Новости Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

В соответствии с пунктом 407 координационного плана контрольной (надзорной) деятельности на второе полугодие 2015 г. в Витебской области Управлением ведомственного контроля Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в октябре 2015 г. проведена проверка ГУ «Витебская областная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» (далее – Учреждение, Витебская областная инспекция).

Основными целями деятельности Учреждения являются: предупреждение и пресечение нарушений законодательства, в том числе технических нормативных правовых актов в области семеноводства, карантина и защиты растений;  охрана территории Республики Беларусь от проникновения из зарубежных стран карантинных объектов; обеспечение безопасности граждан и экологической безопасности при осуществлении мероприятий по защите растений.

Витебская областная инспекция является территориальной организацией ГУ «Главная государственная инспекция  по семеноводству, карантину и защите растений», в ее состав входит 21 обособленное структурное подразделение без права юридического лица с общей численностью работающих 227 человек.

Показатель чистой прибыли свидетельствует о положительной динамике  деятельности Учреждения. Так, в 2012 году получена чистая прибыль в размере 198,6 млн. руб., в 2013 году — 419,2 млн. руб., в 2014 год — 458,7 млн. руб., за 6 месяцев 2015 года – 208,8 млн. рублей.

Вместе с тем проверкой установлены случаи недобросовестного исполнения работниками названного учреждения своих должностных обязанностей, что способствовало нарушениям законодательства Республики Беларусь.

В частности, из-за ослабленного контроля ГУ «Главная государственная инспекция  по семеноводству, карантину и защите растений» за деятельностью подведомственных организаций (расположены во всех областях республики) допускались факты нарушения Бюджетного кодекса Республики Беларусь. Так, проверкой предотвращено нарушение Витебской областной инспекцией  бюджетного законодательства в части использования бюджетных ассигнований.

Проверкой установлено, что Учреждением были исполнены обязательства по расходам (оплата командированных расходов работникам), не обеспеченным плановыми ассигнованиями, чем допущено нарушение требования пункта 2.7. статьи 82 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, согласно которой получатель бюджетных средств имеет право принимать бюджетные обязательства только в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований. В целях устранения названного правонарушения, необоснованно выплаченные денежные средства с учетом начисленных процентов в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь возмещены виновными лицами.

С разрешения руководства Витебской областной инспекции в нарушение коллективного и трудового договоров двум специалистам был предоставлен социальный отпуск с сохранением заработной платы, в то время как направление для получения высшего образования работникам не выдавалось, что привело к излишним выплатам денежных средств. В ходе проверки выявленная сумма ущерба возмещена виновными лицами.

Проверкой предотвращено нарушение требований законодательства по обращению с отходами, образованными в процессе производственно-хозяйственной деятельности.

К примеру, в Учреждении не было организовано хранение и складирование изношенных автомобильных шин и аккумуляторных батарей, что привело к нарушению природоохранного законодательства. Более того, не была разработана Инструкция по обращению с отходами производства, и как результат – работа по сбору отходов, включая разделение их по видам, степени и классу опасности, а также возможности их использования в качестве вторичных материальных ресурсов не проводилась.

Нарушалось законодательство при списании основных средств. Проверкой установлено, что после списания самортизированных автомобилей комиссией не определялась возможность дальнейшего использования отдельных узлов и агрегатов для подменного фонда. Кроме того, не составлялся акт демонтажа (изъятия) драгметаллов.

Должностными лицами Витебской областной инспекции не осуществлялся контроль за работой автомобильного транспорта, что способствовало бесконтрольному списанию горюче-смазочных материалов. Например, в служебные командировки направлялись специалисты на служебных автомобилях с не опломбированными спидометрами. В ходе проверки по требованию проверяющих данное нарушение устранено, и как следствие, предотвращено нарушение требований постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 02.09.2010 № 52.

Нарушался установленный порядок ведения бухгалтерского учета бюджетных и внебюджетных средств. Так, бухгалтерский учет доходов, полученных от осуществления хозяйственной деятельности, не велся раздельно от учета средств бюджета. Также не учитывалось раздельно имущество, приобретенное за счет внебюджетных и бюджетных средств. Допускались нарушения законодательства при составлении и представлении бухгалтерской отчетности. Учреждением не проводилась сверка кассовых и фактических расходов по статьям, подстатьям и элементам экономической классификации, что искажало сведения в бухгалтерском учете.

Установлены неоднократные нарушения трудового законодательства, в части не своевременности выплат сумм причитающихся работникам в связи с их увольнением и трудовым отпуском.

Выявлены нарушения в работе по осуществлению административных процедур. Так, на момент проверки оказанные услуги в 2013 году двум юридическим лицам на сумму более 8  млн. руб. не были оплачены. Более того, на протяжении более 2,5 лет не принимались действенные меры по взысканию суммы задолженности. По требованию контролеров-ревизоров управления вышеназванная сумма перечислена на расчетный счет Учреждения в полном объеме.

Проверкой установлены и другие нарушения и упущения в работе Витебской областной инспекции. По результатам проверки возвращено физическими и юридическими лицами денежных средств на общую сумму 31,7 млн. руб., направлено требование об устранении выявленных нарушений и недостатков. 

Министерство сельского хозяйства и продовольствия потребовало от ГУ «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» проанализировать выявленные нарушения и недостатки, условия, способствующие их совершению. С целью недопущения впредь подобных нарушений законодательства дано поручение разработать комплекс мероприятий по их устранению. Также предложено рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц Витебской областной инспекции, включая руководителя и главного бухгалтера.