Версия для слабовидящих
Цветовая схема:
A
A
Размер шрифта:
A A A A
ГлавнаяEa?oa naeoa Ia?aoiay naycu

Рекомендации об обеспечении безопасности труда и предупреждении несчастных случаев на производстве при подготовке и проведении весенне-полевых работ в 2019 году

Центр охраны труда и технической безопасности Института «Кадры индустрии» проводит повышение квалификации специалистов в области радиационной безопасности

Профилактика ДТП

Профилактика травматизма при работе с вращающими машинами и механизмами

Соблюдение требований безопасности при проведении сельскохозяйственных работ вблизи ЛЭП

Обеспечение требований безопасности труда при проведении осенней уборочной кампании

Соблюдение требований охраны труда и законодательства о труде при организации деятельности студенческих отрядов

Предупреждение травматизма и пожаров в период уборочной кампании 2018 года

Установлены нормы оснащения первичными средствами пожаротушения помещений производственных и складских зданий, зданий сельскохозяйственного назначения и иных помещений

Презентационные материалы с семинара-учебы по вопросу: «Совершенствование работы по охране труда, транспортной, пожарной, промышленной безопасности и укреплению трудовой и производственной дисциплины в сельскохозяйственных организациях при организации заготовки кормов и проведении уборочных работ в 2018 году»

Семь «золотых правил» производства c нулевым травматизмом и с безопасными условиями труда (Руководство для работодателей и менеджеров)

Обеспечение безопасности труда и предупреждении несчастных случаев при выполнении работ по заготовке кормов в 2018 году

7 апреля 2018 года отмечается Всемирный день здоровья, который будет посвящен обсуждению на глобальном и местном уровнях путей достижения Здоровья Для Всех

Рекомендации об обеспечении безопасности труда и предупреждении несчастных случаев на производстве при подготовке и проведении весенне-полевых работ в 2018 году

Основные рекомендации по охране труда при проведении ремонта и постановке техники на хранение

Несчастные случаи, происшедшие из-за недостатков в обучении и инструктировании потерпевших по охране труда

Советом Министров Республики Беларусь по итогам рассмотрения отчета о выполнении Республиканской целевой программы по улучшению условий и охраны труда на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2010г. №982, обращено внимание на недостаточные результаты работы, связанные с обучением (повышением квалификации) работников по вопросам охраны труда.

Анализ причин травматизма на производстве в 2015 году показал, что недостатки в обучении и инструктировании потерпевших работников составляют около 9 процентов от общего числа причин, повлекших несчастные случаи с тяжелыми последствиями (находятся на третьем месте по своей частоте). В несчастных случаях со смертельным исходом они превышают 10 процентов. Причем травмировались работники, имеющие или небольшой, или значительный стаж работы по выполняемой профессии. Так, у 38,8 процентов погибших на производстве стаж работы по профессии составлял до трех лет. Более 28 процентов погибших имели стаж по профессии от десяти и более двадцати лет.

Наиболее травмоопасным видом деятельности для работников, имеющих небольшой стаж работы, является сельскохозяйственное производство. При выполнении сельскохозяйственных работ на производстве погибло 31,4 процента работников, имеющих стаж до трех лет. Почти 9 процентов погибших имели аналогичный стаж работы по профессии в сфере строительства. В промышленности, наоборот, более 9 процентов составляет удельный вес смертельно травмированных работников, имеющих стаж от десяти и более двадцати лет.

Обращаем внимание, что обучение, инструктаж, переподготовка, стажировка, повышение квалификации и проверка знаний по вопросам охраны труда работников являются одними из основных превентивных мер по профилактике несчастных случаев на производстве.

Указанные требования законодательно закреплены как для нанимателей (работодателей), так и для работников (работающих) (статьи 226 и 232 Трудового кодекса Республики Беларусь, статьи 17 и 19 Закона Республики Беларусь «Об охране труда», Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008г. №175).

Согласно статье 49 Трудового кодекса Республики Беларусь непрохождение инструктажа, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда работником является основанием не допускать его к работе (отстранять от работы) в соответствующий день (смену).

Уровень подготовки должностных лиц и работников по вопросам охраны труда играет особую роль при организации и проведении работ с повышенной опасностью, требующих в процессе их выполнения высокой согласованности действий.

В системе управления охраной труда любой организации обучение, инструктаж, стажировка, повышение квалификации и проверка знаний работников безопасным приемам и методам труда являются одними из основных превентивных мер по профилактике несчастных случаев на производстве.

Особенно актуальными указанные требования становятся при допуске работников к выполнению высоко технологичных работ, в том числе с использованием современной техники, новых технологий и материалов.

Кроме того, немаловажную роль уровень подготовки должностных лиц и работников по вопросам охраны труда играет при организации и проведении работ с повышенной опасностью, требующих в процессе их выполнения высокой согласованности действий.

Во многих организациях республики разработаны и успешно применяются достаточно разнообразные современные формы и методы проведения инструктажа по охране труда, включающие наглядные материалы, демонстрацию фильмов, слайдов, проведение занятий и семинаров, интернет-ресурсы и многое другое. Главными действующими лицами в указанном процессе, как правило, в коллективах являются непосредственные руководители на местах, т.е. те, на ком лежит прямая ответственность за безопасное выполнение работ, а также специалисты по охране труда.

Однако, на практике приходится иногда сталкиваться с ситуацией, когда работнику предлагается «просто» расписаться в документах по прохождению инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, хотя с ним указанных действий никто не проводил. Должностные лица, ответственные за обеспечение охраны труда на рабочих местах, должны отдавать себе отчет, что, совершая указанные действия они не информируют работников или работающих об имеющих место опасных и вредных производственных факторах, правилах поведения, а также применения безопасных приемов и методов работ. Таким образом, вступает в силу принцип: не проинформирован – значит, не предупрежден.

Справочно: 12 октября 2015 г. при выполнении шиномонтажных работ произошел вылет бортового и замочного колец одного из колес автомобиля МАЗ 55142. В результате водитель  ОАО «Золотая подкова» Глубокского района Витебской области получил тяжелую травму.

Причины: к выполнению шиномонтажных работ был допущен работник, не имеющий соответствующей квалификации (монтировщик шин и шинопневматических муфт), без проведения с ним инструктажа, прохождения стажировки и проверки знаний по охране труда для данного вида работ. Кроме того, потерпевший в момент происшествия находился на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения (1,03 промилле).

Лицами, допустившими нарушения требований охраны труда, повлекшие несчастный случай, определены директор и главный инженер организации, а также сам потерпевший.

Также 12 октября 2015 г. тяжелую производственную травму в результате падения с трехсекционной универсальной лестницы при спуске с чердачного помещения получил рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений УО «Гомельский государственный аграрно-экономический колледж» (г. Гомель).

Причины: к выполнению работы на высоте потерпевший был допущен без проведения с ним обучения, целевого инструктажа, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда, не имея соответствующей профессиональной подготовки и не прошедший медицинского осмотра на профпригодность.

Лицом, допустившим нарушение требований охраны труда, определен директор.

16 октября 2015 г. погиб животновод КСУП «Велетин» Хойникского района Гомельской области, который выполнял работу по выпасу молодняка крупного рогатого скота на отгонном пастбище.

Причины: допуск потерпевшего к выполнению работы по обслуживанию животных без проведения с ним первичного инструктажа по охране труда и противопожарного инструктажа. Кроме того, в организации не был установлен режим рабочего времени (сменности), а также не осуществлялся контроль за выполнением животноводами своих трудовых обязанностей, соблюдением ими производственной и трудовой дисциплины. Сам потерпевший в момент гибели находился в состоянии алкогольного опьянения (1,5 промилле).

Лицами, допустившими нарушения требований охраны труда, определены бригадир животноводческой фермы и сам потерпевший.

23 октября 2015 г. в результате падения с лесов строительных рамных при выполнении работ по оштукатуриванию наружных стен дома на строительном объекте тяжелую производственную травму получила маляр унитарного коммунального производственного предприятия «Коммунальник» Кричевского района Могилевской области.

Причины: к выполнению работ на строительном объекте потерпевшая была допущена без ознакомления (под роспись) с проектом производства работ, без проведения с ней первичного инструктажа по охране труда и стажировки на рабочем месте по профессии «штукатур». Строительные рамные леса были смонтированы и эксплуатировались с незакрепленными к их поперечинам деревянными настилами, а также с отсутствующими перильными и бортовыми ограждениями.

Лицами, допустившими нарушения требований охраны труда, повлекшими несчастный случай, определены мастер и начальник ремонтно-строительного участка, а также заместитель директора.

В целях профилактики и недопущения несчастных случаев на производстве с работниками, происшедших из-за неисполнения ими требований, установленных законодательством в области охраны труда, руководителям организаций необходимо:

  • проанализировать ситуацию с травмированием на производстве работников, в том числе по вышеуказанным причинам и принять исчерпывающие меры по недопущению повторения аналогичных несчастных случаев;
  • регулярно рассматривать на общих собраниях и совещаниях обстоятельства и причины имевших место несчастных случаев, аварий и инцидентов на производственных объектах, вырабатывать и принимать меры по их недопущению;
  • ужесточить контроль за исполнением должностными лицами и работниками обязанностей, определенных законодательством, а также принять должные меры по реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»;
  • в соответствии с требованиями статьи 49 Трудового кодекса Республики Беларусь обеспечивать немедленное отстранение от работы работников, находящихся на рабочем месте или в рабочее время в состоянии алкогольного опьянения, и принимать в этой связи необходимые меры в соответствии с подпунктом 1.4 пункта 1 Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;
  • обеспечивать выполнение требований Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. №175;
  • при отсутствии документов, подтверждающих прохождение работающими обучения, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, осуществлять в установленном порядке их обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ (услуг);
  • допускать к работе работников, совмещающих несколько профессий (должностей) после прохождения ими обучения, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда по основной и совмещаемым профессиям (должностям);
  • перед выполнением работ на объектах, отнесенных к категории опасных производственных объектов согласно Закону Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
  • проводить повторную проверку знаний по вопросам охраны труда в срок не более одного месяца со дня ее проведения лиц, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях, созданных в порядке, установленном законодательством (показавшие неудовлетворительные знания, не явившиеся на проверку знаний без уважительной причины);
  • не допускать к выполнению работ (оказанию услуг) лиц, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда повторно. Отстранение от работы работающих, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда, производить в соответствии с законодательством.

 
Поделиться: