Версия для слабовидящих
Цветовая схема:
A
A
Размер шрифта:
A A A A
ГлавнаяEa?oa naeoa Ia?aoiay naycu

Методика формирования системы оценки степени риска

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

22 января 2018 г. № 43

О методике формирования системы оценки степени риска

В соответствии с абзацем четвертым пункта 10 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую методику формирования системы оценки степени риска.

2. Заместителям Премьер-министра Республики Беларусь в соответствии с распределением обязанностей обеспечить согласование проектов решений республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома об отнесении в соответствии с законодательством отдельных критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки к служебной информации ограниченного распространения.

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Премьер-министр Республики Беларусь А.Кобяков 

 

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
22.01.2018 № 43

Методика формирования системы оценки степени риска

1. Настоящая методика разработана в соответствии с частью четвертой пункта 9 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 253, 1/11062) для использования контролирующими (надзорными) органами, включенными в перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 (далее – контролирующие (надзорные) органы), в целях отбора субъектов для включения в планы выборочных проверок.

Национальным банком настоящая методика используется в отношении банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, юридических лиц, не являющихся банками или небанковскими кредитно-финансовыми организациями и признаваемых входящими в состав банковского холдинга, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» (далее – банки) с учетом особенностей, установленных банковским законодательством.

Органами прокуратуры настоящая методика используется с учетом норм главы 13 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510, и Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 года «О прокуратуре Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 119, 2/1317).

Отбор субъектов для включения в планы выборочных проверок осуществляется на основании критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки (далее – критерии оценки степени риска). Критерии оценки степени риска определяются контролирующими (надзорными) органами по согласованию с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности на основании настоящей методики.

После доработки интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 формирование перечня субъектов с риском, указанного в пункте 5 настоящей методики, а также оценка степени риска на основе критериев оценки степени риска осуществляются контролирующими (надзорными) органами в автоматизированном режиме посредством функционала интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь.

2. В настоящей методике используются термины и их определения в значениях, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510, а также следующие термины и их определения:

  • индикатор высокой степени риска – уровень риска, превышение которого свидетельствует о высокой степени риска нарушения субъектом законодательства;
  • критерии оценки степени риска – совокупность признаков, свидетельствующих о возможности нарушения субъектом законодательства;
  • риск – возможность нарушения субъектом законодательства;
  • система оценки степени риска – проводимый контролирующим (надзорным) органом комплекс мероприятий в целях определения степени риска для выявления субъектов с высокой степенью риска и отбора субъектов для включения в планы выборочных проверок.

3. Система оценки степени риска включает:

  • выявление риска;
  • определение субъектов с риском;
  • определение и согласование с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности критериев оценки степени риска;
  • оценку степени риска;
  • определение субъектов с высокой степенью риска;
  • анализ имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, а в случаях, установленных законодательством, сбор дополнительной информации о субъектах с высокой степенью риска;
  • анализ возможности выявления и (или) устранения нарушений субъектами с высокой степенью риска законодательства иными формами государственного контроля (надзора) без назначения выборочной проверки;
  • отбор субъектов для включения в планы выборочных проверок.

4. Контролирующий (надзорный) орган осуществляет выявление риска исходя из его сферы контроля (надзора), определенной в перечне контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности. В случае, если субъект относится к нескольким сферам контроля (надзора), выявление риска может осуществляться по нескольким (всем) сферам контроля (надзора).

5. Перечень субъектов с риском (далее – перечень) формируется контролирующим (надзорным) органом из субъектов, которые относятся к его сфере контроля (надзора). При этом перечень может определяться по каждой сфере контроля (надзора) либо по нескольким (всем) сферам контроля (надзора).

В перечень не включаются субъекты, в отношении которых:

  • запрещено проведение проверок (пункт 7 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510);
  • в текущем календарном году планом выборочных проверок предусматривалось проведение выборочной проверки;
  • не истекло три календарных года со дня завершения предыдущей выборочной (плановой, проведенной до 1 января 2018 г.) проверки, проведенной данным контролирующим (надзорным) органом или его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями).

6. Для оценки степени риска государственные органы (организации), указанные в части первой пункта 15 Положения о порядке организации и проведения проверок, определяют критерии оценки степени риска, включающие порядок их оценки, период, за который они оцениваются, и повышающий коэффициент, применяемый при расчете индикатора высокой степени риска. Республиканские органы государственного управления, обеспечивающие реализацию политики, осуществляющие управление по вопросам и сферам, относящимся к вопросам и сферам контроля (надзора) местных исполнительных и распорядительных органов, в пределах своей компетенции вправе давать рекомендации облисполкомам и Минскому горисполкому при разработке ими критериев оценки степени риска.

Разработка критериев оценки степени риска осуществляется с учетом специфики сферы, в которой осуществляется контроль (надзор). Критерии оценки степени риска должны быть направлены на выявление признаков, свидетельствующих о возможности нарушения субъектом законодательства.

7. Информация о критериях оценки степени риска должна быть размещена на официальных сайтах контролирующих (надзорных) органов в глобальной компьютерной сети Интернет, за исключением отдельных критериев, которые отнесены государственными органами (организациями), указанными в части первой пункта 15 Положения о порядке организации и проведения проверок, в соответствии с законодательством к служебной информации ограниченного распространения.

8. Каждому критерию оценки степени риска до согласования с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности контролирующими (надзорными) органами присваиваются баллы. При этом большее количество баллов присваивается критериям оценки степени риска, которые в большей мере характеризуют риск и (или) учитывают большую величину потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения субъектом обязательных требований законодательства.

Оценка степени риска осуществляется в отношении каждого субъекта, включенного в перечень. Степень риска субъекта определяется путем суммирования баллов по всем примененным к нему критериям оценки степени риска.

В целях повышения эффективности критериев оценки степени риска, а также обеспечения соответствия их законодательству, в том числе с учетом изменения условий функционирования субъектов, критерии оценки степени риска при необходимости актуализируются.

9. После оценки степени риска осуществляется отнесение субъектов к группе субъектов с высокой степенью риска.

Отнесение субъекта к группе субъектов с высокой степенью риска осуществляется, если присвоенная субъекту степень риска превышает индикатор высокой степени риска, который рассчитывается по формуле 

где    ИВ – индикатор высокой степени риска;

ПК – повышающий коэффициент, но не менее 1,2;

Кn – количество субъектов с одинаковой степенью риска;

КБn – количество баллов, присвоенных каждому из субъектов с одинаковой степенью риска;

ОК – количество субъектов с риском, включенных в перечень.

Значение индикатора высокой степени риска в отношении банков определяется Правлением Национального банка на основании критериев оценки степени риска без учета требований части второй настоящего пункта.

Значение индикатора высокой степени риска в отношении проверяемых субъектов определяется Комитетом государственного контроля и Генеральной прокуратурой на основании критериев оценки степени риска без учета требований части второй настоящего пункта.

Контролирующий орган, осуществляющий контроль за соблюдением бюджетного законодательства, а также законодательства, предусматривающего использование бюджетных средств, в том числе за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых из бюджетов и государственных внебюджетных фондов, по всем направлениям и видам расходов, включает субъектов, относящихся к этой сфере контроля, в группу субъектов с высокой степенью риска без применения балльной оценки и индикатора высокой степени риска при соответствии субъекта половине и более критериев оценки степени риска.

Количество критериев оценки степени риска в сфере контроля, указанной в части пятой настоящего пункта, должно составлять не менее четырех.

10. Субъекты, отнесенные к группе субъектов с высокой степенью риска, рассматриваются контролирующими (надзорными) органами для включения в планы выборочных проверок с учетом имеющихся у этих органов ресурсов. Для этого производится анализ имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации о субъекте с высокой степенью риска.

Если Советом Министров Республики Беларусь для соответствующего контролирующего (надзорного) органа и (или) сферы контроля (надзора) предусмотрено использование контрольного списка вопросов (чек-листа), он является обязательным для применения этим органом при планировании выборочной проверки в отношении субъекта с высокой степенью риска.

При отборе субъектов с высокой степенью риска для выборочной проверки контролирующим (надзорным) органом учитывается информация, в том числе:

  • представленная проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), административные данные, аудиторское заключение (при его наличии);
  • полученная в ходе осуществления мер профилактического и предупредительного характера;
  • полученная от органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судов по находящимся в их производстве делам;
  • полученная от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица.

11. По итогам анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации о субъекте с высокой степенью риска в соответствии с пунктом 10 настоящей методики им изучается возможность выявления и (или) устранения нарушений законодательства иными формами государственного контроля (надзора) без назначения выборочной проверки.

При невозможности выявления и (или) устранения нарушений законодательства иными формами государственного контроля (надзора) контролирующим (надзорным) органом принимается решение о включении субъектов с высокой степенью риска в планы выборочных проверок. 

 
Поделиться: