ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
15 декабря 2017 г. № 962
О Доктрине национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года
В целях реализации государственной политики в области обеспечения национальной продовольственной безопасности, направленной на повышение обеспеченности качественным продовольствием и его доступности для полноценного питания и здорового образа жизни населения путем развития конкурентоспособного аграрного производства и создания социально-экономических условий для потребления продуктов питания на рациональном уровне, Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Доктрину национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года (прилагается).
2. Национальной академии наук Беларуси обеспечивать мониторинг национальной продовольственной безопасности и ежегодно до 1 июля информировать Совет Министров Республики Беларусь о его результатах.
3. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2004 г. № 252 «О Концепции национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 42, 5/13930).
Премьер-министр Республики Беларусь А.Кобяков
|
УТВЕРЖДЕНО |
ДОКТРИНА
национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года
ВВЕДЕНИЕ
Настоящей Доктриной определяется стратегия устойчивого обеспечения населения продовольствием до 2030 года для полноценного питания и здорового образа жизни путем развития конкурентоспособного аграрного производства, а также создания социально-экономических условий для поддержания потребления основных продуктов питания на рациональном уровне.
В настоящее время Беларусь выходит на новый уровень решения задач продовольственной безопасности. Требуется обеспечить высокое качество питания для населения, востребованность белорусской продукции на внешних рынках, интеграцию в мировой продовольственный рынок. Основой действующей системы обеспечения продовольственной безопасности до настоящего времени являлась Концепция национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь, одобренная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 марта 2004 г. № 252 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 42, 5/13930). Основные ее положения и критерии в значительной степени реализованы, а подходы и механизмы требуют совершенствования с учетом новых условий, целей и задач.
Проблема продовольственной безопасности в Республике Беларусь в количественном плане решена, что было обеспечено в ходе реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 52, 1/6339), а также Государственной программы устойчивого развития села на 2011–2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011 г. № 342 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 88, 1/12739). В настоящее время страна полностью обеспечивает свои потребности в продовольствии, однако допускает на национальный рынок до 15 процентов импортной продукции. Наращивается экспорт агропродовольственных товаров.
Вместе с тем в продовольственной сфере сохраняется ряд нерешенных задач, включая повышение эффективности производства и снижение себестоимости продукции, эффективность экспорта и конкуренции на внешнем рынке, создание интегрированных компаний, выстраивание устойчивой агропродовольственной системы в рамках Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).
Кроме того, Республика Беларусь как субъект мировой продовольственной системы, обеспечивая достижение национальных приоритетов в сфере социальной и экономической доступности для населения достаточного количества безопасной и питательной пищи, должна учитывать глобальные тенденции продовольственной безопасности и питания.
В настоящее время населением Беларуси в количественном отношении достигнуты нормы потребления практически по всем продуктам питания, однако рацион остается несбалансированным по качеству. Необходим переход на новый уровень развития к безопасному качественному питанию всех социальных групп, формирование предпосылок к которому в виде критериев и нормативов продовольственного снабжения является неотъемлемой задачей настоящей Доктрины.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящей Доктриной закрепляется совокупность научно обоснованных положений, целей и задач долгосрочной государственной политики в области обеспечения и укрепления продовольственной безопасности, а также механизмов и мер по их практической реализации.
Продовольственная безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности и необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – обеспечение высоких жизненных стандартов населения и условий для гармоничного развития личности.
В настоящей Доктрине учитываются основные положения Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 276, 1/12080), Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 марта 2016 г. № 196 «О Государственной программе развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 585» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.03.2016, 5/41842), Концепции государственной политики в области здорового питания населения Республики Беларусь на период до 2020 года, утвержденной Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь, а также рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации Организации Объединенных Наций по предельной доле импорта и уровню запасов продовольственных ресурсов, основные понятия (категории), используемые в сфере продовольственной безопасности.
Настоящая Доктрина основывается на достигнутых результатах в аграрной сфере и новых условиях обеспечения национальной продовольственной независимости, а также учитывает роль Республики Беларусь в обеспечении коллективной продовольственной безопасности государств – членов ЕАЭС, основные положения Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.10.2014, 3/3050) и Концепции согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Продовольственная безопасность считается достигнутой при наличии для всех людей постоянной физической, социальной и экономической доступности достаточного количества безопасной и питательной пищи, позволяющей удовлетворять их пищевые потребности и вкусовые предпочтения для ведения активного и здорового образа жизни.
Продовольственная безопасность – состояние экономики, при котором независимо от влияния конъюнктуры мировых рынков и других внешних факторов жителям на всей территории гарантируется доступность к продовольствию в количестве, необходимом для активной, здоровой жизни, а также создаются социально-экономические условия для поддержания потребления основных продуктов питания на рациональном уровне.
Продовольственная независимость – максимальная автономность и экономическая состоятельность национальной продовольственной системы, ее адаптивность к конъюнктуре мирового рынка при рациональном использовании производственного потенциала агропромышленного комплекса (далее – АПК) и активной внешнеэкономической деятельности. Продовольственная независимость государства оценивается по десяти группам продуктов (зерно, молоко, мясо, сахар, масло растительное, картофель, овощи, фрукты и ягоды, яйца, рыба) и следующим уровням:
Безопасность продовольствия – совокупность свойств сельскохозяйственной продукции, сырья и продуктов питания в нормальных условиях использования, свидетельствующая об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения.
Здоровое питание – научно обоснованное питание, обеспеченное ассортиментом безопасных продовольственных продуктов с достаточным количеством питательных веществ, макро- и микроэлементов в оптимальном соотношении в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, характера деятельности, обеспечивающее оптимальную жизнедеятельность человека.
Качество продовольственного сырья и пищевых продуктов – совокупность свойств и характеристик продовольственного сырья и пищевых продуктов, которые обусловливают способность удовлетворять физиологические потребности человека при обычных условиях их использования.
Энергетическая и пищевая ценность продуктов питания – свойства, характеризующие наличие и количественное содержание в продукте питательных и биологически активных веществ, определяющих его биологическую и физиологическую ценность, калорийность, усвояемость.
Угрозы – явления и процессы, которые оказывают негативное воздействие на систему продовольственной безопасности и означают уменьшение, отсутствие или разрушение главного ресурса жизни – продуктов питания либо ухудшение их качества и питательно-энергетических свойств.
Индикаторы продовольственной безопасности – показатели, применяемые для оценки, мониторинга, прогнозирования и регулирования продовольственной безопасности. Допустимые значения индикаторов – предельные величины (минимальная и (или) максимальная), отклонение от которых свидетельствует о проявлении деструктивных тенденций в аграрной экономике и социальной сфере и возникновении угроз.
Физическая доступность продовольствия (обеспеченность по спросу) означает наличие сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке и возможность его приобретения, стабильное снабжение населения продуктами питания высокого качества на всей территории государства.
Экономическая доступность продовольствия (обеспеченность по доходам) предполагает достаточный уровень и положительную динамику доходов домашних хозяйств всех категорий при социально приемлемом уровне цен на продукты питания.
Уровни питания населения в соответствии с рекомендациями Продовольственной и сельскохозяйственной организации Организации Объединенных Наций классифицируются по следующим группам (килокалорий на одного человека в сутки):
Качество питания характеризует достаточность и сбалансированность рациона питания человека по содержанию основных питательных веществ, микро- и макроэлементов, а также соответствующую культуру потребления на уровне домашних хозяйств.
Рациональная норма потребления – средневзвешенный недифференцированный объем потребности в основных продуктах в расчете на душу населения, который не ограничивается доходами и ресурсными возможностями общества и соответствует сбалансированному питанию, здоровому образу жизни населения. Применяется для определения рациональной потребности Республики Беларусь в основных видах сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и потенциальной емкости внутреннего потребительского рынка.
Медицинские нормы потребления продуктов питания представляют собой требования к питанию населения (нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения), используются при планировании производства и потребления пищевых продуктов, оценке резервов продовольствия, разработке мер социальной защиты, планировании питания в организованных коллективах, разработке среднесуточных наборов пищевых продуктов. Разрабатываются Министерством здравоохранения для различных возрастных групп населения, в том числе для детей, а также отдельно для мужчин и женщин.
Органическая продукция – продукция, полученная в результате органического производства, то есть непосредственного создания, переработки, сбора и заготовки с использованием способов, методов, технологий, предусмотренных национальным и международным законодательством в данной области, в том числе техническими нормативными правовыми актами. Производство и обращение органической продукции развиваются для обеспечения населения высококачественными продуктами питания, удовлетворяющими спрос потребителей на товары, которые производятся с применением технологий, не наносящих вред окружающей среде, и способствуют сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения.
ГЛАВА 2
ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОИЗВОДСТВА ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
Устойчивость мировой агропродовольственной системы в средне- и долгосрочной перспективе будут определять следующие факторы и тенденции.
Макроэкономические факторы. Среднегодовой темп роста мировой экономики за 2014–2015 годы находился на уровне 3,2–3,4 процента. При этом показатели роста ВВП дифференцированы по странам: ВВП в государствах Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) увеличивается на 1,8 процента в год, в Индии и Китае – на 7,7 и 9,6 процента соответственно. В перспективе до 2024 года прогнозируется прирост ВВП на уровне 2,2 процента в среднем по ОЭСР, в США – 2,6, Китае – 5,2, Турции – 3,5 процента. В России, по оценкам экспертов, в перспективе возможен прирост на уровне 3,1, в Казахстане – 5,4 процента в год.
На структуру и динамику рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия значительное влияние оказывает аграрная политика, в первую очередь уровень государственной поддержки. Например, в Китае доля государственной поддержки сельского хозяйства в общем объеме государственной поддержки в 2014–2015 годах составила около 40 процентов, в Европейском союзе (далее – ЕС) – 18, в США – 13 процентов. Притом что в 1995–1997 годах этот показатель находился на уровне 4,39 и 14 процентов соответственно.
В большинстве стран объем государственной поддержки сельского хозяйства наращивается. В 2014–2015 годах по сравнению с 1995–1997 годами в России он увеличился на 33 процента, Казахстане – 25, США – 6, ЕС – на 2 процента. При этом наибольший удельный вес в его структуре занимает поддержка сельскохозяйственного производителя.
Факторы предложения. Темпы прироста объемов производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия остаются недостаточными для того, чтобы в полной мере обеспечить потребности растущего населения планеты. Дальнейший рост сельскохозяйственного производства сложно будет обеспечить без учета экологической составляющей: природные ресурсы постепенно сокращаются, вследствие интенсификации систем земледелия страдают экосистемы. Через десять лет из 320 млн. тонн дополнительно произведенного зерна в мире 180 млн. тонн будет фуражным, причем 42 процента этого объема будет произведено в развитых странах, 48 – в развивающихся и 10 процентов – в наименее развитых.
Факторы спроса. Наблюдается последовательное увеличение мирового спроса на продовольствие за счет повышения калорийности рациона питания населения на основе роста доходов в развивающихся регионах. Если в 2002–2004 годах жители наименее развитых стран в виде мяса и мясопродуктов потребляли 52 килокалории на одного человека в сутки, то в 2012–2014 годах – 66, к 2024 году эта цифра может составить 72, в развивающихся странах – 197, 235 и 250, развитых странах – 334, 340 и 354 килокалории на одного человека в сутки соответственно.
Расширяется использование зерна на продовольственные цели при сокращении спроса на биотопливо. В настоящее время 348,5 млн. тонн пшеницы в развивающихся странах используется на продовольствие и 0,28 – на производство биотоплива, в развитых странах – 132 и 6 млн. тонн соответственно. В перспективе это соотношение в развивающихся странах составит 397 и 0,15 млн. тонн, а в развитых – 139 и 7,3 млн. тонн соответственно.
Факторы конъюнктуры. Торговля продовольствием развивается ускоренными темпами. Конъюнктура мировых товарных рынков волатильна, что не позволяет обеспечить гарантированную эффективность экспортных поставок. В 2013–2015 годах в мире доля чистого экспорта в совокупном производстве сухого обезжиренного молока составила 50 процентов, масла растительного – 43, сахара – 33, пшеницы – 22, говядины – 16, мяса птицы – 11, сыра – 11, свинины – 6 процентов. В перспективе экспортная ориентация аграрного производства усилится.
По данным ОЭСР, в большинстве стран мира наблюдаются существенные различия в динамике цен сельскохозяйственных производителей и потребительских цен, которые объясняются неравномерным распределением дохода в рамках продовольственной цепочки. В конце продовольственной цепочки торговля концентрированно воздействует на цены в целях получения максимальной прибыли, тем самым сдерживая нисходящие тенденции конъюнктуры.
Указанные тенденции развития мирового рынка свидетельствуют о том, что в долгосрочной перспективе дефицит продовольственных ресурсов сохранится, конъюнктура рынка останется нестабильной, а торговля продолжит развиваться под влиянием не только естественной конкуренции, но и политических факторов. Страны, выступающие в качестве основных производителей и экспортеров продовольствия, будут по-прежнему увеличивать государственную поддержку аграрного сектора, видоизменяя ее структуру и повышая эффективность.
В связи с этим Беларуси важно сохранить высокий уровень самообеспечения, усилив мониторинг факторов и потенциальных угроз своей продовольственной безопасности по всей цепочке движения продовольствия (сельское хозяйство, пищевая промышленность, хранение, оптовая и розничная торговля, потребление, резервы и фонды (запасы), экспорт, импорт), своевременно упреждая их негативное влияние и поддерживая гарантированный уровень экономической и физической доступности продуктов питания для всех категорий населения на всей территории.
ГЛАВА 3
ДОСТИГНУТЫЙ УРОВЕНЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Достигнутый в 2013–2015 годах уровень развития собственного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Беларусь позволяет гарантировать физическую доступность для населения продуктов питания в энергетической оценке 3400 килокалорий на одного человека в сутки.
На одного человека в год потребляется 89 килограммов мяса и мясопродуктов, 255 – молока и молокопродуктов, 15 – рыбы и рыбопродуктов, 145 – овощей и продуктов их переработки, 75 килограммов фруктов, ягод и продуктов их переработки, 289 штук яиц (с учетом яйцепродуктов). Уровень потребления основных продуктов питания на одного человека в год в Республике Беларусь в 2010–2015 годах приведен согласно приложению 1. Рацион питания населения не ограничен ресурсами внутреннего рынка, хотя и остается несбалансированным по качеству. Формирование культуры здорового питания населения по-прежнему сдерживается экономическими факторами потребления.
В среднем за 2013–2015 годы страна за счет собственного производства удовлетворяла потребность внутреннего рынка в молоке и молокопродуктах на 213 процентов, мясе и мясопродуктах – на 131, яйцах – на 130, сахаре – на 201, в масле растительном – на 112 процентов (по ассортименту – на 40 процентов). Уровень самообеспечения основными видами сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Беларусь в 2010–2015 годах приведен согласно приложению 2.
Достигнутые объемы аграрного производства не только соответствуют оптимистическому уровню продовольственной безопасности, но и позволяют наращивать экспорт сельскохозяйственных и продовольственных товаров, обеспечивая поступление валютных средств.
Вместе с тем результаты ежегодного мониторинга продовольственной безопасности свидетельствуют о том, что в стране сохраняется ряд проблем, сосредоточенных прежде всего в экономической и социальной сферах.
Так, сложившийся уровень производительности труда в сельском хозяйстве не позволяет обеспечивать достаточные параметры его эффективности и конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках.
По данным Всемирного банка, валовая добавленная стоимость в сельском хозяйстве в расчете на одного работника в среднем в странах ЕС составляет около 28 тыс. долларов США, Австрии – 45, Германии – 33, Республике Беларусь – 16 тыс. долларов США, ВВП в расчете на душу населения – 32 тыс. долларов США, 44, 41 и 5,8 тыс. долларов США соответственно.
Сложившийся в 2015 году уровень рентабельности реализованной продукции, товаров, работ, услуг в сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь (0,6 процента) является недостаточным для расширенного воспроизводства даже с учетом значительной государственной поддержки. Наблюдается рост числа убыточных сельскохозяйственных организаций, а в некоторых регионах оно приблизилось к критическому. Сельскохозяйственные товаропроизводители в долгосрочном периоде испытывают дефицит собственных оборотных средств, растут финансовые обязательства. Индикаторы физической доступности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Беларусь приведены согласно приложению 3.
Удельный вес инвестиций в сельское хозяйство в общем объеме инвестиций находится на уровне 10,3 процента, который является минимально достаточным для обеспечения продовольственной независимости Беларуси.
Высокой остается доля некоторых импортных продуктов в розничной торговле: фруктов – 89 процентов, кондитерских изделий из сахара – 31, фруктовых и овощных соков – 28, масла растительного – 76, крупы гречневой – 39, детского питания – 33 процента.
Вследствие неблагоприятной ценовой конъюнктуры на внешних рынках отмечается отрицательная динамика стоимости экспорта агропродовольственных товаров (в 2015 году стоимость экспорта увеличилась за счет объемов продаж на 10 процентов и сократилась за счет уровня цен на 28 процентов).
Зависимость сельскохозяйственной отрасли и предприятий обрабатывающей промышленности от зарубежных поставок в целом умеренная. Доля импортного сырья и материалов в материальных затратах на производство сельскохозяйственной продукции составляет около 12 процентов, пищевых продуктов, включая напитки и табак, – 21 процент.
Недостаточная покупательная способность населения и экономическая доступность продуктов остаются сдерживающим фактором совершенствования структуры питания населения. Отсутствие роста реальных доходов населения не позволяет поддерживать сбалансированное питание. В 2015 году сократилось потребление отдельных видов свежих овощей, фруктов, всех видов рыбы и некоторых молочных продуктов.
Наиболее уязвимыми к угрозам продовольственной безопасности остаются домашние хозяйства с детьми. В 2015 году домашними хозяйствами с одним ребенком потреблялось в расчете на члена домашнего хозяйства в год 71 килограмм мяса и 14 килограммов рыбы, с двумя детьми – 60 и 12, с тремя детьми – 58 и 11 килограммов соответственно. В семьях с тремя детьми отмечено самое высокое потребление картофеля.
Значительными остаются различия в рационе питания городского и сельского населения. По данным за 2015 год уровень потребления молокопродуктов на селе на 28 килограммов ниже, мяса – на 6, фруктов и ягод – на 23 килограмма. Хлеба в сельской местности потребляют больше на 24 килограмма. Причиной тому являются недостаточные для качественного питания уровень доходов сельского населения и эффективность продовольственного снабжения территорий.
Наблюдается зависимость калорийности питания от уровня доходов населения. Калорийность рациона в домашних хозяйствах высшей (20-процентной) группы по доходам на 33 процента превышает показатель низшей группы, а расходы на покупку продуктов питания отличаются на 54 процента.
Увеличивается доля расходов на питание в структуре потребительских расходов населения. В 2015 году этот показатель составил 41,9 процента, тогда как в 2010 году был равен 39 процентам. Менее доступными для покупателя становятся высокоценные продукты. При сохранении тенденции роста цен питание граждан с низкими доходами (неработающие пенсионеры, многодетные семьи, семьи с детьми) может стать недостаточно полноценным. Индикаторы экономической доступности сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Республике Беларусь приведены согласно приложению 4.
В связи с этим повышение качества питания населения и увеличение потребления экологической и органической продукции в стране в первую очередь связаны с обеспечением ее экономической доступности для всех категорий населения.
ГЛАВА 4
ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ И УГРОЗЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Обеспечение национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь сопряжено с влиянием внешних и внутренних факторов и угроз.
Внешними факторами, снижающими устойчивость продовольственной безопасности, являются:
К внутренним факторам, влияющим на устойчивость продовольственной безопасности, относятся:
Перечисленные факторы в определенном их сочетании формируют потенциальные угрозы продовольственной безопасности.
Внешние угрозы являются следствием состояния макроэкономики и открытости национальной экономики, включая:
Внутренние угрозы могут проявиться под воздействием соответствующих факторов и условий, возникающих в пределах страны:
Выявление, минимизация негативного влияния и упреждение угроз национальной продовольственной безопасности, а также принятие оперативных мер обеспечения устойчивого социально-экономического развития АПК обусловливают необходимость непрерывного совершенствования методов мониторинга безопасности и системы индикаторов оценки, создания современной информационной инфраструктуры.
ГЛАВА 5
ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Стратегическая цель национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года – повысить уровень обеспеченности населения и доступность качественного продовольствия для полноценного питания и здорового образа жизни на основе устойчивого развития конкурентоспособного аграрного производства, а также создания социально-экономических условий для поддержания потребления основных продуктов питания на рациональном уровне.
Основными задачами обеспечения национальной продовольственной безопасности являются:
ГЛАВА 6
КРИТЕРИИ И ПАРАМЕТРЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Необходимо выделить следующие главные критерии достижения цели по развитию национальной продовольственной безопасности до 2030 года.
1. Устойчивое развитие и повышение эффективности агропродовольственного комплекса за счет:
Таблица 1. Параметры собственного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2030 года
(тыс. тонн)
Наименование продукции |
2015 год |
2020 год |
2030 год |
Уровни продовольственной безопасности |
|
критический |
оптимистический |
||||
Зерно |
8 657 |
10 000 |
11 500 |
6 000 |
9 000 |
Картофель |
5 995 |
5 628 |
6 000 |
5 100 |
6 000 |
Овощи |
1 686 |
1 605 |
1 900 |
1 100 |
1 700 |
Плоды и ягоды |
553 |
550 |
580 |
700 |
1 100 |
Масло растительное |
260 |
300 |
350 |
130 |
220 |
Сахар |
491 |
631 |
631 |
310 |
640 |
Мясо (убойный вес) |
1 149 |
1 300 |
1 517 |
900 |
1 500 |
Молоко |
7 047 |
9 200 |
10 500 |
4 500 |
7 500 |
Рыба |
18 |
28 |
33 |
28 |
33 |
Яйца, млн. штук |
3 746 |
3 914 |
4 200 |
2 000 |
2 900 |
Примечания:
1. Прогнозные объемы производства на 2020 год приведены с учетом параметров Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы.
2. Данные за 2015 год по производству сахара отражают объем продукции, произведенной из сахарной свеклы.
2. Насыщение внутреннего рынка качественными продуктами питания отечественного производства (при увеличении доли продуктов здорового питания и органических пищевых продуктов до 20 процентов) (таблица 2). Для этого необходимо обеспечить достаточный уровень экономической доступности продуктов питания для населения за счет:
Таблица 2. Параметры развития емкости внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2030 года
Наименование продукции |
Емкость внутреннего рынка, 2015 год, тыс. тонн |
Среднегодовой темп прироста, процентов |
|
2020 год |
2030 год |
||
Зерно и зернопродукты |
8620,0 |
2,0–2,4 |
1,2–1,4 |
совершенствование структуры и качества |
|||
Картофель и картофелепродукты |
5700,0 |
0,5–0,8 |
0,5–0,6 |
рост потребления переработанного продукта и качества сырья |
|||
Овощи, бахчевые культуры и продукты их переработки |
1670,0 |
1,0–1,5 |
1,0–1,1 |
увеличение потребления отечественных свежих овощей и равномерное снабжение в течение года |
|||
Фрукты, ягоды и продукты их переработки |
1000,0 |
1,5–2,0 |
1,0–1,5 |
увеличение доли отечественных свежих фруктов на потребительском рынке до 30 процентов |
|||
Масло растительное |
250,0 |
соответствие рациональному уровню |
|
Сахар |
370,0 |
соответствие рациональному уровню |
|
Мясо и мясопродукты |
900,0 |
0,8–1,0 |
0,5–0,8 |
совершенствование структуры и качества |
|||
Молоко и молокопродукты |
3015,0 |
2,5–3,5 |
2,0–3,0 |
совершенствование структуры и качества |
|||
Рыба и рыбопродукты |
125,0 |
3,0–4,0 |
1,0–1,2 |
повышение уровня самообеспечения до 17,5 процента |
|||
Яйца и яйцепродукты, млн. штук |
2970,0 |
совершенствование структуры и качества |
|
Продукты детского питания |
22,3* |
3,0–3,5 |
2,0–3,0 |
увеличение доли отечественных продуктов на потребительском рынке до 80 процентов |
|||
Органическая продукция |
– |
1,0–2,0 |
2,0–3,0 |
формирование спроса |
______________________________
* Емкость рынка продуктов детского питания в 2015 году приведена по данным о продажах детского питания организациями торговли Республики Беларусь.
3. Повышение эффективности внешней торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием (таблица 3) за счет:
Таблица 3. Параметры развития экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Беларуси до 2030 года
Наименование показателей |
Среднегодовой уровень |
||
2010–2015 годы |
2020 год |
2030 год |
|
Индекс роста стоимости экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, в процентах к предыдущему году |
5,5 |
7,0–8,0 |
5,0–6,0 |
Индекс роста стоимости импорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, в процентах к предыдущему году |
8,7 |
5,0–6,0 |
2,0–3,0 |
Отношение стоимости экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания к стоимости произведенной продукции, процентов |
32,3 |
40,0 |
45,0 |
Отношение стоимости потребленных импортных ресурсов к затратам на производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия, процентов* |
23,0 |
20,0–22,0 |
18,0–20,0 |
Доля продажи продовольственных товаров импортного производства организациями торговли на внутреннем рынке в общем объеме продаж продовольственных товаров, процентов |
19,5 |
15,0 |
14,0 |
______________________________
* Рассчитывается на основе данных годовой отчетности сельскохозяйственных организаций и организаций промышленности и обслуживающих отраслей Министерства сельского хозяйства и продовольствия.
Приведенные параметры развития внешнеэкономической деятельности рассчитаны с учетом соблюдения критериев продовольственной безопасности.
ГЛАВА 7
ИНДИКАТОРЫ СОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Для оценки состояния национальной продовольственной безопасности используются индикаторы и их пороговые значения, отклонение от которых свидетельствует о снижении уровня защищенности национальных интересов и ситуации, требующей принятия соответствующих мер регулирования.
Рекомендуемый перечень индикаторов включает группы:
Таблица 4. Индикаторы физической доступности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Наименование индикатора |
Допустимое значение |
Отношение уровня производства основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия к потребности по критическому уровню безопасности, процентов1 |
90–110 процентов по каждому из 10 обеспечивающих продуктов2 |
Отношение уровня производства основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия к потребности по оптимистическому уровню безопасности, процентов3 |
» |
Интегральный индекс достаточности производства по обеспечивающим видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия4 |
больше 1 |
Уровень производства зерна на одного человека в год, килограммов: |
|
по критическому уровню потребности |
не менее 700 |
по оптимистическому уровню потребности |
не менее 900 |
Уровень резервов и фондов (запасов) зерна по отношению к оптимистическому уровню потребности, процентов |
не менее 15 |
Уровень потребления основных продуктов питания в год по видам (рассчитанный балансовым методом), килограммов |
90–110 процентов рациональной нормы5 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году |
не менее 103–104 |
Устойчивость достижения индикативных показателей государственных программ по производству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, процентов |
98–101 |
Рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг в сельском хозяйстве, в том числе в сельскохозяйственных организациях, процентов |
не менее 306 |
Соотношение размера кредиторской и дебиторской задолженности сельскохозяйственных организаций, раз |
1:16 |
Удельный вес инвестиций в основной капитал, направленных на развитие сельского хозяйства, в общем объеме, процентов |
не менее 10 |
Соотношение объема инвестиций в основной капитал, направленных на развитие сельского хозяйства, и валовой продукции сельского хозяйства, процентов |
не менее 20 |
______________________________
1 Показатель достаточности производства i-вида продукции по критическому уровню продовольственной безопасности БПкрит рассчитывается по формуле
где Пi – фактический уровень производства i-вида продукции в стране за отчетный год, тыс. тонн;
Пкрит – критический уровень потребности в продукции i-вида в стране в соответствии с критериями продовольственной безопасности, тыс. тонн.
2 В перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающих продовольственную безопасность, входят: зерно, молоко, мясо, сахар, масло растительное, картофель, овощи, фрукты и ягоды, яйца, рыба.
3 Показатель достаточности производства i-вида продукции по оптимистическому уровню продовольственной безопасности БПопт рассчитывается по формуле
где Попт – оптимистический уровень потребности в продукции i-вида в стране в соответствии с критериями продовольственной безопасности, тыс. тонн.
4 Интегральный индекс достаточности производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (ИБП) по 10 видам продукции (n = 10) рассчитывается по формуле
5 Фактическое значение уровня потребления в год на одного человека по основным продуктам питания (мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца и яйцепродукты, овощи, бахчевые культуры и продукты их переработки, рыба и рыбопродукты, сахар, масло растительное, фрукты, ягоды и продукты их переработки, картофель и картофелепродукты, хлеб и хлебопродукты) может находиться в пределах 90–110 процентов рациональной нормы, что характерно для несбалансированного по качественным параметрам рациона питания населения, но достаточного по энергетической ценности.
6 Допустимые значения по индикатору определены в соответствии с научно обоснованными критериями самоокупаемости и самофинансирования сельскохозяйственных организаций.
Таблица 5. Индикаторы экономической доступности сельскохозяйственной продукции и продовольствия
Наименование индикатора |
Допустимое значение |
Доля расходов на продукты питания в структуре потребительских расходов домашних хозяйств, процентов |
не более 35,0* |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году |
не менее 102,2 |
Доля населения с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума в общей численности, процентов |
не более 5,5 |
в том числе в сельской местности |
не более 8,0 |
Соотношение уровня среднедушевых располагаемых ресурсов (в расчете на одного члена домашнего хозяйства) и бюджета прожиточного минимума, процентов |
более 230,0 |
Соотношение средних уровней располагаемых ресурсов 20-процентной группы наиболее и 20-процентной группы наименее обеспеченных домашних хозяйств, процентов |
не более 4,0 |
Соотношение средних уровней расходов на питание 20-процентной группы наиболее и 20-процентной группы наименее обеспеченных домашних хозяйств, процентов |
не более 50,0 |
Соотношение средней калорийности рациона питания 20-процентной группы наиболее и 20-процентной группы наименее обеспеченных домашних хозяйств, процентов |
не более 20,0 |
Уровень регистрируемой безработицы, процентов к численности экономически активного населения |
не более 2,0 |
Соотношение темпов роста производительности труда в народном хозяйстве и реальной заработной платы работников, процентов |
101,0:100,0 |
Доля продажи продовольственных товаров отечественного производства организациями торговли на внутреннем рынке в общем объеме продаж, процентов |
не менее 85,0 |
Соотношение темпов роста экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в стоимостном и натуральном выражении, процентов |
не менее 105,0 |
______________________________
* Допустимое значение по индикатору обосновано с учетом прогнозируемого роста реальных денежных доходов и достижения сбалансированности рациона питания.
Таблица 6. Индикаторы уровня и качества питания населения по категориям населения
Наименование индикатора |
Рациональная норма потребления |
Энергетическая ценность рациона, килокалорий |
3400–3500 килокалорий |
Потребление основных продуктов питания в расчете на душу населения в год, килограммов |
на уровне 90–110 процентов нормы |
в том числе: |
|
хлеб и хлебопродукты |
105,0 |
молоко и молокопродукты |
393,0 |
мясо и мясопродукты |
80,0 |
рыба и рыбопродукты |
18,2 |
масло растительное |
13,2 |
яйца и яйцепродукты, штук |
294,0 |
картофель и картофелепродукты |
170,0 |
овощи, бахчевые культуры и продукты их переработки |
124,0 |
фрукты, ягоды и продукты их переработки |
78,0 |
сахар |
33,0 |
Удельный вес в рационе белков животного происхождения, процентов |
не менее 55 |
Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе |
1:1,2:4 |
Примечание. Рациональная норма потребления является средневзвешенной недифференцированной нормой потребления продуктов питания для различных групп населения и применяется для определения рациональной потребности Республики Беларусь в основных видах сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и потенциальной емкости внутреннего рынка.
Таблица 7. Индикаторы экологической устойчивости сельскохозяйственного производства
Наименование индикатора |
Допустимое значение |
Удельный вес неиспользуемых земель сельскохозяйственных организаций, процентов |
0,0 прироста* |
Уровень плодородия почв пахотных земель (средний уровень гумуса в почвах пахотных земель), процентов |
не менее 2,23* |
Общая пестицидная нагрузка на один гектар пашни, килограммов |
не более 2,5* |
Доля сельскохозяйственных земель, используемых для получения органической продукции, в общей площади, процентов |
до 3,0 |
Удельный вес деградированных осушенных земель с торфяными почвами в общей площади сельскохозяйственных угодий, процентов |
0,0 прироста* |
Удельный вес нарушенных земель в общей площади земель сельскохозяйственных организаций, процентов |
0,0 прироста* |
Доля отходов, образовавшихся в сельском хозяйстве, в общем количестве отходов, процентов |
не более 0,8 |
______________________________
* Допустимое значение по индикатору определено в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2015 г. № 361 «О некоторых вопросах предотвращения деградации земель (включая почвы)» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.05.2015, 5/40478).
Таблица 8. Индикаторы здоровья населения
Наименование индикатора |
Допустимое значение |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
не менее 75,3* |
Суммарный коэффициент рождаемости |
не менее 1,75* |
Удельный вес населения, оценивающего состояние своего здоровья как хорошее, процентов |
не менее 40,0 |
Удельный вес населения, страдающего избыточным весом, процентов от общей численности |
0,0 прироста |
Процент детей, здоровье которых родители оценивают как хорошее, процентов |
не менее 70,0 |
Уровень потребления алкоголя на душу населения, литров |
не более 6,3 |
______________________________
* Допустимое значение по индикатору определено в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2016 г. № 200 «Об утверждении Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.03.2016, 5/41840).
Таблица 9. Параметры обеспечения информированности населения в сфере продовольственной безопасности и безопасности продовольствия
Наименование параметра |
Период внедрения |
Размещение в открытом доступе действующих национальных и международных нормативных правовых документов в сфере продовольственной безопасности и безопасности продовольствия |
ежегодная актуализация |
Проведение дней информирования населения по вопросам обеспечения национальной продовольственной безопасности |
» |
Публикация в открытом доступе и возможность обсуждения результатов мониторинга национальной продовольственной безопасности, включая оценку качества продуктов питания на внутреннем рынке |
» |
Наличие обратной связи с населением по актуальным вопросам в рамках интегрированной информационно-аналитической системы мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности Республики Беларусь |
постоянно |
В целях обеспечения объективности мониторинга перечень и пороговые значения индикаторов продовольственной безопасности должны быть актуализированы по итогам 2020 года, а также при необходимости в случае существенного изменения социально-экономических условий.
ГЛАВА 8
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В области производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия усилия должны концентрироваться на следующих направлениях:
В области повышения конкурентоспособности производства и сбыта продукции основными мерами должны быть:
В области кооперации и интеграции в агропродовольственной сфере необходимо предусмотреть:
В области развития научно-инновационного потенциала обеспечения национальной продовольственной безопасности:
ГЛАВА 9
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Механизм реализации настоящей Доктрины должен обеспечивать достижение целевых критериев, базироваться на цели и задачах, учитывать организационно-экономические условия их реализации и включать следующие взаимосвязанные подсистемы:
Система обеспечения продовольственной безопасности определяется законами Республики Беларусь, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь.
Механизмы реализации настоящей Доктрины обеспечиваются следующими органами государственного управления Республики Беларусь:
Совет Безопасности Республики Беларусь обеспечивает координацию деятельности государственных органов и иных организаций, граждан Республики Беларусь по реализации настоящей Доктрины, включая стратегические вопросы обеспечения продовольственной безопасности;
Правительство Республики Беларусь проводит единую государственную социально-экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности:
Выполнение ежегодного мониторинга национальной продовольственной безопасности обеспечивается Национальной академией наук Беларуси, Министерством экономики, Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Белорусским государственным концерном пищевой промышленности «Белгоспищепром».
Региональные органы реализуют с учетом региональных особенностей единую государственную экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности, а также формируют и поддерживают необходимые резервы и фонды (запасы) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Гарантией обеспечения национальной продовольственной безопасности является устойчивость производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также наличие необходимых резервов и фондов (запасов). С учетом сложившегося уровня устойчивости производства и потенциального дефицита ресурсов на внутреннем рынке должен обосновываться и размер резервов и фондов (запасов) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Минимальный уровень резервов и фондов (запасов) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия i-вида РСmini определяется в процентном отношении к потребности по формуле
где OKmaxi – максимальное отрицательное отклонение объема производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия i-вида от критического уровня продовольственной безопасности за долгосрочный период;
Пкритi – объем потребности в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии i-вида по критическому уровню продовольственной безопасности.
Достаточный уровень резервов и фондов (запасов) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия i-вида PCdi определяется в процентном отношении к потребности по формуле
где OPсрi – среднее отрицательное отклонение объема производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия i-вида от оптимистического уровня продовольственной безопасности за долгосрочный период, тыс. тонн;
Поптi – объем потребности в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии i-вида по оптимистическому уровню продовольственной безопасности, тыс. тонн.
Меры и механизмы, обеспечивающие национальную продовольственную безопасность, направлены на упреждение внутренних и внешних угроз и должны разрабатываться одновременно и согласованно с государственными прогнозами социально-экономического развития страны.
Разработка и осуществление мер в области обеспечения и укрепления национальной продовольственной безопасности должны основываться на научном обеспечении, включая фундаментальные и прикладные исследования по развитию теоретических аспектов продовольственной безопасности и независимости, выработке перспективных критериев развития и индикаторов, совершенствованию механизмов регулирования продовольственной безопасности и устойчивого функционирования агропродовольственного комплекса в новых условиях.
ГЛАВА 10
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ЕЖЕГОДНОГО МОНИТОРИНГА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Мониторинг состояния продовольственной безопасности и угроз продовольственной безопасности заключается в определении и оценке отклонений значений основных индикаторов от их пороговых значений. При выявлении критических ситуаций и негативных тенденций, угрожающих устойчивости национального АПК, ответственные органы хозяйственного управления должны выработать комплекс мер по их нейтрализации.
Последовательность проведения мониторинга продовольственной безопасности предусматривает следующие этапы.
Этап 1. Анализ глобальных тенденций в обеспечении продовольственной безопасности включает:
Этап 2. Комплексная оценка национальной продовольственной безопасности предусматривает:
Этап 3. Выявление и классификация факторов обеспеченности и потенциальных угроз национальной продовольственной безопасности.
Этап 4. Анализ тенденций и факторов развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия включает:
Этап 5. Прогнозирование условий возникновения и разработка мер по упреждению угроз или ликвидации последствий их воздействия на качество жизни населения.
Необходимо разработать и внедрить информационно-аналитическую систему мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности Республики Беларусь. Система должна иметь соответствующее мировым стандартам информационное и методическое обеспечение, позволять выполнять социальные исследования в сфере продовольственной обеспеченности и культуры питания населения, а также осуществлять информирование населения об основных результатах мониторинга продовольственной безопасности и по актуальным темам.
Информационно-аналитическая система мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности Республики Беларусь должна быть разработана и внедрена в Национальной академии наук Беларуси.
Один из разделов системы должен содержать результаты мониторинга качества продуктов питания на внутреннем рынке республики с учетом наличия потенциально опасных для здоровья человека факторов, питательной ценности и потребительских свойств, включая результаты лабораторных исследований продукции отечественного и импортного производства в рамках осуществления государственного контроля.
Информационно-аналитическая система мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности Республики Беларусь должна иметь дифференцированный доступ:
Структура системы должна включать следующие подсистемы: ведение нормативно-справочной информации, реестров и регистров, управление общими процессами, информационно-аналитическая, официальный сайт в глобальной компьютерной сети Интернет.
ГЛАВА 11
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация основных положений настоящей Доктрины позволит:
|
Приложение 1 к Доктрине национальной |
Уровень потребления основных продуктов питания на одного человека в год в Республике Беларусь в 2010–2015 годах
Наименование продукции |
Потребление продуктов питания по годам |
Темпы роста в 2015 году к 2014 году, процентов |
|||
2010 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Хлеб и хлебопродукты, килограммов |
86,0 |
85,0 |
85,0 |
86,0 |
101,2 |
Молоко и молокопродукты, килограммов |
247,0 |
259,0 |
252,0 |
254,0 |
100,8 |
Мясо и мясопродукты, килограммов |
84,0 |
91,0 |
88,0 |
89,0 |
101,1 |
Рыба и рыбопродукты, килограммов |
15,7 |
14,9 |
15,6 |
13,2 |
84,6 |
Масло растительное, килограммов |
15,9 |
17,7 |
18,1 |
18,5 |
102,2 |
Яйца и яйцепродукты, штук |
292,0 |
292,0 |
288,0 |
288,0 |
100,0 |
Картофель и картофелепродукты, килограммов |
183,0 |
179,0 |
177,0 |
170,0 |
96,0 |
Овощи, бахчевые культуры и продукты их переработки, килограммов |
149,0 |
146,0 |
145,0 |
145,0 |
100,0 |
Фрукты, ягоды и продукты их переработки, килограммов |
65,0 |
69,0 |
76,0 |
79,0 |
103,9 |
Сахар, килограммов |
41,1 |
42,0 |
42,3 |
42,3 |
100,0 |
|
Приложение 2 к Доктрине национальной |
Уровень самообеспечения основными видами сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Беларусь в 2010–2015 годах
(процентов)
Наименование продукции |
2010 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Темпы роста в 2015 году к 2014 году |
Зерно |
93,9 |
86,5 |
113,4 |
101,7 |
89,7 |
Молоко |
199,4 |
201,1 |
211,8 |
227,0 |
107,2 |
Мясо |
118,3 |
132,6 |
126,0 |
133,1 |
105,6 |
Картофель |
102,0 |
95,7 |
108,7 |
105,1 |
96,7 |
Овощи и бахчевые |
96,9 |
92,4 |
97,8 |
94,8 |
96,9 |
Фрукты и ягоды |
82,1 |
52,6 |
63,5 |
55,2 |
86,9 |
Сахар |
205,6 |
226,5 |
199,6 |
176,7 |
88,5 |
Масло растительное |
69,4 |
113,6 |
113,5 |
108,3 |
95,4 |
Рыба |
14,5 |
14,4 |
12,1 |
13,1 |
108,3 |
Яйца |
118,3 |
129,2 |
130,7 |
128,7 |
98,5 |
|
Приложение 3 к Доктрине национальной |
Индикаторы физической доступности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Беларусь
Наименование индикатора |
Допустимое значение |
2010 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Устойчивость* в 2015 году, процентных пунктов |
Индекс производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах), процентов |
не менее 103–104 |
102,5 |
96,0 |
103,1 |
97,5 |
–5,5 |
Уровень производства зерна на одного человека в год, килограммов |
не менее 700 |
736,0 |
803,0 |
1009,0 |
912,0 |
30,3 |
Рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг, процентов |
не менее 30 |
–0,8 |
4,6 |
7,1 |
1,2 |
–28,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
сельскохозяйственные организации |
|
–1,3 |
4,1 |
6,5 |
0,6 |
–29,4 |
крестьянские (фермерские) хозяйства |
|
29,5 |
33,2 |
34,8 |
31,1 |
1,1 |
Удельный вес инвестиций в основной капитал, направленных на развитие сельского хозяйства, в общем объеме инвестиций, процентов |
не менее 10 |
16,5 |
13,0 |
9,1 |
10,3 |
0,3 |
Сальдо внешней торговли сельскохозяйственной продукцией и продуктами питания, миллионов долларов США |
положительное |
469,6 |
1593,5 |
757,4 |
4,6 |
положительное |
______________________________
* Устойчивость определяется как отношение фактического значения индикатора к допустимому.
|
Приложение 4 к Доктрине национальной |
Индикаторы экономической доступности сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Республике Беларусь
Наименование индикатора |
Допустимое значение |
2010 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
Устойчивость* в 2015 году, процентных пунктов |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, процентов к предыдущему году |
не менее 102,2 |
114,8 |
116,3 |
100,9 |
94,1 |
–8,1 |
Доля расходов на продукты питания в структуре потребительских расходов домашних хозяйств (включая питание вне дома) – всего, процентов |
не более 35,0 |
39,0 |
39,9 |
41,6 |
41,9 |
–6,9 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
в сельской местности |
не более 50,0 |
40,5 |
41,0 |
42,4 |
42,9 |
7,1 |
малообеспеченные |
» |
47,9 |
49,7 |
50,2 |
47,2 |
2,8 |
Доля населения с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума в общей численности, процентов |
не более 5,5 |
5,2 |
5,5 |
4,8 |
5,1 |
0,4 |
Уровень регистрируемой безработицы к численности экономически активного населения, процентов |
не более 2,0 |
0,7 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
Покупательная способность располагаемых доходов населения: |
не менее 101 процента роста |
|
|
|
|
|
свинина (кроме бескостного мяса), килограммов |
|
81,4 |
92,9 |
70,7 |
77,4 |
8,5 |
мясо птицы (тушки кур), килограммов |
|
100,6 |
102,3 |
111,7 |
107,7 |
–4,6 |
рыба мороженая, килограммов |
|
126,5 |
150,0 |
152,0 |
122,7 |
–20,3 |
масло сливочное, килограммов |
|
56,1 |
56,2 |
48,0 |
49,1 |
1,3 |
масло подсолнечное, литров |
|
176,7 |
203,4 |
247,6 |
196,0 |
–21,8 |
молоко, литров |
|
562,7 |
563,5 |
486,4 |
488,5 |
–0,6 |
яйца куриные, штук |
|
2726 |
2994 |
2972 |
2806 |
–6,6 |
сахар-песок, килограммов |
|
323,7 |
441,8 |
442,8 |
375,3 |
–16,2 |
хлеб из муки пшеничной 1-го сорта, килограммов |
|
438,7 |
431,0 |
373,7 |
348,7 |
–7,7 |
картофель, килограммов |
|
654,1 |
1039,6 |
836,6 |
866,4 |
2,6 |
капуста кочанная свежая, килограммов |
|
523,9 |
832,8 |
798,1 |
672,9 |
–16,7 |
лук репчатый, килограммов |
|
408,8 |
660,5 |
616,8 |
584,0 |
–6,3 |
морковь, килограммов |
|
553,2 |
676,1 |
803,2 |
543,9 |
–33,3 |
яблоки, килограммов |
|
288,8 |
389,5 |
452,2 |
361,3 |
–21,1 |
______________________________
* Устойчивость определяется как отношение фактического значения индикатора к допустимому.