Версия для слабовидящих
Цветовая схема:
A
A
Размер шрифта:
A A A A
ГлавнаяEa?oa naeoa Ia?aoiay naycu

Вопросы по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций

Вопрос. Возможно ли окончание исполнительных производств, возбужденных в отношении сельскохозяйственных организаций, которым предоставлены отсрочка (рассрочка) исполнения обязательств в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 октября 2018 г. № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций».  

Ответ.

В   силу   положений статьи  23  Закона   Республики  Беларусь  от  17 июля 2018 г. «О нормативных правовых актах» Указ № 399 имеет большую юридическую силу в сравнении с Законом Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее – Закон).  Реструктуризация задолженности сельскохозяйственных организаций в виде отсрочки (рассрочки) в соответствии с Указом № 399 предусматривает изъятия в отношении таких должников по порядку и срокам исполнения ими денежных обязательств в целом, что тем самым не предполагает возможность принудительного понуждения к их исполнению посредством механизмов, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.

Вместе с тем основания для прекращения исполнительного производства или возвращения взыскателю исполнительного документа без дальнейшего исполнения, закрепленные в статьях 52 и 53 Закона, являются исчерпывающими и не предусматривают возможности окончания работы по исполнительному производству в связи с предоставлением отсрочки (рассрочки) исполнения на основании акта законодательства, за исключением отсрочки или рассрочки постановления о наложении административного взыскания (абзац седьмой части первой статьи 53 Закона).

При этом взыскатель согласно абзацу второму части первой статьи 53 Закона вправе подать заявление в орган принудительного исполнения о возвращении исполнительного документа без дальнейшего исполнения.

Также одним из механизмов реализации положений Указа № 399 по отсрочке (рассрочке) погашения задолженности является право должника обратиться в суд для рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки (рассрочки) исполнения судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом (абзац 8 части первой статьи 52, абзац восьмой части первой статьи 53 Закона).

В свою очередь процедура предоставления отсрочки (рассрочки) исполнения исполнительной надписи действующим законодательством не регламентирована.

В соответствии с абзацем одиннадцатым статьи 50 Закона судебный исполнитель вправе приостановить исполнительное производство полностью или частично в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Поскольку Указ № 399    предусматривает предоставление сельскохозяйственным организациям возможность отсрочки (рассрочки) погашения задолженности, данное обстоятельство может служить основанием для приостановления исполнительного производства в соответствии с абзацем одиннадцатым статьи 50 Закона либо для подачи должником заявления в суд об отсрочке (рассрочке) его исполнения.

Также полагаем возможным сообщить, что во исполнение пункта 8 Плана подготовки законопроектов на 2019 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2019 г. № 4, Министерством юстиции проводится работа по подготовке проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» (срок внесения в Совет Министров Республики Беларусь – апрель 2019 года), в котором будет предложено дополнить основания окончания исполнительного производства случаем, когда актами законодательства должнику предоставлена отсрочка (рассрочка) исполнения исполнительного документа.


Вопрос: Возможно ли финансирование расходов, связанных с государственной регистрацией создания капитальных строений, являющихся объектами жилищного фонда, социальной сферы и инженерной инфраструктуры к ним за счёт средств местных бюджетов, если балансодержателем этих объектов останется сельхозорганизация коммунальной формы собственности?

Ответ

В соответствии с пунктом 7 Положения об особенностях применения мер по повышению эффективности управления неплатежеспособными сельскохозяйственными организациями, утвержденного Указом № 399 (далее – Положение), финансирование расходов, связанных с оформлением документов на капитальные строения (здания, сооружения), являющиеся объектами жилищного фонда, социальной сферы и инженерной инфраструктуры к ним, а в отношении одноквартирных и блокированных жилых домов – также земельных участков, на которых эти объекты расположены, переданных в коммунальную собственность, осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Таким образом, нормами Указа № 399 не предусматривается возможность финансирования за счет средств местных бюджетов расходов, связанных с государственной регистрацией создания капитальных строений, являющихся объектами жилищного фонда, социальной сферы и инженерной инфраструктуры к ним, если балансодержателем этих объектов ранее была и остается сельскохозяйственная организация коммунальной формы собственности.


Вопрос: В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке реструктуризации задолженности неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций применяются следующие термины и их определения:

  • задолженность по налогам и сборам — задолженность по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы, а также по уплате штрафов за административные правонарушения, налагаемых налоговыми органами и судами по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами налоговых органов;
  • задолженность по платежам в бюджет — задолженность по возврату бюджетных ссуд и (или) займов, погашению платежей, произведенных из республиканского бюджета в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь и из местных бюджетов в соответствии с гарантиями местных исполнительных и распорядительных органов; 
  • задолженность по кредитным договорам — сумма обязательств (основной долг по кредиту, проценты за пользование им, иные обязательства по кредитным договорам, включая пени (штрафы) в соответствии с кредитными договорами, заключенными с банками, ОАО «Банк развития Республики Беларусь».

Таким образом, задолженность по процентам за пользование займами и пеням, начисленным за несвоевременное погашение задолженности, для целей настоящего Указа не являются задолженностью по платежам в бюджет (если по другим платежам, в частности по налогам и сборам, они прописаны в определениях, то по платежам в бюджет слова «пени» и «проценты за пользование ими» отсутствуют) и, соответственно, отсрочка и рассрочка по ним не предоставляется?

Ответ.

Указом № 399 утверждено Положение о порядке реструктуризации задолженности неплатежеспособных организаций (далее – Положение).

Положением установлено, что под задолженностью по платежам в бюджет понимается задолженность по возврату бюджетных ссуд и (или) займов, погашению платежей, произведенных из республиканского бюджета в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь и из местных бюджетов в соответствии с гарантиями местных исполнительных и распорядительных органов.

Таким образом, Положением не определена возможность реструктуризации задолженности по процентам, пеням по бюджетным ссудам и (или) займам, а также по гарантиям Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов путем предоставления отсрочки и (или) рассрочки ее погашения.

Вместе с тем, задолженность по процентам, пеням по бюджетным ссудам (займам), а также по процентам по исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов может быть реструктуризирована в порядке, определенном Указом Президента Республики Беларусь от 16.02.2004 № 88 «О реструктуризации задолженности по платежам в республиканский и местные бюджеты, по кредитным договорам и прощении долга» (далее – Указ № 88).

Справочно. Исходя из норм Указа № 88, задолженность по платежам в бюджет – это сумма не уплаченных в срок налогов, сборов (пошлин), штрафов, пеней и иных платежей, подлежащих уплате в бюджет в соответствии с законодательством, в том числе платежей в счет погашения задолженности по бюджетным ссудам, бюджетным займам, процентам по бюджетным займам, пеням, начисленным за несвоевременный возврат таких ссуд и займов, по исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов и процентам по ним, а также задолженности, возникшей в случае неисполнения пользователями внешних государственных займов и внешних займов, гарантированных Правительством Республики Беларусь, своих обязательств по исполнению платежей по погашению и обслуживанию таких займов.

Возможность проведения реструктуризации задолженности по процентам, пеням по бюджетным ссудам (займам), а также по процентам по исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, в порядке, определенном Указом № 88, должна быть согласована соответственно с Министерством финансов в части задолженности по платежам перед республиканским бюджетом, с местными финансовыми органами – в части задолженности перед местными бюджетами.


Вопрос: Кто является государственным органом, утверждающим график: исполнительный комитет, принявший решение о выдаче ссуды либо займа, или финансовый отдел (управление), заключившие договора о выдаче ссуды либо займа?

Ответ.

Пунктом 6 Положения предусматривается, что реструктуризация задолженности путем предоставления отсрочки платежей с последующей их рассрочкой осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем включения сельскохозяйственной организации в перечень, после подачи ею заявления в отношении:

  • задолженности по платежам в бюджет – в органы, предоставившие бюджетные ссуды (займы), исполнившие гарантии.

По истечении срока отсрочки погашение задолженности по платежам осуществляется:

  • в местные бюджеты – в соответствии с графиком, утвержденным соответствующим государственным органом, предоставившим бюджетные ссуды (займы), исполнившим гарантии.

В соответствии со статьей 66 Бюджетного кодекса Республики Беларусь (в редакции от 26.10.2012 № 429-З) решения о предоставлении бюджетных займов, бюджетных ссуд за счет средств областных бюджетов, бюджета г. Минска, районных бюджетов и бюджетов городов областного подчинения принимаются соответствующими Советами депутатов либо по их поручению соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

В связи с изложенным, вышеуказанный график должен утверждаться соответствующим органом, принявшим решение о предоставлении бюджетной ссуды (займа).


Вопрос: Будет ли единый подход для всех областей по срокам обращения облигаций, выпускаемых в соответствии с абзацем четвертым подпункта 1.2 пункта 1 Указа № 399, уплатой процентного дохода по ним, их погашения и обслуживания?

Ответ.

Указом № 399 предусматривается возможность по решению Президента Республики Беларусь реструктуризации задолженности (ее части) по кредитным договорам, путем эмиссии местными исполнительными и распорядительными органами облигаций, номинированных в белорусских рублях, на сумму активов.

Процедура по передаче в ОАО «Агентство по управлению активами» проблемной задолженности неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 14 июля 2016 года № 268 «О создании и деятельности открытого акционерного общества «Агентство по управлению активами» в настоящее время завершена.

Эмиссия облигаций местных исполнительных и распорядительных органов может осуществляться путем принятия в каждом конкретном случае отдельного решения Главы государства с учетом финансово-экономических показателей организаций, долговой нагрузки местных бюджетов и их ресурсных возможностей.


 Вопрос. Подлежит ли реструктуризации в соответствии с нормами Указа № 399 имеющаяся задолженность неплатежеспособной сельскохозяйственной организации перед бюджетом:

  •  по процентам, пеням (штрафам) начисленным на сумму задолженности по бюджетным ссудам (займам), по платежам произведенных из республиканского бюджета в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь и из местных бюджетов в соответствии с гарантиями местных исполнительных и распорядительных органов;
  • по восстановлению расходов, произведенных из областного бюджета, согласно решениям местных советов депутатов, согласно договоров уступки требования по погашению задолженности перед открытым акционерным обществом «Белагропромбанк», возникшей по кредитам, выданным под гарантии местных исполнительных и распорядительных органов в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 10 марта 2018 г. № 150 «О некоторых вопросах деятельности агропромышленного комплекса». 

Ответ.

Указом Президента Республики Беларусь от 03.11.2005 № 520 «О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере» установлено, что Президентом Республики Беларусь и (или) законами устанавливается порядок реструктуризации задолженности юридических лиц по налогам, сборам (пошлинам) и иным платежам в бюджет, а также по погашению полученных банковских кредитов.

Указом Президента Республики Беларусь от 02.10.2018 № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» (далее – Указ № 399) утверждено Положение о порядке реструктуризации задолженности неплатежеспособных организаций (далее – Положение).

Положением установлено, что под задолженностью по платежам в бюджет понимается задолженность по возврату бюджетных ссуд и (или) займов, погашению платежей, произведенных из республиканского бюджета в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь и из местных бюджетов в соответствии с гарантиями местных исполнительных и распорядительных органов.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» приложения поясняют или дополняют содержание нормативных предписаний акта и являются его частью, вынесенной для удобства пользования за текст акта (утвержденного акта).

Таким образом, Положением не определена возможность реструктуризации задолженности по процентам, пеням по бюджетным ссудам и (или) займам, а также по гарантиям Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов путем предоставления отсрочки и (или) рассрочки ее погашения.

Вместе с тем, задолженность по процентам, пеням по бюджетным ссудам (займам), а также по процентам по исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов может быть реструктуризирована в порядке, определенном Указом Президента Республики Беларусь от 16.02.2004 №88 «О реструктуризации задолженности по платежам в республиканский и местные бюджеты, по кредитным договорам и прощении долга» (далее – Указ № 88).

Справочно.Исходя из норм Указа № 88, задолженность по платежам в бюджет – это сумма не уплаченных в срок налогов, сборов (пошлин), штрафов, пеней и иных платежей, подлежащих уплате в бюджет в соответствии с законодательством, в том числе платежей в счет погашения задолженности по бюджетным ссудам, бюджетным займам, процентам по бюджетным займам, пеням, начисленным за несвоевременный возврат таких ссуд и займов, по исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов и процентам по ним, а также задолженности, возникшей в случае неисполнения пользователями внешних государственных займов и внешних займов, гарантированных Правительством Республики Беларусь, своих обязательств по исполнению платежей по погашению и обслуживанию таких займов.

Возможность проведения реструктуризации задолженности по процентам, пеням по бюджетным ссудам (займам), а также по процентам по исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, в порядке, определенном Указом №88, должна быть согласована соответственно с Министерством финансов в части задолженности по платежам перед республиканским бюджетом, с местными финансовыми органами – в части задолженности перед местными бюджетами.

Что касается задолженности указанных организаций по восстановлению расходов, произведенных из областных бюджетов, согласно договорам уступки требования, необходимо отметить следующее.

В соответствии с частью первой пункта 1 статьи 353 Гражданского кодекса Республики Беларусь право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании акта законодательства.

По смыслу норм параграфа 1 главы 24 Гражданского кодекса Республики Беларусь следствием заключенной сделки уступки права является перемена лиц в обязательстве на стороне кредитора: первоначальный кредитор выбывает из обязательства, на его место становится новый кредитор.

По мнению Министерства финансов, задолженность, возникшая по договорам уступки требования, не может рассматриваться как задолженность по платежам в бюджет в соответствии с законодательством в терминологии Указов № 399 и № 88.

Подпунктом 6.6 пункта 6 Положения определена возможность реструктуризации задолженности по прочим обязательствам.

Таким образом, задолженность по восстановлению расходов, произведенных из областных бюджетов, согласно договорам уступки требования, может рассматриваться как задолженность, подлежащая реструктуризации, в соответствии с подпунктом 6.6 пункта 6 Положения.  


Вопрос: Подпунктом 2.14 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2016 г. № 253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций» (далее – Указ № 253) установлено, что мониторинг реализации бизнес-планов сельскохозяйственных организаций, включенных в перечень сельскохозяйственных организаций, подлежащих досудебному оздоровлению, осуществляется согласовавшим их соответствующим государственным органом или организацией. По какой форме и в соответствии с каким базовым периодом необходимо проводить мониторинг реализации бизнес-планов? 

Ответ:

Бизнес-планы сельскохозяйственных организаций, подлежащих досудебному оздоровлению в рамках Указа № 253, разработаны на срок равный 6 годам (5 лет предоставления отсрочки плюс один год) с шагом 1 год. В связи с чем, результаты выполнения указанного бизнес-плана могут быть получены только по итогам работы за календарный год.

В целях оперативного принятия управленческих решений направленных на выполнение указанных бизнес-планов и улучшение финансового состояния сельскохозяйственных организаций, рекомендуется осуществлять мониторинг бизнес-планов развития, разработанных организациями в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 873 «О прогнозах, бизнес-планах развития коммерческих организаций» на каждый год, в которых отражаются ежеквартальные результаты деятельности организации.

Информацию по осуществлению мониторинга выполнения бизнес-планов развития организаций агропромышленного комплекса, финансовое оздоровление которых осуществляется в рамках Указа № 253, постановлением коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 11 августа 2017 г. № 23 «Об итогах работы за 1 полугодие 2017 г.» поручено облсельхозпродам представлять ежеквартально до 20 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом по форме согласно приложению 2 к постановлению коллегии (ссылка на форму).

Наименование показателей
ед. изм
Организация
 
январь-июнь
январь-…
 
и т.д.
 
показатели по бизнес-плану
факт 2017
% выполнения показателей бизнес-плана
факт 2016
% к январю-июню 2016
показатели по бизнес-плану
факт 2017
% выполнения показателей бизнес-плана
факт 2016
в % к январю-… 2016
 
 
 
 
Объем производства продукции (работ, услуг) в фактических отпускных ценах за вычетом начисленных налогов и сборов из выручки
тыс.р.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Темп роста валовой продукции в сопоставимых ценах
%
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг
тыс.р.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг в расчете на 1 среднесписочного работника
тыс.р./  чел.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Темп роста производительности труда по выручке
%
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг
тыс.р.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Прибыль (убыток )от реализации продукции, товаров, работ, услуг
тыс.р.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Чистая прибыль,(убыток)
тыс.р.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рентабельность продаж
%
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Среднемесячная заработная плата
руб.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Финансовые обязательства на конец отчетного периода
тыс.р.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      в том числе просроченные
тыс.р.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Кредиторская задолженность на конец отчетного периода
тыс.р.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       в том числе просроченная
тыс.р.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Задолженность по кредитам и займам
тыс.р.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       в том числе просроченная
тыс.р.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дебиторская задолженность
тыс.р.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      в том числе просроченная
тыс.р.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Коэффициент текущей ликвидности
коэф.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами                       
коэф.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами
коэф.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами
коэф.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Производство (животноводство)
 
молока
тонн
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
реализация молока
тонн
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
товарность молока
%
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выращивание скота и птицы
тонн
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
в том числе КРС
тонн
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                       свиней
тонн
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                       птицы
тонн
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Продуктивность
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
средний удой молока от коровы
кг
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
среднесуточные привесы КРС
гр
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
свиней
гр
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Численность скота
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КРС
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
свиней
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
птицы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
Производство (растениеводство)
 
зерновые и зернобобовые (с кукурузой)
тонн
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
рапс
тонн
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
картофель
тонн
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
сахарная свекла
тонн
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Урожайность
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
зерновые и зернобобовые (с кукурузой)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
рапс
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
картофель
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
сахарная свекла
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Поделиться: