УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
25 июля 2016 г. № 289
О порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ
(в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 30 ноября
2016г. №433
В целях совершенствования механизма формирования государственных программ и повышения эффективности их реализации постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ.
2. Государственные органы, организации, подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь или Совету Министров Республики Беларусь, государственные юридические лица, хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, вправе формировать и утверждать не предусматривающие финансирование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и оказание государственной финансовой поддержки программы, в том числе отраслевые и (или) межотраслевые программы, программы информатизации, в порядке, ими определяемом, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь.
3. Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому в трехмесячный срок привести свои акты законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации.
4. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на Комитет государственного контроля.
5. Настоящий Указ вступает в силу после его
официального опубликования.
Президент
Республики Беларусь А.Лукашенко
|
УТВЕРЖДЕНО |
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности
реализации государственных программ
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящим Положением определяется порядок формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ (далее, если не указано иное, – программы).
2. Действие настоящего Положения не распространяется на:
Проведение указанных в абзаце третьем части первой настоящего пункта конкурсных отборов осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу настоящего Положения.
Выполнение мероприятий путем реализации проектов государственно-частного партнерства осуществляется в порядке, установленном актами законодательства о государственно-частном партнерстве.
3. Для целей настоящего Положения применяются следующие термины и их определения:
4. При формировании и реализации программ защита сведений, составляющих государственные секреты или относящихся к иным видам информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено законодательными актами Республики Беларусь, осуществляется в порядке, установленном законодательством. Указанные сведения (при их частичном наличии в программе) приводятся в отдельных приложениях к программе.
ГЛАВА 2
ФУНКЦИИ ОТВЕТСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА И ЗАКАЗЧИКОВ
5. Ответственный заказчик:
Ответственный заказчик несет ответственность за достижение цели (целей) программы (за исключением случаев, когда недостижение цели (целей) программы вызвано рисками, указанными в программе и не относящимися к деятельности заказчиков).
6. Заказчики:
Заказчики несут ответственность за обоснованность целевых показателей и их достижение (за исключением случаев, когда недостижение целевых показателей вызвано рисками, указанными в программе и не относящимися к деятельности заказчиков).
ГЛАВА 3
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
7. Формирование проекта программы осуществляется не позднее чем за месяц до принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в соответствии с перечнем программ. Перечень программ размещается Министерством экономики на его официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.
Программа формируется, как правило, сроком на пять лет.
В состав межведомственной рабочей группы входят представители заказчиков и при необходимости Министерства экономики, Министерства финансов, Банка развития, иных заинтересованных государственных органов и организаций.
В отношении нескольких программ, сходных по составу заказчиков, может создаваться одна межведомственная рабочая группа.
Для формирования программы, предусматривающей финансирование за счет средств местных бюджетов, в состав межведомственной рабочей группы кроме представителей государственных органов и организаций, указанных в части третьей настоящего пункта, включаются представители местных Советов депутатов и (или) соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.
8. Государственные органы формируют программы информатизации в соответствии с перечнем мероприятий в сфере информатизации, утверждаемым Министерством связи и информатизации по согласованию с помощником Президента Республики Беларусь – начальником главного идеологического управления Администрации Президента Республики Беларусь.
9. Проект программы, содержащей подпрограммы, включает:
9.1. указание на приоритет (приоритеты) и цель (цели) государственной политики в сфере социально-экономического развития, на достижение которых направлена программа;
9.2. цель (цели) программы и сводные целевые показатели, установленные в соответствии с требованиями пункта 12 настоящего Положения;
9.3. наименование ответственного заказчика;
9.4. наименования заказчиков;
9.5. общую характеристику подпрограмм, в том числе:
9.6. информацию о возможных рисках при выполнении программы, в том числе рисках невыполнения целевых показателей и сводных целевых показателей, механизмы управления рисками;
9.7. методику оценки эффективности реализации программы.
10. Проект программы, не содержащей подпрограмм, включает сведения, указанные в подпунктах 9.1–9.4, 9.6 и 9.7 пункта 9 настоящего Положения, а также:
10.1. характеристику текущего состояния и прогноз развития соответствующей сферы планирования;
10.2. задачи;
10.3. целевые показатели, установленные в соответствии с требованиями пункта 12 настоящего Положения, по задачам;
10.4. комплекс мероприятий по задачам с указанием заказчиков, объемов и источников финансирования, сроков выполнения, включая:
11. Требования к структуре программы определяются Министерством экономики.
12. Значения целевых показателей по задачам и сводных целевых показателей программы устанавливаются на основе расчета, который производится одним из следующих способов:
Целевые показатели и сводные целевые показатели, установленные в соответствии с требованиями настоящего пункта, должны иметь количественные значения на соответствующий финансовый год.
Если целевые и сводные целевые показатели рассчитываются по методике, разработанной с учетом документов, принятых международными организациями, к проекту программы представляется методика расчета со ссылкой на источник ее опубликования (в случае наличия в открытом доступе).
13. Подготовленный проект программы направляется ответственным заказчиком на согласование заказчикам.
Проект программы, предусматривающий финансирование за счет средств местных бюджетов, направляется ответственным заказчиком на согласование соответствующим органам местного управления и самоуправления.
Проект программы, согласованный в соответствии с частями первой и второй настоящего пункта, направляется ответственным заказчиком на согласование:
Проект программы, согласованный в соответствии с частью третьей настоящего пункта, направляется ответственным заказчиком для проведения:
Проект программы, реализация которой оказывает воздействие на окружающую среду и (или) связан с использованием природных ресурсов, подлежит общественному обсуждению в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
14. После получения согласований, положительных результатов экспертиз и подведения итогов общественного обсуждения в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения ответственный заказчик представляет проект программы в комиссию для получения заключения.
15. Заключение комиссии должно содержать:
16. Проект программы после получения заключения комиссии, содержащего вывод о его согласовании, направляется ответственным заказчиком на согласование в Министерство экономики и Министерство финансов.
Согласованный Министерством экономики и Министерством финансов проект программы вносится ответственным заказчиком в Совет Министров Республики Беларусь.
После утверждения Советом Министров Республики Беларусь программа вместе с утвердившим ее постановлением Совета Министров Республики Беларусь размещается ответственным заказчиком на его официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет. В перечне программ, размещенном на официальном сайте Министерства экономики в глобальной компьютерной сети Интернет, устанавливается ссылка на страницу официального сайта ответственного заказчика в глобальной компьютерной сети Интернет с размещенной на ней программой.
ГЛАВА 4
ФИНАНСИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ
17. Источниками финансирования программ могут являться:
Оказание государственной финансовой поддержки в виде возмещения расходов осуществляется в пределах средств республиканского и (или) местных бюджетов, предусмотренных на финансирование соответствующих программ (подпрограмм), в виде кредитов – в пределах средств Банка развития, определяемых в ежегодном плане финансирования Банком развития государственных программ и мероприятий.
При этом общая сумма государственной финансовой поддержки в виде возмещения расходов, на которую вправе претендовать победители конкурса, в том числе в течение соответствующего финансового года, не может превышать сумму, указанную в программе (подпрограмме) по соответствующему мероприятию (мероприятиям), в том числе на соответствующий финансовый год, и при наличии нескольких победителей конкурса распределяется между ними пропорционально их расходам на приобретение оборудования и запасных частей, предусмотренным инвестиционным проектом.
Ответственность за соответствие общей суммы государственной финансовой поддержки в виде возмещения расходов, предоставленной победителю (победителям) конкурса, сумме, указанной в программе (подпрограмме), несет заказчик.
Финансирование мероприятий по научному обеспечению программы (подпрограммы) осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, предусмотренных на научную, научно-техническую и инновационную деятельность (за исключением средств, направляемых на выполнение научно-технических программ, государственных программ научных исследований), и собственных средств исполнителей мероприятий.
Формирование расходов по программе осуществляется в соответствии с правовыми актами, обусловливающими обязанности Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц по предоставлению бюджетных средств. Программа не является документом, определяющим полномочия на установление расходного обязательства, за исключением объемов финансирования, предусмотренных на оказание государственной финансовой поддержки в виде возмещения расходов.
Проекты решений местных Советов депутатов о местных бюджетах на очередной финансовый год и об уточнении показателей местных бюджетов на текущий финансовый год разрабатываются с учетом необходимости достижения цели (целей) и задач программ.
Финансирование программ и закупки при выполнении мероприятий осуществляются в соответствии с актами законодательства, регулирующими вопросы финансирования и закупок за счет средств соответствующего источника.
18. Субъекты хозяйствования определяются исполнителями мероприятий по результатам конкурсов, проводимых заказчиками, в порядке, определяемом ответственным заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных в частях четвертой и пятой настоящего пункта, части первой пункта 19 и части первой пункта 20 настоящего Положения. Реализация мероприятий такими исполнителями осуществляется на основании соответствующих договоров, заключенных с заказчиками.
В договорах, указанных в части первой настоящего пункта, предусматриваются:
В порядке проведения конкурса, указанного в части первой настоящего пункта, предусматривается:
Заказчики вправе определять без проведения конкурса, в том числе повторного, в качестве исполнителей мероприятий:
Организации или индивидуальные предприниматели, выполняющие мероприятия в рамках проектов государственно-частного партнерства, определяются в соответствии с законодательством о государственно-частном партнерстве.
19. Исполнителями мероприятий с государственной финансовой поддержкой в виде возмещения расходов являются субъекты хозяйствования, которым предоставляется такой вид государственной финансовой поддержки, реализующие инвестиционные проекты, соответствующие цели (целям) и задачам программы (подпрограммы), реализация которых обеспечит повышение прибыльности производимых товаров (работ, услуг) и снижение их себестоимости, – победители конкурса на оказание субъектам хозяйствования государственной финансовой поддержки в виде возмещения расходов.
Реализация мероприятий такими исполнителями осуществляется на основании соответствующих договоров, заключенных с заказчиками.
В договорах, указанных в части второй настоящего пункта, предусматриваются:
20. Исполнителями мероприятий с государственной финансовой поддержкой в виде кредитов являются субъекты хозяйствования, которым предоставляется такой вид государственной финансовой поддержки, реализующие инвестиционные проекты, соответствующие цели (целям) и задачам программы (подпрограммы), реализация которых обеспечит повышение прибыльности производимых товаров (работ, услуг) и снижение их себестоимости.
Реализация мероприятий такими исполнителями осуществляется на основании заключенных с Банком развития кредитных договоров.
21. Для обеспечения реализации программ, предусматривающих финансирование за счет средств местных бюджетов, местные исполнительные и распорядительные органы областного и базового территориального уровня формируют региональные комплексы мероприятий (далее – региональные программы), утверждаемые соответствующими местными Советами депутатов.
22. Региональные программы должны включать:
23. Для обеспечения выполнения программы заказчиками принимаются решения о мерах по ее реализации, включающие:
24. Значения целевых показателей и сводных целевых показателей на соответствующий финансовый год не могут корректироваться в течение указанного года, за исключением случаев, предусмотренных в части второй настоящего пункта. Не допускается внесение изменений и дополнений в программу в части целевых показателей, сводных целевых показателей и мероприятий (в том числе их наименования, сроков, заказчиков, исполнителей, объемов и источников финансирования), подлежавших выполнению в прошедшие годы.
В течение текущего финансового года изменения и (или) дополнения могут вноситься в программы в случаях:
Внесение изменений и (или) дополнений в программы осуществляется по мере необходимости, но не чаще одного раза в полугодие, если иное не определено в части четвертой настоящего пункта, в порядке, установленном настоящим Положением для формирования проекта программ.
Подготовка проекта правового акта о внесении изменений и (или) дополнений в программу в части объемов финансирования за счет бюджетных средств осуществляется ответственным заказчиком после определения таких объемов в законе о республиканском бюджете на очередной финансовый год, законодательных актах о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, решениях местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, внесения изменений и (или) дополнений в указанные законодательные акты и решения, в том числе уточнения показателей республиканского и (или) местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Увеличение расходов на финансирование мероприятий программ (подпрограмм) за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов допускается при наличии источников, предусмотренных законодательными актами и (или) решениями местных Советов депутатов.
ГЛАВА 5
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ
25. На этапе подготовки проекта программы осуществляется прогноз эффективности программы. В ходе реализации программы и по результатам ее реализации проводится оценка эффективности ее реализации.
Прогноз эффективности программы осуществляется ответственным заказчиком совместно с заказчиками на основании запланированных к выполнению целевых показателей и сводных целевых показателей при планируемых объемах финансирования и включает в том числе прогноз планируемого влияния результатов каждой подпрограммы на достижение цели (целей) программы.
При оценке эффективности реализации программы определяется влияние результатов каждой подпрограммы на достижение цели (целей) программы.
26. Достижение (недостижение) значений целевых показателей и сводных целевых показателей свидетельствует о реализации (нереализации) программы.
27. Мониторинг реализации программы осуществляется на постоянной основе в следующем порядке:
28. Ответственный заказчик подготавливает годовой отчет о результатах реализации программы (подпрограммы), за исключением последнего года реализации программы.
В последний год реализации программы ответственный заказчик подготавливает итоговый отчет о результатах реализации программы (подпрограммы) за весь период ее реализации.
29. Ответственный заказчик направляет отчеты, указанные в пункте 28 настоящего Положения:
Министерство финансов, соответствующие местные Советы депутатов, а также Банк развития в десятидневный срок после получения отчетов, указанных в пункте 28 настоящего Положения, направляют свои заключения о реализации программы (подпрограммы), включая оценку эффективности ее реализации за отчетный год или за весь период реализации программы, в комиссию.
Комиссия готовит заключение о реализации программы, включая оценку эффективности ее реализации за год или за весь период реализации программы, и направляет его до 1 апреля года, следующего за отчетным, в Министерство экономики и ответственному заказчику.
В случае вынесения комиссией заключения о неэффективности реализации программы (подпрограммы), в том числе по результатам проверки соответствующими контролирующими (надзорными) органами, ответственный заказчик готовит предложения о принятии правового акта о корректировке мероприятий либо прекращении выполнения программы (подпрограмм).
30. Министерство экономики ежегодно до 1 мая года, следующего за отчетным, формирует и представляет для рассмотрения Президиумом Совета Министров Республики Беларусь сводный годовой отчет о реализации программ (подпрограмм), включая оценку эффективности их реализации за год, сводный итоговый отчет о реализации программ (подпрограмм), включая оценку эффективности их реализации за весь период реализации программ с анализом достижения их цели (целей) и задач, целевых показателей и сводных целевых показателей.
По результатам рассмотрения Президиумом Совета Министров Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь обобщает полученные сведения и ежегодно до 1 июля информирует о результатах реализации программ Президента Республики Беларусь.
Сводные отчеты, указанные в части первой настоящего пункта, после рассмотрения Президиумом Совета Министров Республики Беларусь подлежат размещению на официальном сайте Министерства экономики в глобальной компьютерной сети Интернет. В случае, если сводные отчеты содержат информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено законодательными актами Республики Беларусь, указанные отчеты размещаются на официальном сайте Министерства экономики в глобальной компьютерной сети Интернет без такой информации.
Требования к содержанию отчетов, указанных в части первой
пункта 29 и части первой пункта 30 настоящего Положения, за исключением отчетов
о мероприятиях по научному обеспечению программы (подпрограммы), определяются
Министерством экономики.