Правовая информация и нормативные документы в области образования, научно-технической и инновационной деятельности

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

22 мая 2015 г. № 431

О порядке функционирования единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз

(в редакции Постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 19 сентября 2016г. №737; от 31 октября 2016 г. № 891; от 5 июня 2017 г. № 425; от 18 мая 2019 г. № 309) 

В соответствии с пунктом 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 16 февраля 2015 г. № 1 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке функционирования единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз.

2. Внести изменения и дополнения в следующие постановления Совета Министров Республики Беларусь:

2.1. пункт 8 Положения о научно-технических проектах, выполняемых в рамках международных договоров Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 августа 2003 г. № 1065 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 92, 5/12908; 2007 г., № 264, 5/26055; 2009 г., № 226, 5/30460), изложить в следующей редакции:

«8. Проекты, оформленные в соответствии с установленными требованиями, направляются ГКНТ в государственные экспертные советы соответствующего профиля для проведения государственной научно-технической (научной) экспертизы.»;

2.2. в Положении о Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2004 г. № 282 «О Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 53, 5/13978; 2005 г., № 9, 5/15481; 2006 г., № 132, 5/22767; 2009 г., № 251, 5/30596; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.01.2013, 5/36835; 21.12.2013, 5/38182; 30.08.2014, 5/39331):

в пункте 3:

в подпункте 3.21 слова «рациональным расходованием выделяемых на эти цели бюджетных средств» заменить словами «эффективностью деятельности аспирантур (докторантур)»;

дополнить пункт подпунктом 3.74 следующего содержания:

«3.74. мониторинг и методическое обеспечение коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов;»;

подпункт 3.11 изложить в следующей редакции:

«3.11. обеспечение функционирования единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз, в том числе организации и проведения этих экспертиз;»;

в пункте 4:

подпункт 4.5 изложить в следующей редакции:

«4.5. обеспечивает организацию и проведение государственной научной и государственной научно-технической экспертиз в порядке, установленном актами законодательства;»;

из подпункта 4.52 слово «научно-техническим» исключить;

дополнить пункт подпунктом 4.71 следующего содержания:

«4.71. осуществляет ведение государственного реестра прав на результаты научной и научно-технической деятельности;»;

2.3. часть вторую пункта 8 Положения о порядке разработки, финансирования и выполнения государственных программ научных исследований, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2010 г. № 1196 «О некоторых вопросах регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 201, 5/32352), изложить в следующей редакции:

«Конкурсный отбор заданий программ осуществляется НАН Беларуси с учетом результатов государственной научной экспертизы.»;

2.4. в Положении о порядке формирования перечня инновационных товаров, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2012 г. № 995 «О порядке формирования перечня инновационных товаров» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.11.2012, 5/36434; 30.05.2014, 5/38914):

пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7. После поступления в ГКНТ комплект заявочных документов, по которому принято положительное решение о допуске к третьему этапу отбора инновационных товаров для включения в перечень, направляется в пятидневный срок в государственный экспертный совет соответствующего профиля для проведения государственной научно-технической экспертизы.»;

в пункте 8 слова «экспертными советами» и «экспертный совет» заменить соответственно словами «государственными экспертными советами соответствующего профиля» и «эти экспертные советы»;

2.5. утратил силу;

2.6. в Положении о порядке организации разработки, утверждения и рассмотрения бизнес-планов инвестиционных проектов, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2014 г. № 506 «О бизнес-планах инвестиционных проектов» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.05.2014, 5/38908):

из абзаца восьмого пункта 2 слова «научно-техническими» и «совместно с Национальной академией наук Беларуси» исключить;

в абзаце третьем подпункта 16.3 пункта 16:

слово «научно-технического» исключить;

после слова «совета» дополнить абзац словами «, созданного Государственным комитетом по науке и технологиям».

3. Признать утратившими силу:

  • пункт 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2007 г. № 1411 «О некоторых вопросах организации и проведения государственной научно-технической экспертизы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 264, 5/26055);
  • подпункт 1.6 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 октября 2009 г. № 1335 «О внесении дополнений, изменений в отдельные постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 251, 5/30596);
  • абзац третий пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2010 г. № 1196 «О некоторых вопросах регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 201, 5/32352);
  • подпункт 2.40 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049 «Об изменении, дополнении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам образования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 92, 5/34264);
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2012 г. № 996 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2007 г. № 1411» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.11.2012, 5/36435);
  • абзацы четвертый–восьмой подпункта 1.2 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 января 2013 г. № 20 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2006 г. № 1329 и от 29 октября 2007 г. № 1411» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.01.2013, 5/36782);
  • подпункт 2.2 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 октября 2013 г. № 888 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 20 мая 2013 г. № 229» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.10.2013, 5/37899);
  • подпункт 1.3 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2013 г. № 1104 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2004 г. № 677» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.12.2013, 5/38182);
  • подпункт 2.4 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 2014 г. № 835 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 2 декабря 2013 г. № 531» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.08.2014, 5/39331).

4. Государственному комитету по науке и технологиям с 1 июля 2015 г. обеспечить функционирование единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз.

5. Республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, облисполкомам и Минскому горисполкому до 1 июля 2015 г. привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением и принять иные меры по его реализации.

6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2015 г., за исключением пункта 5, вступающего в силу после официального опубликования настоящего постановления.

 Премьер-министр Республики Беларусь А.Кобяков


 

 

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
22.05.2015 № 431
(в редакции постановления
Совета Министров
Республики Беларусь
05.06.2017 № 425)

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке функционирования единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяется порядок функционирования единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз (далее – единая система экспертиз), в том числе порядок организации и проведения этих экспертиз.

Действие настоящего Положения не распространяется на порядок проведения экспертизы, планирования, финансирования и выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ в области развития вооружения, военной и специальной техники, определяемый Советом Министров Республики Беларусь.

2. В настоящем Положении используются термины и их определения в значениях, установленных Декретом Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 г. № 7 «О совершенствовании государственного управления в сфере науки», а также следующие термины и их определения:

  • государственная научная и государственная научно-техническая экспертизы (далее – государственная экспертиза) – деятельность уполномоченных формирований (государственных экспертных советов), связанная с организацией проведения исследований, в том числе научных, анализом и оценкой объектов государственной экспертизы, предполагающих получение новых знаний и способов их применения (для государственной научной экспертизы) и создание новых или совершенствование существующих способов и средств осуществления конкретных процессов (для государственной научно-технической экспертизы), подготовкой и оформлением в отношении этих объектов экспертных заключений, необходимых для принятия решений, связанных с научной, научно-технической и инновационной деятельностью;
  • государственный экспертный совет (далее – экспертный совет) – создаваемое в установленном законодательством порядке формирование, состоящее из ученых и специалистов организаций (независимо от формы собственности), осуществляющих научную, научно-техническую и инновационную деятельность, государственных органов и иных организаций, целью которого является осуществление государственной экспертизы;
  • эксперт – физическое лицо, имеющее соответствующие опыт работы и квалификацию по тематике (профилю) объекта государственной экспертизы, осуществляющее в установленном порядке проведение исследований, в том числе научных, анализ и оценку объектов государственной экспертизы, предполагающих получение новых знаний и способов их применения и создание новых или совершенствование существующих способов и средств осуществления конкретных процессов, подготовку и оформление в отношении этих объектов экспертных заключений, необходимых для принятия решений, связанных с научной, научно-технической и инновационной деятельностью;
  • объект государственной экспертизы – планируемое к реализации полностью или частично за счет государственных средств либо связанное с предоставлением в ходе реализации налоговых льгот и (или) государственной финансовой поддержки мероприятие (задание, проект, план, работа, услуга) в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности, результат его реализации, а также документы (комплекты документов), необходимые для принятия Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, другими государственными органами и государственными организациями, подчиненными Президенту Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, а также другими образованными в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами организациями, осуществляющими государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности (далее – государственные органы), решений, связанных с научной, научно-технической и инновационной деятельностью.
  • заказчик государственной экспертизы (далее – заказчик) – государственный орган (организация), являющийся распорядителем государственных средств, выделенных для финансирования реализации мероприятий (заданий, проектов, планов, работ, услуг), в отношении которых настоящим Положением предусмотрено проведение государственной экспертизы, а также иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в случаях, установленных законодательством;
  • ведомственная научно-техническая экспертиза – деятельность уполномоченных формирований (ведомственных научно-технических экспертных советов, советов (комиссий), создаваемых республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, другими государственными органами и государственными организациями, подчиненными Президенту Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, областными исполнительными комитетами и Минским городским исполнительным комитетом, а также хозяйственными обществами, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности и переданы в управление республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям (далее – ведомства), связанная с организацией проведения исследований, в том числе научных, анализом и оценкой объектов государственной экспертизы, в отношении которых законодательством предусмотрено проведение ведомственной научно-технической экспертизы, подготовкой и оформлением в отношении этих объектов экспертных заключений, необходимых для принятия решений, связанных с научной, научно-технической и инновационной деятельностью;
  • информационно-аналитическая система «Единая экспертиза» (далее – ИАС «Экспертиза») – информационная система, предназначенная для автоматизации функционирования единой системы экспертиз;
  • национальный оператор государственной экспертизы – государственное учреждение, подчиненное Государственному комитету по науке и технологиям (далее – ГКНТ), осуществляющее научно-методическое и организационно-техническое обеспечение проведения государственной экспертизы.

3. Функционирование единой системы экспертиз направлено на повышение эффективности:

  • использования государственных средств, выделяемых на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, посредством принятия на основе результатов государственной экспертизы решений о финансировании реализации и (или) о предоставлении налоговых льгот и (или) государственной финансовой поддержки в ходе реализации мероприятий (заданий, проектов, планов, работ, услуг), обеспечивающих достижение необходимого экономического и (или) социального эффекта;
  • принимаемых государственными органами решений, связанных с научной, научно-технической и инновационной деятельностью.

4. Функционирование единой системы экспертиз осуществляется в соответствии с принципами объективности, комплексности и единства, компетентности и высокотехнологичности.

В соответствии с принципом объективности функционирование единой системы экспертиз обеспечивается государственным органом, не имеющим (имеющим в минимальном количестве) в подчинении (ведении, составе) потенциальных исполнителей мероприятий (заданий, проектов, планов, работ, услуг), являющихся объектами государственной экспертизы.

Принцип комплексности и единства означает, что единая система экспертиз должна распространяться на все мероприятия (задания, проекты, планы, работы, услуги), реализуемые в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности, финансируемые полностью или частично за счет государственных средств, и функционировать на основе общих подходов и критериев, применяемых при анализе и оценке всех объектов государственной экспертизы.

Принцип компетентности означает, что в качестве экспертов должны выступать высококвалифицированные специалисты, способные качественно провести государственную экспертизу и подготовить достоверные, полные и обоснованные экспертные заключения.

В соответствии с принципом высокотехнологичности функционирование единой системы экспертиз предусматривается на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий и информационных ресурсов посредством ИАС «Экспертиза».

5. В соответствии с единой системой экспертиз предусматривается проведение:

  • государственной научной экспертизы;
  • государственной научно-технической экспертизы;
  • ведомственной научно-технической экспертизы.

В отношении объектов государственной экспертизы, сметная стоимость которых не превышает 1000 базовых величин, проводится ведомственная научно-техническая экспертиза без обязательного последующего проведения государственной экспертизы. Все объекты государственной экспертизы, направляемые на государственную научно-техническую экспертизу, за исключением объектов, названных в подпункте 8.7 пункта 8 настоящего Положения, также должны в установленном порядке предварительно пройти ведомственную научно-техническую экспертизу.

Порядок проведения ведомственной научно-технической экспертизы по объектам государственной экспертизы, указанным в подпункте 8.12 пункта 8 настоящего Положения, определяется ведомствами в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов», а по иным объектам государственной экспертизы – ведомствами по согласованию с ГКНТ.

В отношении объектов государственной экспертизы, названных в подпунктах 8.1, 8.3–8.5, 8.7–8.11, 8.12 (за исключением инновационных проектов, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, обеспечивающих создание новой продукции, новых (усовершенствованных) технологий, новых услуг для Республики Беларусь, выполняемых в соответствии с поручениями Президента Республики Беларусь или Премьер-министра Республики Беларусь), 8.13, 8.14 пункта 8 настоящего Положения, государственная экспертиза проводится в обязательном порядке. В отношении одного объекта могут проводиться как государственная научная, так и государственная научно-техническая экспертизы.

В отношении объектов государственной экспертизы, названных в подпунктах 8.2 и 8.6 пункта 8 настоящего Положения, государственная экспертиза проводится в случае наличия поручений (запросов) Совета Министров Республики Беларусь, правоохранительных, судебных и контролирующих (надзорных) органов или по инициативе заказчика.

В случае, если в соответствии с законодательством проведение государственной экспертизы не является обязательным, государственная экспертиза может проводиться по инициативе заказчика или ГКНТ.

Государственная экспертиза по объектам государственной экспертизы, указанным в подпунктах 8.4, 8.5, 8.7–8.9, 8.12 и 8.15 пункта 8 настоящего Положения, может проводиться по инициативе юридических лиц, не являющихся заказчиками. В этом случае государственная экспертиза проводится за счет средств данных юридических лиц.

6. ГКНТ:

  • обеспечивается функционирование единой системы экспертиз;
  • обеспечивается проведение государственной экспертизы;
  • осуществляется методологическое обеспечение организации и проведения государственной экспертизы;
  • определяется порядок заключения договоров с экспертами и членами экспертных советов соответствующего профиля, выплаты им вознаграждений в порядке, установленном законодательством. При этом право на заключение этих договоров может предоставляться государственному учреждению «Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы» (далее – БелИСА);
  • учреждается конкурс на звание лучшего эксперта года и определяется порядок его проведения;
  • осуществляется ведомственная научно-техническая экспертиза в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2006 г. № 356 «О государственной регистрации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ» и иными законодательными актами.

БелИСА является национальным оператором государственной экспертизы, в том числе осуществляющим администрирование ИАС «Экспертиза» в порядке, установленном ГКНТ.

Национальная академия наук Беларуси:

  • осуществляет организационно-техническое обеспечение государственной научной экспертизы;
  • участвует в формировании составов научных секций экспертных советов и согласовывает их утверждение.

Заказчиками:

  • представляются в установленном порядке в ГКНТ объекты государственной экспертизы;
  • обеспечивается проведение ведомственной научно-технической экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Положением и иными актами законодательства.

7. Финансирование функционирования единой системы экспертиз осуществляется за счет:

  • средств республиканского бюджета, направляемых на организацию и проведение государственной экспертизы;
  • других источников, предусмотренных законодательством.

ГЛАВА 2
ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ

8. Объектами государственной экспертизы являются:

8.1. проекты заданий государственных программ научных исследований и отдельные проекты фундаментальных и прикладных научных исследований, в том числе проекты Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, за исключением проектов, финансирование реализации которых осуществляется за счет грантов на выполнение научно-исследовательских работ докторантами, аспирантами (адъюнктами), соискателями и студентами (курсантами, слушателями), и проектов Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, финансирование реализации которых осуществляется за счет грантов для молодых ученых;

8.2. проекты научных исследований и разработок, выполняемых в рамках реализации планов научных исследований и разработок общегосударственного и (или) отраслевого назначения, направленных на научно-техническое обеспечение деятельности государственных органов;

8.3. проекты заданий межгосударственных, государственных, региональных и отраслевых научно-технических программ, мероприятий по научному обеспечению государственных программ, за исключением государственных программ информатизации и их подпрограмм, а также других государственных программ в части мероприятий в сфере информатизации с объемом финансирования более 30 тысяч базовых величин за весь срок их реализации;

8.4. научно-технические проекты, выполняемые в рамках международных договоров Республики Беларусь;

8.5. инновационные проекты, финансируемые за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на научную, научно-техническую и инновационную деятельность;

8.6. результаты научно-технической деятельности, полученные в рамках реализации мероприятий (заданий, проектов, планов, работ, услуг), являющихся объектами государственной экспертизы, названными в подпунктах 8.1–8.5, 8.7–8.9, 8.11, 8.12, 8.14 и 8.15 настоящего пункта;

8.7. инновационные проекты, реализуемые субъектами, претендующими на оказание государственной финансовой поддержки в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 20 мая 2013 г. № 229 «О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов»;

8.8. научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы в форме инновационного проекта и работы по организации и освоению производства научно-технической продукции, полученной в результате выполнения инновационных проектов и заданий государственных научно-технических программ, в том числе инновационные проекты субъектов малого и среднего предпринимательства, финансируемые за счет направляемых на эти цели Белорусскому инновационному фонду средств инновационных фондов, формируемых в соответствии с законодательством, а также венчурные проекты, финансируемые за счет выделяемых на эти цели Белорусскому инновационному фонду средств республиканского бюджета, предусматриваемых на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, включая средства, указанные в части третьей пункта 11 и в подпункте 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25 марта 2008 г. № 174 «О совершенствовании деятельности Белорусского инновационного фонда»;

8.9. разработанные в соответствии с требованиями, установленными актами законодательства, бизнес-планы инвестиционных проектов, предусматривающих направление инвестиций в технологии и по которым планируется привлечение внешних государственных займов и внешних займов под гарантии Правительства Республики Беларусь, иных инвестиционных проектов в случаях и на условиях, определенных Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь (далее – бизнес-планы инвестиционных проектов), а также другие прилагаемые к бизнес-планам инвестиционных проектов документы в случаях, установленных актами законодательства;

8.10. комплекты заявочных документов о включении товаров (работ, услуг), претендующих на отнесение к категории высокотехнологичных или инновационных, в соответствующие перечни, утверждаемые Советом Министров Республики Беларусь, а также об отнесении товаров (работ, услуг) к высокотехнологичным на основании заключения, выдаваемого ГКНТ в соответствии с законодательными актами;

8.11. технические задания по мероприятиям программ информатизации, а также по мероприятиям в сфере информатизации с объемом финансирования более 30 тысяч базовых величин за весь срок их реализации, а также предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в рамках которых планируется создание и (или) использование объектов интеллектуальной собственности, не предусмотренных техническими заданиями по мероприятиям в сфере информатизации, прошедшими государственную научно-техническую экспертизу, на предмет соответствия этих предложений целям мероприятий в сфере информатизации;

8.12. инновационные проекты, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, обеспечивающие создание новой продукции, новых (усовершенствованных) технологий, новых услуг для Республики Беларусь, финансируемые за счет средств инновационных фондов в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь;

8.13. проекты государственных программ, в рамках которых предусматривается реализация мероприятий в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности, проекты государственных научно-технических программ;

8.14. технические задания по мероприятиям, включенным в перечни научных исследований и разработок по развитию государственной системы научно-технической информации Республики Беларусь, утверждаемые ГКНТ (далее – перечни ГСНТИ);

8.15. научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, претендующие на государственную регистрацию в порядке, предусмотренном Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2006 г. № 356.

9. При проведении государственной экспертизы осуществляются анализ и оценка:

9.1. для всех объектов государственной экспертизы, за исключением названных в подпунктах 8.1, 8.2, 8.6, 8.10, 8.13 и 8.15 пункта 8 настоящего Положения, – научного и (или) технического уровня, целесообразности, эффективности и возможности их реализации, в том числе возможных социальных, экономических и экологических последствий, а также сведений о проведении маркетинговых и патентных исследований и их результатов;

9.2. для объектов государственной экспертизы, названных в подпунктах 8.1–8.5, 8.7 и 8.8 пункта 8 настоящего Положения:

  • принципиальной новизны, конкурентоспособности, научного и (или) научно-технического уровня, экономической и (или) социальной эффективности;
  • объемов финансирования и сроков реализации;
  • соответствия приоритетным направлениям научных исследований Республики Беларусь и (или) приоритетным направлениям научно-технической деятельности в Республике Беларусь;
  • потребности республики в результатах, получение которых запланировано в ходе реализации мероприятий (заданий, проектов, планов, работ, услуг), являющихся объектами государственной экспертизы, в том числе с учетом возможностей расширения экспорта и (или) сокращения импорта продукции, поставки потребителю разработанной и осваиваемой продукции;
  • способов и методов оценки результативности, а также экономической и (или) социальной эффективности.

Если потенциальный исполнитель мероприятия (задания, проекта, плана, работы, услуги), являющегося объектом государственной экспертизы, известен, то дополнительно осуществляются анализ и оценка:

  • научной, конструкторско-технологической и производственной, в том числе лабораторной и опытно-исследовательской, базы и метрологического обеспечения потенциального исполнителя, а также кадрового потенциала, включая численность сотрудников, привлекаемых для реализации данного мероприятия;
  • наличия у потенциального исполнителя опыта решения задач, а также результатов работ, полученных в рамках выполнения государственных программ научных исследований и научно-технических программ, взятых за основу для реализации мероприятий (заданий, проектов, планов, работ, услуг), являющихся объектами государственной экспертизы, целесообразности проведения новых научных исследований, а также наличия необходимых для реализации мероприятий материальных и финансовых ресурсов;
  • результатов проведенного инновационно-технологического мониторинга (при их наличии).

Для объектов государственной экспертизы, названных в подпункте 8.1 пункта 8 настоящего Положения, дополнительно осуществляются анализ и оценка:

  • соответствия мероприятия (задания, проекта, плана, работы, услуги), являющегося объектом государственной экспертизы, современному уровню научных знаний;
  • новизны целей и (или) методов проведения планируемых фундаментальных и прикладных научных исследований, научной и практической значимости ожидаемых результатов;

9.3. для бизнес-планов инвестиционных проектов:

  • научно-технического уровня внедряемых технологий по сравнению с передовыми технологиями, используемыми в мире, и возможностей их применения на соответствующем производстве;
  • приоритетности направления инвестиций в технологии, обоснованности расходов;
  • оптимальности выбранных технологий и их инновационности для Республики Беларусь;
  • социальных, экономических и экологических последствий внедрения технологий и необходимости модернизации (реконструкции) взаимосвязанных действующих производственных объектов;

9.4. для комплектов заявочных документов, названных в подпункте 8.10 пункта 8 настоящего Положения, – возможности отнесения товаров (работ, услуг) к категории высокотехнологичных или инновационных в целях дальнейшего формирования соответствующих перечней товаров, утверждаемых Советом Министров Республики Беларусь, а также выдачи заключения ГКНТ об отнесении товаров (работ, услуг) к высокотехнологичным в случаях, установленных законодательными актами;

9.5. для научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, указанных в подпункте 8.12 пункта 8 настоящего Положения, – соответствия приоритетным направлениям научных исследований Республики Беларусь и (или) приоритетным направлениям научно-технической деятельности в Республике Беларусь, установленным актами законодательства;

9.6. для инновационных проектов, указанных в подпункте 8.12 пункта 8 настоящего Положения, – соответствия критериям, указанным в Положении о порядке формирования и использования средств инновационных фондов, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов»;

9.7. для результатов научно-технической деятельности, созданных в рамках реализации мероприятий (заданий, проектов, планов, работ, услуг), являющихся объектами государственной экспертизы, названными в подпунктах 8.1–8.5, 8.7–8.9, 8.11, 8.12, 8.14 и 8.15 пункта 8 настоящего Положения, – соответствия достигнутого результата запланированному и (или) соответствия экономического и (или) социального эффекта установленным условиям коммерциализации;

9.8. для технических заданий по мероприятиям, включенным в программы информатизации и перечни ГСНТИ, а также в другие государственные программы, предусматривающие осуществление мероприятий в сфере информатизации:

  • экономического и (или) социального эффекта от реализации мероприятия;
  • достаточности запланированных этапов работ (услуг), создаваемого и приобретаемого программного обеспечения, технических средств и (или) комплексов программно-технических средств для достижения целей программы информатизации (подпрограммы);
  • сведений о предполагаемых владельце, операторе, пользователях программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;
  • функциональных, технических, технологических и других характеристик создаваемых и приобретаемых программного обеспечения, технических средств и (или) комплексов программно-технических средств, а также возможности достижения заданных значений указанных характеристик;
  • соответствия объемов выполняемых работ (оказываемых услуг), включая работы (услуги) по технической поддержке и сопровождению программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей, заявленным объемам финансирования;
  • требований к квалификации и опыту лиц, привлекаемых для выполнения работ (оказания услуг), к уровню производственной, научной, конструкторско-технологической базы, необходимой для реализации мероприятия;

9.9. для предложений поставщиков (подрядчиков, исполнителей), претендующих на участие в реализации мероприятий, включенных в программы информатизации, другие государственные программы, предусматривающие осуществление мероприятий в сфере информатизации, и перечни ГСНТИ, – соответствия указанных предложений целям названных мероприятий;

9.10. для объектов государственной экспертизы, названных в подпункте 8.13 пункта 8 настоящего Положения:

  • соответствия требованиям, указанным в Положении о порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 25 июля 2016 г. № 289 «О порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ»;
  • текущего состояния и прогноза научно-технического развития соответствующей сферы планирования;
  • достаточности перечня мероприятий по научному обеспечению государственной программы, в том числе их научно-технического уровня и объемов финансирования, для достижения запланированных государственной программой показателей;

9.11. для научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, претендующих на государственную регистрацию, – значения этих работ для реализации приоритетов социально-экономического развития, разработки новых технологических процессов, наукоемкой, конкурентоспособной продукции, формирования перспективных научных направлений.

ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

10. Государственная экспертиза проводится экспертными советами, создаваемыми ГКНТ по приоритетным направлениям научных исследований Республики Беларусь и (или) приоритетным направлениям научно-технической деятельности в Республике Беларусь, а также по отдельным вопросам, связанным с определенной сферой и (или) видом деятельности.

Порядок взаимодействия заказчиков, ГКНТ, БелИСА (включая вопросы возложенного на БелИСА организационно-технического и научно-методологического обеспечения деятельности экспертных советов), экспертных советов, требования к оформлению документации, иная регламентация процедуры государственной экспертизы определяются ГКНТ в соответствии с настоящим Положением.

11. Экспертный совет состоит из:

  • бюро, членами которого являются председатель экспертного совета, секретарь экспертного совета, руководители научных и научно-технических секций экспертного совета (далее, если не указано иное, – секции) и их заместители, секретари секций, а также при необходимости иные члены экспертного совета;
  • научных секций, осуществляющих проведение государственной научной экспертизы;
  • научно-технических секций, осуществляющих проведение государственной научно-технической экспертизы.

Экспертный совет возглавляет назначаемый ГКНТ председатель, который имеет заместителей, являющихся руководителями секций.

Составы секций и бюро экспертного совета утверждаются ГКНТ в соответствии с абзацем третьим части третьей пункта 6 настоящего Положения.

Численный состав экспертного совета и секций определяется ГКНТ.

Члены бюро экспертного совета и секций являются членами экспертного совета.

12. В состав экспертного совета могут включаться ученые и специалисты, в том числе иностранные, организаций (независимо от формы собственности), осуществляющих научную, научно-техническую и инновационную деятельность, государственных органов и иных организаций (по их представлению).

В исключительных случаях при необходимости один и тот же ученый или специалист может включаться в состав нескольких экспертных советов, а также в состав нескольких секций одного экспертного совета.

С членами экспертных советов заключается договор по форме, утверждаемой ГКНТ.

Обновление составов секций проводится не реже одного раза в два года и не менее чем на одну треть их численности.

Председатель экспертного совета назначается ГКНТ на срок не более четырех лет.

13. Заседания бюро экспертного совета созываются по мере необходимости председателем экспертного совета, заседания секций – руководителями секций (по их поручению – заместителями руководителей секций), которыми определяются место и дата проведения заседаний.

14. Для проведения государственной экспертизы объекты государственной экспертизы, оформленные в соответствии с законодательством, направляются заказчиком в ГКНТ:

  • до 1 июня 2019 г. – в трех экземплярах на бумажных носителях с приложением электронной копии;
  • с 1 июня 2019 г. – в виде электронных документов посредством ИАС «Экспертиза» или системы межведомственного электронного документооборота государственных органов, а в случаях, предусмотренных законодательством, – в трех экземплярах на бумажных носителях.
  • ГКНТ в течение пяти рабочих дней рассматриваются поступившие от заказчиков объекты государственной экспертизы на предмет правильности их оформления и направляются (при правильном оформлении) в соответствующий экспертный совет с приложением (при наличии) копий поручений (запросов) Совета Министров Республики Беларусь, правоохранительных, судебных и контролирующих (надзорных) органов, касающихся соответствующих объектов государственной экспертизы. Объекты государственной экспертизы, оформленные с нарушением установленных актами законодательства требований, возвращаются заказчику, который вправе после устранения соответствующих нарушений повторно направить объекты государственной экспертизы в ГКНТ.

В течение трех рабочих дней со дня поступления объекта государственной экспертизы в экспертный совет его председатель (заместитель председателя) определяет секцию (секции) для проведения государственной экспертизы и направляет объект государственной экспертизы ее руководителю. В случае повторного представления объекта государственной экспертизы в экспертный совет он направляется на рассмотрение в ранее определенную секцию (секции).

Экспертным советом в отношении объекта государственной экспертизы проводится государственная экспертиза в течение 30 календарных дней со дня его поступления в экспертный совет, если иное не предусмотрено актами законодательства. В исключительных случаях в отношении объектов государственной экспертизы, названных в подпунктах 8.6–8.9 и 8.12 (в части бизнес-планов проектов) пункта 8 настоящего Положения, государственная экспертиза может проводиться в течение 45 календарных дней. Указанные сроки могут быть продлены экспертным советом при необходимости проведения повторной государственной экспертизы, а также доработки объекта государственной экспертизы заказчиком при наличии замечаний секции (секций), и (или) экспертов, и (или) бюро экспертного совета, но не более чем на 28 календарных дней.

15. К проведению государственной экспертизы в порядке, определенном ГКНТ, привлекается на договорной основе не менее двух экспертов, являющихся высококвалифицированными специалистами в соответствующей области науки и техники.

В отдельных случаях в качестве экспертов могут привлекаться организации и иностранные эксперты.

Не допускается:

  • совмещение в одном лице эксперта и работника организации – исполнителя мероприятия (задания, проекта, плана, работы, услуги), являющегося объектом государственной экспертизы, или организации – учредителя потенциального исполнителя;
  • участие эксперта, проводившего экспертизу объекта государственной экспертизы, в реализации (разработке, подготовке, создании) данного объекта.

Члены экспертного совета могут привлекаться в качестве экспертов. При этом они имеют право на подготовку экспертного заключения как для экспертного совета, членами которого они являются, так и для других экспертных советов.

16. По результатам рассмотрения объекта государственной экспертизы экспертами готовятся экспертные заключения, которые должны содержать:

16.1. для объектов государственной экспертизы, названных в подпунктах 8.1–8.5, 8.7, 8.8 и 8.12 (в части научно-исследовательских и опытно-технологических работ) пункта 8 настоящего Положения, технических заданий по мероприятиям, включенным в программы информатизации, другие государственные программы, предусматривающие осуществление мероприятий в сфере информатизации, и перечни ГСНТИ, – выводы о целесообразности (нецелесообразности) их реализации и финансирования за счет средств республиканского бюджета и (или) других источников финансирования, отнесения соответствующих научных исследований и разработок к наиболее значимым для Республики Беларусь;

16.2. для бизнес-планов инвестиционных проектов – оценку научно-технического уровня внедряемых технологий, возможных социальных, экономических и экологических последствий их внедрения и выводы о целесообразности их реализации с учетом оптимальности и инновационности выбранных технологий;

16.3. для комплектов заявочных документов, названных в подпункте 8.10 пункта 8 настоящего Положения, – выводы об отнесении товаров (работ, услуг) к категории высокотехнологичных или инновационных;

16.4. для предложений поставщиков (подрядчиков, исполнителей), претендующих на участие в реализации мероприятий, включенных в программы информатизации, другие государственные программы, предусматривающие осуществление мероприятий в сфере информатизации, и перечни ГСНТИ, – оценку научно-технического уровня, эффективности и достаточности таких предложений;

16.5. для инновационных проектов, названных в подпункте 8.12 пункта 8 настоящего Положения, – выводы о соответствии (несоответствии) критериям, указанным в Положении о порядке формирования и использования средств инновационных фондов;

16.6. для проектов государственных программ – оценку текущего состояния и прогноза научно-технического развития соответствующей сферы планирования, а также выводы о достаточности (недостаточности) перечня мероприятий по научному обеспечению государственной программы, в том числе их научно-технического уровня и объемов финансирования, для достижения запланированных государственной программой показателей;

16.7. для результатов научно-технической деятельности, полученных в рамках реализации мероприятий (заданий, проектов, планов, работ, услуг), являющихся объектами государственной экспертизы, названными в подпунктах 8.1–8.5, 8.7–8.9, 8.11, 8.12, 8.14 и 8.15 пункта 8 настоящего Положения, – выводы о соответствии достигнутого результата запланированному и (или) соответствии экономического и (или) социального эффекта установленным условиям коммерциализации;

16.8. для научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, претендующих на государственную регистрацию, – выводы о возможности государственной регистрации работы (с указанием конкретных ее этапов, подлежащих государственной регистрации).

17. На заседании секции в отношении объекта государственной экспертизы проводится государственная экспертиза с учетом экспертных заключений.

Заседание секции считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей ее членов.

Объект государственной экспертизы, получивший равное количество положительных и отрицательных экспертных заключений, решением руководителя секции направляется еще одному эксперту для подготовки дополнительного экспертного заключения.

Объект государственной экспертизы, получивший более 50 процентов отрицательных экспертных заключений, отклоняется без рассмотрения на заседании секции и в течение пяти рабочих дней с момента поступления в ГКНТ экспертных заключений возвращается ГКНТ заказчику.

По результатам проведения заседания секции готовится проект заключения экспертного совета с принятием по нему решения и представлением данного проекта в бюро экспертного совета.

Решение секции по проекту заключения экспертного совета считается принятым, если за него проголосовало более половины членов секции, принимавших участие в голосовании. При этом все присутствующие члены секции в обязательном порядке участвуют в голосовании, за исключением членов, являющихся работниками организации – исполнителя мероприятия (задания, проекта, плана, работы, услуги), являющегося объектом государственной экспертизы, или организации – учредителя потенциального исполнителя. В случае равенства голосов руководитель секции имеет право решающего голоса.

Голосование на заседаниях секции является тайным.

Решение секции оформляется протоколом, который подписывается руководителем секции (в случае его отсутствия – заместителем руководителя секции, проводившим заседание) и ее секретарем.

18. В случае необходимости на заседания секции могут приглашаться эксперты (с их согласия) и представители заказчика, представившего объект государственной экспертизы.

При наличии замечаний со стороны экспертов и (или) секции (секций) заказчик должен устранить их в течение 14 календарных дней со дня получения соответствующих замечаний. Замечания экспертов и (или) секции (секций) доводятся БелИСА до заказчика в день получения соответствующих замечаний. Ответы на замечания экспертов и (или) секции (секций) представляются заказчиком в БелИСА.

В случае если заказчик не представил ответ в установленный срок или не устранил замечания экспертов и (или) секции (секций), ГКНТ на следующий рабочий день по истечении срока, отведенного для устранения замечаний, возвращает заказчику материалы по объекту государственной экспертизы без дальнейшего их рассмотрения.

19. Бюро экспертного совета проводится государственная экспертиза в части рассмотрения подготовленного секцией проекта заключения экспертного совета и его принятия. В случае если бюро экспертного совета принимается решение, противоположное предлагавшемуся в проекте заключения экспертного совета, подготовленном секцией, руководитель секции вправе изложить в письменном виде мнение секции, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания бюро экспертного совета.

Заседание бюро экспертного совета считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей его членов.

В случае необходимости на заседания бюро экспертного совета могут приглашаться эксперты (с их согласия) и представители заказчика, представившего объект государственной экспертизы.

Объект государственной экспертизы, получивший отрицательную оценку секции (положительные и отрицательные оценки секций в случае рассмотрения объекта государственной экспертизы несколькими секциями), рассматривается на заседании бюро экспертного совета с обязательным приглашением представителей заказчика, представившего объект государственной экспертизы, и приглашением экспертов (с их согласия). При рассмотрении объекта государственной экспертизы в обязательном порядке обсуждению подлежат все экспертные заключения и представленные в установленном порядке письменные ответы заказчика.

Объект государственной экспертизы, получивший отрицательные оценки всех секций (в случае рассмотрения объекта государственной экспертизы несколькими секциями), отклоняется без рассмотрения на заседании бюро экспертного совета с вынесением отрицательного заключения экспертного совета.

Заключение экспертного совета о результатах государственной экспертизы считается принятым, если за него проголосовало более половины членов бюро экспертного совета, принимавших участие в голосовании. При этом все присутствующие члены бюро экспертного совета в обязательном порядке участвуют в голосовании, за исключением членов, являющихся работниками заказчика, представившего объект государственной экспертизы. В случае равенства голосов председатель экспертного совета имеет право решающего голоса.

Голосование на заседании бюро экспертного совета является тайным.

При наличии замечаний со стороны бюро экспертного совета заказчик должен устранить их в течение 14 календарных дней со дня получения соответствующих замечаний. Замечания бюро экспертного совета доводятся БелИСА до заказчика в день получения соответствующих замечаний. Ответы на замечания бюро экспертного совета представляются заказчиком в БелИСА.

В случае если заказчик не представил ответ в установленный срок или не устранил замечания бюро экспертного совета, ГКНТ на следующий рабочий день по истечении срока, отведенного для устранения замечаний, возвращает заказчику материалы по объекту государственной экспертизы без дальнейшего их рассмотрения.

20. Заключение экспертного совета, протокол заседания бюро экспертного совета, подписанные председателем и секретарем экспертного совета, представляются в ГКНТ в течение пяти рабочих дней со дня проведения заседания бюро экспертного совета для последующего направления заказчику в течение пяти рабочих дней со дня поступления указанных документов в ГКНТ. Заключение экспертного совета оформляется в соответствии с требованиями, устанавливаемыми ГКНТ, а в отношении бизнес-планов инвестиционных проектов – по форме, утверждаемой ГКНТ совместно с Министерством экономики.

21. В случае несогласия с результатами государственной экспертизы заказчик имеет право обжаловать их в ГКНТ в течение 30 календарных дней со дня поступления заключения экспертного совета, протокола заседания бюро экспертного совета заказчику. В случае обжалования результатов государственной экспертизы ГКНТ направляются объекты государственной экспертизы на повторную государственную экспертизу. Заключение экспертного совета, принятое при повторном рассмотрении объекта государственной экспертизы, является окончательным и обжалованию не подлежит.

ГЛАВА 4
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ЭКСПЕРТНЫХ СОВЕТОВ, ЭКСПЕРТОВ И ЗАКАЗЧИКОВ

22. Председатель экспертного совета:

  • является членом Комиссии по вопросам государственной научно-технической политики при Совете Министров Республики Беларусь;
  • организует работу экспертного совета и осуществляет общее руководство его деятельностью;
  • утверждает по согласованию с ГКНТ регламент работы экспертного совета;
  • вносит на основании представлений руководителей секций в установленном порядке в ГКНТ предложения по кандидатурам экспертов по каждому объекту государственной экспертизы;
  • созывает заседания бюро экспертного совета, формирует повестку дня, организует доведение ее до членов экспертного совета;
  • проводит заседания бюро экспертного совета и подписывает заключения экспертного совета, протоколы заседаний его бюро, другие необходимые организационно-распорядительные документы;
  • несет персональную ответственность за:
  • соблюдение регламента работы экспертного совета и утвержденного порядка организации и проведения государственной экспертизы в пределах компетенции экспертного совета в соответствии с принципом компетентности;
  • своевременность и полноту направляемых в ГКНТ документов по рассмотренным объектам государственной экспертизы, в том числе документов для расчета вознаграждения за проведение государственной экспертизы членам экспертного совета и экспертам;
  • выполнение иных возложенных на экспертный совет задач.

В случае отсутствия председателя экспертного совета обязанности председателя экспертного совета выполняет один из его заместителей в соответствии с регламентом экспертного совета.

Председатель экспертного совета может принимать участие в заседаниях секций с правом голоса.

23. Секретарь экспертного совета:

  • подготавливает проекты запросов в организации в целях привлечения экспертов по объектам государственной экспертизы;
  • рассматривает документы по объектам государственной экспертизы, выносимым на рассмотрение бюро экспертного совета, на соответствие их установленным требованиям;
  • подготавливает проекты заключения экспертного совета и протокола заседания бюро экспертного совета;
  • доводит до членов бюро экспертного совета (при необходимости до заказчика и экспертов) повестку дня заседания бюро экспертного совета, проекты заключения экспертного совета и протокола заседания бюро экспертного совета и материалы по объектам государственной экспертизы;
  • ведет протокол заседания бюро экспертного совета и обеспечивает подготовку заключения экспертного совета;
  • подготавливает документы для расчета вознаграждения за проведение государственной экспертизы членам бюро экспертного совета.

231. Секретарем экспертного совета назначается научный сотрудник БелИСА.

24. Руководитель секции (в случае его отсутствия – заместитель руководителя секции):

  • организует работу секции;
  • вносит председателю экспертного совета представления по кандидатурам экспертов по каждому объекту государственной экспертизы;
  • назначает по мере поступления в секцию экспертных заключений по объектам государственной экспертизы дату, время и место проведения заседания секции;
  • проводит заседание секции и подписывает протоколы ее заседания;
  • несет персональную ответственность за:
  • соблюдение порядка организации и проведения государственной экспертизы в пределах компетенции секции в соответствии с принципом компетентности;
  • своевременность и полноту направляемых в бюро экспертного совета документов по рассмотренным объектам государственной экспертизы, в том числе документов для расчета вознаграждения за проведение государственной экспертизы членам секции и экспертам.

25. Секретарь секции:

  • осуществляет организационную работу по подготовке к проведению государственной экспертизы;
  • осуществляет по заявлению экспертов подготовку запросов о представлении дополнительных материалов, необходимых для проведения государственной экспертизы;
  • доводит до членов секции (при необходимости до заказчика и экспертов) повестку дня заседания секции, проекты заключения экспертного совета и протокола заседания секции и материалы по объектам государственной экспертизы;
  • ведет протокол заседания секции;
  • обеспечивает подготовку и представление в бюро экспертного совета предложений по проекту заключения экспертного совета;
  • подготавливает документы для расчета вознаграждения за проведение государственной экспертизы членам секции и экспертам.

26. Члены секции и эксперты имеют право:

  • в порядке, установленном актами законодательства, запрашивать и получать через секретаря секции от заказчика, представившего объект государственной экспертизы, дополнительные материалы, необходимые для подготовки квалифицированного и объективного заключения;
  • знакомиться с научно-технической, производственной и материальной базой, иными ресурсами потенциального исполнителя (если он известен) мероприятия (задания, проекта, плана, работы, услуги), являющегося объектом государственной экспертизы, в целях определения их пригодности для реализации мероприятия;
  • высказывать при несогласии с подготовленным проектом заключения экспертного совета особое мнение, отражаемое в протоколе заседания секции.

27. Члены секции и эксперты обязаны:

  • соблюдать требования настоящего Положения и актов законодательства в сфере защиты государственных секретов;
  • проводить объективный и всесторонний анализ рассматриваемого объекта государственной экспертизы;
  • соблюдать установленные сроки и порядок проведения государственной экспертизы;
  • соблюдать конфиденциальность при рассмотрении материалов по объекту государственной экспертизы;
  • представлять обоснованные выводы и предложения по рассматриваемому объекту государственной экспертизы.

28. Эксперты, нарушившие порядок проведения государственной экспертизы, не привлекаются в дальнейшем к ее проведению и несут ответственность в соответствии с актами законодательства.

29. Эксперты и члены секций могут привлекаться в составы рабочих групп, создаваемых при ГКНТ, для проверки хода реализации мероприятий (заданий, проектов, планов, работ, услуг), являющихся объектами государственной экспертизы, а также для приемки результатов реализации мероприятий.

30. Заказчик имеет право:

  • знакомиться с промежуточными и окончательными выводами государственной экспертизы;
  • вносить в ходе проведения государственной экспертизы с согласия экспертного совета (секции) корректировки в части совершенствования качественных и количественных характеристик объекта государственной экспертизы;
  • получать в установленном порядке информацию о ходе проведения государственной экспертизы, направлять экспертному совету (секции) письменные объяснения или замечания.

31. Заказчик обязан:

  • оказывать содействие экспертному совету (секции) в проведении всестороннего, объективного и научно обоснованного анализа объектов государственной экспертизы;
  • передавать в установленные сроки экспертному совету (секции) необходимые материалы, информацию, расчеты, данные, а также дополнительные сведения, касающиеся объекта государственной экспертизы.

ГЛАВА 5
ВЫПЛАТА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

32. Выплата вознаграждения экспертам и членам экспертного совета за проведение государственной экспертизы осуществляется за счет средств республиканского бюджета на основании договоров, заключенных в соответствии с актами законодательства.

33. Порядок выплаты вознаграждения экспертам, в том числе организациям и иностранным экспертам, и членам экспертного совета, а также его размер определяются ГКНТ по согласованию с Министерством финансов с учетом фактически затраченного времени на проведение государственной экспертизы и сложности выполняемых работ.