Финансовое оздоровление сельскохозяйственных организаций

Вопрос: Как на законодательном уровне урегулированы вопросы кредитования сельскохозяйственных организаций, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства)?

Ответ:

Нормы Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» не запрещают выдавать кредиты организациям, в отношении которых открыто конкурсное производство.

Абзацами первым, вторым пункта 9 Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 226, предусмотрена выдача банком кредита кредитополучателю, имеющему просроченную задолженность по ранее выданным ему кредитам, для осуществления досудебного оздоровления, реализации планов завершения досудебного оздоровления в защитном периоде и планов санации.

По мнению банков, кредитование организаций, находящихся на финансовом оздоровлении, может осуществляться на индивидуальной основе в зависимости от их финансового состояния.

Кроме того, Указ Президента Республики Беларусь от 11 мая 2017 г. № 155 «Об открытых акционерных обществах «Белагропромбанк» и «Агентство по управлению активами» (далее — Указ № 155) позволяет представителям государства в органах управления банка инициировать принятие решения о кредитовании банками сельскохозяйственных организаций для закупки минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов. 

Источниками погашения таких кредитов являются средства, причитающиеся организациям от поставки в промышленную переработку молока, зачисляемые перерабатывающими организациями на специальные счета в соответствии Указом № 155. Денежные средства, зачисленные на эти счета, имеют целевое назначение и в первую очередь направляются на осуществление платежей банку.

Указом Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2017 г. № 117 «О закупке продукции растениеводства» предложено банкам выдать в 2017 году кредиты на срок до одного года организациям агропромышленного комплекса для расчетов за произведенную в Республике Беларусь продукцию растениеводства урожая 2017 года, поставляемую для республиканских государственных нужд, в том числе для ее предварительной оплаты (выплаты авансов) в сроки и размерах, определенных в соответствии с заключенными договорами поставки товаров (сельскохозяйственной продукции) для республиканских государственных нужд с зачислением средств кредитов на специальные счета поставщиков сельскохозяйственной продукции и оплаты транспортных услуг (расходов) по ее доставке.

Кредитные средства, зачисленные на указанные специальные счета, направляются поставщиками сельскохозяйственной продукции на приобретение горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений, включая расходы по их доставке и затраты обслуживающих организаций, средств защиты растений, семян, а также на погашение задолженности по ним, выплату заработной платы (включая начисления на нее).

 

Вопрос: Выдача кредитов ОАО «Банк развития Республики Беларусь» осуществляется под 0,5 ставки рефинансирования, но не более 7,5%, в то время, как кредитование на строительство объектов по развитию молочной отрасли в других банках сельскохозяйственные организации осуществлялось под 3%.

Возможно ли на законодательном уровне урегулировать вопрос увеличения суммы компенсации потерь ОАО «Банк развития Республики Беларусь» по кредитам в размере 4,5 %, для того чтобы все сельскохозяйственные организации находились в равных условиях? 

Ответ:

В настоящее время Министерством сельского хозяйства и продовольствия вносятся изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2014 № 347  «О государственной аграрной политике», в том числе в части предложения ОАО «Банк развития Республики Беларусь» установить процентную ставку в размере 1/4 ставки рефинансирования Национального банка, но не менее 3 процентов годовых за пользование кредитами выданными (выдаваемыми) за счет собственных средств банка субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, в целях реализации государственных программ и мероприятий в агропромышленном комплексе. Также предлагается осуществлять компенсацию потерь
ОАО «Банк развития Республики Беларусь»  по данным кредитам за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов по решениям соответственно Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов в указанном размере.

В настоящее время проект Указа находится на согласовании в заинтересованных министерствах и банках.

  

Вопрос: Можно ли в процедуре замещения активов, которое осуществляется на базе функционирующего филиала, формировать уставный фонд создаваемого хозяйственного общества не только активами, но и с учетом кредиторской задолженности или кредитов (ее части), которая сложилась в результате хозяйственной деятельности данного филиала? 

Ответ:

В соответствии с частью четвертой подпункта 11.5 пункта 11 Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2016 г. № 253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций» (далее – Указ № 253), а также разделом 4  Методических рекомендаций по вопросу замещения активов сельскохозяйственных организаций в процедуре санации в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 июля 2016 г. № 253 (далее – Методические рекомендации), утвержденных 30 ноября 2016 г. Министром сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Председателем Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, уставный фонд хозяйственного общества, учреждаемого в процессе замещения активов, формируется за счет имущества (в том числе имущественных прав) сельскохозяйственной организации, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности. Кредитная и кредиторская задолженность в состав имущества, вносимого в уставный фонд учреждаемого в процессе замещения активов хозяйственного общества, не входит.

Размер уставного фонда учреждаемого в процессе замещения активов хозяйственного общества должен быть равен стоимости имущества, определенной в акте об оценке имущества, вносимого в уставный фонд хозяйственного общества, и определяется решением собрания (комитета) кредиторов.

 

Вопрос: В случае реализации акций (долей) хозяйственных обществ, созданных в процедуре замещения активов, могут ли к ним применяться льготы, предусмотренные подпунктами 2.12 и 2.13 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 4 июля 2016 г. № 253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций» (далее – Указ № 253)? 

Ответ:

Не могут, в связи с тем, что механизм замещения активов сельскохозяйственной организации путем учреждения одного или нескольких хозяйственных обществ, применяется для сельскохозяйственных организаций, находящихся в процедуре антикризисного управления, а нормы, предусмотренные подпунктом 2.12 пункта 2 Указа № 253, распространяются на сельскохозяйственные организации, включенные в перечень сельскохозяйственных организаций, подлежащих досудебному оздоровлению, при реализации (безвозмездной передаче) ими предприятий как имущественных комплексов.

Это же относится и к нормам, предусмотренным подпунктом 2.13 пункта 2 Указа № 253, которые распространяются, на юридических лиц — инвесторов, получивших с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2017 г. сельскохозяйственные организации, включенные в перечень сельскохозяйственных организаций, подлежащих досудебному оздоровлению. При этом, под юридическими лицами – инвесторами понимают юридические лица, приобретшие (приобретающие) безвозмездно в результате их реорганизации (в форме слияния, присоединения, преобразования), покупки, безвозмездной передачи предприятий как имущественных комплексов сельскохозяйственных организаций, а также юридические лица, которым предоставлены в аренду, переданы в доверительное управление предприятия как имущественные комплексы сельскохозяйственных организаций (подстрочное примечание к подпункту 2.4 пункта 2 Указа № 253).