ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
11 мая 2016 г. № 363-З
Об экспортном контроле
Принят Палатой представителей 4 апреля 2016 года
Одобрен Советом Республики 21 апреля 2016 года
(в редакции Закона Республики Беларусь от 6 марта 2023 г.
№ 257-З)
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения
Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:
Статья 2. Законодательство об экспортном контроле
Законодательство об экспортном контроле основывается на Конституции Республики Беларусь и международных договорах Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства, регулирующих отношения в области экспортного контроля.
Отношения, возникающие в связи с ввозом, вывозом, транзитом и использованием объектов экспортного контроля, не урегулированные законодательством об экспортном контроле, регулируются нормами законодательства о таможенном регулировании, гражданского и иного законодательства.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Сфера применения настоящего Закона
Настоящим Законом определяются правовые и организационные основы деятельности государственных органов и организаций, осуществляющих государственное регулирование в области экспортного контроля, а также юридических и физических лиц в области экспортного контроля и регулируются отношения, возникающие в связи с ввозом, вывозом, транзитом, использованием объектов экспортного контроля и осуществлением посреднической деятельности в отношении их.
Настоящий Закон применяется и в тех случаях, когда действия (соглашения), совершаемые (заключаемые) государственными органами и организациями, юридическими и физическими лицами за пределами Республики Беларусь, могут способствовать распространению оружия массового поражения, средств доставки, технологий создания оружия массового поражения и средств доставки, а также незаконному распространению вооружения и военной техники или могут нанести ущерб национальной безопасности Республики Беларусь.
Статья 4. Государственная политика Республики Беларусь в области экспортного контроля
Государственная политика Республики Беларусь в области экспортного контроля является составной частью внутренней и внешней политики Республики Беларусь и основывается на принципах:
Статья 5. Цели экспортного контроля
Экспортный контроль в Республике Беларусь осуществляется в целях:
Статья 6. Методы осуществления экспортного контроля
Экспортный контроль осуществляется посредством:
обмена информацией и иного взаимодействия с уполномоченными органами по экспортному контролю иностранных государств и международными организациями;
определения перечней специфических товаров (работ, услуг) с учетом общепризнанных международных норм и практики;
предоставления права на осуществление внешнеторговой либо посреднической деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг);
установления порядка ввоза специфических товаров (работ, услуг), вывоза объектов экспортного контроля, осуществления посреднической деятельности в отношении объектов экспортного контроля, транзита специфических товаров через территорию Республики Беларусь;
межведомственного согласования возможности осуществления внешнеторговой либо посреднической деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг);
предоставления государственных гарантий в отношении использования импортируемых в Республику Беларусь специфических товаров (работ, услуг);
государственного контроля за ввозом специфических товаров (работ, услуг), вывозом объектов экспортного контроля, транзитом специфических товаров через территорию Республики Беларусь;
государственного контроля за выполнением обязательств по использованию импортированных (экспортированных) специфических товаров (работ, услуг) в заявленных целях, в том числе путем проведения проверок их использования в заявленных целях;
идентификации;
всеобъемлющего контроля;
введения запретов и ограничений на осуществление внешнеторговой либо посреднической деятельности в отношении объектов экспортного контроля с международными организациями, иностранными государствами (территориями), лицами и организациями.
Статья 7. Перечни специфических товаров (работ, услуг)
Перечнями специфических товаров (работ, услуг) являются:
перечень возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия;
перечень химикатов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия;
перечень ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, которые могут быть применены при создании ядерного оружия;
перечень оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях (связанных с ядерным топливным циклом и производством ядерных материалов);
перечень оборудования, материалов и технологий, применяемых при создании ракетного оружия и иных средств доставки ядерного, химического, бактериологического (биологического) и токсинного оружия;
перечень товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть применены при создании вооружений и военной техники;
перечень продукции военного назначения;
перечень товаров (работ, услуг), контролируемых в интересах национальной безопасности Республики Беларусь.
Перечни специфических товаров (работ, услуг) разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.
Доступ к перечням специфических товаров (работ, услуг) является открытым. Указанные перечни после их утверждения подлежат опубликованию в соответствии с законодательством, а также размещению в открытом доступе на официальном сайте специально уполномоченного государственного органа в области экспортного контроля в глобальной компьютерной сети Интернет.
Специфические товары (работы, услуги), включенные в перечни, перечисленные в абзацах втором – седьмом части первой настоящей статьи, относятся к товарам (работам, услугам) двойного применения.
Статья 8. Внутрифирменная система экспортного контроля
Внутрифирменная система экспортного контроля создается юридическим лицом, получившим в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг), в целях обеспечения соблюдения международных обязательств Республики Беларусь и законодательства об экспортном контроле.
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ
Статья 9. Осуществление государственного регулирования в области экспортного контроля
Государственное регулирование в области экспортного контроля осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, межведомственный орган по экспортному контролю, специально уполномоченный государственный орган в области экспортного контроля и иные государственные органы и организации, осуществляющие полномочия в области экспортного контроля, в пределах их компетенции, определенной законодательством.
Статья 10. Полномочия Президента Республики Беларусь в области экспортного контроля
Президент Республики Беларусь:
определяет государственную политику в области экспортного контроля;
определяет специально уполномоченный государственный орган в области экспортного контроля и иные государственные органы и организации, осуществляющие полномочия в области экспортного контроля;
создает межведомственный орган по экспортному контролю, утверждает положение о нем и его персональный состав;
устанавливает порядок предоставления юридическим лицам права на осуществление внешнеторговой либо посреднической деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг);
устанавливает порядок государственного регулирования ввоза специфических товаров (работ, услуг), вывоза объектов экспортного контроля, осуществления посреднической деятельности в отношении объектов экспортного контроля;
устанавливает порядок оформления обязательств по использованию импортированных специфических товаров (работ, услуг);
устанавливает порядок организации государственного контроля за выполнением обязательств по использованию импортированных (экспортированных) специфических товаров (работ, услуг) в заявленных целях;
устанавливает порядок проведения идентификации;
осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.
Президентом Республики Беларусь могут устанавливаться особенности правового регулирования отношений, регламентированных настоящим Законом.
Статья 11. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области экспортного контроля
Совет Министров Республики Беларусь:
обеспечивает реализацию государственной политики в области экспортного контроля;
принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Республики Беларусь;
устанавливает порядок транзита специфических товаров через территорию Республики Беларусь;
осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами, актами Президента Республики Беларусь.
Статья 12. Межведомственный орган по экспортному контролю
Межведомственный орган по экспортному контролю является уполномоченным коллегиальным органом по координации деятельности государственных органов и иных организаций Республики Беларусь в области экспортного контроля, а также по осуществлению контроля за реализацией государственной политики в указанной области.
Полномочия межведомственного органа по экспортному контролю определяются Президентом Республики Беларусь.
Статья 13. Полномочия специально уполномоченного государственного органа в области экспортного контроля и иных государственных органов и организаций, осуществляющих полномочия в области экспортного контроля
Специально уполномоченный государственный орган в области экспортного контроля:
осуществляет реализацию государственной политики в области экспортного контроля;
обеспечивает межведомственное взаимодействие;
принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Иные государственные органы и организации, осуществляющие полномочия в области экспортного контроля:
обеспечивают соблюдение требований законодательства об экспортном контроле в соответствии с предоставленными им полномочиями;
принимают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты;
осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
ГЛАВА 3
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВВОЗА, ВЫВОЗА, ТРАНЗИТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОБЪЕКТОВ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ
Статья 14. Право на осуществление внешнеторговой либо посреднической деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг)
В Республике Беларусь право на осуществление внешнеторговой либо посреднической деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг) имеют только юридические лица, получившие в установленном Президентом Республики Беларусь порядке свидетельство на право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными законодательными актами.
Республиканские органы государственного управления, имеющие воинские формирования, органы государственной безопасности, иные государственные органы, которым такое право предоставлено Президентом Республики Беларусь, вправе осуществлять внешнеторговую деятельность в отношении специфических товаров (работ, услуг) без получения свидетельства, указанного в части первой настоящей статьи.
Статья 15. Требования к осуществлению внешнеторговой либо посреднической деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг)
Экспорт специфических товаров (работ, услуг), включенных в перечни, указанные в абзацах втором–седьмом части первой статьи 7 настоящего Закона, либо посредническая деятельность в отношении их должны осуществляться только при наличии выданного уполномоченным органом иностранного государства, международной организацией документа, содержащего обязательства о том, что импортируемые из Республики Беларусь специфические товары (работы, услуги) не будут использоваться в целях создания оружия массового поражения и средств доставки, а также о недопущении их реэкспорта или передачи третьим странам, международным организациям без разрешения специально уполномоченного государственного органа в области экспортного контроля либо уполномоченного органа по экспортному контролю иностранного государства, в которое они экспортируются.
Экспорт специфических товаров (работ, услуг), включенных в перечни, указанные в абзацах восьмом и девятом части первой статьи 7 настоящего Закона, либо посредническая деятельность в отношении их должны осуществляться только при наличии выданного уполномоченным органом иностранного государства, международной организацией документа, содержащего обязательства об использовании импортируемых из Республики Беларусь специфических товаров (работ, услуг) только в заявленных целях и о недопущении их реэкспорта или передачи третьим странам, международным организациям без разрешения специально уполномоченного государственного органа в области экспортного контроля.
В случае экспорта специфических товаров (работ, услуг), указанных в части второй настоящей статьи, для передачи международной организации, действующей в интересах иностранного государства, представляется документ об обязательствах конечного пользователя, выданный уполномоченным органом этого иностранного государства.
Президент Республики Беларусь вправе устанавливать дополнительные требования к осуществлению внешнеторговой либо посреднической деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг).
Статья 16. Порядок ввоза специфических товаров (работ, услуг), вывоза объектов экспортного контроля, осуществления посреднической деятельности в отношении объектов экспортного контроля, транзита специфических товаров через территорию Республики Беларусь
Ввоз специфических товаров (работ, услуг), за исключением товаров (работ, услуг) двойного применения, вывоз объектов экспортного контроля осуществляются при условии получения разрешений на ввоз или вывоз в случаях и порядке, установленных Президентом Республики Беларусь.
Посредническая деятельность в отношении объектов экспортного контроля осуществляется при условии получения соответствующего разрешения в случаях и порядке, установленных Президентом Республики Беларусь.
Транзит специфических товаров через территорию Республики Беларусь осуществляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 17. Межведомственное согласование возможности осуществления внешнеторговой либо посреднической деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг)
Межведомственное согласование возможности осуществления внешнеторговой либо посреднической деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг) проводится специально уполномоченным государственным органом в области экспортного контроля и иными государственными органами и организациями, осуществляющими полномочия в области экспортного контроля, в целях оценки соответствия этой деятельности международным обязательствам Республики Беларусь, выявления и оценки угроз национальной безопасности Республики Беларусь, связанных с осуществлением этой деятельности, и принятия решения о возможности ее осуществления.
Основания, условия и порядок проведения межведомственного согласования возможности осуществления внешнеторговой либо посреднической деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг) устанавливаются Президентом Республики Беларусь.
Статья 18. Государственные гарантии в отношении использования импортируемых в Республику Беларусь специфических товаров (работ, услуг)
По требованию экспортера или уполномоченного органа по экспортному контролю иностранного государства, из которого экспортируются специфические товары (работы, услуги), могут предоставляться в порядке и по форме, установленным Президентом Республики Беларусь, государственные гарантии использования импортируемых в Республику Беларусь специфических товаров (работ, услуг) только в заявленных целях.
Статья 19. Проверка использования импортированных (экспортированных) специфических товаров (работ, услуг) в заявленных целях
Для осуществления государственного контроля за выполнением обязательств по использованию импортированных (экспортированных) специфических товаров (работ, услуг) в заявленных целях могут проводиться соответствующие проверки в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.
Проверка использования импортированных специфических товаров (работ, услуг) в заявленных целях проводится по месту их использования.
Проверка использования экспортированных специфических товаров (работ, услуг) в заявленных целях проводится после их доставки на место конечного использования.
Статья 20. Идентификация
Юридические и физические лица, намеревающиеся осуществить ввоз, вывоз либо посредническую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, обязаны провести их идентификацию в соответствии с законодательством об экспортном контроле.
В случае невозможности однозначной идентификации юридические и физические лица обращаются в специально уполномоченный государственный орган в области экспортного контроля, который организует проведение идентификации.
Статья 21. Всеобъемлющий контроль
Юридическим и физическим лицам запрещается совершать внешнеторговые сделки с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности или участвовать в них любым иным образом в случае, если им достоверно известно, что данные товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности будут использованы международными организациями, иностранными государствами (территориями), лицами и организациями для создания оружия массового поражения и (или) средств доставки.
Юридические и физические лица в соответствии с законодательством об экспортном контроле обязаны получить разрешение межведомственного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеторговой либо посреднической деятельности с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, не включенными в перечни специфических товаров (работ, услуг), в случае, если такие лица:
Статья 22. Запреты и ограничения на осуществление внешнеторговой либо посреднической деятельности в отношении объектов экспортного контроля с международными организациями, иностранными государствами (территориями), лицами и организациями
Осуществление внешнеторговой либо посреднической деятельности в отношении объектов экспортного контроля с международными организациями, иностранными государствами (территориями), лицами и организациями может быть запрещено либо ограничено в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и (или) выполнения международных обязательств Республики Беларусь.
Порядок введения запретов и ограничений на осуществление внешнеторговой либо посреднической деятельности в отношении объектов экспортного контроля с международными организациями, иностранными государствами (территориями), лицами и организациями устанавливается Президентом Республики Беларусь.
ГЛАВА 4
ИНФОРМИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ
Статья 23. Право доступа к информации в области экспортного контроля
Межведомственный орган по экспортному контролю, специально уполномоченный государственный орган в области экспортного контроля и иные государственные органы и организации, осуществляющие полномочия в области экспортного контроля, имеют право запрашивать и получать документы и иную информацию, необходимые для осуществления своих полномочий.
Государственные органы и организации, не указанные в части первой настоящей статьи, для осуществления своих полномочий могут запрашивать и получать необходимую информацию в области экспортного контроля только по согласованию с межведомственным органом по экспортному контролю.
Статья 24. Предоставление и распространение информации в области экспортного контроля
Юридические и физические лица обязаны по запросам межведомственного органа по экспортному контролю, специально уполномоченного государственного органа в области экспортного контроля и иных государственных органов и организаций, осуществляющих полномочия в области экспортного контроля, предоставлять с учетом требований, предусмотренных частью второй статьи 25 настоящего Закона, документы и иную информацию, необходимые для осуществления указанными органами и организациями их полномочий.
Юридические и физические лица несут ответственность за достоверность предоставленной информации.
Президентом Республики Беларусь могут устанавливаться ограничения по предоставлению и распространению информации в области экспортного контроля, в том числе для целей, не связанных с экспортным контролем.
Статья 25. Использование предоставленной информации в области экспортного контроля
Информация, предоставленная юридическими и физическими лицами межведомственному органу по экспортному контролю, специально уполномоченному государственному органу в области экспортного контроля и иным государственным органам и организациям, осуществляющим полномочия в области экспортного контроля, используется исключительно для выполнения указанными органами и организациями задач и функций, предусмотренных законодательством об экспортном контроле.
Предоставление и использование сведений, составляющих государственные секреты, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, другой информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами, осуществляются с соблюдением требований законодательства, устанавливающего порядок обращения с такой информацией и меры ее защиты.
ГЛАВА 5
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ
Статья 26. Цели международного сотрудничества в области экспортного контроля
Международное сотрудничество в области экспортного контроля осуществляется в целях:
Статья 27. Формы международного сотрудничества Республики Беларусь в области экспортного контроля
Международное сотрудничество Республики Беларусь в области экспортного контроля осуществляется посредством:
ГЛАВА 6
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭКСПОРТНОМ КОНТРОЛЕ.
ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ)
Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства об экспортном контроле
Является незаконным и запрещается осуществление внешнеторговой либо посреднической деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг) без получения свидетельства на право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг), за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами получения указанного свидетельства не требуется.
Нарушениями законодательства об экспортном контроле являются:
Лица, виновные в нарушении законодательства об экспортном контроле, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
Статья 29. Обжалование решений, действий (бездействия) межведомственного органа по экспортному контролю, специально уполномоченного государственного органа в области экспортного контроля и иных государственных органов и организаций, осуществляющих полномочия в области экспортного контроля, и их должностных лиц
Решения, действия (бездействие) межведомственного органа по экспортному контролю, специально уполномоченного государственного органа в области экспортного контроля и иных государственных органов и организаций, осуществляющих полномочия в области экспортного контроля, и их должностных лиц при осуществлении полномочий в области экспортного контроля, нарушающие права и законные интересы юридических и физических лиц, могут быть обжалованы этими юридическими и физическими лицами в судебном порядке.
ГЛАВА 7
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 30. Признание утратившими силу некоторых законов и отдельного положения закона
Признать утратившими силу:
Статья 31. Меры по реализации положений настоящего Закона
Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:
До приведения актов законодательства в соответствие с настоящим Законом они применяются в той части, в которой не противоречат настоящему Закону, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.
Статья 32. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:
Президент Республики Беларусь А.Лукашенко