![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правовая информация и нормативные документы в области контрольной (надзорной) деятельности и противодействия коррупцииУКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 октября 2017 г. № 376 О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности В целях оптимизации контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, снижения воздействия со стороны контролирующих (надзорных) органов на субъекты предпринимательской деятельности постановляю: 1. Внести в Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» следующие изменения: 1.1. пункты 1–23 изложить в новой редакции: «1. Установить, что государственный контроль (надзор) осуществляется контролирующими (надзорными) органами1. Государственный контроль (надзор) осуществляется в формах:
Контролирующий (надзорный) орган вправе проводить проверку, если этот орган включен в перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утверждаемый настоящим Указом. Проверка может проводиться контролирующим (надзорным) органом в отношении проверяемых субъектов2. Вопросы, проверка которых осуществляется контролирующим (надзорным) органом, должны соответствовать компетенции этого органа. Делегирование контролирующими (надзорными) органами своих контрольных (надзорных) полномочий иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также осуществление проверок, мониторингов и мероприятий технического (технологического, поверочного) характера коммерческими организациями не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью седьмой настоящего пункта. Государственное производственное объединение электроэнергетики «Белэнерго», государственное производственное объединение по топливу и газификации «Белтопгаз», республиканские унитарные предприятия электроэнергетики «Брестэнерго», «Витебскэнерго», «Гомельэнерго», «Гродноэнерго», «Минскэнерго» и «Могилевэнерго», производственные республиканские унитарные предприятия «Брестоблгаз», «Витебскоблгаз», «Гроднооблгаз», «Мингаз», «Минскоблгаз» и «Могилевоблгаз», республиканское производственное унитарное предприятие «Гомельоблгаз» вправе до 1 января 2019 г. осуществлять энергетический и газовый надзор в форме мероприятий технического (технологического, поверочного) характера. Особенности осуществления контроля (надзора) Управлением делами Президента Республики Беларусь и подчиненными ему организациями определяются Президентом Республики Беларусь. ______________________________ 2. Требования настоящего Указа являются обязательными для всех контролирующих (надзорных) органов и субъектов. 3. Незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается и влечет привлечение должностных лиц контролирующих (надзорных) органов к установленной законодательными актами ответственности. Проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное. В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта. Проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов. Контрольная (надзорная) деятельность осуществляется с использованием мер профилактического и предупредительного характера, реализуемых контролирующими (надзорными) органами во взаимодействии с субъектами, подлежащими контролю (надзору), в том числе путем:
4. Не допускается взимание контролирующими (надзорными) органами платы с проверяемых субъектов за осуществление проверок, за исключением возмещения (оплаты) в случаях и порядке, определенных Советом Министров Республики Беларусь, затрат, связанных с проведением исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, отбором проб и образцов. 5. Общественный контроль в форме проведения проверок вправе осуществлять профессиональные союзы, их организационные структуры, объединения таких союзов и их организационные структуры в случаях и порядке, установленных иными законодательными актами. Осуществление общественного контроля в форме проведения проверок другими организациями, кроме указанных в части первой настоящего пункта, а также физическими лицами запрещается. 6. Мероприятия технического (технологического, поверочного) характера имеют предупредительно-профилактическую направленность. Проведение выборочных и внеплановых проверок по вопросам, относящимся к мероприятиям технического (технологического, поверочного) характера, не допускается. По результатам проведения мероприятий технического (технологического, поверочного) характера контролирующие (надзорные) органы в пределах своей компетенции: в случае выявления на территории и (или) объектах субъекта нарушений выносят требование (предписание) об их устранении в установленный срок; в случае выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде:
Об устранении нарушений, послуживших основанием для вынесения требования (предписания), субъект в пределах срока, установленного в требовании (предписании), письменно сообщает контролирующему (надзорному) органу, вынесшему это требование (предписание), с приложением подтверждающих документов, а также предоставляет этому контролирующему (надзорному) органу возможность удостовериться на месте в устранении нарушений. В случае выполнения в установленный срок субъектом требований (предписаний) об устранении нарушений, приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств меры ответственности за данные нарушения в отношении субъекта и (или) его должностных лиц не применяются. При неустранении выявленных нарушений, выявлении повторных нарушений, ранее установленных в ходе мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, а также при выявлении нарушений, устранение которых невозможно, меры ответственности применяются в порядке, установленном законодательством. О принятом на основании предложения о приостановлении деятельности решении субъект информирует контролирующий (надзорный) орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения такого предложения. В случае принятия субъектом решения о нецелесообразности приостановления деятельности контролирующий (надзорный) орган вправе обратиться в суд с заявлением об установлении такого приостановления. Приостановление (запрет) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств может применяться контролирующим (надзорным) органом только в случае, если такие полномочия контролирующего (надзорного) органа прямо установлены настоящим Указом или иными законодательными актами. 7. Запретить, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 8 настоящего Указа, проведение проверок в течение двух лет со дня:
8. В течение срока, установленного в пункте 7 настоящего Указа, могут назначаться внеплановые проверки:
Внеплановые проверки в соответствии с частью первой настоящего пункта назначаются руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа с соблюдением иных требований настоящего Указа. ______________________________ 9. По истечении срока, определенного в пункте 7 настоящего Указа, в отношении проверяемого субъекта может быть проведена проверка при ее включении в план выборочных проверок (далее – выборочная проверка). Выборочная проверка назначается с учетом критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки и на основании результатов анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора). При назначении выборочной проверки контролирующим (надзорным) органом учитывается информация, в том числе:
Критерии оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки определяются государственными органами (организациями), указанными в части первой пункта 15 Положения о порядке организации и проведения проверок, утверждаемого настоящим Указом, по согласованию с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности на основании методики формирования системы оценки риска. Методика формирования системы оценки риска утверждается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Комитетом государственного контроля и Генеральной прокуратурой. 10. Выборочные проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается. Проведение в течение трех календарных лет нескольких выборочных проверок одного и того же проверяемого субъекта как данным органом, так и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями) не допускается. Проведение в течение календарного года выборочной проверки обособленного подразделения организации не исключает возможности проведения в том же календарном году выборочной проверки данной организации, а также ее иного обособленного подразделения. Для назначения выборочной проверки календарные периоды исчисляются контролирующим (надзорным) органом с учетом установленной сферы контрольной (надзорной) деятельности с года окончания предыдущей выборочной (плановой, проведенной до 1 января 2018 г.) проверки (включая этот год), проведенной как данным органом, так и его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями). При отсутствии предыдущей выборочной (плановой, проведенной до 1 января 2018 г.) проверки выборочная проверка может быть назначена после истечения срока, предусмотренного в пункте 7 настоящего Указа. Порядок установления сроков проведения совместных проверок определяется Комитетом государственного контроля. 11. В ходе внеплановой проверки подлежат изучению только те вопросы (сферы), к которым относятся факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов и послужившие основанием для назначения данной внеплановой проверки. Проведение нескольких внеплановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года контролирующим (надзорным) органом, его вышестоящим органом, их структурными подразделениями (территориальными органами, подчиненными организациями) допускается только по решению государственных органов (должностных лиц), указанных в подпункте 12.1 и части первой подпункта 12.2 пункта 12 настоящего Указа, за исключением проверок, назначаемых в соответствии с абзацем четвертым подпункта 12.3 этого пункта. 12. Внеплановые проверки назначаются: 12.1. по поручению Президента Республики Беларусь; 12.2. по поручению Совета Министров Республики Беларусь, данному в отношении конкретного проверяемого субъекта; Председателем Комитета государственного контроля и его заместителями, председателями комитетов государственного контроля областей, начальниками управлений Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля по областям, по Минской области и г. Минску в пределах их компетенции; Генеральным прокурором и его заместителями, прокурорами областей, г. Минска в пределах компетенции; руководителем иного контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) и одним из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа. Поручение на проведение внеплановой проверки может быть дано, внеплановая проверка – назначена лицами, перечисленными в части первой настоящего подпункта, по следующим основаниям:
По основанию, предусмотренному в абзаце втором части второй настоящего подпункта, поручение на проведение проверки может быть дано, проверка – назначена при представлении заявителем документов, подтверждающих соответствующие нарушения или факты возникновения угрозы причинения либо причинения вреда либо после подготовки внутренних (служебных) документов, содержащих указание на такие нарушения или факты и обоснование необходимости проведения проверки. При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, он должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов6. Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановых проверок; ______________________________ 12.3. руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа по следующим основаниям:
13. В случае, если проверяемый субъект, включенный в план выборочных проверок, реорганизован до начала выборочной проверки, контролирующий (надзорный) орган, запланировавший проверку, либо иной контролирующий (надзорный) орган, входящий в состав (систему) соответствующего государственного органа, ответственного за формирование сводных планов проверок, не позднее месяца, следующего за месяцем начала проверки, указанным в плане, вправе назначить и провести выборочную проверку в отношении юридического лица – правопреемника без внесения изменений в план выборочных проверок. 14. Внеплановые тематические оперативные проверки проводятся в пределах компетенции органами Комитета государственного контроля, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Министерством по налогам и сборам, Государственным комитетом по стандартизации и их территориальными органами, Национальным банком, Министерством здравоохранения, органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор, Министерством антимонопольного регулирования и торговли. 15. Проверка контролирующим (надзорным) органом проверяемого субъекта по одному и тому же вопросу за один и тот же период, в том числе в ходе совместной проверки, не допускается. Требование, указанное в части первой настоящего пункта, не распространяется на проверки, проводимые по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля, Генерального прокурора, органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, проверки, осуществляемые Национальным банком, дополнительные проверки, проверки в части соблюдения порядка исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, если ранее указанные вопросы за соответствующие периоды были проверены в рамках проверки обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также в отношении проверяемых субъектов, проверка которых проведена в рамках ведомственного контроля до 1 января 2018 г. 16. Проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий трех календарных лет (проверка соблюдения налогового законодательства – за период, не превышающий пяти календарных лет, если иное не установлено законодательными актами), предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года. Определенный в части первой настоящего пункта период, за который проводится проверка, не ограничивается в случаях:
17. Контролирующий (надзорный) орган обязан до проведения проверки внести сведения о ее проведении в книгу учета проверок (при представлении данной книги). Сведения о проведении проверки не вносятся в книгу учета проверок в случаях, предусмотренных в части третьей настоящего пункта, пункте 241 Положения о порядке организации и проведения проверок, утверждаемого настоящим Указом, а также при проведении проверки с использованием метода контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг), при осуществлении которой такие сведения вносятся в указанную книгу после завершения проведения контрольной закупки товарно-материальных ценностей либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг). В случае непредставления (отсутствия) книги учета проверок информация об этом указывается в акте (справке) проверки. При проведении мероприятий технического (технологического, поверочного) характера в рамках контроля (надзора) соблюдения обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в том числе реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в целях обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности сведения об их проведении вносятся в журнал производства работ. Формы книги учета проверок, журнала производства работ и правила их ведения утверждаются Советом Министров Республики Беларусь. 18. При отсутствии у проверяемого субъекта или непредставлении им документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, контролирующий (надзорный) орган в пределах своей компетенции вправе определять, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, размер причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности. 19. Порядок определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями, устанавливается Советом Министров Республики Беларусь, если иной порядок не установлен законодательными актами. 20. Контролирующий (надзорный) орган, выявивший нарушения, относимые законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь к грубым, вправе обратиться в экономический суд области (г. Минска) с иском о ликвидации субъекта, если иное не предусмотрено законодательными актами. При принятии экономическим судом области (г. Минска) решения о ликвидации юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в соответствии с частью первой настоящего пункта собственник имущества (учредитель, участник) ликвидированного юридического лица, физическое лицо, деятельность которого прекращена, вправе обратиться за государственной регистрацией юридического лица, индивидуального предпринимателя только по истечении года со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности). 21. Настоящим Указом устанавливаются следующие правила исчисления сроков, с которыми связываются возникновение, изменение или прекращение отношений, регулируемых настоящим Указом и утверждаемыми им положениями о порядке организации и проведения проверок и о порядке проведения мониторинга. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. В случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Течение срока, исчисляемого месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. 22. Утвердить:
23. Настоящий Указ не применяется при осуществлении:
Национальным банком надзора в форме анализа деятельности банков, банковских групп и банковских холдингов, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» на основе отчетности и иной информации, полученных им в соответствии с законодательством;
1.2. дополнить Указ пунктами 231 и 232 следующего содержания: «231. Невнесение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа записи о проведении проверки в книгу учета проверок (при представлении данной книги), нарушение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа установленного порядка назначения проверки (в том числе ее необоснованное назначение) являются основаниями для признания проверки незаконной. Решение о признании проверки незаконной принимается вышестоящим контролирующим (надзорным) органом (руководителем контролирующего (надзорного) органа, если вышестоящий контролирующий (надзорный) орган отсутствует), в том числе по заявлению (жалобе) проверяемого субъекта. Признание проверки незаконной влечет недействительность ее результатов, а если проверка не завершена – также ее прекращение, за исключением случаев установления в ходе проверки фактов, указывающих на признаки преступления. Заявление (жалоба) о признании проверки незаконной может быть подано проверяемым субъектом в течение десяти дней со дня начала проверки и рассматривается вышестоящим контролирующим (надзорным) органом (руководителем контролирующего (надзорного) органа) в срок не позднее десяти дней со дня его получения. Пропуск срока подачи заявления (жалобы) является основанием для отказа в его рассмотрении. Копия решения по заявлению (жалобе) в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется проверяемому субъекту, а также в органы Комитета государственного контроля или прокуратуру при принятии решения о признании проверки незаконной. В случае несогласия с решением вышестоящего контролирующего (надзорного) органа (руководителя контролирующего (надзорного) органа) об отказе в признании проверки незаконной в десятидневный срок со дня получения такого решения, а если ответ заявителем в установленные сроки не получен – со дня истечения указанных в части третьей настоящего пункта сроков рассмотрения вышестоящим контролирующим (надзорным) органом (руководителем контролирующего (надзорного) органа) заявления (жалобы) о признании проверки незаконной и направления ответа по нему действия (бездействие) должностных лиц контролирующего (надзорного) органа, перечисленные в части первой настоящего пункта, могут быть обжалованы проверяемым субъектом в суд в соответствии с установленной подведомственностью. Подача заявления (жалобы) о признании проверки незаконной или обжалование действий (бездействия) должностных лиц, указанных в части первой настоящего пункта, в суд не приостанавливает проведения проверки. Совершение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа деяний, указанных в части седьмой настоящего пункта, рассматривается как ненадлежащее исполнение служебных обязанностей и может повлечь привлечение его к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности. Необоснованное назначение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа проверки, совершенное с использованием своих служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам проверяемых субъектов либо государственным или общественным интересам, влечет уголовную ответственность. К грубым нарушениям требований настоящего Указа, совершенным должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, относятся:
232. Формирование предписаний на проведение проверок и их регистрация с централизованным учетом осуществляются в рамках интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь.»; 1.3. в пункте 28 слова «органами, осуществляющими контроль за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов,» заменить словами «и надзорными органами»; 1.4. в Положении о порядке организации и проведения проверок, утвержденном этим Указом: в пункте 2: после абзаца первого дополнить пункт абзацем следующего содержания: «встречная проверка – метод (способ) проведения проверки, используемый для установления (подтверждения) достоверности и законности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям;»; абзац четвертый исключить; абзац восьмой после слов «технических нормативных правовых актов» дополнить словами «при осуществлении строительной деятельности (строительства), проектировании и проведении строительно-монтажных работ»; в абзаце шестом пункта 3, абзаце втором пункта 7 слова «координационный план контрольной (надзорной) деятельности» заменить словами «план выборочных проверок»; в пункте 5: из части первой слова «деятельности проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования,» исключить; часть вторую изложить в следующей редакции: «В случаях выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, контролирующим (надзорным) органом может вручаться (направляться) предложение о приостановлении (запрете) деятельности проверяемого субъекта (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования (далее – предложение о приостановлении деятельности).»; абзац шестой пункта 6 изложить в следующей редакции: «требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке, и которые субъект обязан иметь (вести, составлять) в соответствии с законодательными актами;»; в абзаце втором пункта 9, пунктах 18, 22, абзаце первом части первой и части второй пункта 27, пунктах 28, 31 и 101 слово «плановый» заменить словом «выборочный» в соответствующих числе и падеже; в части первой пункта 15 слова «Координационные планы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (далее – координационные планы)» заменить словами «Планы выборочных проверок (далее, если не указано иное, – планы)», слова «Верховным Судом,», «Национальной академией наук Беларуси,», «Национальной государственной телерадиокомпанией, республиканскими государственно-общественными объединениями» и «(в том числе планируемые к проведению в рамках ведомственного контроля)» исключить; в пунктах 16, 20, абзаце шестом части первой пункта 23 слова «координационный план» заменить словами «план выборочных проверок» в соответствующих числе и падеже; в пункте 17: в части третьей слова «, отнесенному к средней или низкой группам риска» исключить, слово «плановой» заменить словом «выборочной»; в части четвертой слово «проверок» заменить словами «выборочных проверок»; в пункте 19 слова «плановой» и «координационном плане» заменить соответственно словами «выборочной» и «плане выборочных проверок»; в пункте 21 слова «Координационный план» заменить словами «План выборочных проверок»; в абзаце третьем части третьей пункта 24 слова «координационного плана для плановых» заменить словами «плана для выборочных»; в пункте 25: из части второй слова «или по поручениям руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам)» исключить; дополнить пункт частью третьей следующего содержания: «По результатам встречной проверки меры ответственности в отношении контрагента или третьих лиц проверяемого субъекта не применяются.»; в пункте 26: из части первой слово «, контрольной» исключить; из частей второй и пятой слова «, руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам)» исключить; часть четвертую исключить; в пункте 29 слова «и контрольной проверок» и «плановой» заменить соответственно словами «проверки» и «выборочной»; пункт 30 исключить; в пункте 32: в части первой слова «плановой» и «в пункте 12» заменить соответственно словами «выборочной» и «в пункте 15»; часть вторую исключить; в пункте 35 слова «в пункте 12» заменить словами «в пункте 15»; в части четвертой пункта 36 слова «плановой проверки, а также может применяться при проведении» заменить словами «выборочной, а также»; в пункте 73: часть шестую дополнить словами «, с приложением подтверждающих документов, а также предоставляет этому контролирующему (надзорному) органу возможность удостовериться на месте в устранении нарушений»; часть седьмую исключить; пункт 74 изложить в следующей редакции: «74. В случаях выявления нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, выносится:
Предложение и требование (предписание), указанные в части первой настоящего пункта, выносятся в день выявления нарушений с указанием срока приостановления (запрета) и срока информирования контролирующего (надзорного) органа, проводившего проверку, об устранении нарушений, повлекших вынесение предложения, требования (предписания). Указанные предложение, требование (предписание) подписываются проверяющим (руководителем проверки) и вручаются немедленно либо направляются заказным письмом с уведомлением о получении не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выявления нарушений, проверяемому субъекту или его представителю. Требование (предписание) вступает в силу с момента его получения проверяемым субъектом или его представителем. Факты, изложенные в предложении, требовании (предписании), включаются в акт проверки. Предложение, требование (предписание) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его вручения (направления), утверждаются должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, уполномоченным в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверки. При необходимости указанным должностным лицом выносится решение о полной или частичной отмене предложения, требования (предписания), уменьшении срока приостановления (запрета) и (или) срока информирования об устранении нарушений, повлекших необходимость приостановления (запрета), которое в день его вынесения вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о получении) проверяемому субъекту или его представителю. В случае невозможности вынесения требования (предписания) о приостановлении (запрете) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств в соответствии с частью второй настоящего пункта данное требование (предписание) выносится должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, уполномоченным рассматривать материалы проверки, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем выявления нарушений, и должно содержать указание на срок такого приостановления (запрета) и срок информирования контролирующего (надзорного) органа, проводившего проверку, об устранении нарушений, повлекших приостановление (запрет). О принятом на основании предложения о приостановлении деятельности решении проверяемый субъект информирует контролирующий (надзорный) орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения такого предложения. В случае принятия проверяемым субъектом решения о нецелесообразности приостановления деятельности контролирующий (надзорный) орган вправе обратиться в суд с заявлением об установлении такого приостановления. Об устранении нарушений, повлекших вынесение предложения, требования (предписания), проверяемый субъект в пределах срока, установленного в предложении, требовании (предписании), письменно сообщает контролирующему (надзорному) органу, вынесшему это предложение, требование (предписание), с приложением подтверждающих документов, а также предоставляет этому контролирующему (надзорному) органу возможность удостовериться на месте в устранении нарушений. Должностное лицо контролирующего (надзорного) органа, уполномоченное в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверки, не позднее двух рабочих дней со дня получения от проверяемого субъекта сообщения об устранении нарушений, повлекших вынесение требования (предписания), указанного в части первой настоящего пункта, принимает решение о возобновлении производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств (если срок приостановления (запрета), установленный в требовании (предписании), не истек). При необходимости продления срока действия приостановления (запрета) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств контролирующий (надзорный) орган обращается в установленном порядке в суд с заявлением о продлении приостановления (запрета). При этом до принятия судом решения по заявлению контролирующего (надзорного) органа действие приостановления (запрета) сохраняется.»; в пункте 78: часть первую изложить в следующей редакции: «78. Каждое лицо имеет право обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) их должностных лиц, если такое лицо полагает, что эти решения, требования (предписания) или действия (бездействие) нарушают его права и (или) законные интересы.»; часть вторую после слов «не установлены» дополнить словами «пунктом 231 Указа, утверждающего настоящее Положение, и иными»; в части второй пункта 79 слова «проверяемого субъекта» заменить словами «лица, подающего жалобу,»; в пункте 83 слова «проверяемому субъекту» заменить словами «лицу, подавшему жалобу,»; в пункте 84: в части второй: абзац пятый исключить; абзац шестой изложить в следующей редакции: «законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;»; подстрочное примечание к абзацу шестому исключить; абзацы девятый, одиннадцатый, девятнадцатый – двадцать третий исключить; дополнить пункт частью третьей следующего содержания: «Расширение перечня вопросов, предусмотренных частью второй настоящего пункта, проверяющими не допускается.»; в пункте 85: из части первой абзацы четвертый–шестой исключить; часть вторую изложить в следующей редакции: «В случаях, указанных в части первой настоящего пункта, в предписании указывается территория, на которой будет проводиться внеплановая тематическая оперативная проверка.»; в части второй пункта 86 слова «тринадцатом–пятнадцатом» заменить словами «девятом–одиннадцатом»; в пункте 87 слова «в месяц» и «Премьер-министра» заменить соответственно словами «в три месяца» и «Совета Министров»; из части первой пункта 88 слова «, а при проведении проверок, указанных в подпункте 9.3 пункта 9 Указа, утверждающего настоящее Положение, – по вопросам антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании» исключить; пункт 921 исключить; пункты 93 и 931 изложить в следующей редакции: «93. Органы уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, а также суды по находящимся в их производстве делам поручают проведение проверки контролирующим (надзорным) органам, за исключением органов Комитета государственного контроля, в соответствии с их компетенцией, определенной в перечне контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утверждаемом Указом, утверждающим настоящее Положение. Проверки по вопросам, не входящим в компетенцию указанных в части первой настоящего пункта контролирующих (надзорных) органов, определенную перечнем контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, а также судов по находящимся в их производстве делам проводятся Министерством финансов и его территориальными органами, если иное не предусмотрено частью четвертой настоящего пункта. Министерство финансов и его территориальные органы при необходимости вправе привлекать в установленном порядке к участию в проверках, указанных в части второй настоящего пункта, представителей контролирующих (надзорных) органов в пределах их компетенции, за исключением органов Комитета государственного контроля, а также специалистов и экспертов, в том числе республиканских органов государственного управления, других государственных организаций. Государственные органы, иные организации в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса о привлечении представителей, специалистов, экспертов обязаны предоставить их кандидатуры. Проверки финансово-хозяйственной деятельности проверяемых субъектов, в том числе по вопросам правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет, могут проводиться подразделениями документальных проверок органов финансовых расследований по поручениям Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля, управлений этого Департамента по областям, по Минской области и г. Минску по возбужденному уголовному делу. 931. Руководитель контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченный заместитель в течение пяти рабочих дней со дня получения поручения на проведение проверки по возбужденному уголовному делу от органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам должен принять решение о назначении (неназначении) проверки и сообщить об этом органу, давшему поручение на проведение проверки. В случае принятия решения о назначении проверки она должна быть начата не позднее 15 рабочих дней со дня получения поручения. По согласованию с органом, давшим поручение на проведение проверки, она может быть начата в иные сроки.»; из пункта 94 слова «руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и» и «(материалам)» исключить; из пункта 95 слова «руководителя (его заместителя) органа уголовного преследования,» и «(материалы)» исключить; из пункта 96 слова «руководителем (его заместителем) органа уголовного преследования,» и «(материалы)» исключить; из пункта 97 слова «руководителей (их заместителей) органов уголовного преследования и», «(материалам)», «руководителями (их заместителями) органов уголовного преследования и», «, руководителей (их заместителей)» исключить; 1.5. в Положении о порядке проведения мониторинга, утвержденном этим Указом: пункт 7 изложить в следующей редакции: «7. При обнаружении в ходе мониторинга нарушений законодательства, создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, должностным лицом контролирующего (надзорного) органа в порядке, установленном пунктом 74 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом, утверждающим настоящее Положение, выносится:
О принятом на основании предложения о приостановлении деятельности решении проверяемый субъект информирует контролирующий (надзорный) орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения такого предложения. В случае принятия субъектом решения о нецелесообразности приостановления деятельности контролирующий (надзорный) орган вправе обратиться в суд с заявлением об установлении такого приостановления. Приостановление (запрет) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств может применяться контролирующим (надзорным) органом только в случае, когда такие полномочия контролирующего (надзорного) органа прямо установлены законодательными актами.»; в части второй пункта 8 слова «подпунктом 9.1 пункта 9» заменить словами «подпунктом 12.2 пункта 12»; 1.6. перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный этим Указом, изложить в новой редакции (прилагается). 2. Государственные органы, подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь и Правительству Республики Беларусь, облисполкомы (Минский горисполком) осуществляют управление деятельностью подчиненных (входящих в состав (систему) организаций посредством регулирования их деятельности и реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы подчиненных (входящих в состав (систему) организаций и выработкой предложений по ее повышению. 3. Образовать при Комитете государственного контроля Межведомственный совет по контрольной (надзорной) деятельности (далее – Совет). Установить, что:
Совет вправе:
4. Утратил силу. 5. Утратил силу. В соответствии с частью второй пункта 15 настоящего Указа пункт 5 действовал до вступления в силу Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 129-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (до 08.08.2018 г.). 6. Виновные деяния должностных лиц, выразившиеся в ненадлежащем или несвоевременном выполнении норм настоящего Указа, повлекшем причинение ущерба государственной собственности либо существенного вреда государственным или общественным интересам, при наличии оснований влекут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь. 7. Утратил силу. 7. Проверка соблюдения юридическим лицом, его обособленным подразделением, имеющим учетный номер плательщика, представительством иностранной организации, индивидуальным предпринимателем, нотариусом, осуществляющим нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатом, осуществляющим адвокатскую деятельность индивидуально, физическим лицом налогового законодательства проводится за период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, и за истекший период текущего календарного года, если иное не установлено частью второй настоящего пункта и иными законодательными актами. В случае представления налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль с изменениями и (или) дополнениями, согласно которой увеличивается (возникает) сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) по налогу на прибыль, или налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость с изменениями и (или) дополнениями, согласно которой увеличиваются налоговые вычеты по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) по налогу на добавленную стоимость, за период свыше предусмотренного в части первой настоящего пункта проверка проводится за период, за который представлена налоговая декларация (расчет) с изменениями и (или) дополнениями. Положения части первой настоящего пункта не распространяются на контроль в сфере декларирования физическими лицами доходов и имущества. Налоговыми органами не проводится выездная проверка при ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя), у которого отсутствует движение денежных средств по счетам, открытым в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях, электронным кошелькам и (или) отсутствуют указанные счета, электронные кошельки в течение 36 месяцев подряд, предшествующих дню:
Исчисление физическому лицу налога на недвижимость, земельного налога, сбора на финансирование государственных расходов производится налоговым органом не более чем за три календарных года, предшествующих году, в котором производится такое исчисление. ______________________________ 8. Контролирующие (надзорные) органы освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с заявлением об установлении приостановления (запрета) деятельности субъекта (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования. 9. Признать утратившими силу:
10. Совету Министров Республики Беларусь: обеспечить доработку интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь и при необходимости иных взаимодействующих с ней систем в соответствии с настоящим Указом в части назначения внеплановых проверок – до 1 декабря 2017 г., в части формирования планов выборочных проверок – до 1 июля 2018 г., в отношении иных требований настоящего Указа – в сроки, определенные Правительством Республики Беларусь для реализации мероприятия 28 «Развитие и совершенствование интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (ИАС КНД)» Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 235; до 1 декабря 2017 г.:
до 1 января 2018 г.:
11. Совету Министров Республики Беларусь, областным (Минскому городскому) Советам депутатов до 1 декабря 2017 г. определить порядок организации работы в соответствии с пунктом 2 настоящего Указа. 12. Управлению делами Президента Республики Беларусь в трехмесячный срок принять меры по реализации положений абзаца тринадцатого подпункта 1.1 пункта 1 настоящего Указа. 13. Комитету государственного контроля сформировать планы выборочных проверок на первое полугодие 2019 г. до 15 декабря 2018 г. 14. Государственным органам, указанным в части первой пункта 15 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510, до 1 февраля 2018 г. утвердить критерии оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки. 15. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:
Пункты 4 и 5 настоящего Указа действуют до вступления в силу закона Республики Беларусь о внесении соответствующих изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, пункт 7 – до внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь. До приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Указом они применяются в части, не противоречащей этому Указу. Президент Республики Беларусь А.Лукашенко
ПЕРЕЧЕНЬ
контролирующих (надзорных) органов*, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности
______________________________ * Для целей настоящего перечня используются термины, определенные в Указе, утверждающем настоящий перечень. ** Перечень органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), определяется Советом Министров Республики Беларусь. *** Перечень органов, осуществляющих контроль за деятельностью лиц, осуществляющих финансовые операции, определяется Законом Республики Беларусь от 30 июня 2014 года «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения».
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|