Правовая информация и нормативные документы в области растениеводства

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

29 апреля 2015 г. № 361

О некоторых вопросах предотвращения деградации земель (включая почвы)

В соответствии со статьей 5 Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке, принятой в г. Париже 17 июня 1994 года, Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Премьер-министр Республики Беларусь А.Кобяков


 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
29.04.2015 № 361

Стратегия по реализации Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Земля и ее важнейший компонент – почвы являются основным национальным природным богатством Беларуси, от эффективности использования и охраны которого во многом зависит социально-экономическое благополучие и экологическая ситуация в стране.

Специфическая особенность земли как природного ресурса – ее многофункциональность. Земля выполняет средоформирующие и природоохранные функции в биосфере, выступает составной и неотъемлемой частью природных систем, является всеобщим и незаменимым материальным условием производства, служит пространственным базисом для размещения отраслей хозяйственного комплекса, поселений, инфраструктуры, главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, объектом земельных отношений. Составляющие ее почвы обладают уникальным свойством плодородия – способностью производить биомассу.

Сохранение земель (включая почвы) и их рациональное (устойчивое) использование являются одним из приоритетных направлений политики устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности государства.

Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 276, 1/12080) деградация земель, лесов и природных комплексов, а также радиоактивное, химическое и биологическое загрязнение почв, земель признаны одними из основных угроз национальной безопасности.

Актуальность вопросов деградации земель отмечена в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь 10 февраля 2015 г.

Проблемы деградации земель и засухи актуальны для всех регионов мира. Для принятия совместных действий международного сообщества по их решению 17 июня 1994 г. в г. Париже подписана Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (далее – Конвенция).

В настоящее время к Конвенции присоединились 195 сторон – абсолютное большинство государств мира.

Республика Беларусь присоединилась к Конвенции в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 393 «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 68, 1/2855).

Природные условия Беларуси (количество и распределение атмосферных осадков, близкое к поверхности расположение почвенно-грунтовых вод, значительные площади средостабилизирующих видов земель) в настоящее время исключают развитие опустынивания в его крайней форме. В то же время ряд государств региона Центральной и Восточной Европы (приложение 5 к Конвенции), в который входит Республика Беларусь, являются в значительной степени уязвимыми в отношении процессов опустынивания.

Деятельность по реализации Конвенции в Республике Беларусь направлена на обеспечение системного учета и мониторинга земель, мер по предотвращению деградации земель (включая почвы), недопущению снижения плодородия почв и их продуктивности.

В соответствии со статьями 5 и 10 Конвенции затрагиваемые страны обязуются разрабатывать соответствующие стратегии и планы действий, устанавливать национальные приоритеты по предотвращению деградации земель.

Под деградацией земель согласно статье 1 Конвенции понимается снижение или потеря биологической и экономической продуктивности и сложной структуры пахотных земель, пастбищ, лесов в результате землепользования или действия одного или нескольких процессов, связанных в том числе с деятельностью человека, таких как:

  • ветровая и (или) водная эрозия почв;
  • ухудшение физических, химических и биологических или экономических свойств почв;
  • долгосрочная потеря естественного растительного покрова.

Положениями Стратегического плана и концептуальных основ деятельности по активизации осуществления Конвенции на 2008–2018 годы, утвержденного Восьмой Конференцией Сторон (2007 год, г. Мадрид), предусмотрена разработка сторонами национальных стратегий и планов действий по реализации Конвенции.

Конференцией Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию «Рио+20» (2012 год, г. Рио-де-Жанейро) признана необходимость незамедлительного принятия мер по обращению вспять процесса деградации земель и осуществления целенаправленных усилий по ликвидации этого явления в рамках реализации задачи 15.3 цели устойчивого развития 15, сформулированной на указанной Конференции (к 2020 году борьба с опустыниванием и восстановление деградированных земель и почв, включая земли, пострадавшие от опустынивания, засухи и наводнений, и стремление к обеспечению нейтрального к деградации земель мира). Нейтральная деградация (нулевой прирост деградации) земель признана решающим фактором для обеспечения продовольственной безопасности и получения доступа к энергетическим и водным ресурсам.

Настоящая стратегия разработана в целях выполнения Республикой Беларусь обязательств, вытекающих из положений Конвенции, и предотвращения деградации земель (включая почвы).

Настоящая стратегия гармонизирована с соответствующей интегрированной финансовой стратегией и базируется на синергетическом подходе при реализации Конвенции и других международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь.

ГЛАВА 2
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗЕМЕЛЬ (ВКЛЮЧАЯ ПОЧВЫ) И ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ИХ ДЕГРАДАЦИИ

На 1 января 2015 г. в структуре земельных ресурсов Беларуси земли сельскохозяйственного назначения занимали 43,9 процента, земли лесного фонда – 45 процентов, земли запаса – 1,5 процента, земли водного фонда – 2,3 процента, земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения – 5,1 процента.

В структуре сельскохозяйственных земель удельный вес пахотных земель составляет 65,6 процента, луговыми землями занято 32,9 процента, под постоянными культурами находится 1,4 процента.

Беларусь входит в число первых 20 стран мира по величине доли пахотных земель на одного человека, которая составляет 0,60 га. Доля сельскохозяйственных земель в целом на одного человека составляет 0,91 га.

Площадь средостабилизирующих видов земель (естественные луговые, лесные земли, земли под древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), болотами, водными объектами), формирующих природный каркас страны, составляет 11 621,4 тыс. га, или 56 процентов от площади страны.

Лесистость Республики Беларусь составляет 39,5 процента.

Площадь природных территорий, подлежащих особой и (или) специальной охране, составляет более 4,7 млн. га, или более 22 процентов от площади страны.

Площадь осушенных земель составляет 3410,4 тыс. га, или 16,4 процента от площади страны, из них сельскохозяйственных – 2880,4 тыс. га, лесных – 311,2 тыс. га.

В составе осушенных сельскохозяйственных земель земли с торфяными почвами занимают 1068,2 тыс. га, или 36,7 процента, из них 122,2 тыс. га передано сельскому хозяйству после рекультивации выбывших из промышленной эксплуатации торфяных месторождений с остаточным слоем торфа не менее 50 см.

Основными факторами деградации земель (включая почвы), оказывающими негативное влияние на их экологическое состояние, являются факторы антропогенного характера – несбалансированное интенсивное землепользование, несоблюдение норм законодательства об охране и использовании земель.

Кроме того, процессы деградации земель (включая почвы) усугубляются экстремальными климатическими явлениями (засухи, заморозки и другое). Несмотря на то, что территория Республики Беларусь находится в зоне достаточного увлажнения, проблема засух и засушливых явлений, ведущих к снижению урожайности основных сельскохозяйственных культур, а в ряде случаев к деградации земель (включая почвы) и негативному изменению ландшафтов, является весьма актуальной. За последние десятилетия вероятность возникновения засух и их продолжительность увеличились как за счет глобального изменения (потепления) климата, так и за счет антропогенного воздействия на природную среду (мелиорация земель, нарушение естественного растительного покрова). В связи с этим первостепенными становятся вопросы своевременного мониторинга засух.

В Беларуси установлено более 20 видов и форм деградации земель (включая почвы), основными из которых являются:

  • водная и ветровая эрозия земель (включая почвы);
  • дегумификация, уплотнение, локальное засоление почв, заболачивание земель в результате нерационального ведения хозяйственной деятельности;
  • минерализация органического вещества торфа;
  • техногенное, в том числе радионуклидное, загрязнение земель (включая почвы);
  • пожары на осушенных землях с торфяными почвами, на землях лесного фонда;
  • нарушение земель при добыче полезных ископаемых, строительстве.

Учет по отдельным видам и формам деградации земель (включая почвы), таким как заболачивание земель в результате нерационального ведения хозяйственной деятельности, нарушение земель при добыче полезных ископаемых, строительстве и другим, осуществляется в рамках кадастрового учета земель Республики Беларусь.

В то же время по некоторым видам и формам деградации земель, в том числе по водной и ветровой эрозии земель, дегумификации почв, загрязнению земель химическими веществами, учет ведется недостаточно системно.

В рамках осуществления организационных и технологических мероприятий по защите земель от деградации, их рациональному использованию, охране и восстановлению в 2011–2013 годах выполнена разработка схем землеустройства 43 районов, в том числе по Брестской области – 8, Витебской – 10, Гомельской – 8, Гродненской – 4, Минской – 7, Могилевской – 6.

За 2011–2013 годы исключено из сельскохозяйственного использования 15,5 тыс. га малопродуктивных и сильноэродированных земель, рекультивировано 0,8 тыс. га нарушенных и неиспользуемых земель, выполнено закрепление развеваемых песков, склонов, оврагов, находящихся в лесном фонде, на площади 0,1 тыс. га.

В состав земель лесного фонда передано 37,2 тыс. га земель. Лесовосстановление и лесоразведение произведено на площади 82,3 тыс. га. Инвентаризация лесного фонда в границах водоохранных зон водных объектов и проектирование мероприятий по сохранению и восстановлению водоохранных лесов проведены на площади 614,9 тыс. га.

Произведена реконструкция мелиоративных систем на площади 162,1 тыс. га, выполнены агромелиоративные мероприятия на площади 106,9 тыс. га.

К 2015 году проведена экологическая реабилитация (восстановление) деградировавших или трансформированных болотных экологических систем на площади около 51 тыс. га.

Ведется работа, способствующая повышению информированности населения и уровня образования в сфере охраны земель.

Однако, несмотря на достигнутые результаты, вопросы предотвращения деградации земель (включая почвы) по-прежнему актуальны.

По результатам проведенных в 2000 году обследований почв установлено, что на площади 258,8 тыс. га осушенных земель, или 7,6 процента, торфяные почвы утратили свои генетические признаки и перешли в категорию антропогенно-преобразованных, из них 190,2 тыс. га, или 5,6 процента осушенных земель, – в категорию деградированных торфяных почв. По предварительным данным к настоящему времени площадь деградированных земель с торфяными почвами увеличилась на 12 процентов.

Площадь других деградированных земель (нарушенных и неиспользуемых) в 2015 году составила 416,7 тыс. га.

Возможность проявления процессов деградации земель связана с наличием на территории страны экологически не устойчивых земель и почв. Из общей площади пахотных земель 10,9 процента составляют земли с рыхлопесчаными почвами, 4,8 процента – осушенные торфяно-болотные. Низкое естественное плодородие имеют 16,3 процента пахотных земель.

Существенный ущерб почвам наносит эрозия. По данным Национальной академии наук Беларуси, процессам водной и (или) ветровой эрозии почв подвержены более 500 тыс. га земель, что составляет более 5 процентов от площади сельскохозяйственных земель, дефляционно-опасными являются почвы на площади около 30 процентов пахотных земель. На подверженных эрозии землях ежегодные потери с каждого гектара пашни могут составлять 16–18 т твердой фазы, что превышает допустимый уровень (2 т/га). При этом урожайность сельскохозяйственных культур на эродированных землях снижается на 5–60 процентов.

Наблюдается устойчивое снижение содержания гумуса в почвах пахотных земель (в 1996 году – 2,28 процента, в 2010 году – 2,23 процента).

Площадь земель, загрязненных радионуклидами и выбывших из сельскохозяйственного оборота, согласно данным реестра земельных ресурсов Республики Беларусь составляет 246,7 тыс. га (1,2 процента). Значительная часть указанных земель не может быть использована для производства нормативно чистой сельскохозяйственной продукции, в связи с чем целесообразно рассмотрение вопроса об их переводе в земли лесного фонда.

В целом по республике 29 районов находятся в группе с неблагоприятным экологическим состоянием земель, 62 района относятся к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции.

В течение длительного времени остается нерешенным ряд проблем организационного характера, в том числе:

  • недостаточный уровень правового регулирования в части определения актуальных для Республики Беларусь видов и форм деградации земель (включая почвы), а также критериев их отнесения к таковым;
  • недостаточность имеющихся сведений о землях, подверженных деградации, что препятствует объективной оценке их состояния, изучению динамики процесса деградации и принятию своевременных мер по нейтрализации (минимизации) негативного воздействия этого процесса;
  • несоблюдение сбалансированных севооборотов и оптимальных агротехнологий, что способствует развитию эрозионных процессов;
  • неудовлетворительное состояние отдельных мелиоративных систем, прежде всего на землях лесного фонда, влекущее нарушение состояния естественных экологических систем и деградацию земель;
  • нерациональное использование части площадей мелиорированных земель, вследствие которого на таких площадях происходит уменьшение содержания гумуса в почве, а также органического вещества торфа;
  • отсутствие комплекса мер по адаптации сельского и лесного хозяйства к изменению климата.

ГЛАВА 3
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ДЕГРАДАЦИИ ЗЕМЕЛЬ (ВКЛЮЧАЯ ПОЧВЫ)

Государственное управление в области охраны и рационального использования земель, в том числе предотвращения деградации земель (включая почвы), осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле, Законом Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., № 1, ст. 1; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 85, 2/875), Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О мелиорации земель» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 184, 2/1520).

Реализация государственной политики в области охраны и рационального использования земель, в том числе предотвращения деградации земель (включая почвы), обеспечивается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственным комитетом по имуществу, другими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами и иными государственными организациями.

На предотвращение деградации земель (включая почвы) направлена реализация следующих государственных программ:

  • Государственная программа социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010–2015 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 29 марта 2010 г. № 161 «О Государственной программе социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов Припятского Полесья на 2010–2015 годы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 80, 1/11503), содержащая мероприятия по повышению эффективности использования мелиорированных земель, предотвращению деградации земель и агроландшафтов Припятского Полесья – уникального региона, для которого особенно важны вопросы сохранения и рационального использования как малоизмененных природных систем, так и значительных площадей осушенных земель;
  • Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 43, 1/12462), в которой в качестве одного из важнейших направлений организации рационального использования и охраны земельных ресурсов определены дальнейшая экологизация сельского хозяйства на основе внедрения прогрессивных методов и технологий обработки почв, защита земель и почвенного покрова от деградации, водной и ветровой эрозии;
  • Государственная программа устойчивого развития села на 2011–2015 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011 г. № 342 «О Государственной программе устойчивого развития села на 2011–2015 годы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 88, 1/12739), в которой предусмотрена реализация мер по борьбе с деградацией и химическим загрязнением почв, в том числе разработка (по образцу Европейского союза) регламентов использования земель сельскохозяйственного назначения, обеспечивающих сохранение плодородия почв, предотвращение водной и ветровой эрозии;
  • Государственная программа «Торф» на 2008–2010 годы и на период до 2020 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 января 2008 г. № 94 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 29, 5/26698), предусматривающая меры по повышению устойчивости агроландшафтов и почв к деградации, разработку и внедрение ресурсосберегающей системы адаптированного сельскохозяйственного использования торфяных почв и предотвращения их деградации;
  • Государственная программа сохранения и использования мелиорированных земель на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2010 г. № 1262 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 214, 5/32430), основными задачами которой в области охраны почв и земель являются защита от эрозии, затопления и подтопления, загрязнения животноводческими стоками, восстановление ранее созданного потенциала осушенных земель и его увеличение, повышение продуктивности мелиорированных земель, их устойчивости к неблагоприятным факторам окружающей среды;
  • Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011–2015 годы и на период до 2020 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1922 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 10, 5/33118), предусматривающая реализацию комплекса защитных мер в сельском хозяйстве, обеспечивающих производство продукции, соответствующей республиканским и международным нормативам по содержанию радионуклидов, а также мероприятия в лесном хозяйстве по рациональному использованию лесных ресурсов на загрязненных территориях, охране лесов от пожаров;
  • Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на период до 2020 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 июля 2012 г. № 622 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.07.2012, 5/35993), предусматривающая совершенствование экономического механизма, стимулирующего внедрение в промышленных организациях технологий, обеспечивающих предотвращение загрязнения почв и деградации сельскохозяйственных земель;
  • Государственная программа мер по смягчению последствий изменения климата на 2013–2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июня 2013 г. № 510 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.06.2013, 5/37447), в которой предусматривается разработка комплекса мер, обеспечивающего смягчение воздействия на климат, а также воздействия экстремальных климатических явлений (засухи, заморозки и другое) на состояние мелиорированных земель.

Стратегические вопросы охраны и рационального использования естественных экологических систем, неотъемлемым компонентом которых является земля (включая почвы), определены:

  • в стратегии по реализации Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2009 г. № 177 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 44, 5/29297);
  • в стратегии по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия на 2011–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. № 1707 «О некоторых вопросах в области сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 287, 5/32887);
  • в Национальной стратегии развития системы особо охраняемых природных территорий до 1 января 2030 г., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 июля 2014 г. № 649 «О развитии системы особо охраняемых природных территорий» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 11.07.2014, 5/39101).

ГЛАВА 4
ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ СТРАТЕГИИ, ПРИОРИТЕТЫ В ОБЛАСТИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ДЕГРАДАЦИИ ЗЕМЕЛЬ

Целями реализации настоящей стратегии являются сохранение и рациональное (устойчивое) использование земель (включая почвы), предотвращение их деградации и повышение продуктивности, позволяющие обеспечить национальную безопасность и повысить уровень жизни населения.

Для достижения поставленных целей необходима комплексная реализация мероприятий по следующим основным направлениям:

  • совершенствование правового регулирования в области предотвращения деградации земель (включая почвы), экономических механизмов в данной области;
  • совершенствование системы учета земель, подверженных деградации, с учетом биофизических и социально-экономических индикаторов, гармонизированных со стратегическими целями реализации Конвенции, согласно приложению; получение на системной основе актуальной информации о количестве, состоянии, распространении земель, подверженных деградации, динамике процессов деградации земель и их восстановления; функционирование системы мониторинга земель;
  • сохранение, улучшение состояния и рациональное использование естественных экологических систем, восстановление деградировавших и трансформированных экологических систем;
  • сохранение и повышение природного потенциала почвенных ресурсов; эффективное функционирование мелиоративных систем; оптимизация использования сельскохозяйственных земель; выполнение агролесомелиоративных, противоэрозионных и других мероприятий, направленных на защиту земель от деградации;
  • разработка и внедрение инновационных агротехнологий; развитие системы органического земледелия; адаптация сельскохозяйственного производства на загрязненных радионуклидами землях;
  • снижение удельного веса земель, подверженных деградации; рекультивация нарушенных земель; восстановление территорий, подверженных химическому загрязнению;
  • повышение уровня научно-технических знаний и информированности населения по вопросам рационального использования земельных ресурсов и предотвращения деградации земель (включая почвы), наращивание кадрового и институционального потенциала в этой области; осуществление международного и регионального сотрудничества, в том числе путем привлечения международной технической помощи.

Приоритетами Республики Беларусь в области предотвращения деградации земель (включая почвы) являются:

  • достижение нейтральной (нулевого прироста) деградации земель (включая почвы);
  • восстановление деградировавших и трансформированных экологических систем;
  • соблюдение агротехнологий, обеспечивающих сохранение и увеличение естественного плодородия почв, разработка и внедрение инновационных агротехнологий;
  • минимизация минерализации органического вещества торфяных почв;
  • развитие органического земледелия, отвечающего принципам формирования «зеленой» экономики;
  • повышение научного потенциала в области охраны и рационального использования земель (включая почвы).

Указанные цели, основные направления и приоритеты являются определяющими при формировании национальных планов действий по предотвращению деградации земель (включая почвы) на соответствующие пятилетние периоды.

Реализация настоящей стратегии будет способствовать достижению следующих оперативных целей выполнения Конвенции:

  • активно воздействовать на соответствующие международные, национальные и местные процессы и субъекты в целях надлежащего решения проблем опустынивания, деградации земель и засухи;
  • поддерживать усилия по созданию благоприятной конъюнктуры для содействия принятию решений, направленных на борьбу с опустыниванием, деградацией земель и смягчение последствий засухи;
  • сделать Конвенцию авторитетным глобальным центром научно-технических знаний по проблемам опустынивания, деградации земель и смягчению последствий засухи;
  • выявлять и удовлетворять потребности в наращивании потенциала в целях предотвращения и обращения вспять процесса опустынивания, деградации земель и смягчения последствий засухи;
  • мобилизовать финансовые и технологические ресурсы на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях и использовать их более адресно и координированно в целях повышения результативности и эффективности.

ГЛАВА 5
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ СТРАТЕГИИ

В результате реализации настоящей стратегии будут достигнуты следующие показатели:

  • площадь земель, подверженных водной и (или) ветровой эрозии, – к 2020 году – не более 550 тыс. га, к 2030 году – не более 550 тыс. га;
  • площадь деградированных осушенных земель с торфяными почвами – к 2020 году – не более 200 тыс. га, к 2030 году – не более 190 тыс. га;
  • площадь радиационно опасных земель – к 2020 году – не более 150 тыс. га, к 2030 году – не более 100 тыс. га;
  • количество населенных пунктов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, – к 2020 году – не более 2190, к 2030 году – не более 1770;
  • доля средостабилизирующих видов земель (естественных луговых, лесных земель, земель под древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), под болотами, под водными объектами) – к 2020 году – не менее 57 процентов от площади страны, к 2030 году – не менее 60 процентов от площади страны;
  • площадь, на которой проведена экологическая реабилитация выработанных площадей торфяных месторождений и нарушенных болот, – к 2020 году – не менее 55 тыс. га, к 2030 году – не менее 60 тыс. га;
  • средний уровень гумуса в почвах пахотных земель – к 2020 году – не менее 2,23 процента, к 2030 году – не менее 2,23 процента;
  • общая пестицидная нагрузка на почвы – к 2020 году – не более 2,7 кг пестицидов на 1 га пашни, к 2030 году – не более 2,5 кг пестицидов на 1 га пашни.

Выполнение указанных показателей позволит достичь нулевого прироста деградации земель (включая почвы).

Для целей отчетности о реализации Конвенции используются биофизические и социально-экономические индикаторы, гармонизированные со стратегическими целями реализации Конвенции, в соответствии с приложением к настоящей стратегии.

Реализация настоящей стратегии будет осуществляться путем выполнения мероприятий в соответствии с национальными планами действий по предотвращению деградации земель (включая почвы) на пятилетние периоды за счет средств, выделяемых на реализацию государственных программ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в том числе земель (включая почвы), средств международной технической помощи, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством.

 

 

Приложение

к стратегии по реализации
Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе
с опустыниванием в тех странах,
которые испытывают серьезную
засуху и/или опустынивание,
особенно в Африке

Биофизические и социально-экономические индикаторы, гармонизированные со стратегическими целями реализации Конвенции

1. Стратегическая цель «Улучшить условия жизни затрагиваемого населения»:

  • объем добытой (изъятой) пресной воды (куб. м на душу населения в год);
  • удельное водопотребление на хозяйственно-питьевые нужды (л на душу населения в сутки);
  • площадь и доля средостабилизирующих видов земель (естественные луговые, лесные земли, земли под древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), под болотами, под водными объектами) (тыс. га и процентов от площади страны);
  • доля населения сельских населенных пунктов с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (процентов).

2. Стратегическая цель «Улучшить состояние затрагиваемых экосистем»:

  • площадь и доля сельскохозяйственных земель (тыс. га и процентов от площади страны);
  • площадь и доля естественных луговых земель (тыс. га и процентов от площади страны);
  • площадь и доля улучшенных луговых земель и земель под постоянными культурами (тыс. га и процентов от площади страны);
  • площадь и доля лесных земель (тыс. га и процентов от площади страны);
  • площадь и доля земель под древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) (тыс. га и процентов от площади страны);
  • площадь и доля земель под болотами (тыс. га и процентов от площади страны);
  • площадь и доля земель под водными объектами (тыс. га и процентов от площади страны);
  • площадь и доля нарушенных земель (тыс. га и процентов от площади страны);
  • площадь и доля земель, подверженных водной эрозии (тыс. га и процентов от площади страны);
  • площадь и доля земель, подверженных ветровой эрозии (тыс. га и процентов от площади страны);
  • площадь и доля осушенных земель с деградированными торфяными почвами (тыс. га и процентов от площади страны);
  • площадь и доля земель, загрязненных химическими веществами (тыс. га и процентов от площади страны);
  • площадь и доля территорий радиоактивного загрязнения (тыс. га и процентов от площади страны);
  • средний уровень гумуса в почвах пахотных земель (процентов);
  • индекс биологического разнообразия (единиц);
  • гидротермический коэффициент Селянинова (единиц);
  • нормализованный разностный вегетационный индекс (единиц).

3. Стратегическая цель «Достичь глобальных выгод за счет эффективной реализации Конвенции»:

  • запасы углерода в лесных экосистемах (млн. т);
  • запасы углерода в болотных экосистемах (млн. т);
  • запасы углерода в агроэкосистемах, включая почвы (млн. т);
  • площадь и доля восстановленных болотных экосистем (тыс. га и процентов от площади страны);
  • площадь и доля биосферных резерватов (тыс. га и процентов от площади страны);
  • площадь и доля земель, используемых в органическом земледелии (тыс. га и процентов от площади сельскохозяйственных земель).

4. Стратегическая цель «Мобилизовать ресурсы в поддержку реализации Конвенции путем налаживания эффективного партнерства между национальными и международными субъектами»:

  • соотношение суммы финансовых средств, направленных на реализацию мероприятий по охране и рациональному использованию земель, и валового внутреннего продукта (процентов);
  • сумма финансовых средств международной технической помощи, направленных на реализацию мероприятий по охране и рациональному использованию земель (долларов США);
  • количество реализованных и реализуемых синергетических проектов международной технической помощи по реализации Конвенции и других международных договоров, стороной которых является Республика Беларусь.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
29.04.2015 № 361

Национальный план действий по предотвращению деградации земель (включая почвы) на 2016–2020 годы

Наименование мероприятий

Срок выполнения (годы)

Ответственные исполнители

Оперативные цели Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке*

1

2

3

4

Совершенствование государственной политики в области предотвращения деградации земель (включая почвы)

1. Совершенствование законодательства по вопросам предотвращения деградации земель (включая почвы) (определение видов и форм деградации земель, критериев их отнесения к таковым, совершенствование системы расчета вреда, причиненного окружающей среде при разных видах деградации земель, и другое)

2016–2020

Минприроды, Госкомимущество, Минсельхозпрод, Минфин, МНС, НАН Беларуси, облисполкомы

абзацы второй и третий подстрочного примечания

2. Совершенствование систем учета и мониторинга земель (включая почвы), подверженных деградации (с учетом результатов выполнения пункта 1 настоящего Национального плана)

2017–2020

Минприроды, Госкомимущество, Минсельхозпрод, Минлесхоз, МЧС, облисполкомы

»

3. Совершенствование технических регламентов, регулирующих вопросы использования земель сельскохозяйственного назначения (с различными типами, видами, разновидностями почв) и обеспечивающих сохранение естественного почвенного плодородия, предотвращение водной и ветровой эрозии, минерализации органического вещества торфяных почв

2016–2020

НАН Беларуси, Минсельхозпрод, Госкомимущество, Минприроды

абзац второй подстрочного примечания

4. Совершенствование норм проектирования полезащитных лесных полос

2017–2018

Минприроды, Минсельхозпрод, Минлесхоз, НАН Беларуси

абзацы второй и третий подстрочного примечания

5. Совершенствование геоинформационных систем, направленных на обеспечение соблюдения ограничений и запретов в использовании земель, в том числе в границах территорий, подлежащих особой и (или) специальной охране

2016–2020

Минприроды, Госкомимущество, Минлесхоз, Минсельхозпрод, МЧС, облисполкомы

абзацы третий и четвертый подстрочного примечания

6. Совершенствование автоматизированной оперативной системы оценки засух с возможностью оценки величин снижения урожайности сельскохозяйственных культур от засух

2016–2017

Минприроды, ГУ «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды»

абзацы второй–пятый подстрочного примечания

Разработка и реализация практических мер, направленных на предотвращение деградации и восстановление деградированных земель (включая почвы)

7. Разработка комплекса мер, обеспечивающего смягчение воздействия на климат, а также воздействия экстремальных климатических явлений (засухи, заморозки и другое) на состояние мелиорированных земель (в рамках реализации Государственной программы мер по смягчению последствий изменения климата на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июня 2013 г. № 510 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.06.2013, 5/37447)

2016–2020

Минприроды

абзацы второй–пятый подстрочного примечания

8. Подготовка перечня участков земель, подверженных деградации (водная эрозия, ветровая эрозия, минерализация торфа, дегумификация, пожары, химическое загрязнение, засоление), для их последующего восстановления (не менее 2 участков в каждой области и г. Минске), а также разработка соответствующих рекомендаций по восстановлению данных участков

2016–2017

НАН Беларуси, облисполкомы, Минский горисполком

»

9. Восстановление участков земель, подверженных деградации, на основании рекомендаций НАН Беларуси (по результатам выполнения пункта 8 настоящего Национального плана)

2018–2020

облисполкомы, Минский горисполком

абзацы второй и шестой подстрочного примечания

10. Проведение обследований, подготовка графиков и поэтапный перевод деградированных, сильноэродированных земель, а также земель, выведенных из сельскохозяйственного оборота в результате аварии на Чернобыльской АЭС, пригодных для выращивания леса, в категорию земель лесного фонда

2016–2020

облисполкомы, Минлесхоз, МЧС, Минсельхозпрод, НАН Беларуси

»

11. Проведение инвентаризации полезащитных лесных полос и мероприятий по их восстановлению и развитию (с учетом результатов выполнения пункта 4 настоящего Национального плана)

2019–2020

облисполкомы

абзацы второй–шестой подстрочного примечания

12. Осуществление рекультивации карьеров общераспространенных полезных ископаемых

2016–2020

»

абзацы второй и шестой подстрочного примечания

13. Экологическая реабилитация выработанных площадей торфяных месторождений, нарушенных болот

2016–2020

»

»

14. Лесовосстановление на гарях в границах лесного фонда

2016–2020

Минлесхоз

»

15. Лесоразведение на развеваемых песках, склонах, оврагах в границах лесного фонда

2016–2020

»

»

16. Обеспечение внесения оптимальных доз органических и минеральных удобрений в целях восстановления плодородия почв

2016–2020

облисполкомы, НАН Беларуси

»

17. Развитие органического земледелия в различных природно-климатических условиях и формах хозяйствования

2016–2020

облисполкомы

абзацы второй, третий и шестой подстрочного примечания

18. Снижение общей пестицидной нагрузки на почвы при проведении сельскохозяйственных работ до 2,7 кг на 1 га пашни

2016–2020

»

абзацы второй и третий подстрочного примечания

19. Проведение инвентаризации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений на мелиорированных сельскохозяйственных землях

2016–2020

»

абзацы второй и шестой подстрочного примечания

20. Выполнение мероприятий, направленных на предотвращение деградации земель (включая почвы), при реконструкции и восстановлении мелиоративных систем

2016–2020

»

»

21. Выполнение комплекса работ по культурно-технической мелиорации на осушенных сельскохозяйственных землях

2016–2020

»

»

22. Проведение инвентаризации мелиоративных систем, находящихся в лесном фонде, и разработка комплекса мер по оптимизации их экологического состояния

2019–2020

облисполкомы, Минлесхоз, Минприроды, НАН Беларуси

абзацы второй–пятый подстрочного примечания

23. Проведение инвентаризации радиационно опасных земель

2016–2019

облисполкомы, МЧС

абзац третий подстрочного примечания

Повышение уровня научно-технических знаний, наращивание потенциала, информационное обеспечение

24. Разработка инновационных агротехнологий и их внедрение в практику ведения сельского хозяйства

2016–2020

НАН Беларуси, Минсельхозпрод, облисполкомы

абзацы второй–шестой подстрочного примечания

25. Наращивание научного потенциала в области предотвращения деградации земель (включая почвы), в том числе с использованием платформ Глобального почвенного партнерства, Международного фонда для науки, Межправительственной платформы по биоразнообразию и экосистемным услугам и других платформ

2016–2020

НАН Беларуси, Минобразование

абзацы четвертый, пятый и шестой подстрочного примечания

26. Повышение квалификации руководителей и специалистов государственных органов и организаций по вопросам предотвращения деградации земель (включая почвы)

2016–2020

Минприроды, Минсельхозпрод, Госкомимущество, облисполкомы

абзац пятый подстрочного примечания

27. Проведение мероприятий, направленных на вовлечение общественных организаций, бизнес-сообщества в деятельность по предотвращению деградации земель (включая почвы)

2016–2020

Минприроды

абзацы второй, третий, пятый и шестой подстрочного примечания

28. Разработка раздела интернет-сайта, содержащего информацию о Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (далее – Конвенция), и ее реализации в Республике Беларусь

2016

»

абзацы третий и пятый подстрочного примечания

29. Подготовка и издание брошюр и других информационных материалов по вопросам охраны и рационального использования земель в рамках выполнения Республикой Беларусь положений Конвенции

2016–2020

Минприроды, НАН Беларуси, Минобразование

»

30. Организация выступлений и передач по радио и телевидению, издание и распространение наглядных материалов по вопросам охраны и рационального использования земель, мерам по предотвращению деградации земель (включая почвы)

2016–2020

Минприроды, Госкомимущество, Минсельхозпрод, Мининформ, Минобразование, НАН Беларуси, облисполкомы

»

31. Подготовка национального доклада о состоянии и использовании земель Республики Беларусь за 2010–2020 годы

2020

Госкомимущество

абзацы третий и четвертый подстрочного примечания

Укрепление международного сотрудничества

32. Привлечение международной технической помощи для реализации мер по предотвращению деградации земель (включая почвы), в том числе подготовка проектов синергетического характера (предусматривающих выполнение обязательств одновременно по нескольким международным договорам, участницей которых является Республика Беларусь)

2016–2020

Минприроды, Минсельхозпрод, МИД

абзац шестой подстрочного примечания

33. Участие представителей Республики Беларусь в сессиях, конференциях сторон Конвенции, а также иных мероприятиях, проводимых в рамках ее реализации

2016–2020

Минприроды, Минэкономики, МИД

абзац пятый подстрочного примечания

34. Подготовка отчета по выполнению Республикой Беларусь положений Конвенции

2016

Минприроды

абзацы третий–пятый подстрочного примечания

35. Разработка Национального плана действий по предотвращению деградации земель (включая почвы) на 2021–2025 годы

2020

Минприроды, НАН Беларуси

абзацы второй–шестой подстрочного примечания

 ______________________________

* Оперативные цели Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке, следующие:

  • активно воздействовать на соответствующие международные, национальные и местные процессы и субъекты в целях надлежащего решения проблем опустынивания, деградации земель и засухи;
  • поддерживать усилия по созданию благоприятной конъюнктуры для содействия принятию решений, направленных на борьбу с опустыниванием, деградацией земель и смягчение последствий засухи;
  • сделать Конвенцию авторитетным глобальным центром научно-технических знаний по проблемам опустынивания, деградации земель и смягчению последствий засухи;
  • выявлять и удовлетворять потребности в наращивании потенциала в целях предотвращения и обращения вспять процесса опустынивания, деградации земель и смягчения последствий засухи;
  • мобилизовать финансовые и технологические ресурсы на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях и использовать их более адресно и координированно в целях повышения результативности и эффективности.