УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
17 июля 2014 г. № 347
О государственной аграрной политике
(в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 04.07.2016 N251, от 30 ноября 2016 г. №433; от 2 февраля 2018 г. № 50)
В целях развития агропромышленного комплекса и совершенствования механизмов оказания государственной поддержки субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, постановляю:
1. Определить, что государственная аграрная политика является одним из направлений внутренней политики Республики Беларусь, обеспечивающим стимулирование повышения эффективности агропромышленного комплекса на базе совершенствования специализации сельскохозяйственного производства и его организационно-экономической структуры, рационального использования земель и государственной поддержки агропромышленного комплекса.
2. Основными целями государственной аграрной политики являются:
2.1. повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для обеспечения сбалансированности внутреннего продовольственного рынка и наращивания экспортного потенциала;
2.2. формирование эффективного рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с развитой инфраструктурой, в том числе путем поэтапного перехода к свободному ценообразованию, повышения эффективности производственно-экономической деятельности субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства*;
______________________________
* Для целей настоящего Указа к субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, относятся юридические лица, включая их обособленные подразделения, основными видами деятельности которых являются производство сельскохозяйственной продукции, рыбоводство, заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции, производимой в Республике Беларусь, предоставление услуг в области растениеводства и животноводства, ветеринарных, мелиоративных услуг и услуг по обслуживанию сельского хозяйства, подготовка кадров для агропромышленного комплекса, проведение научных исследований в области сельского хозяйства, а также граждане, ведущие личные (подсобные) хозяйства.
2.3. создание благоприятного инвестиционного климата и увеличение объема инвестиций в агропромышленный комплекс;
2.4. содействие структурным изменениям в агропромышленном комплексе, включая изменения внутрипроизводственных и имущественных отношений, обеспечивающее свободное развитие всех форм собственности;
2.5. поддержание паритета индекса цен на промышленную продукцию, работы (услуги), используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями*, и индекса цен на сельскохозяйственную продукцию;
______________________________
* Для целей настоящего Указа к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся юридические лица, включая их обособленные подразделения, имеющие в наличии сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения и производящие сельскохозяйственную продукцию.
2.6. обеспечение права граждан на достаточное питание, в том числе путем оказания внутренней продовольственной помощи нуждающейся части населения;
2.7. обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;
2.8. сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых для производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
3. Государственная аграрная политика основывается на следующих принципах:
3.1. единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке;
3.2. участие в государственных программах в агропромышленном комплексе субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства, в целях реализации инвестиционных проектов на условиях конкурса;
3.3. последовательность мер государственной поддержки агропромышленного комплекса (далее – государственная поддержка).
4. Государственная поддержка включает прямые и косвенные меры.
5. Прямые меры государственной поддержки реализуются посредством финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов:
5.1. общегосударственных мероприятий;
5.2. непосредственно субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства;
5.3. расходов, связанных с предоставлением субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, субсидий на уплату процентов (части процентов) за пользование кредитами (далее – субсидии на уплату процентов по кредитам), и компенсации потерь банков и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» при предоставлении кредитов на льготных условиях.
51. Реализация прямых мер государственной поддержки осуществляется для достижения целей и задач государственных программ в агропромышленном комплексе и в пределах средств, ежегодно определяемых Правительством Республики Беларусь и местными Советами депутатов при формировании проектов республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год.
6. Общегосударственными мероприятиями являются мероприятия, финансирование которых может осуществляться за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, согласно приложениям 1 и 2.
Финансирование строительства, реконструкции, модернизации производственных объектов агропромышленного комплекса может осуществляться за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в рамках государственной инвестиционной программы и инвестиционных программ органов местного управления и самоуправления.
Финансирование мероприятий, не указанных в частях первой и второй настоящего пункта, может осуществляться в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь.
7. Оказание государственной поддержки непосредственно субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, производится путем:
7.1. субсидирования деятельности, включая предоставление прямых выплат, производимых на единицу реализованной или произведенной и (или) направленной в обработку (переработку) сельскохозяйственной продукции на территории Республики Беларусь либо на единицу площади земельного участка, голову скота.
Вид и размер прямых выплат, производимых на единицу реализованной или произведенной и (или) направленной в обработку (переработку) сельскохозяйственной продукции на территории Республики Беларусь либо на единицу площади земельного участка, голову скота, определяются Советом Министров Республики Беларусь исходя из объемов бюджетного финансирования, предусмотренных на эти цели в соответствующем бюджете на очередной финансовый год. Субсидирование деятельности юридических лиц, включая их обособленные подразделения, основным видом деятельности которых является производство сельскохозяйственной продукции и рыбоводство, осуществляющих деятельность в районах, неблагоприятных для производства сельскохозяйственной продукции, перечень которых определяется Советом Министров Республики Беларусь, осуществляется в повышенном размере.
Для зачисления денежных средств, направляемых на оказание государственной поддержки в соответствии с частью первой настоящего подпункта, в банках могут открываться специальные счета.
Специальные счета, указанные в части третьей настоящего подпункта, открываются банками в порядке, установленном законодательством, независимо от наличия у них решения (постановления) о приостановлении операций по счетам организаций, принятого (вынесенного) уполномоченным в соответствии с законодательными актами органом (должностным лицом).
Обращение взыскания по исполнительным и иным документам, являющимся основанием для списания денежных средств со счетов в бесспорном порядке, на денежные средства, размещенные на специальных счетах, указанных в части третьей настоящего подпункта, не производится, арест на указанные денежные средства не налагается, приостановление операций по данным специальным счетам не осуществляется.
Перечисление выручки и иных денежных средств, являющихся объектом налогообложения, на специальные счета, открываемые в соответствии с частью третьей настоящего подпункта, не допускается;
7.2. компенсации потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей при установлении диспаритета цен на промышленную продукцию, работы (услуги), используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, и цен на сельскохозяйственную продукцию при условии, что полное или частичное удешевление (компенсация) стоимости сырья, продукции, работ (услуг) и меры регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию не позволили поддержать паритет указанных цен;
7.3. исключен.
8. Косвенные меры государственной поддержки включают:
8.1. применение льготного (особого) режима налогообложения в сельском хозяйстве в соответствии с законодательством;
8.2. реструктуризацию (предоставление отсрочки (рассрочки) в соответствии с законодательными актами задолженности перед бюджетом, бюджетом государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, банками и иными организациями;
8.3. предоставление в соответствии с законодательством гарантий Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, выдаваемым субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства;
8.4. регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие в соответствии с законодательством;
8.5. осуществление закупки и переработки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд в соответствии с законодательством;
8.6. иные меры в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь.
9. Установить, что:
9.1. ежегодно осуществляется кредитование, в том числе на льготных условиях, реализации государственных программ в агропромышленном комплексе, включая осуществление текущей деятельности, в размере не менее 10 процентов от валовой стоимости сельскохозяйственной продукции;
9.2. компенсация потерь банков при предоставлении кредитов на льготных условиях субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, в целях реализации государственных программ в агропромышленном комплексе, а также ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (по кредитам, выдаваемым за счет средств, привлеченных по рыночной ставке, в том числе путем эмиссии облигаций с их размещением на рыночных условиях) осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов по решениям:
Предоставление субсидий на уплату процентов по кредитам осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов по решениям:
9.3. при реализации мер государственной поддержки, определенных в настоящем Указе, не применяются требования о порядке и условиях оказания государственной поддержки, в том числе государственной финансовой поддержки, установленные законодательством;
9.4. порядок использования средств, направляемых на финансирование государственных программ в агропромышленном комплексе, на срок реализации этих программ определяется:
91. Установить, что комитеты по сельскому хозяйству и продовольствию областных исполнительных комитетов, управления сельского хозяйства и продовольствия районных исполнительных комитетов являются исполнителями мероприятий (частей мероприятий) государственных программ (подпрограмм) развития агропромышленного комплекса, предусмотренных в пункте 5, абзаце третьем пункта 10 и пункте 11 приложения 1.
10. Предложить ОАО «Банк развития Республики Беларусь» кредитование субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства, в целях реализации государственных программ в агропромышленном комплексе осуществлять за счет размещенных в депозиты в ОАО «Банк развития Республики Беларусь» средств республиканского и местных бюджетов с взиманием процентов в размере не более 3 процентов годовых.
11. Возложить персональную ответственность:
11.1. за реализацию положений настоящего Указа на Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь, курирующего вопросы агропромышленного комплекса, министров экономики, финансов, сельского хозяйства и продовольствия, руководителей областных и районных исполнительных комитетов в пределах компетенции;
11.2. за целевой характер и эффективность мер оказанной государственной поддержки на руководителей организаций агропромышленного комплекса, которым оказывается государственная поддержка.
12. Совету Министров Республики Беларусь:
12.1. по согласованию с Президентом Республики Беларусь определить порядок:
12.2. в установленном порядке внести в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проект закона Республики Беларусь, предусматривающий приведение Закона Республики Беларусь от 14 ноября 2005 года «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 188, 2/1157) и иных законов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Указом;
12.3. принимать иные меры по реализации настоящего Указа.
13. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:
13.1. подпункт 9.2 пункта 9, пункты 10 и 12 – после его официального опубликования;
13.2. иные положения этого Указа – с 1 января 2015 г.
Действие подпункта 7.2 пункта 7 настоящего Указа распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Президент Республики Беларусь А.Лукашенко
|
Приложение 1 |
ПЕРЕЧЕНЬ
общегосударственных мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств республиканского бюджета
1. Мероприятия по государственному испытанию сортов растений на патентоспособность.
2. Противоэпизоотические мероприятия в области ветеринарной деятельности, ветеринарные мероприятия по предупреждению возникновения и ликвидации очагов заразных болезней животных, предусмотренных перечнем заразных болезней животных, при которых устанавливается карантин.
3. Оснащение ветеринарных лабораторий республики и диагностических отделов районных, городских (городов областного и районного подчинения), районных в городах ветеринарных станций оборудованием для диагностики болезней животных, контроля качества и безопасности продукции животного происхождения и кормов.
4. Мероприятия по защите растений от вредных организмов, включенных в перечень особо опасных вредителей, болезней растений и сорняков.
5. Выплата доплаты к заработной плате руководителям и специалистам с высшим и средним специальным образованием, отработавшим в организациях агропромышленного комплекса два года по распределению (перераспределению), направлению (последующему направлению) на работу учреждений образования и продолжающим работать в данных организациях на условиях заключенных контрактов, в течение последующих трех лет.
6. Мероприятия в сфере информатизации агропромышленного комплекса.
7. Проведение республиканских соревнований, смотров-конкурсов в агропромышленном комплексе.
8. Приобретение современной техники, оборудования, производимых на территории Евразийского экономического союза, для освоения содержания образовательных программ учреждениями образования республиканской формы собственности, подчиненными Министерству сельского хозяйства и продовольствия и осуществляющими подготовку по специальности направления образования «Сельское хозяйство» и «Техника и технологии».
9. Приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений для организаций, осуществляющих государственное испытание сортов растений, научных организаций Национальной академии наук Беларуси, осуществляющих научные исследования в области аграрных наук, учебных и учебно-опытных хозяйств учреждений образования, подчиненных Министерству сельского хозяйства и продовольствия, а также погашение долгов за них.
10. Государственная поддержка личных подсобных хозяйств граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе:
11. Уплата страховых взносов по обязательному страхованию с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы.
12. Закупка современных образцов сельскохозяйственной техники и тракторов в целях их испытания в государственном учреждении «Белорусская машиноиспытательная станция» и подтверждения показателей в условиях Республики Беларусь, ускорения их проектирования с последующим освоением производства в организациях Республики Беларусь в кооперации с ведущими мировыми производителями.
13. Удешевление стоимости льноволокна, поставляемого в счет государственных нужд.
14. Реализация проектов по созданию пилотных инновационных объектов по отработке новейших перспективных технологий, машин и оборудования для агропромышленного комплекса.
15. Сохранение, рациональное использование хозяйственного потенциала сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли, в том числе путем:
16. Посадка плодово-ягодных культур и уход за ними.
17. Мероприятия по развитию селекции и семеноводства, включая:
18. Мероприятия по развитию племенного дела в животноводстве:
19. Мероприятия по развитию рыбохозяйственной деятельности:
20. Содержание бюджетных организаций, осуществляющих деятельность в сфере агропромышленного комплекса, находящихся в подчинении Министерства сельского хозяйства и продовольствия.
|
Приложение 2 |
ПЕРЕЧЕНЬ
общегосударственных мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств местных бюджетов
1. Агрохимическое обслуживание.
2. Противоэпизоотические мероприятия в области ветеринарной деятельности, ветеринарные мероприятия по предупреждению возникновения и ликвидации очагов заразных болезней животных, предусмотренных перечнем заразных болезней животных, при которых устанавливается карантин.
3. Финансирование расходов государственных инспекций по надзору за техническим состоянием машин и оборудования в областях, районах и городах (г. Минске, городах областного и районного подчинения) на приобретение и содержание спецавтотранспорта, инструментов, приборов и оборудования для диагностики технического состояния и регистрации тракторов, прицепов и самоходных машин, для выдачи документов с определенной степенью защиты, приобретение регистрационных знаков для регистрации тракторов, прицепов и самоходных машин, бланков документов с определенной степенью защиты.
4. Содержание областных и межрайонных ветеринарных лабораторий, областных, районных, городских (г. Минска, городов областного и районного подчинения), районных в городах ветеринарных станций.
5. Проведение областных, районных соревнований в агропромышленном комплексе.
6. Содержание зоотехников по пчеловодству, обслуживающих сельское хозяйство.
7. Мероприятия в сфере информатизации агропромышленного комплекса.
8. Погашение задолженности по лизинговым платежам перед областными организациями, обслуживающими сельское хозяйство.
9. Погашение кредитов, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также областным и районным организациям, обслуживающим сельское хозяйство, согласно решениям Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, принятым до 1 января текущего финансового года, на реализацию мероприятий по развитию сельскохозяйственного производства, включая мероприятия государственных программ в агропромышленном комплексе.
10. Возмещение ущерба, причиненного субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, в результате изъятия у них больных животных и (или) продуктов животного происхождения, полученных от них, имущества, использование которого связано с содержанием больных животных, при ликвидации очагов заразных болезней животных в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
11. Сохранение, рациональное использование хозяйственного потенциала сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли, в том числе путем строительства, эксплуатации (обслуживания) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений.
12. Удешевление части стоимости реализованных оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений, в том числе семян элиты.
13. Приобретение сельскохозяйственной селекционно-семеноводческой техники и оборудования, в том числе не производимых на территории Евразийского экономического союза.
14. Удешевление стоимости определения качественных показателей молока для целей селекции в племенном молочном скотоводстве.