Достигнутого недостаточно. Нужно максимально использовать резервы аграрной отрасли

 

В прошедшем году агропромышленное производство республики имело определенные положительные тенденции развития. Мы увеличили производство молока и мяса. Повысили продуктивность сельскохозяйственных животных. В сложных погодных условиях сохранили  достигнутый ранее уровень  производства зерна. Больше  заготовили кормов. По производству большинства видов сельскохозяйственной продукции в расчете  на душу населения республика уже традиционно занимает ведущее положение в СНГ.

В то же время сегодня нам нужна не констатация успехов, а объективный анализ причин негативных тех негативных явлений, которые сдерживают дальнейшее развитие аграрной отрасли. К сожалению, их перечень не уменьшается, а увеличивается по мере усложнения задач агропромышленного производства.

Главный негативный результат  работы сельскохозяйственной и перерабатывающей отраслей то, что в отчетном году не обеспечено выполнение практически всех прогнозных показателей, определенных Правительством.   Это и есть  оценка нашей работы.

Наибольшее беспокойство вызывает ситуация в аграрной экономике. Финансовые обязательства агропромышленного комплекса  увеличились  по сравнению с 2008 годом более чем на одну треть.  Сегодня это парализуют хозяйственную деятельность сельскохозяйственных организаций. Хуже других экономическое  положение в аграрной сфере Минской и Гродненской областей, примерно аналогичное положение в Витебской области.

Безусловно, ситуация в аграрной  экономике является результатом хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций, которые, к сожалению, в прошлом году допустили значительные упущения.

В результате ниже намечавшегося уровня сработали все области, ни одна из них  не выполнила  основной показатель прогноза по темпу роста валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, а в  Гродненской области допущено снижение, темп роста   производства составил  99,7%.

Возможные ссылки на падение производства в личных подсобных хозяйствах неубедительны, поскольку не обеспечили запланированный темп производства и сельскохозяйственные организации  республики. Так, при плане – 114,8 %, фактически  он составил 104,2 %, в том числе в растениеводстве – 99,3 %, животноводстве – 108,2%. Недополучено около  1,3 трлн. рублей продукции, в том числе в растениеводстве –  770 млрд. рублей,  животноводстве –  550 млрд. рублей.

Напомню, что для реализации намеченных темпов роста утверждался Комплекс мероприятий, направленных, прежде всего, на  рост урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животных,  увеличение численности скота.  Постоянное внимание отрасли уделял Глава государства. Принимались  важные решения на уровне Правительства и облисполкомов по финансовому обеспечению сельскохозяйственного производства. На эти цели из бюджетов всех уровней направлено 4,6  трлн. рублей,  а это 593 тыс.     рублей или 212 долларов США  в расчете на гектар, что выше уровня 2008 года на 30 %.          Благодаря государственной поддержке  на  18 % больше внесено минеральных удобрений в действующем веществе,  на 20 % улучшилась обеспеченность производства оригинальными семенами, лучше сложилось положение в кормопроизводстве. И на таком фоне инвестиций государства только  14 районов в республике выполнили свои обязательства и обеспечили значительный рост производства за счет интенсивных факторов.

Это – в Гомельской области  Житковичский (121,6%), Брагинский (117,1), Добрушский (116), Мозырьский (112,8%), Петриковский (112,7), Калинковичский (112,1). Витебской – Лепельский (117,7%), Бешенковичский (112,5), Могилевской – Костюковичский ( 116,3%), Краснопольский (120,4%), Брестской – Брестский ( 110,4), Столинский (110,2), Минской – Смолевичский ( 110,2).  В лучшей нашей области, имею ввиду по природным условиям,  – Гродненской таких районов нет.

В целом Минская и Гродненская области остановились в своем развитии. Уровень производства 2008 года они превысили только на 1 и 0,7 %, соответственно, при этом  снизив производство продукции растениеводства. А сколько обнадеживающих заверений высказывалось, сколько  высоких слов прозвучало из уст их руководителей?

Наибольшую настороженность вызывает положение в Минской области, падающей по всем позициям. Так, из 16 районов, снизивших производство продукции   10 – это   районы Минской   области:  Борисовский (84,3), Воложинский (96,9), Клецкий (96,4), Копыльский (99,1), Крупский (91), Несвижский (98,5), Пуховичский (98,1), Слуцкий (96), Столбцовский (99,1), Узденский (95,3 %).           Урожайность зерна – 32,5ц с га (33,2 - в республике), а в  таких районах как Крупский - 21,1 ц с га, Логойский – 24,7, Березинский – 25,2 ц с га. Сахарной свеклы – 434 ц с га (в республике- 450), а в Борисовском районе - 212, Узденском – 263, Воложинском – 344. Ниже среднереспубликанского уровня положение в  животноводстве. Так,   среднесуточный привес КРС составил 574 г (в  республике 586) а, в Пуховичском районе  -468 г, Крупском – 526 г,  свиней – 439 г (в республике -511). В Столбцовском же и вовсе – 398 граммов.

Имеющиеся расчеты показывают, что  показатели экономической  эффективности в земледелии и животноводстве  в  2009 году в Минской области складываются ниже среднереспубликанского уровня. Здесь самая высокая в республике себестоимость зерна (323 тыс. руб. за тонну при 299 в республике), а использование кормов неадекватно продуктивности животных. Так, норматив расхода кормов при производстве КРС превышен на 51 %, свиней – на  20 %. В ряде районов аналогичный показатель зашкаливает и в производстве молока. Например, в хозяйствах  Любанского района расход кормов  на 1 ц молока составил– 1,49 ц .к. ед. , Крупского и Солигорского – 1,44 ц к.ед.,  что выше норматива почти на 50 %.  Есть в области и республиканский рекорд - в  СУП «Карповичи» Вилейского района на центнер молока израсходовано более двух центнеров кормовых единиц при удое его менее 2000 кг от коровы.

Сложившаяся в  области практика хозяйствования привела к тому, что  только 5 районов - Дзержинский, Минский, Несвижский, Слуцкий и Смолевичский  рентабельно реализовали продукцию и обеспечили положительную рентабельность области,  которая ожидается на уровне   3,7 %. Тем не менее, это ниже уровня   Могилевской и Гомельской  областей (5,5 и 5,3 %, соответственно). Сумма просроченных финансовых обязательств, по состоянию на 1.10.2009 г превышает размер ожидаемой годовой прибыли на 70%.    И это все притом, что Минщина имеет  почвы, уступающие по плодородию лишь Гродненской области,  хорошо развитую инфраструктуру отрасли,  лучшую в республике дорожную сеть, все блага столичного региона и максимальный доступ к аграрной науке.

Существенные упущения имеют место в промышленном животноводстве Минщины. Все 28 животноводческих комплексов не выполнили установленные задания. В результате общественный сектор области недополучил около 80 млрд. рублей от  животноводческой продукции, что составляет   2,1 % темпа роста. Положение ухудшалось в течение года.  Если по итогам полугодия производство снизили 4 организации, из них 2 имеющие комплексы по производству говядины и  2 по производству свиней, то по итогам года их  было уже 11, в том числе  7 – по производству КРС и  4 – свиней.

Наиболее негативные примеры работы организаций – это СПК «Рованичи», СПК «Будславский», ООО «Торговый Дом «Ждановичи-Агро». Они снизили производство основной продукции,  у них крайне низкий уровень обеспеченности кормами, низкая продуктивность животных.

В связи со всеми вышеперечисленными фактами предлагаю признать работу Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Минского облисполкома (Шматко И.М.) неудовлетворительной.   Также необходимо взять под строгий контроль Минсельхозпрода в текущем году  работу управлений сельского хозяйства и продовольствия   Воложинского райисполкома (Жолнерович Петр Владимироваич)  Крупского (Херевич Леонид Михайлович), Пуховичского (Юркевич Сергей Брониславович),  Столбцовского (Шатько Илья Ивановач) и Узденского (Круковский Михаил Васильевич),   заслушать  их отчеты по итогам первого полугодия 2010 года.

Далека от совершенства работа по организации  производства и в других областях, которые  имеют значительное количество хозяйств с низкой продуктивностью производства основных видов продукции.

Так, в Брестской  области около 19% хозяйств в отчетном году  имели урожайность зерновых ниже 25 ц/га и картофеля -  менее 125 ц/га. В  76 сельскохозяйственных организациях среднесуточный привес свиней ниже 300 граммов. Очевидно, это мелкие нетоварные фермы, содержание которых экономически вряд ли целесообразно.

Наиболее негативная ситуация в Ганцевичском районе (начальник управления Лелес Юрий Владимирович). Здесь обеспечен рост производства на 2 % при задании 11,5 %. Снижено производство мяса свиней, зерна, сахарной свеклы. Крайне низкий уровень продуктивности животных  и  урожайности основных культур.  По результатам года  убыточность от реализации продукции  составит  5,9%.

Примерно  на таком же уровне работает Лунинецкий район (руководитель Юнчиц Валерий Иванович).

Практика ведения аграрной отрасли  Витебщины также заслуживает серьезного рассмотрения. Витебская область - одна из крупнейших в республике. По размерам землепользования  она уступает лишь Минской. Аналогичным должен быть и ее вклад в результат работы аграрной отрасли республики. Однако отставание витеблян от других областей, а по ряду позиций замыкание  сводок по производству сельскохозяйственной продукции, уже стало традицией. В таком же плане завершен 2009 год. Область  заняла последнее  место в республике по продуктивности как растениеводческой, так и животноводческой отрасли.  Зерновых здесь собрали  лишь по  27,3 центнера с гектара, картофеля - 128, льноволокна  - по 4,5 центнера с гектара.

Кстати, руководство области правильно поднимает вопрос о повышении качества льносырья для успешной  работы Оршанского льнокомбината. Правда, непонятно почему они не решают эту задачу  в своих хозяйствах  - по  урожайности льнотресты и ее качественным показателям они занимают последнее место в республике.

Принято считать, что все негативы в аграрной отрасли Витебской области являются исключительно следствием неблагоприятных почвенно-климатических условий.  Все к этому уже привыкли, но беда в том, что для области любая погода оказывается плохой: и дождливая и солнечная. Вряд ли с этим можно полностью согласиться.

Да, действительно, плодородие пашни в Витебской области ниже среднереспубликанского показателя, но зато окультуренные сенокосные и пастбищные угодья  на 0,9 балла выше, чем в Минской области. Следовало бы максимально реализовать этот потенциал - грамотно использовать многолетние и однолетние травы на пашне и на богатых травяных ресурсах производить дешевое молоко и мясо скота, строить устойчивую экономику сельскохозяйственных предприятий.

Да и пахотные угодья следовало бы использовать с учетом природных условий области. Здесь должна была быть своя специфическая структура посевов, специализация животноводства, отличающиеся от других регионов технологии.

К сожалению, этого не происходит. Практически нет четко выраженной специализации производства. Занимаются всем, не имея достаточных успехов ни в одной отрасли. Не следует ожидать от  области прорывных результатов  и в нынешнем году. Ведь по обеспеченности кормами  в расчете на одну условную голову она занимает последнее  место в республике. Логично, что и по надоям молока от коровы область тоже на последнем месте. По состоянию на сегодняшний день  это 8 килограмм в сутки, что ниже уровня прошлого года на эту же дату. Меньше прошлогоднего уровня поступило и скота на мясокомбинаты. В чем же дело?  Значит ли это, что будут «завалены» все позиции и в текущем году?

Уверен, что большинство негативов в аграрной сфере Витебщины ныне имеют субъективный характер, устранение их - первейшая задача и важнейший резерв существенного улучшения положения. Что это так, покажу на примере этой же области.

Толочинский и Оршанский районы - соседи. Имеют примерно одинаковую оценку плодородия пашни, соответственно 30,3 и 31,5 баллов, получают одинаковую господдержку и работают в таких же условиях. Однако в первом получена урожайность зерновых 26,9, а во втором – 32,3 центнера с гектара.

Возьмем животноводство.  В СПК «Шайтерово» Верхнедвинского района свиноводческий комплекс обеспечил рост производства валовой продукции 109,1 %, среднесуточный привес свиней  составил - 583 г, КРС - 582 г, удой молока от коровы - 6640 кг. А в СПК «Константинов Двор» Глубокского района среднесуточный привес на свиноводческом комплексе  достиг лишь 484 грамма, темп роста производства - 102%. Аналогичная пестрота и в производстве говядины. СПК «Маяк коммуны» Оршанского района обеспечил рост производства КРС 108 % и среднесуточный привес - 819 г,  а ОАО «Сенненский агросервис» СПК снизил ранее достигнутый уровень  производство говядины, а среднесуточный привес составил 539 граммов. Приведенные примеры показывают, что причины «провалов» совсем не в объективных причинах.

Область не выполнила поручение Президента по вводу в установленный срок двух молочнотоварных ферм: в УП «Рыдомльский» Толочинского района МТФ «Серковицы» и ОАО «Ушачский райагросервис» МТФ «Завечелье». На введенной 28 декабря 2009 г. МТФ «Вирвля» в Городокском районе по состоянию на 25 января текущего года не поставлено ни одной головы скота.

Следовательно, для улучшения дел в аграрной отрасли  области нужны изменения в организационной сфере, куда и следует направить усилия, как руководящим структурам, так и трудовым коллективам.

Полагаю, что  сегодня нельзя признать  работу  аграрной отрасли Витебской области и управляющих ею кадров   удовлетворительной.

Гомельская область   в прошлом году несколько улучшила положение в своей аграрной сфере. Однако  выполнение доведенного задания  обеспечили  только 15 из 21 района области.  Далеки от желаемых результаты в производстве продукции животноводства. Около 50 % организаций имеют продуктивность свиней до 300 граммов. Около 20 хозяйств  - удой молока на корову до 3500 кг.

Недостаточна продуктивность животных в промышленных комплексах. Вследствие упущений в этой сфере  область недополучила более 13 млрд. рублей. Существенно снизили  по сравнению с предшествовавшим годом производство говядины  в КСУП «Урожайный» Лоевского района  - на 24,8%, СПК «Стодоличи» Лельчичкого – на 18,4%, «Эксбаза Стреличево» Хойникского района  - на 7,9%.

Имеются проблемы в области и с учетом молока. Об этом свидетельствует низкий уровень его товарности – около 78%. В некоторых районах практически криминальная ситуация со списанием молока на выпойку телят. Например, в Наровлянском районе  этот показатель достиг 1054 кг и увеличился за год на 118 кг,  в Лельчицком – 748, что на 26 кг больше уровня прошлого года. Эту ситуацию впору рассматривать не только на нашей Коллегии, но и в Прокуратуре.

Гродненская область традиционно демонстрирует лучшие показатели в АПК республики. Однако темпы недостаточны, а по некоторым позициям мы даже наблюдаем отрицательную динамику. Так, одна из важнейших позиций – урожайность зерновых культур - уменьшилась на  5,9 ц/га по сравнению с 2008 годом.  Область до сих пор не разобралась с тем, почему это произошло, поэтому придется объяснить. Первая причина - это недостаточный уровень внесения удобрений - под урожай 2009 года фосфора внесено  около 50% от потребности. Несовершенна также и система защитных мероприятий. Погодные условия 2009 года способствовали интенсивному развитию болезней зерновых культур, особенно септориоза и фузариоза колоса. Однако только около 40 % площадей посевов озимого тритикале, 50 % овса и 2% озимой ржи были обработаны против болезней. В области взят курс на дальнейшее ухудшение севооборотной системы  - доля   многолетних трав, том числе  бобовых, в структуре посевных площадей  сокращается -- с 19,3% в 2008 до 15,6 % в 2009. Откуда же будет плодородие и должная фитосанитария почвы?

Ниже потенциала и результаты работы в промышленном животноводстве области.  В Мостовском, Новогрудском, Гродненском, Кореличском, Берестовицком и Островецком районах животноводческие комплексы по производству говядины и   свинины допустили даже снижение производства по сравнению с предшествовавшим годом. Из-за невыполнения намечавшихся темпов развития животноводческие комплексы области  недополучили более 18 млрд. рублей.

В Гродненской области не выдерживаются сроки сдачи объектов инфраструктуры животноводческой отрасли. Не введена в срок молочно-товарная ферма   в СПК «Прогресс- Вертелишки». В УП «Можейково Лидского района на МТФ «Тарново» пусковой комплекс сдан 30 сентября 2009 года. Однако до настоящего времени не отлажено доильное оборудование, не поставлено ни одной головы скота.

Могилевская  область лучше других в последние годы сформировала положительный вектор развития АПК. Однако проблем пока достаточно. Так, в растениеводстве  снижено производство зерна, сахарной свеклы и картофеля. Высокий уровень списанных (13%) посевных площадей зерновых культур, что вряд ли можно объяснить только метеоусловиями.

В животноводстве области плохо используется потенциал повышения доходности от улучшения качества продукции. Здесь сложилась самая низкая в республике цена реализации молока. А в Дрибинском, Белыничском, Могилевском, Костюковичском, Кричевском, Краснопольском, Чериковском и Хотимском районах цена молока ниже 600 тыс. рублей за тонну. В ряде хозяйств этот показатель снизился до преступно низкого уровня. Так, в УКП «Совхоз «Белевичи» Могилевского района он составил 483 тыс. рублей,  УКСП «Совхоз «Борок» Могилевского района– 502, УКАП «Фирма Вейно» Могилевского района – 509 тыс. рублей за тонну. Затрачены средства, в том числе государственной поддержки, произведено молоко, но из-за преступной бесхозяйственности, выразившейся в элементарной  грязи и другой антисанитарии,  потеряны огромные средства. Вместо рентабельности  убыточность молока  составила  40 процентов.  В целом по области  за счет снижения в 2009 году по сравнению с 2008 годом объемов молока, проданного высшим сортом, сельскохозяйственные организации недополучили 58 млрд. рублей выручки.

Проблемы животноводства области не только в этом. Более 75 млрд. рублей потеряно за счет  перерасхода кормов при производстве молока и  мяса КРС и свиней.  Около 20 млрд. рублей – недобор продукции        по причине  высокой  яловости коров. Итого цена непрофессионального ведения скотоводства – более 153 млрд. рублей.

С учетом сказанного, предлагаю признать работу Комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского,  Гомельского, Гродненского и Могилевского недостаточной, заслушать руководителей названных в докладе  районных управлений.  Рекомендовать руководителям областей рассмотреть целесообразность пребывания на занимаемой должности начальников райсельхозпродов всех упомянутых выше районов.

Коллегии министерства с отчетами руководителей республиканских объединений к настоящему времени уже прошли. Признана неудовлетворительной работа РО «Белсемена», Государственной инспекции по испытанию и охране сортов растений  и ГО «Главживпром». Предложено  освободить их руководителей   от занимаемых  должностей.

Не вышла на намечавшийся уровень работы перерабатывающая промышленность, задание  по темпу роста производства промышленной продукции  не выполнено.  Фактический темп составил 107,9 процента, индекс физического объема – 104,5, потребительских товаров – 107,2 процента при установленных заданиях  соответственно 114,5, 113 и 113,5 процента.

За счет низкого выхода молочной продукции из 1 тонны переработанного  молока (1105 тыс. рублей – за 2009 год) отрасль недополучила  почти 700 млрд. рублей. В целом   по Минсельхозпроду потери в темпе роста по этой позиции составили 5,3 процентного пункта. По аналогичной причине  в  мясной   промышленности  недополучено  168 млрд. рублей или  1,3 процентного пункта задания.

Наибольшие упущения в наращивании темпов роста производства в агропромышленном комплексе республики имеют место в  переработке зерна и в мясо-молочной промышленности. Недовыполнены задания в целом по  организациям Департамента хлебопродуктов (факт 111,7%, задание 112,2)  на общую сумму  14,7 млрд. рублей. Такая же ситуация во всех областных комитетах по сельскому хозяйству и продовольствию и ГПО Минскгорпищепром».

Отмечу, что в отчетном году  на деятельность организаций  хлебопекарной и мукомольно-крупяной  промышленности оказывало влияние  перенасыщение внутреннего и внешнего рынка товарами и  снижение покупательского спроса на готовую продукцию. Разумеется, это сдерживало рост объемов производства продукции, однако этот фактор никоим образом не оправдывает упущения в отрасли. Не реализованы возможности наращивания выпуска продукции с высокими потребительскими качествами, которая, безусловно, была бы востребована как на внутреннем, так и на зарубежных рынках. Следует понимать, что ситуация прошлого года не только повторится в нынешнем, но в перспективе будет еще больше обостряться, а это значит, что потребуются новые методы работы, иные технологии и виды продукции. Других путей побеждать в условиях рынка нет.

Постоянно остается актуальной глубина переработки сырья в мясомолочной промышленности. Наращивание выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью  -- это альфа и омега любой переработки. К сожалению, ассортимент продукции в этих отраслях застыл на месте. Отмечается  даже снижение выхода продукции с единицы сырья.

В частности, в перерабатывающих организациях  Минской области выход продукции из 1 тонны переработанного скота не вырос, а снизился, темп роста в целом составил 95,4 процента к уровню предшествовавшего года.

Ниже уровня прошлого года производство продукции в ОАО «Клецкая крыначка» (96,6%), ОАО «Копыльский маслосырзавод» (97,3%), ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» (97,1%) и к ОАО «Смолевичский молочный завод» (95,4%).

В Гродненской области  выход продукции из 1 тонны переработанного скота составил к уровню 2008 года 99,5 процента.  Здесь снижено производство мясных полуфабрикатов, консервов, а также цельномолочной продукции, мороженого, сухого цельного молока и сыворотки, казеина.

Все   мясокомбинаты и молокоперерабатывающие организации области, за исключением ОАО «Ошмянский сырзавод» не выполненили заданий. Уменьшилось производство продукции в ОАО «Щучинский маслосырзавод» (93,7%). Практически не обеспечен прирост производства в ОАО «Слонимский мясокомбинат» (100,3%), при этом превышен норматив запасов готовой продукции. Аналогичное положение в   ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат» (100,7%) и ОАО «Новогрудский маслодельный комбинат» (100,2%).

Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома также не выполнил  задание по темпу роста производства продукции промышленности к 2008 году (105,6%), допустил  снижение выхода продукции из 1 тонны переработанного скота (98,8 процента) и  молока (97,7 процента).

Упущения организационного и технологического характера  в перерабатывающей промышленности создали проблемы в их экономике. Так,   по оперативным данным, несмотря на принимаемые меры, убыточны  молокоперерабатывающие предприятия всех областей, кроме Брестской: Витебской -8,3%, Гомельской -4,6%, Гродненской -6,6%, Минской -5,6% и Могилевской -0,6%.

Наибольшая убыточность реализованной продукции допущена:

в Витебской области – ОАО Оршанский молкомбинат» –  18,6 %;

в Гомельской - ОАО «Калинковичский молкомбинат» -  13,4 % и  ЧПУП «Полесские сыры» -  13%.

в Гродненской  – ОАО «Слонимские молочные продукты» -  19,8 %, ОАО «Лидский молочноконсервный комбинат» -   15,4,  ОАО «Сморгонские молочные продукты» -  12,9, ОАО «Новогрудский маслокомбинат» -  15%, ОАО «Ошмянский сырзавод» -  12,8 %,

в Минской –  ОАО «Клецкая крыначка» -  15,2 %,

в Могилевской – ОАО «Шкловский маслодельный завод» -  13,1%, ОАО «Быховмолоко» -  12,7 %.

Убытки от реализации, полученные организациями молочной промышленности, не позволят по итогам года    выполнить задание по  уровню рентабельности реализованной продукции промышленности в целом. За 11 месяцев 2009 они составили 176,5 млрд. рублей, убыточность 3,4%.

Мы выслушаем объяснения руководителей организаций, допустивших наибольшее снижение показателей в работе, а это   Рубаник Николай Николаевич, ОАО «Клецкая крыначка», Горбач Иван Викторович, ОАО «Копыльский маслосырзавод» .  По итогам 9 месяцев их отчеты уже заслушивались, однако результаты не изменились. Решать эту проблему придется, скорее всего, за счет укрепления руководящих кадров этих предприятий. В первый раз мы послушаем  и руководителя ОАО «Слонимские молочные продукты», допустившего наибольшую убыточность от реализации продукции.

Несмотря на неоднократные установки Главы государства по наращиванию экспорта сельскохозяйственной продукции, увеличению на этой основе объемов поступления  иностранной валюты в нашу страну, все области  не выполнили доведенные показатели  экспортных поставок.

Снизили экспорт Гродненский (97,2%), Минский (94,1%), Гомельский (91,8%), Брестский (90,4%) и Могилевский (84,2%) облсельхозпроды, а также  ГО «Белплемживобъединение (72,9%), ГО «Главживпром (76,5%) .

В прошедшем году  существенно снизились цены на экспортную продукцию, вследствие чего  за январь-ноябрь 2009 года недополучено 25,7% выручки или около 380 млн. долларов.

Справочно: средние экспортные цены в январе-ноябре 2009 года по сравнению с январем-ноябрем 2008 года уменьшились: на  муку ржаную – на 45,3%, свинину – на 17,6%, говядину – на 11,5%, мясо птицы – на 3,7%, масло животное – на 23,9%, сыры и творог  – на 23,1%, сухое обезжиренное молоко – на 43,5%,  сухое цельное молоко – на 37%,  казеин – на 45,3%,  яйцо – на 27,4%.

Это объективная причина, однако большие  экономические потери имели место и вследствие  несогласованности  экспортной практики, занижения цен на отгружаемую продукцию. Несмотря на письменное предупреждение, некоторые предприятия молочной промышленности продавали сухое молоко внутри республики по ценам, ниже рекомендуемых постоянно действующей рабочей группой, созданной Правительством.  Так, при минимальной, рекомендуемой для поставок в декабре-январе цене на эту продукцию 4000 долл. США за тонну ОАО «Оршанский молочный завод» реализовал более 400 тонн  по цене менее 3300 долл. США за тонну. В результате недополучено выручки около 540 тыс. долларов или почти 1,5 млрд. рублей, при ожидаемых по году убытках от реализации продукции  в этой организации 23,2 млрд. рублей.

ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод» - при установленной в ноябре цене 3650 долл. США продал сухое молоко  по ценам от 1900 до 2600 долл. США, в январе при цене 4000 долл. США - по ценам от 2700 до 3400 долл. США (530 тонн).

В результате такой экспортной деятельности по приведенным  фактам недополучено выручки около 660 тыс. долларов или 1,9 млрд. рублей  при ожидаемых по году убытках от реализации продукции 4,6 млрд. рублей.

Ответственность за   допущенную реализацию сухого молока по ценам ниже рекомендуемых несут руководители организаций.

Не озабочены экономическими результатами экспортной деятельности  молочные заводы Минской области, которые продавали масло животное  и СОМ в январе-ноябре по средним ценам   2473 и 1494 долл. США за тонну соответственно.   В это же время   организации Гродненской области реализовали  масло животное  по 2658 долл. США, Витебской и Гомельской -  по 2646; организации Брестской  области осуществляли поставку   СОМ по цене 2121, СЦМ – по цене 3267 долл.США за тонну. На этой позиции Минская область потеряла 4 млн. долларов США. Таким образом, на Минщине превратно поняли установку Главы государства  на снижение складских запасов.

Областные объединения мясомолочной промышленности   по-прежнему не предпринимают  реальных действий для увеличения поставок на экспорт продуктов углубленной переработки.  Так, в структуре экспорта мясной продукции мясо на кости составляет в целом по республике 89%.  Цена же на такой экспорт в 2-3 раза ниже, чем на мясо, переработанное в колбасу и другие виды готовой продукции. Вот где наши сотни миллионов, если не миллиарды долларов. Сколько же будет длиться эта непростительно разорительная для отрасли практика? Парадокс, к которому уже все привыкли: затраты на производство несем мы, а основные доходы от нашего сырья получает зарубежный переработчик. Так дальше хозяйствовать нельзя.

В настоящее время в России принят  Закон о государственном регулировании торговли. Он благоприятен для нас, так как снимает ряд ограничений. Он позволяет разнообразить ассортимент экспортируемой  молочной продукции. Поэтому руководителям областей нужно довести соответствующие задания каждому молокоперерабатывающему предприятию по всему спектру производимой продукции, включая натуральное молоко,  кефир, сметану, мороженое  и другие изделия.

Внешнеторговое сальдо за январь-ноябрь 2009 года в целом по Минсельхозпроду сложилось положительным в сумме 738,7 млн. при задании  792 млн. долларов США.  Однако этот показатель выполнен лишь в Витебской области.  Брестская область недополучила 33,4 млн.долл. США к заданию, Гомельская -- 21,6 , Гродненская -- 10,2, Могилевская - 8 и Минская --  18,3 млн.долл. США. Среди республиканских организаций ГПО «Минскгорпищепром» --  3 млн.долл. США, ГО «Главживпром -- на 3,2, ОАО «Белзооветснабпром» -- на 1,1.

Неудовлетворительно используется потенциал созданной товаропроводящей сети. За январь-ноябрь 2009 года через ее субъекты поставлено продукции на сумму 242,4 млн. долларов США или  93,% к аналогичному периоду прошлого года, в т.ч.  через структуры с долей белорусского капитала 61% (147,5 млн. долл. США). В целом удельный вес поставок через субъекты товаропроводящей сети  составил 17,3 % от общего объема экспорта. Лучше положение в этой        сфере в РО «Белптицепром» - 45,2% и  РО «Белагросервис» - 58,8%. Крайне недостаточно используют возможности товаропроводящей сети Департамент по хлебопродуктам (5,4 %) и организации Витебской области  (8,4%).

Изложенная информация о  проблемах агропромышленного комплекса республики свидетельствует  о неудовлетворительном  состоянии  экономики аграрной отрасли, низком уровне использования внутренних резервов, значительных упущениях в организации производства и выборе технико-технологических решений.  Поэтому основные  задачи агропромышленного комплекса на  текущий и ближайшие годы можно сформулировать следующим образом:

- наращивать  производство сельскохозяйственной продукции  в объемах, полностью обеспечивающих внутреннюю потребность страны  и экономически целесообразный экспорт;

- расширять ассортимент продовольственной продукции и повышать  ее качество до уровня, соответствующего самым жестким мировым стандартам;

- корректировать механизмы хозяйствования на основе совершенствования организации отрасли, внедрения новейших технических средств и инновационных технологий производства растениеводческой и животноводческой продукции с целью  существенного повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства, выхода его на принципы самофинансирования при  сложившемся уровне государственной поддержки.

Текущий год в республике объявлен Годом качества. Это обстоятельство имеет очень важное значение для аграрного производства, поскольку только на основе инновационных подходов, качественного выполнения технологических операций в земледелии и животноводстве  можно обеспечить дальнейший рост производства и удешевление сельскохозяйственной продукции.

Для  реализации этих задач предстоит выполнить комплекс  организационных и технологических мероприятий. В первую очередь следует придать  экономическую направленность функционированию агропромышленного комплекса. Необходимо наращивать производство сельскохозяйственной продукции на основе использования наиболее экономически выгодных организационных, технических  и технологических подходов. Расчеты  показывают, что при устранении вышеотмеченных недостатков при нынешнем уровне государственной поддержки отрасль сможет эффективно   функционировать на принципах самофинансирования.

Следует  иметь в виду, что в соответствии с требованиями Главы государства предстоит дальнейшая корректировка  практики государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Ныне на этой основе ведется обновление машинно-тракторного парка, строительство крупных  животноводческих ферм, комплексов и других производственных объектов в АПК, формируются оборотные фонды сельскохозяйственных организаций.  Однако следует понять, что эра иждивенчества в аграрной сфере заканчивается. Пора отвыкать, что все даст государство. Как и в  аграрном производстве любых развитых стран,   финансовую основу хозяйственной деятельности должны составлять собственные средства. И их нужно  зарабатывать. Зарабатывать производством исключительно экономически целесообразных видов продукции, улучшая качество и удешевляя каждый процесс технологии  ее производства.

Следует не забывать  традиционную мудрость белорусского крестьянина: «хозяин богат не доходами, а разумными расходами». К сожалению,   у нас это не всегда так. Имеют место не только нерациональное использование финансовых ресурсов, включая государственные инвестиции, но и явные злоупотребления  в финансовой сфере. Так, во исполнение плана мероприятий, служба ведомственного контроля Минсельхозпрода провела ревизии финансово-хозяйственной деятельности  1189 предприятий. Кроме того, по просьбе субъектов хозяйствования, поручениям правоохранительных органов проведены 678 тематических проверок. В результате выявлен причиненный вред на сумму 19,8 млрд. рублей, в том числе недостач и хищений в 611 организациях на сумму 3,2 млрд.руб., незаконных расходов денежных средств и материальных ценностей в 940 организациях на сумму 10,4 млрд. руб., прочих сумм вреда в 609 организациях на сумму 6,2 млрд. руб.. Выявлено и оприходовано излишков товарно-материальных ценностей в 537 организациях на сумму 2,5 млрд. руб. Нецелевое использование бюджетных средств выявлено в 50 организациях на сумму 524,0 млн. рублей, доначислено платежей в бюджет 136,1 млн. рублей. Такие нарушения финансовой деятельности имеют место практически во всех областях. Однако отношение к ним до сих пор  не адекватно социальной опасности.

В отчетном периоде по результатам рассмотрения материалов проведенных проверок (ревизий) в проверенных организациях изданы приказы по устранению выявленных нарушений и недопущению их в дальнейшем, возмещению вреда, привлечению к ответственности виновных лиц. За указанный период привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности 6990 человек, в том числе освобождено от занимаемой должности 34 из них.

Принятыми мерами в отчетном периоде возмещено 7,8 млрд. руб., в том числе взыскано с виновных лиц 3,1 млрд.руб. Восстановлено нецелевого использования бюджетных средств 300,5 млн.руб. Работа по возмещению причиненного вреда продолжается и находится на постоянном контроле Минсельхозпрода. Для привлечения виновных лиц к ответственности, возмещения причиненного вреда, а также предотвращения выявленных ревизиями и проверками нарушений, злоупотреблений, фактов причинения вреда в дальнейшем, материалы ревизий и проверок направлялись в райисполкомы, вышестоящие организации. По результатам проверок и ревизий 457 материалов на сумму 8,9 млрд. рублей передано в правоохранительные органы.

Грамотно используя собственные финансовые ресурсы и инвестиции государства, руководству регионов  необходимо также  интенсифицировать процессы по   привлечению иностранных инвестиций в АПК, направив их на расширение  экспортного потенциала, создание новой инфраструктуры и импортозамещающих производств, совершенствование технической и технологической базы, на реализацию других значимых проектов.

Анализируя специализацию сельского хозяйства республики, как основу рационального использования природно-климатических ресурсов,  следует четко осознать явный приоритет  животноводства.  Здесь формируется около 80% выручки от реализации сельскохозяйственной продукции и почти 99% аграрного экспортного потенциала.    Поэтому эта  отрасль ныне и в перспективе является основой экономического благополучия сельскохозяйственных предприятий, включая развитие социальной базы их работников. Растениеводство  имеет подчиненное значение, его  основная задача – обеспечить эффективное развитие животноводства за счет кормовых ресурсов.

Для дальнейшего  повышения эффективности  животноводства  требуется  существенное улучшение стада животных,  переход на  высокопродуктивные породы, пригодные для использования в  современных производственных  помещениях промышленного типа  с новейшими технологиями содержания.  Наиболее актуальна эта проблема свиноводстве. Использующиеся ныне  в республике породы практически уже исчерпали свой потенциал и не способны как по продуктивности, так и по удельным затратам кормов  вывести свиноводческую отрасль на новый уровень развития. Перед племпредприятиями  стоит задача   широкого  привлечения  в отрасль лучших зарубежных генетических ресурсов, в первую очередь Канады,   Великобритании и Дании.

В республике хорошо  отработана схема производства мяса птицы, на лучших птицефабриках среднесуточный привес цыплят-бройлеров достиг хорошего европейского уровня --   60  граммов. Вместе с тем на 3 птицефабриках этот показатель ниже 50 граммов, а в РУСП «Молодечненская птицефабрика» в среднем за год составил лишь 33 грамма. Главная причина недостаточной продуктивности в отстающих птицефабриках – несовершенство технологии содержания и кормления, нарушение зооветеринарных  требований.  Обл- и райсельхозпродам необходимо тщательно проанализировать  эту ситуацию и принять необходимые меры. Объективных факторов, лимитирующих рост продуктивности птицеводческой отрасли, в республике нет.

В ближней перспективе предстоит работать  над совершенствованием инфраструктуры животноводства, поскольку основная часть  функционирующих в настоящее время помещений и технологической оснастки в них физически и морально устарели. По предварительным расчетам в 2010-2015 годах предстоит построить  476 молочно-товарных ферм суммарной мощностью  около 350 тыс. голов,  комплексы животноводческих помещений  для  молодняка КРС  на 480 тыс. скотомест и  38 для откорма свиней мощностью  600 тыс. скотомест, 6 птицефабрик мощностью 180 тыс. тонн.  В них потребуется  внедрить промышленные технологии и методы содержания животных, приготовления и раздачи кормов,   доения  коров и первичной переработки молока, усовершенствовать системы  регулирования микроклимата в помещениях  и навозоудаления.   Работу эту нельзя откладывать на  будущие годы. Вы знаете, сколько времени  требуется лишь на разработку  архитектурно-строительной документации.

Предстоит реализовать очередной комплекс инновационных мероприятий  в растениеводстве, чтобы выйти на среднеевропейский уровень по продуктивности сельскохозяйственных культур и удельной затратности с корректировкой на  потенциал природных ресурсов страны.  В этих целях требуется с  помощью аграрной науки  уточнить целевые региональные системы земледелия с учетом организационных и биологических требований севооборотов. Недопустимо терять ежегодно 5-10 ц/га кормовых единиц лишь вследствие того, что в республике масштабно нарушаются принципы севооборота, а кое-где и  похоронены.  До сих пор не решены проблемы с  заготовкой минеральных удобрений под урожай текущего года.  В прошлом году растениеводство удержалось благодаря достаточному обеспечению туками.  По состоянию на начало февраля текущего года  минеральных удобрений заготовлено почти вдвое меньше прошлогоднего уровня.  При этом наибольшая острота отмечается с азотными удобрениями, наиболее эффективными. Хуже всего положение в  Гродненской, Минской и Могилевской областях.

С учетом структуры животноводческой отрасли в каждом хозяйстве следует разработать научно-обоснованную программу по кормопроизводству.  В первую очередь  необходимо продолжить работу по усовершенствованию структуры посевов многолетних трав, отдав предпочтение бобовым и  бобово-злаковым смесям. Также нужно внедрить трех- и двухукосные схемы использования однолетних трав, расширить посевы зерновых культур в смеси с бобовыми для приготовления зерносенажа, обеспечить оптимальное сочетание посевных площадей многолетних трав и кукурузы на силос с учетом типов почв конкретного региона. Это позволит во влажные годы гарантировать кормопроизводство за счет бобовых многолетних трав и их смесей, а в сухие – за счет кукурузы. На легких почвах в группе многолетних трав целесообразно использовать нетрадиционные бобовые культуры – донник, лядвенец, эспарцет (песчаный клевер). При правильной структуре травяного кормопроизводства избыточный белок бобовых многолетних и однолетних трав должен полностью покрывать дефицит его в кукурузном силосе.

Республика ежегодно теряет более 500 млн. долларов на импорт белкового сырья для комбикормовой промышленности, хотя вполне может решить эту проблему за счет собственных ресурсов. Вместе с тем программа по расширению посевов зернобобовых  культур во всех областях провалена.

В прошлом году мы договаривались, что выполним требование государственной программы по возрождению села,  увеличив посевы зернобобовых культур минимум до 300 тысяч гектаров. Однако эта договоренность повисла в воздухе. Опять поддерживаем не своего, а зарубежного производителя, отправляя ему средства государственной поддержки за белковые ресурсы.

Инновационное развитие отрасли можно придать лишь на основе дальнейшего укрепления машинно-тракторного парка. В этом направлении в республике много сделано. Вместе с тем практика эксплуатации  технических средств, их готовность к проведению весеннего сева вызывают озабоченность.

В республике недостаточно используются широкозахватные комбинированные агрегаты. Во многих сельскохозяйственных организациях в период проведения массовых полевых работ на мощных тракторах работает по одному механизатору, что отрицательно сказывается на эффективности использования техники. В результате парк машин растет, а сроки выполнения полевых работ сокращаются крайне медленно. Вспашку этой осенью завершали в ноябре, а это уже угроза урожаю яровых культур текущего года.

По-прежнему многие сельскохозяйственные организации несут финансовые потери из-за низкого качества постановки техники на длительное хранение. В Гомельской области в соответствии с ГОСТом поставлено на хранение только 77 процентов парка техники, в Витебской - 84 процента. Непонятна позиция председателей облсельхозпродов этих областей, которые готовы заплатить за ремонт двигателя фирмы "Детройт-Дизель" 15-17 млн. рублей, или за замену колеса 10 млн. рублей и более вместо того, чтобы правильно поставить технику на хранение.

Требование Министерства использовать для ремонта техники осенне-зимний период облсельхозпроды не выполняют. Задание, доведенное приказом Минсельхозпрода от 25 ноября 2009 г. № 472, по готовности тракторов Витебской областью не выполнено на 7 процентов, Гродненской - на 6, Гомельской — на 5, Минской - на 3 процента. Более того, Витебская, Гомельская и Гродненская области снизили уровень готовность тракторов по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Аналогичное положение по готовности комбинированных почвообрабатывающе-посевных агрегатов, плугов, сеялок, другой техники, участвующей  в проведении весенних полевых работ.

Остается живучей практика выполнения ремонтных работ непосредственно  перед выходом техники в поле. Как показывает  практика, в этом случае он проходит в авральном темпе,  работы выполняются некачественно. В итоге машины ломаются, сроки полевых работ неоправданно удлиняются и, как  следствие, мы теряем урожай.

Следует более активно приступить к решению проблем энергосбережения. За январь-декабрь 2009 года подведомственные Минсельхозпроду организации сэкономили 130 тыс.  тонн условного топлива. Вместе с тем  целевой показатель по энергосбережению не выполнили все  облсельхозпроды. При задании "минус" 12,5 % в Брестской области он составил "минус" 5,8 %, Витебской - "минус" 8,4%, Гомельской - "минус" 10%, Гродненской - "минус" 3,6 %, Минской - "минус" 3,3 %, Могилевской -"минус" 7,1 %. Облсельхозпроды и республиканские объединения , кроме Витебского облсельхозпрода и РО «Белагросервис», не выполнили поручение Минсельхозпрода и вывели из эксплуатации неэнергоэффективные электроводонагреватели.

В ряде районов, наоборот, вместо экономии допущен перерасход энергетических ресурсов. Например, в Берестовицком (+2,9 %), Лидском (+4,9 %), Свислочском (+6,7 %) и Новогрудском ,(+2,5 %).

Основной причиной неудовлетворительной работы в направлении энергосбережения является недостаток  внимания к этой проблеме  со стороны руководителей и специалистов  обл- и райсельхозпродов. Выполнение мероприятий по энергосбережению  практически никто не контролирует, виновные к ответственности не привлекаются. Проблема рационального использования энергоресурсов в республике из года в год обостряется из-за постоянного удорожания импортируемой нефти. Поэтому предупреждаю - за бездействие однажды придется ответить.

Несмотря на постоянные инициативы Минсельхозпрода в  республике медленно развиваются процессы горизонтальной и вертикальной кооперации в АПК, вследствие чего не в полной мере используется потенциал аграрного производства в целом,  недостаточно  реализуются  принципы делового партнерства. Мировой опыт и практика свидетельствуют, что интегрированные структуры функционируют более надежно, сельскохозяйственное производство они размещают более оптимально, более рационально используют сырьевые ресурсы и производственный потенциал. При этом проявляется тесная взаимосвязь и взаимозависимость субъектов кооперации,  успешнее решаются вопросы специализации и  концентрации, что создает условия для повышения эффективности агропромышленного производства.

Накопленный в республике опыт, хотя и не очень масштабный, свидетельствует о высоком потенциале интеграционных процессов  в сельскохозяйственном производстве республики. Схема и механизмы кооперации в агрокомбинате «Дзержинский» пригодны для массового тиражирования с определенным варьированием состава участников в соответствии с целями интеграции. Требуется лишь понимание важности кооперационных процессов в регионах и активная работа по их организации.

Уважаемые товарищи! Я обозначил основные проблемы, сложившиеся к настоящему времени в агропромышленном комплексе республики. Надеюсь, что в процессе ваших выступлений  будут затронуты и упущенные мною позиции. Прошу меньше внимания уделять в нашей работе  объяснениям сложившегося положения, а вносить предложения по устранению  всех выявленных и скрытых негативов, чтобы совместно выработать подходы по безусловному выполнению прогнозных показателей, ведь нынешний год – завершающий в Государственной программе возрождения и развития села на 2005-2010 годы. За эту программу спрос будет жестким, ведь она направлена на улучшение благосостояния сельских тружеников. И это следует учитывать.