 января 2011 г. в республике имелось 153 тонны непереупакованных пестицидов, из них в Витебской области – 99,2 тонны, Гродненской – 21,1 тонны и Минской – 32,7 тонны.

Выполнение мероприятий Национального плана на 2007–2010 годы по актуализации базы данных и инвентаризации полихлорированных бифенилов позволило уточнить и дополнить данные о количестве электротехнического оборудования и отходов, содержащих полихлорированные бифенилы. На начало 2009 года в Беларуси выявлено 54 600 силовых конденсаторов, 308 силовых трансформаторов и 30 емкостей с полихлорированными бифенилами. Общий объем жидких полихлорированных бифенилов в электрооборудовании и емкостях оценивается в 1562 тонны.

В 2007–2010 годах продолжался вывод из эксплуатации электротехнического оборудования, содержащего полихлорированные бифенилы. К настоящему времени выведено из эксплуатации 37 процентов от общего количества силовых конденсаторов и 13 процентов от общего количества силовых трансформаторов, содержащих полихлорированные бифенилы. Основное количество выведенных из эксплуатации конденсаторов принадлежит организациям Министерства промышленности и Министерства энергетики, трансформаторов – организациям Белорусского государственного концерна по нефти и химии и Министерства промышленности.

Выведенное из эксплуатации электротехническое оборудование, содержащее полихлорированные бифенилы, хранится на территории организаций. Около 4500 конденсаторов упакованы в контейнеры для предупреждения утечек полихлорированных бифенилов.

За прошедшее время в большинстве организаций проведена маркировка электротехнического оборудования, содержащего полихлорированные бифенилы, а также мест размещения такого оборудования и отходов. С 2008 года в соответствии с Правилами обращения с оборудованием и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы, в организациях осуществляется их ежегодная инвентаризация.

Республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, разработаны и утверждены отраслевые планы действий по выводу из эксплуатации оборудования, содержащего полихлорированные бифенилы, и доставке его на коммунальное унитарное предприятие «Комплекс по переработке и захоронению токсичных промышленных отходов Гомельской области». Вывоз оборудования и отходов, содержащих полихлорированные бифенилы, пока сдерживается отсутствием на данном предприятии специально подготовленных площадок хранения.

Выполнено рекогносцировочное обследование и выявлены загрязненные почвы на территории более 50 подстанций распределительной сети государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго», ряда тяговых подстанций Белорусской железной дороги и некоторых промышленных предприятий.

В ряде организаций проведены работы по изъятию наиболее загрязненного грунта и его упаковке в металлические или пластмассовые контейнеры. Общий вес извлеченного и упакованного грунта составляет 39 тонн.

Основной задачей в части мониторинга и контроля за стойкими органическими загрязнителями в объектах окружающей среды в 2007–2010 годах было формирование системного подхода к мониторингу, интегрированного в Национальную систему мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь с учетом ее структуры.

Организационные мероприятия по поэтапному развертыванию системы мониторинга стойких органических загрязнителей в объектах окружающей среды на данном этапе включали:

  • формирование приборного и методического обеспечения для проведения измерений содержания стойких органических загрязнителей на различных объектах окружающей среды;
  • проведение предварительных исследований и определение на их основе принципов территориального и целевого формирования сети пунктов мониторинга и регламентов проведения наблюдений;
  • создание технической базы для организации сбора и хранения получаемых данных исследований содержания стойких органических загрязнителей в объектах окружающей среды.

Приобретен и введен в эксплуатацию высокоэффективный жидкостной хроматограф, предназначенный для количественного определения полярных органических соединений, что позволило увеличить объемы выполняемых аналитических работ и точность анализа проб.

Проведено предварительное исследование около 150 потенциальных источников поступления стойких органических загрязнителей (захоронения непригодных пестицидов, полигоны бытовых и промышленных отходов, иловые карты, поля фильтрации и другие), при этом ежегодно отбиралось более 250 проб и выполнялось более 3500 анализов. Это позволило организовать систематические наблюдения за накоплением хлорсодержащих пестицидов и полихлорированных бифенилов в объектах окружающей среды в районах размещения ряда наиболее крупных и потенциально опасных источников поступления стойких органических загрязнителей.

Кроме того, организовано проведение на систематической основе наблюдений за содержанием стойких органических загрязнителей в воде и донных отложениях трансграничных участков 35 рек Республики Беларусь.

В целях развития системы мониторинга здоровья населения республики в связи с воздействием стойких органических загрязнителей Министерством здравоохранения разработана методика одновременного определения остаточных количеств полихлорированных бифенилов и хлорорганических пестицидов в грудном женском молоке и продуктах животноводства с помощью жидкостной хроматографии, предусматривающая требования к проведению анализа продуктов питания, которые могут быть потенциально загрязнены полихлорированными бифенилами (молоко и молочные продукты, мясо и мясопродукты).

В рамках санитарного надзора проведено:

  • более 10 000 анализов на содержание хлорорганических соединений в мясе и мясопродуктах, рыбе и рыбопродуктах, молоке и продуктах, произведенных из молока. Превышений установленных гигиенических регламентов не выявлено;
  • 250 исследований на содержание полихлорированных дибензо-n-диоксинов и дибензо-n-фуранов;
  • 198 исследований образцов продуктов питания, продовольственного сырья и питьевой воды из всех регионов республики на содержание полихлорированных бифенилов.

В 2007 году Министерством жилищно-коммунального хозяйства была произведена закупка 52 котлоагрегатов, в комплект которых входят горизонтальные циклоны-золоуловители, предназначенные для сухой инерционной чистки газов с максимальной температурой 280 °С.

Обеспечено функционирование сайта по проблеме стойких органических загрязнителей, на котором предусматривается размещение и обновление информационных материалов о стойких органических загрязнителях, техническое сопровождение и развитие названного интернет-ресурса.

В целях просвещения граждан республики по вопросам стойких органических загрязнителей в 2008 году на телевизионных каналах закрытых акционерных обществ «Столичное телевидение», «Второй национальный телеканал», Национальной государственной телерадиокомпании (Первый канал) периодически размещался цикл социальных видеороликов по предупреждению негативного воздействия стойких органических загрязнителей на окружающую среду и человека, в периодических изданиях публиковались статьи по вопросам обращения со стойкими органическими загрязнителями.

Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды определен порядок проведения республиканского конкурса проектов общественных объединений, направленных на информирование общественности о проблеме стойких органических загрязнителей, в соответствии с которым в 2008 и 2010 годах проводился республиканский конкурс таких проектов.

ГЛАВА 4
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

На основе анализа результатов выполнения Национального плана на 2007–2010 годы настоящим Национальным планом определены следующие основные направления деятельности в сфере решения проблемы стойких органических загрязнителей в 2011–2015 годах:

  • развитие Национальной системы мониторинга окружающей среды и состояния здоровья населения в связи с воздействием стойких органических загрязнителей;
  • осуществление экологически безопасного хранения и обезвреживания существующих в республике отходов, содержащих стойкие органические загрязнители;
  • создание объекта по обезвреживанию опасных отходов, в том числе стойких органических загрязнителей;
  • сокращение и прекращение выбросов стойких органических загрязнителей в результате их непреднамеренного производства;
  • совершенствование системы управления в области обращения со стойкими органическими загрязнителями;
  • выявление, обследование, очистка территорий, загрязненных полихлорированными бифенилами, восстановление нарушенного состояния окружающей среды;
  • формирование и совершенствование законодательства Республики Беларусь в области обращения со стойкими органическими загрязнителями;
  • ликвидация захоронений непригодных пестицидов и обезвреживание их экологически безопасным способом;
  • проведение оценки наличия в республике химических веществ, внесенных в приложения А, В и С к Стокгольмской конвенции на четвертом совещании Конференции Сторон Стокгольмской конвенции с учетом международных рекомендаций;
  • научное и техническое обеспечение в области обращения со стойкими органическими загрязнителями;
  • информирование общественности по вопросам стойких органических загрязнителей;
  • осуществление обмена информацией по вопросам стойких органических загрязнителей с секретариатом и Сторонами Стокгольмской конвенции.

Для реализации этих основных направлений в 2011–2015 годах предусмотрены мероприятия, указанные в приложении к настоящему Национальному плану.

ГЛАВА 5
ФИНАНСИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАСТОЯЩЕГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

Источниками финансирования мероприятий настоящего Национального плана являются средства республиканского бюджета, в том числе государственного целевого бюджетного республиканского фонда охраны природы, бюджетов областей и г. Минска, а также собственные средства организаций, иные средства с ежегодным уточнением объемов финансирования при формировании проекта республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год.

Для реализации настоящего Национального плана предполагается привлечь в Республику Беларусь средства международной технической помощи для финансирования реализации комплекса мероприятий по ликвидации Слонимского захоронения непригодных пестицидов, сбору и вывозу оборудования и отходов, содержащих полихлорированные бифенилы, обезвреживанию экологически безопасным способом, формированию и актуализации Единой базы данных о стойких органических загрязнителях, содержащей информацию о пестицидах, объектах их размещения и территориях, загрязненных пестицидами; полихлорированных бифенилах, оборудовании, материалах и отходах, их содержащих, а также территориях, ими загрязненных; источниках выбросов стойких органических загрязнителей в результате их непреднамеренного производства; а также о данных количественного содержания стойких органических загрязнителей в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды.

Финансовые затраты на реализацию в 2011–2015 годах мероприятий настоящего Национального плана составят 86 206,5 млн. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета – 30 281,1 млн. рублей, местных бюджетов – 25 700 млн. рублей, государственного целевого бюджетного республиканского фонда охраны природы – 360 млн. рублей, собственных средств организаций – 13 830,4 млн. рублей, международной технической помощи – 16 035 млн. рублей.

Оценка экономической эффективности реализации мероприятий настоящего Национального плана в денежном выражении не представляется возможной. Вместе с тем реализация данных мероприятий позволит получить социальный эффект за счет обеспечения охраны здоровья человека и окружающей среды от воздействия стойких органических загрязнителей, а также выполнить обязательства, принятые Республикой Беларусь по Стокгольмской конвенции.

ГЛАВА 6
МОНИТОРИНГ, ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

Координацию действий по реализации мероприятий настоящего Национального плана и заключение в установленном актами законодательства порядке договоров с исполнителями этих мероприятий о его выполнении обеспечивает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Исполнители мероприятий настоящего Национального плана в соответствии с данными договорами несут ответственность за своевременное и качественное их выполнение, эффективное использование направляемых на их реализацию ресурсов.

Названное Министерство представляет Республику Беларусь на конференциях Сторон и направляет в секретариат Стокгольмской конвенции один раз в четыре года начиная с 2009 года информацию в соответствии с требованиями статьи 15 Стокгольмской конвенции.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды с учетом требований статьи 7 Стокгольмской конвенции при необходимости вносит в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь предложения об изменениях и дополнениях настоящего Национального плана.

Исполнители мероприятий настоящего Национального плана:

  • обеспечивают их выполнение;
  • ежегодно до 10 февраля информируют указанное Министерство о ходе выполнения мероприятий;
  • осуществляют целевое использование выделенных на реализацию мероприятий настоящего Национального плана бюджетных средств.

Ежегодно Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды с участием заинтересованных республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома до 25 февраля представляет в Совет Министров Республики Беларусь информацию о ходе реализации мероприятий настоящего Национального плана.

 

 

Приложение

к Национальному плану
выполнения обязательств, принятых
Республикой Беларусь по реализации
положений Стокгольмской конвенции
о стойких органических загрязнителях,
в 2011–2015 годах
(в редакции Указа Президента
Республики Беларусь
30.03.2012 № 153)

Мероприятия по реализации Национального плана выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь
по реализации положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, в 2011–2015 годах

Наименование мероприятий

Сроки выполнения (годы)

Объемы финансирования, млн. рублей

Источники финансирования

Исполнители

всего

в том числе по годам

2011

2012

2013

2014

2015

Формирование и совершенствование законодательства

1. Разработка и принятие нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов, регламентирующих порядок восстановления нарушенного состояния территорий, загрязненных стойкими органическими загрязнителями

2011–2012

Минприроды, НАН Беларуси, Минздрав

2. Подготовка нормативного правового акта, регламентирующего расширение перечня продукции для нормирования недиоксиноподобных полихлорированных бифенилов

2011

Минздрав

3. Внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты в части обеспечения обязательного учета выбросов стойких органических загрязнителей при проведении инвентаризации выбросов на предприятиях, выдаче разрешений на выбросы и установлении допустимых выбросов

2011–2012

Минприроды, НАН Беларуси

4. Разработка нормативного правового акта, регламентирующего порядок ввоза и (или) вывоза оборудования, содержащего стойкие органические загрязнители, через государственную границу Республики Беларусь

2011

Минприроды, Минэкономики, Минпром

5. Разработка и принятие нормативного правового акта, регламентирующего порядок ведения Единой базы данных о стойких органических загрязнителях

2011–2012

Минприроды

6. Разработка и введение в действие технического нормативного правового акта, определяющего порядок проведения мониторинга содержания стойких органических загрязнителей в компонентах природной среды

2012

45,0

45,0

республиканский бюджет

Минприроды, ГУ «Республиканский центр аналитического контроля в области охраны окружающей среды»

7. Разработка руководства по наилучшим доступным техническим методам снижения непреднамеренных выбросов стойких органических загрязнителей с учетом затрат на их реализацию

2011–2012

30,0

30,0

государственный целевой бюджетный республиканский фонд охраны природы

НАН Беларуси

 

30,0

30,0

республиканский бюджет

 

8. Введение нормативов содержания стойких органических загрязнителей во всех компонентах природной среды, в том числе в выбросах источников, подпадающих под действие частей второй и третьей Приложения С к Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (далее – Стокгольмская конвенция)

2012–2013

Минздрав, Минприроды

Итого

 

105,0

30,0

75,0

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

республиканский бюджет

 

75,0

75,0

 

 

государственный целевой бюджетный республиканский фонд охраны природы

 

30,0

30,0

 

 

Управление в области обращения со стойкими органическими загрязнителями

9. Формирование, ведение и актуализация Единой базы данных о стойких органических загрязнителях, содержащей информацию о пестицидах, объектах их размещения и территориях, ими загрязненных; полихлорированных бифенилах, оборудовании, материалах и отходах, содержащих полихлорированные бифенилы, и территориях, ими загрязненных; источниках выбросов стойких органических загрязнителей в результате их непреднамеренного производства; о количественном содержании стойких органических загрязнителей в объектах окружающей среды

2011–2015

90,0

90,0

государственный целевой бюджетный республиканский фонд охраны природы

Минприроды, НАН Беларуси

 

240,0

60,0

60,0

60,0

60,0

республиканский бюджет

 

10. Разработка отраслевых и территориальных планов по реализации настоящих мероприятий и согласование их с Минприроды

2011

Минпром, Минэнерго, Минсвязи, Минсельхозпрод, Минтранс, Минстройархитектуры, Минжилкомхоз, Минздрав, концерны «Белнефтехим», «Белгоспищепром», «Беллесбумпром», иные организации, областные и Минский городской исполкомы

11. Информирование секретариата Стокгольмской конвенции о выполнении обязательств, принятых Республикой Беларусь (статья 15)

2011–2015

Минприроды

Итого

 

330,0

90,0

60,0

60,0

60,0

60,0

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

республиканский бюджет

 

240,0

60,0

60,0

60,0

60,0

 

 

государственный целевой бюджетный республиканский фонд охраны природы

 

90,0

90,0

 

 

Обращение с непригодными пестицидами, в том числе относящимися к стойким органическим загрязнителям

12. Реализация комплекса мероприятий по ликвидации Слонимского захоронения непригодных пестицидов

2011–2013

12 000,0

3 900,0

4 100,0

4 000,0

международная техническая помощь

Гродненский облисполком, Минприроды

13. Реализация комплекса мероприятий по ликвидации Городокского захоронения непригодных пестицидов

2013–2015

9 331,1

6 331,1

3 000,0

республиканский бюджет

Витебский облисполком, Минприроды

 

6 100,0

1 100,0

1 000,0

4 000,0

местные бюджеты

Итого

 

27 431,1

3 900,0

4 100,0

5 100,0

7 331,1

7 000,0

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

республиканский бюджет

 

9 331,1

6 331,1

3 000,0

 

 

местные бюджеты

 

6 100,0

1 100,0

1 000,0

4 000,0

 

 

международная техническая помощь

 

12 000,0

3 900,0

4 100,0

4 000,0

 

 

Обращение с оборудованием, материалами и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы

14. Проведение инвентаризации оборудования и отходов, содержащих полихлорированные бифенилы, в том числе выведенного из эксплуатации оборудования, содержащего полихлорированные бифенилы

ежегодно

 

организации, находящиеся в подчинении (входящие в состав) Минпрома, Минэнерго, Минсвязи, Минсельхозпрода, Минтранса, Минстройархитектуры, Минжилкомхоза, Минздрава, концернов «Белнефтехим», «Белгоспищепром», «Беллесбумпром», иные организации, собственники отходов, содержащих полихлорированные бифенилы

15. Вывод из эксплуатации и демонтаж оборудования, содержащего полихлорированные бифенилы. Обеспечение его экологически безопасного хранения

2011–2015

11 146,4

3 733,0

1 585,0

1 694,0

1 875,8

2 258,6

собственные средства организаций

»

16. Осуществление мероприятий по очистке территорий, загрязненных полихлорированными бифенилами. Извлечение и упаковка в контейнеры загрязненных грунтов в местах утечки полихлорированных бифенилов, обеспечение их экологически безопасного хранения в ГПО «Белэнерго», на РУП «Минский тракторный завод», РУП «Брестский ликеро-водочный завод «Белалко» и в иных организациях, в которых будут выявлены территории, загрязненные полихлорированными бифенилами

2011–2015

49,0

8,0

11,0

14,0

9,0

7,0

»

»

17. Вывоз на хранение выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов, содержащих полихлорированные бифенилы, на КУП «Комплекс по переработке и захоронению токсичных промышленных отходов Гомельской области»

2011–2015

»

18. Сбор, упаковка, погрузка, транспортировка оборудования и отходов, содержащих полихлорированные бифенилы. Организация их обезвреживания экологически безопасным способом

2011–2014

1 005,0

750,0

255,0

собственные средства организаций

»

 

4 035,0

3 000,0

1 035,0

международная техническая помощь

 

Итого

 

16 235,4

7 491,0

2 886,0

1 708,0

1 884,8

2 265,6

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

собственные средства организаций

 

12 200,4

4 491,0

1 851,0

1 708,0

1 884,8

2 265,6

 

 

международная техническая помощь

 

4 035,0

3 000,0

1 035,0

 

 

Мониторинг содержания стойких органических загрязнителей в окружающей среде

19. Приобретение пробоотборного, аналитического оборудования и проведение наблюдений за содержанием стойких органических загрязнителей в почвах, подземных водах, на водных объектах, находящихся в районах размещения потенциально опасных источников поступления стойких органических загрязнителей, – всего

2011–2015

200,0

200,0

государственный целевой бюджетный республиканский фонд охраны природы

Минприроды, ГУ «Республиканский центр аналитического контроля в области охраны окружающей среды»

 

400,0

100,0

100,0

100,0

100,0

республиканский бюджет

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приобретение передвижной мобильной лаборатории, оснащенной пробоотборным оборудованием

 

200,0

государственный целевой бюджетный республиканский фонд охраны природы

 

приобретение оборудования для полуавтоматической подготовки проб

 

100,0

республиканский бюджет

 

проведение наблюдений за содержанием стойких органических загрязнителей в почвах, подземных водах, на водных объектах

 

100,0

100,0

100,0

»

 

20. Выявление основных источников непреднамеренных выбросов стойких органических загрязнителей

2011–2012

 

Минприроды, Минпром, Минстройархитектуры, концерн «Белнефтехим», иные органы государственного управления

21. Организация наблюдений за содержанием стойких органических загрязнителей в выбросах на источниках, выявленных в соответствии с пунктом 20 настоящих мероприятий, в рамках локального мониторинга и производственного контроля

2013–2015

30,0

14,0

13,0

3,0

собственные средства организаций

Минприроды, Минпром, Минстройархитектуры, концерн «Белнефтехим», иные органы государственного управления

Итого

 

630,0

200,0

100,0

114,0

113,0

103,0

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

республиканский бюджет

 

400,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

 

собственные средства организаций

 

30,0

14,0

13,0

3,0

 

 

государственный целевой бюджетный республиканский фонд охраны природы

 

200,0

200,0

 

 

Сокращение выбросов стойких органических загрязнителей в результате их непреднамеренного производства

22. Проведение первоочередных мероприятий по снижению выбросов стойких органических загрязнителей – всего

2011–2015

1 600,0

80,0

400,0

430,0

320,0

370,0

собственные средства организаций

Минпром, Минстройархитектуры, концерн «Белнефтехим»

 

1 600,0

480,0

430,0

320,0

370,0

местные бюджеты

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при производстве металлов внедрение, реконструкция, модернизация, увеличение эффективности систем очистки отходящих газов (одно- и многоэлементные тканевые фильтры, электрофильтры) от электродуговых, индукционных тигельных печей на:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РУП «Белорусский металлургический завод»

 

 

250,0

собственные средства организаций

 

 

 

250,0

местные бюджеты

 

РУП «Гомельский завод литья и нормалей»

 

 

220,0

собственные средства организаций

 

 

 

220,0

местные бюджеты

 

РУПП «Могилевский автомобильный завод им. Кирова»

 

 

150,0

собственные средства организаций

 

 

 

150,0

местные бюджеты

 

при производстве цемента внедрение, реконструкция, модернизация, увеличение эффективности систем очистки отходящих газов (рукавные фильтры, электрофильтры), замена горелочных устройств во вращающихся печах:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на ПРУП «Кричевцементошифер»

 

 

180,0

собственные средства организаций

 

 

 

 

180,0

местные бюджеты

 

на ПРУП «Белорусский цементный завод»

 

 

150,0

собственные средства организаций

 

 

 

150,0

местные бюджеты

 

в ОАО «Красносельскстройматериалы»

 

 

160,0

собственные средства организаций

 

 

 

 

160,0

местные бюджеты

 

при сжигании отходов химических производств внедрение, реконструкция, модернизация, увеличение эффективности систем очистки отходящих газов (одно- и многоэлементные тканевые фильтры, рукавные фильтры, электрофильтры, скрубберы):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в ОАО «Лакокраска»

 

 

80,0

собственные средства организаций

 

 

 

 

80,0

местные бюджеты

 

в ОАО «Гродно Азот»

 

 

30,0

70,0

130,0

собственные средства организаций

 

 

 

 

30,0

70,0

130,0

местные бюджеты

 

в ОАО «Могилевхимволокно»

 

 

90,0

90,0

собственные средства организаций

 

 

 

 

90,0

90,0

местные бюджеты

 

Итого

 

3 200,0

80,0

880,0

860,0

640,0

740,0

 

 

Мониторинг состояния здоровья населения в связи с воздействием стойких органических загрязнителей

23. Контроль содержания стойких органических загрязнителей в продуктах питания и питьевой воде

2011–2015

 

Минздрав

24. Разработка и внедрение методов контроля бромированных стойких органических загрязнителей в отдельных объектах окружающей среды и продуктах питания

2012

 

»

Итого

 

 

 

Информационно-просветительская работа

25. Публикация информационных материалов по вопросам стойких органических загрязнителей

2011–2015

15,0

15,0

государственный целевой бюджетный республиканский фонд охраны природы

Минприроды, Минздрав, местные исполнительные и распорядительные органы

 

 

60,0

15,0

15,0

15,0

15,0

республиканский бюджет

 

26. Обеспечение функционирования интернет-сайта по проблеме стойких органических загрязнителей

2011–2015

15,0

15,0

государственный целевой бюджетный республиканский фонд охраны природы

Минприроды

 

 

60,0

15,0

15,0

15,0

15,0

республиканский бюджет

 

27. Создание, размещение и распространение социальной рекламы, направленной на привлечение внимания общественности к проблеме стойких органических загрязнителей

2012–2015

40,0

10,0

10,0

10,0

10,0

республиканский бюджет

»

28. Проведение республиканского конкурса проектов общественных объединений, направленных на информирование общественности о проблеме стойких органических загрязнителей

2011

10,0

10,0

государственный целевой бюджетный республиканский фонд охраны природы

»

29. Проведение социологического опроса в целях оценки степени осведомленности общественности о проблеме стойких органических загрязнителей

2014

15,0

15,0

республиканский бюджет

»

Итого

 

215,0

40,0

40,0

40,0

55,0

40,0

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

республиканский бюджет

 

175,0

40,0

40,0

55,0

40,0

 

 

государственный целевой бюджетный республиканский фонд охраны природы

 

40,0

40,0

 

 

Научное и техническое обеспечение в области обращения со стойкими органическими загрязнителями

30. Проведение оценки наличия (предварительной инвентаризации) в республике химических веществ, внесенных в приложения А, В и С к Стокгольмской конвенции на четвертом совещании Конференции Сторон. Разработка методических рекомендаций о порядке проведения инвентаризации стойких органических загрязнителей, дополнительно включенных в приложения к Стокгольмской конвенции

2012–2013

60,0

30,0

30,0

республиканский бюджет

НАН Беларуси, Минприроды

31. Закупка и ввод в эксплуатацию оборудования (производительностью 1000–1500 тонн в год) по обезвреживанию непригодных пестицидов, отходов, содержащих полихлорированные бифенилы, и других опасных отходов методом высокотемпературного сжигания

2012–2013

20 000,0

20 000,0

республиканский бюджет

Гомельский облисполком, КУП «Комплекс по переработке и захоронению токсичных промышленных отходов Гомельской области»

 

18 000,0

10 000,0

8 000,0

местные бюджеты

Итого

 

38 060,0

10 030,0

28 030,0

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

республиканский бюджет

 

20 060,0

30,0

20 030,0

 

 

местные бюджеты

 

18 000,0

10 000,0

8 000,0

 

 

Всего

 

86 206,5

11 831,0

18 171,0

35 912,0

10 083,9

10 208,6

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

республиканский бюджет

 

30 281,1

305,0

20 230,0

6 546,1

3 200,0

 

 

государственный целевой бюджетный республиканский фонд охраны природы

 

360,0

360,0

 

 

местные бюджеты

 

25 700,0

10 480,0

9 530,0

1 320,0

4 370,0

 

 

международная техническая помощь

 

16 035,0

6 900,0

5 135,0

4 000,0

 

 

собственные средства организаций

 

13 830,4

4 571,0

2 251,0

2 152,0

2 217,8

2 638,6

 

 

 

 

 

 

 
Поделиться: