Программы

 УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

25 июля 2016 г. № 289

О порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ

(в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 30 ноября 2016 г. № 433; от 18 апреля 2019 г. №151)

В целях совершенствования механизма формирования государственных программ и повышения эффективности их реализации постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ.

2. Государственные органы, организации, подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь или Совету Министров Республики Беларусь, государственные юридические лица, хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, вправе формировать и утверждать не предусматривающие финансирование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и оказание государственной финансовой поддержки программы, в том числе отраслевые и (или) межотраслевые программы, программы информатизации, в порядке, ими определяемом, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь.

3. Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому в трехмесячный срок привести свои акты законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации.

4. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на Комитет государственного контроля.

5. Настоящий Указ вступает в силу после его официального опубликования.

 Президент Республики Беларусь А.Лукашенко 

 

УТВЕРЖДЕНО
Указ Президента
Республики Беларусь
25.07.2016 № 289

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяется порядок формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ (далее, если не указано иное, – программы).

2. Действие настоящего Положения не распространяется на:

  • порядок формирования, финансирования и выполнения научно-технических программ, государственных программ научных исследований, государственной программы инновационного развития, государственной инвестиционной программы, инвестиционных программ органов местного управления и самоуправления, государственной программы вооружения;
  • процедуры конкурсных отборов исполнителей мероприятий программ (подпрограмм), если они объявлены, но не завершены до вступления в силу настоящего Положения.

Проведение указанных в абзаце третьем части первой настоящего пункта конкурсных отборов осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу настоящего Положения.

Выполнение мероприятий путем реализации проектов государственно-частного партнерства осуществляется в порядке, установленном актами законодательства о государственно-частном партнерстве.

3. Для целей настоящего Положения применяются следующие термины и их определения:

  • задача программы (подпрограммы) (далее – задача) – направление социально-экономического развития в рамках реализации программы (подпрограммы) в определенный период для обеспечения достижения цели (целей) программы;
  • заказчик программы (подпрограммы) (далее – заказчик) – государственный орган, другая государственная организация, подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь или Совету Министров Республики Беларусь, структурные подразделения государственных органов с правами юридического лица, территориальные органы государственных органов, иная организация, ответственные за достижение цели (целей) программы и выполнение ее задач и являющиеся распорядителями средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов (далее – бюджетные средства), а также средств бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • исполнитель мероприятия – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие реализацию мероприятия полностью или частично;
  • комплекс мероприятий – элемент программы (подпрограммы), определяющий мероприятия, сроки их реализации, объемы и источники финансирования с разбивкой по задачам, заказчикам и годам реализации программы (подпрограммы);
  • мероприятие – форма выполнения заказчиком задачи;
  • мероприятие по научному обеспечению программы (подпрограммы) – форма выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, завершающихся созданием новой или усовершенствованной технологии, освоением производства новых видов продукции, оказанием новых видов услуг, принятием организационно-технических решений производственного, административного, коммерческого или иного характера;
  • мониторинг реализации программы – элемент оценки эффективности реализации программы, представляющий собой непрерывный процесс отслеживания хода ее реализации;
  • ответственный заказчик – один из заказчиков, являющийся государственным органом, подчиненным (подотчетным) Президенту Республики Беларусь или Совету Министров Республики Беларусь, определенный в перечне государственных программ, утверждаемом Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь (далее – перечень программ), осуществляющий координацию деятельности заказчиков по выполнению программы и достижению цели (целей) программы;
  • оценка эффективности хода выполнения и результатов реализации программы (подпрограммы) – сопоставление достигнутых и запланированных целевых показателей, сводных целевых показателей, а также фактических и запланированных затрат на реализацию программы (подпрограммы);
  • подпрограмма – часть программы, направленная на решение социально-экономической задачи в рамках достижения цели (целей) программы;
  • постоянная межведомственная комиссия по государственным программам (далее – комиссия) – постоянно действующий коллегиальный орган по формированию и внесению предложений об уточнении перечня программ, рассмотрению проектов программ, проектов нормативных правовых актов о внесении изменений и дополнений в программы, отчетов о реализации программ. Порядок работы комиссии и ее состав утверждаются Советом Министров Республики Беларусь;
  • сводный целевой показатель – величина, характеризующая достижение цели (целей) программы в соответствующем финансовом году;
  • целевой показатель – величина, характеризующая выполнение задачи заказчиками и исполнителями мероприятий в соответствующем финансовом году;
  • цель (цели) программы – экономический, и (или) социальный, и (или) экологический, и (или) иной значимый для развития Республики Беларусь результат выполнения программы.

4. При формировании и реализации программ защита сведений, составляющих государственные секреты или относящихся к иным видам информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено законодательными актами Республики Беларусь, осуществляется в порядке, установленном законодательством. Указанные сведения (при их частичном наличии в программе) приводятся в отдельных приложениях к программе.

ГЛАВА 2
ФУНКЦИИ ОТВЕТСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА И ЗАКАЗЧИКОВ

5. Ответственный заказчик:

  • создает межведомственную рабочую группу по формированию и выполнению программы (далее – межведомственная рабочая группа) и утверждает положение о ней;
  • утверждает порядок проведения конкурсов по выбору исполнителей мероприятий в соответствии с пунктом 18 настоящего Положения;
  • осуществляет подготовку проекта программы;
  • обеспечивает согласованность действий заказчиков при подготовке, согласовании проекта программы и выполнении программы;
  • вносит в установленном законодательством порядке в Совет Министров Республики Беларусь предложения об оптимизации объемов финансирования программы, перераспределении бюджетных средств между заказчиками на основании решения, принятого межведомственной рабочей группой;
  • формирует годовой отчет о выполнении программы и итоговый отчет о результатах ее реализации;
  • осуществляет мониторинг реализации программы;
  • на основании предложений заказчиков, вносимых в соответствии с абзацем десятым части первой пункта 6 настоящего Положения, вносит в Совет Министров Республики Беларусь проект нормативного правового акта о корректировке мероприятий либо прекращении их выполнения;
  • осуществляет иные функции, в том числе функции заказчика, в соответствии с настоящим Положением.

Ответственный заказчик несет ответственность за достижение цели (целей) программы (за исключением случаев, когда недостижение цели (целей) программы вызвано рисками, указанными в программе и не относящимися к деятельности заказчиков).

6. Заказчики:

  • участвуют в формировании программы;
  • осуществляют распределение бюджетных средств между исполнителями мероприятий, являющимися организациями, подчиненными заказчику, а также определяют иных исполнителей мероприятий, финансируемых за счет бюджетных средств, в соответствии с пунктами 18 и 19 настоящего Положения;
  • выдают юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее – субъекты хозяйствования) заключения о том, что инвестиционный проект соответствует цели (целям) и задачам программы (подпрограммы), его реализация обеспечит повышение прибыльности производимых товаров (работ, услуг) и снижение их себестоимости и он может реализовываться с государственной финансовой поддержкой для реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих повышение прибыльности производимых товаров (работ, услуг) и снижение их себестоимости (далее – государственная финансовая поддержка), в виде предоставления открытым акционерным обществом «Банк развития Республики Беларусь» (далее – Банк развития) кредитов;
  • координируют деятельность исполнителей мероприятий;
  • определяют исполнителям мероприятий, являющимся организациями, подчиненными заказчику, значения показателей их деятельности, направленной на достижение целевых показателей;
  • предусматривают в договорах с исполнителями мероприятий, являющимися организациями, подчиненными заказчику, меры ответственности за невыполнение показателей их деятельности, направленной на достижение целевых показателей (при недостижении названных показателей, не обусловленном рисками, указанными в программе), а также меры ответственности за несвоевременную и некачественную реализацию мероприятий;
  • предусматривают в трудовых договорах (контрактах) с руководителями организаций, подчиненных заказчику, являющихся исполнителями мероприятий, меры ответственности за невыполнение показателей их деятельности, направленной на достижение целевых показателей;
  • организуют в пределах компетенции формирование и представление ответственному заказчику годового отчета о выполнении программы (подпрограммы) и итогового отчета о результатах ее реализации;
  • осуществляют в пределах компетенции в течение года мониторинг выполнения мероприятий и в случае невыполнения задач и целевых показателей по итогу текущего года вносят ответственному заказчику предложения о корректировке мероприятий либо прекращении их выполнения;
  • при необходимости вносят межведомственной рабочей группе предложения об оптимизации объемов финансирования программы, перераспределении бюджетных средств между заказчиками.

Заказчики несут ответственность за обоснованность целевых показателей и их достижение (за исключением случаев, когда недостижение целевых показателей вызвано рисками, указанными в программе и не относящимися к деятельности заказчиков).

ГЛАВА 3
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

7. Формирование проекта программы осуществляется не позднее чем за месяц до принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в соответствии с перечнем программ. Перечень программ размещается Министерством экономики на его официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.

Программа формируется, как правило, сроком на пять лет.

В состав межведомственной рабочей группы входят представители заказчиков и при необходимости Министерства экономики, Министерства финансов, Банка развития, иных заинтересованных государственных органов и организаций.

В отношении нескольких программ, сходных по составу заказчиков, может создаваться одна межведомственная рабочая группа.

Для формирования программы, предусматривающей финансирование за счет средств местных бюджетов, в состав межведомственной рабочей группы кроме представителей государственных органов и организаций, указанных в части третьей настоящего пункта, включаются представители местных Советов депутатов и (или) соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.

8. Государственные органы формируют программы информатизации в соответствии с перечнем мероприятий в сфере информатизации, утверждаемым Министерством связи и информатизации по согласованию с помощником Президента Республики Беларусь – начальником главного идеологического управления Администрации Президента Республики Беларусь.

9. Проект программы, содержащей подпрограммы, включает:

9.1. указание на приоритет (приоритеты) и цель (цели) государственной политики в сфере социально-экономического развития, на достижение которых направлена программа;

9.2. цель (цели) программы и сводные целевые показатели, установленные в соответствии с требованиями пункта 12 настоящего Положения;

9.3. наименование ответственного заказчика;

9.4. наименования заказчиков;

9.5. общую характеристику подпрограмм, в том числе:

  • текущее состояние и прогноз развития соответствующей сферы планирования;
  • задачи;
  • целевые показатели, установленные в соответствии с требованиями пункта 12 настоящего Положения;
  • комплекс мероприятий по задачам с указанием заказчиков, объемов и источников финансирования, сроков их реализации, включая:
  • перечень мероприятий, реализация которых планируется заказчиками с использованием государственной финансовой поддержки в виде предоставления Банком развития кредитов (далее – государственная финансовая поддержка в виде кредитов);
  • перечень мероприятий, реализация которых планируется заказчиками с использованием государственной финансовой поддержки в виде возмещения за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов части расходов на приобретение технологического оборудования и запасных частей (далее – государственная финансовая поддержка в виде возмещения расходов);
  • при необходимости перечень мероприятий по научному обеспечению программы, состав работ по которым ежегодно утверждается Государственным комитетом по науке и технологиям по установленным им формам;

9.6. информацию о возможных рисках при выполнении программы, в том числе рисках невыполнения целевых показателей и сводных целевых показателей, механизмы управления рисками;

9.7. методику оценки эффективности реализации программы.

10. Проект программы, не содержащей подпрограмм, включает сведения, указанные в подпунктах 9.1–9.4, 9.6 и 9.7 пункта 9 настоящего Положения, а также:

10.1. характеристику текущего состояния и прогноз развития соответствующей сферы планирования;

10.2. задачи;

10.3. целевые показатели, установленные в соответствии с требованиями пункта 12 настоящего Положения, по задачам;

10.4. комплекс мероприятий по задачам с указанием заказчиков, объемов и источников финансирования, сроков выполнения, включая:

  • перечень мероприятий, реализация которых планируется заказчиками с использованием государственной финансовой поддержки в виде кредитов;
  • перечень мероприятий, реализация которых планируется заказчиками с использованием государственной финансовой поддержки в виде возмещения расходов;
  • при необходимости перечень мероприятий по научному обеспечению программы, состав работ по которым ежегодно утверждается Государственным комитетом по науке и технологиям по установленным им формам.

11. Требования к структуре программы определяются Министерством экономики.

12. Значения целевых показателей по задачам и сводных целевых показателей программы устанавливаются на основе расчета, который производится одним из следующих способов:

  • по методике, разработанной ответственным заказчиком совместно с заказчиками с учетом документов, принятых международными организациями;
  • по данным государственных статистических наблюдений;
  • по методике, одобренной межведомственной рабочей группой и утвержденной ответственным заказчиком по согласованию с Министерством экономики.

Целевые показатели и сводные целевые показатели, установленные в соответствии с требованиями настоящего пункта, должны иметь количественные значения на соответствующий финансовый год.

Если целевые и сводные целевые показатели рассчитываются по методике, разработанной с учетом документов, принятых международными организациями, к проекту программы представляется методика расчета со ссылкой на источник ее опубликования (в случае наличия в открытом доступе).

13. Подготовленный проект программы направляется ответственным заказчиком на согласование заказчикам.

Проект программы, предусматривающий финансирование за счет средств местных бюджетов, направляется ответственным заказчиком на согласование соответствующим органам местного управления и самоуправления.

Проект программы, согласованный в соответствии с частями первой и второй настоящего пункта, направляется ответственным заказчиком на согласование:

  • в Банк развития (в части перечней мероприятий, реализация которых планируется заказчиками с использованием государственной финансовой поддержки в виде кредитов);
  • в Министерство связи и информатизации (в части мероприятий в сфере информатизации);
  • в Государственный комитет по стандартизации (в части реализации инвестиционных проектов по строительству генерирующих источников электрической и тепловой энергии);
  • при необходимости в банки Республики Беларусь (в части обеспечения кредитными ресурсами).

Проект программы, согласованный в соответствии с частью третьей настоящего пункта, направляется ответственным заказчиком для проведения:

  • государственной экологической экспертизы в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, если реализация программы связана с использованием природных ресурсов и (или) может оказать воздействие на окружающую среду;
  • государственной научно-технической экспертизы в Государственный комитет по науке и технологиям, если программой предусматривается реализация мероприятий в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Проект программы, реализация которой оказывает воздействие на окружающую среду и (или) связан с использованием природных ресурсов, подлежит общественному обсуждению в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

14. После получения согласований, положительных результатов экспертиз и подведения итогов общественного обсуждения в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения ответственный заказчик представляет проект программы в комиссию для получения заключения.

15. Заключение комиссии должно содержать:

  • вывод о согласовании либо об отказе в согласовании проекта программы с рекомендациями по его доработке и повторному представлению в комиссию;
  • оценку качества подготовки и соответствия проекта программы приоритету (приоритетам) и цели (целям) государственной политики в сфере социально-экономического развития.

16. Проект программы после получения заключения комиссии, содержащего вывод о его согласовании, направляется ответственным заказчиком на согласование в Министерство экономики и Министерство финансов.

Согласованный Министерством экономики и Министерством финансов проект программы вносится ответственным заказчиком в Совет Министров Республики Беларусь.

После утверждения Советом Министров Республики Беларусь программа вместе с утвердившим ее постановлением Совета Министров Республики Беларусь размещается ответственным заказчиком на его официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет. В перечне программ, размещенном на официальном сайте Министерства экономики в глобальной компьютерной сети Интернет, устанавливается ссылка на страницу официального сайта ответственного заказчика в глобальной компьютерной сети Интернет с размещенной на ней программой.

ГЛАВА 4
ФИНАНСИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ

17. Источниками финансирования программ могут являться:

  • бюджетные средства в соответствии с актами законодательства;
  • средства бюджетов государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательными актами;
  • государственная финансовая поддержка в виде возмещения расходов;
  • собственные средства заказчиков (средства, остающиеся в их распоряжении в соответствии с законодательством), средства от приносящей доходы деятельности исполнителей мероприятий – бюджетных организаций, подчиненных (входящих в состав, систему) заказчику, и собственные средства исполнителей мероприятий, не являющихся бюджетными организациями;
  • государственная финансовая поддержка в виде кредитов;
  • кредиты банков Республики Беларусь и Банка развития, а также кредитных организаций иностранных государств;
  • иные источники (в том числе средства, получаемые в виде международной технической и иностранной безвозмездной помощи, безвозмездная (спонсорская) помощь, пожертвования).

Оказание государственной финансовой поддержки в виде возмещения расходов осуществляется в пределах средств республиканского и (или) местных бюджетов, предусмотренных на финансирование соответствующих программ (подпрограмм), в виде кредитов – в пределах средств Банка развития, определяемых в ежегодном плане финансирования Банком развития государственных программ и мероприятий.

При этом общая сумма государственной финансовой поддержки в виде возмещения расходов, на которую вправе претендовать победители конкурса, в том числе в течение соответствующего финансового года, не может превышать сумму, указанную в программе (подпрограмме) по соответствующему мероприятию (мероприятиям), в том числе на соответствующий финансовый год, и при наличии нескольких победителей конкурса распределяется между ними пропорционально их расходам на приобретение оборудования и запасных частей, предусмотренным инвестиционным проектом.

Ответственность за соответствие общей суммы государственной финансовой поддержки в виде возмещения расходов, предоставленной победителю (победителям) конкурса, сумме, указанной в программе (подпрограмме), несет заказчик.

Финансирование мероприятий по научному обеспечению программы (подпрограммы) осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, предусмотренных на научную, научно-техническую и инновационную деятельность (за исключением средств, направляемых на выполнение научно-технических программ, государственных программ научных исследований), и собственных средств исполнителей мероприятий.

Формирование расходов по программе осуществляется в соответствии с правовыми актами, обусловливающими обязанности Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц по предоставлению бюджетных средств. Программа не является документом, определяющим полномочия на установление расходного обязательства, за исключением объемов финансирования, предусмотренных на оказание государственной финансовой поддержки в виде возмещения расходов.

Проекты решений местных Советов депутатов о местных бюджетах на очередной финансовый год и об уточнении показателей местных бюджетов на текущий финансовый год разрабатываются с учетом необходимости достижения цели (целей) и задач программ.

Финансирование программ и закупки при выполнении мероприятий осуществляются в соответствии с актами законодательства, регулирующими вопросы финансирования и закупок за счет средств соответствующего источника.

18. Субъекты хозяйствования определяются исполнителями мероприятий по результатам конкурсов, проводимых заказчиками, в порядке, определяемом ответственным заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных в частях четвертой и пятой настоящего пункта, части первой пункта 19 и части первой пункта 20 настоящего Положения. Реализация мероприятий такими исполнителями осуществляется на основании соответствующих договоров, заключенных с заказчиками.

В договорах, указанных в части первой настоящего пункта, предусматриваются:

  • наименование заказчика;
  • наименование юридического лица (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя) – исполнителя мероприятий;
  • условия выполнения мероприятий;
  • показатели деятельности исполнителя мероприятий, направленной на достижение целевых показателей;
  • обязательства исполнителя мероприятий по возврату бюджетных средств, использованных не по целевому назначению или использованных с нарушением бюджетного законодательства;
  • меры ответственности за несвоевременную и некачественную реализацию мероприятий, в том числе в виде возврата бюджетных средств, затраченных на реализацию мероприятий, недостижение показателей деятельности исполнителя мероприятий, а также неэффективное использование бюджетных средств на осуществление мероприятий.

В порядке проведения конкурса, указанного в части первой настоящего пункта, предусматривается:

  • право заказчиков определять необходимость внесения задатка, возмещения затрат на организацию и проведение конкурса;
  • обязанность заказчиков размещать извещение о проведении конкурса на официальном сайте заказчика в глобальной компьютерной сети Интернет, а также право размещать такое извещение в печатных средствах массовой информации;
  • возможность участия в конкурсе субъектов хозяйствования, за исключением случаев, если:
  • на их имущество наложен арест;
  • они находятся в процессе ликвидации (прекращения деятельности), в отношении их судом принято решение о банкротстве с ликвидацией (прекращением деятельности) должника, они находятся в процессе реорганизации (за исключением юридических лиц, реорганизуемых путем присоединения к ним других юридических лиц);
  • они включены в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;
  • они предоставили недостоверную информацию о себе.

Заказчики вправе определять без проведения конкурса, в том числе повторного, в качестве исполнителей мероприятий:

  • организацию, уполномоченную законодательными актами на осуществление деятельности, которая необходима для выполнения мероприятий, государственное объединение, в состав которого входит такая организация, территориальные органы республиканских органов государственного управления, бюджетную организацию, организацию, получающую субсидии, работники которой приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, подчиненную (входящую в состав, систему) заказчику (далее – организации, подчиненные заказчику);
  • в случае отсутствия предложений об участии в конкурсе – организации, подчиненные заказчику, юридические лица, акции (доли в уставном фонде) которых переданы им в управление в соответствии с условиями (критериями) такого конкурса;
  • в случае подачи предложения только одним участником – единственного участника конкурса, конкурсное предложение которого отвечает условиям (критериям) такого конкурса;
  • при необходимости выполнения мероприятий, требующих осуществления деятельности по оказанию услуг, относящихся к сфере естественных монополий, – субъекты хозяйствования, являющиеся субъектами естественных монополий;
  • при необходимости выполнения мероприятий, требующих участия субъектов хозяйствования, относящихся к определенной категории в соответствии с актами законодательства, программой, – все субъекты хозяйствования этой категории.

Организации или индивидуальные предприниматели, выполняющие мероприятия в рамках проектов государственно-частного партнерства, определяются в соответствии с законодательством о государственно-частном партнерстве.

19. Исполнителями мероприятий с государственной финансовой поддержкой в виде возмещения расходов являются субъекты хозяйствования, которым предоставляется такой вид государственной финансовой поддержки, реализующие инвестиционные проекты, соответствующие цели (целям) и задачам программы (подпрограммы), реализация которых обеспечит повышение прибыльности производимых товаров (работ, услуг) и снижение их себестоимости, – победители конкурса на оказание субъектам хозяйствования государственной финансовой поддержки в виде возмещения расходов.

Реализация мероприятий такими исполнителями осуществляется на основании соответствующих договоров, заключенных с заказчиками.

В договорах, указанных в части второй настоящего пункта, предусматриваются:

  • наименование заказчика;
  • полное наименование юридического лица (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя) – исполнителя мероприятий;
  • условия о выполнении соответствующего мероприятия с оказанием государственной финансовой поддержки в виде возмещения расходов;
  • наименование и стоимость приобретаемого технологического оборудования и запасных частей, в том числе с указанием технологического оборудования и запасных частей, приобретаемых за пределами Республики Беларусь;
  • сумма предоставляемой государственной финансовой поддержки в виде возмещения расходов по годам выполнения мероприятия;
  • меры ответственности за нецелевое использование государственной финансовой поддержки в виде возмещения расходов;
  • меры ответственности за несвоевременную и некачественную реализацию мероприятий, недостижение показателей деятельности исполнителя мероприятий.

20. Исполнителями мероприятий с государственной финансовой поддержкой в виде кредитов являются субъекты хозяйствования, которым предоставляется такой вид государственной финансовой поддержки, реализующие инвестиционные проекты, соответствующие цели (целям) и задачам программы (подпрограммы), реализация которых обеспечит повышение прибыльности производимых товаров (работ, услуг) и снижение их себестоимости.

Реализация мероприятий такими исполнителями осуществляется на основании заключенных с Банком развития кредитных договоров.

21. Для обеспечения реализации программ, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов, местные исполнительные и распорядительные органы областного и базового территориального уровня формируют региональные комплексы мероприятий (далее – региональные программы), утверждаемые соответствующими местными Советами депутатов.

22. Региональные программы должны включать:

  • указание на соответствующую программу;
  • задачи региональной программы;
  • целевые показатели, установленные в соответствии с требованиями пункта 12 настоящего Положения;
  • заказчиков – распорядителей средств соответствующего местного бюджета и (или) нижестоящих местных исполнительных и распорядительных органов;
  • перечень мероприятий с указанием объемов финансирования за счет средств соответствующих местных бюджетов по годам реализации программы (подпрограммы), в том числе объемов государственной финансовой поддержки.

23. Для обеспечения выполнения программы заказчиками принимаются решения о мерах по ее реализации, включающие:

  • план (планы) деятельности заказчика на соответствующий финансовый год по выполнению целевых показателей, разработанный с учетом необходимости эффективного расходования бюджетных средств, содержащий мероприятия с указанием их исполнителей, являющихся организациями, подчиненными заказчику, объемов финансирования и показателей их деятельности, направленной на достижение целевых показателей. В указанный план (планы) включаются также объекты заказчика, предусмотренные к финансированию в рамках государственной инвестиционной программы, инвестиционных программ органов местного управления и самоуправления в соответствующем финансовом году;
  • перечень исполнителей мероприятий, в рамках которых не предусматривается оказание государственной финансовой поддержки, не являющихся организациями, подчиненными заказчику;
  • перечень исполнителей мероприятий с государственной финансовой поддержкой в виде возмещения расходов, не являющихся организациями, подчиненными заказчику;
  • перечень исполнителей мероприятий с государственной финансовой поддержкой в виде кредитов, не являющихся организациями, подчиненными заказчику;
  • перечень исполнителей мероприятий, с которыми заключены соглашения о государственно-частном партнерстве;
  • иные меры, которые позволят качественно и эффективно выполнить программу;
  • меры ответственности в соответствии с законодательством исполнителей мероприятий, являющихся организациями, подчиненными заказчику, за невыполнение (неполное выполнение) показателей своей деятельности, направленной на достижение целевых показателей.

24. Значения целевых показателей и сводных целевых показателей на соответствующий финансовый год не могут корректироваться в течение указанного года, за исключением случаев, предусмотренных в части второй настоящего пункта. Не допускается внесение изменений и дополнений в программу в части целевых показателей, сводных целевых показателей и мероприятий (в том числе их наименования, сроков, заказчиков, исполнителей, объемов и источников финансирования), подлежавших выполнению в прошедшие годы.

В течение текущего финансового года изменения и (или) дополнения могут вноситься в программы в случаях:

  • изменения объемов и источников финансирования мероприятий, включая мероприятия по научному обеспечению программы (подпрограммы);
  • необходимости изменения и дополнения мероприятий, включая мероприятия по научному обеспечению программы (подпрограммы);
  • определенных в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь.

Внесение изменений и (или) дополнений в программы осуществляется по мере необходимости, но не чаще одного раза в полугодие, если иное не определено в части четвертой настоящего пункта, в порядке, установленном настоящим Положением для формирования проекта программ.

Подготовка проекта правового акта о внесении изменений и (или) дополнений в программу в части объемов финансирования за счет бюджетных средств осуществляется ответственным заказчиком после определения таких объемов в законе о республиканском бюджете на очередной финансовый год, законодательных актах о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, решениях местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, внесения изменений и (или) дополнений в указанные законодательные акты и решения, в том числе уточнения показателей республиканского и (или) местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Увеличение расходов на финансирование мероприятий программ (подпрограмм) за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов допускается при наличии источников, предусмотренных законодательными актами и (или) решениями местных Советов депутатов.

ГЛАВА 5
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ

25. На этапе подготовки проекта программы осуществляется прогноз эффективности программы. В ходе реализации программы и по результатам ее реализации проводится оценка эффективности ее реализации.

Прогноз эффективности программы осуществляется ответственным заказчиком совместно с заказчиками на основании запланированных к выполнению целевых показателей и сводных целевых показателей при планируемых объемах финансирования и включает в том числе прогноз планируемого влияния результатов каждой подпрограммы на достижение цели (целей) программы.

При оценке эффективности реализации программы определяется влияние результатов каждой подпрограммы на достижение цели (целей) программы.

26. Достижение (недостижение) значений целевых показателей и сводных целевых показателей свидетельствует о реализации (нереализации) программы.

27. Мониторинг реализации программы осуществляется на постоянной основе в следующем порядке:

  • до 10 февраля года, следующего за отчетным, исполнители мероприятий представляют заказчику годовой отчет о реализации (неполной реализации или нереализации с указанием причин) мероприятий и сведения о выполнении показателей их деятельности, направленной на достижение целевых показателей (до 10 января – в части мероприятий по научному обеспечению программы (подпрограммы);
  • до 20 февраля года, следующего за отчетным, заказчики в пределах компетенции составляют и направляют ответственному заказчику годовой отчет о реализации (неполной реализации или нереализации с указанием причин) программы (подпрограммы) (до 20 января – в части мероприятий по научному обеспечению программы (подпрограммы), за исключением последнего года реализации программы.

28. Ответственный заказчик подготавливает годовой отчет о результатах реализации программы (подпрограммы), за исключением последнего года реализации программы.

В последний год реализации программы ответственный заказчик подготавливает итоговый отчет о результатах реализации программы (подпрограммы) за весь период ее реализации.

29. Ответственный заказчик направляет отчеты, указанные в пункте 28 настоящего Положения:

  • до 25 января года, следующего за отчетным, в Государственный комитет по науке и технологиям (в части мероприятий по научному обеспечению программы (подпрограммы) по установленным им формам;
  • до 1 марта года, следующего за отчетным, в Министерство экономики, Министерство финансов, соответствующие местные Советы депутатов (в отношении программ, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов), а также в Банк развития в случае реализации инвестиционных проектов за счет кредитов названного банка.

Министерство финансов, соответствующие местные Советы депутатов, а также Банк развития в десятидневный срок после получения отчетов, указанных в пункте 28 настоящего Положения, направляют свои заключения о реализации программы (подпрограммы), включая оценку эффективности ее реализации за отчетный год или за весь период реализации программы, в комиссию.

Комиссия готовит заключение о реализации программы, включая оценку эффективности ее реализации за год или за весь период реализации программы, и направляет его до 1 апреля года, следующего за отчетным, в Министерство экономики и ответственному заказчику.

В случае вынесения комиссией заключения о неэффективности реализации программы (подпрограммы), в том числе по результатам проверки соответствующими контролирующими (надзорными) органами, ответственный заказчик готовит предложения о принятии правового акта о корректировке мероприятий либо прекращении выполнения программы (подпрограмм).

30. Министерство экономики ежегодно до 1 мая года, следующего за отчетным, формирует и представляет для рассмотрения Президиумом Совета Министров Республики Беларусь сводный годовой отчет о реализации программ (подпрограмм), включая оценку эффективности их реализации за год, сводный итоговый отчет о реализации программ (подпрограмм), включая оценку эффективности их реализации за весь период реализации программ с анализом достижения их цели (целей) и задач, целевых показателей и сводных целевых показателей.

По результатам рассмотрения Президиумом Совета Министров Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь обобщает полученные сведения и ежегодно до 1 июля информирует о результатах реализации программ Президента Республики Беларусь.

Сводные отчеты, указанные в части первой настоящего пункта, после рассмотрения Президиумом Совета Министров Республики Беларусь подлежат размещению на официальном сайте Министерства экономики в глобальной компьютерной сети Интернет. В случае, если сводные отчеты содержат информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено законодательными актами Республики Беларусь, указанные отчеты размещаются на официальном сайте Министерства экономики в глобальной компьютерной сети Интернет без такой информации.

Требования к содержанию отчетов, указанных в части первой пункта 29 и части первой пункта 30 настоящего Положения, за исключением отчетов о мероприятиях по научному обеспечению программы (подпрограммы), определяются Министерством экономики.