ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
23 июня 2008 г. № 356-З
Об охране труда
Принят Палатой представителей 14 мая 2008 года
Одобрен Советом Республики 4 июня 2008 года
(в редакции Законов Республики Беларусь от 12 июля 2013г. № 61-З; от 18 декабря 2019г. №274-З; от 17 июля 2023г. №300-З)
Настоящий Закон направлен на регулирование общественных отношений в области охраны труда и реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на здоровые и безопасные условия труда.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения
Для целей настоящего Закона применяются следующие основные термины и их определения:
Определения иных терминов содержатся в отдельных статьях настоящего Закона.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в области охраны труда
Отношения в области охраны труда регулируются законодательством об охране труда, а также международными договорами Республики Беларусь и международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, включая технические регламенты Таможенного союза и Евразийского экономического союза, содержащие требования по охране труда.
Законодательство об охране труда основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, Трудового кодекса Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны труда, в том числе технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон применяется в отношении всех работодателей и работающих граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Статья 4. Требования по охране труда
Требования по охране труда – нормативные правовые предписания, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности, содержащиеся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, технических регламентах Таможенного союза и Евразийского экономического союза, локальных правовых актах.
Требования по охране труда обязательны для исполнения работодателями и работающими.
При отсутствии в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах, технических регламентах Таможенного союза и Евразийского экономического союза, требований по охране труда работодатели принимают необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности.
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Статья 5. Основные направления государственной политики в области охраны труда
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
Статья 6. Государственное управление в области охраны труда
Государственное управление в области охраны труда осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции.
Статья 7. Полномочия Президента Республики Беларусь в области охраны труда
Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в области охраны труда и осуществляет иные полномочия в этой области в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.
Статья 8. Полномочия Правительства Республики Беларусь в области охраны труда
Правительство Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны труда, в пределах своей компетенции определяет полномочия республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в области охраны труда, осуществляет иные полномочия в этой области в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и актами Президента Республики Беларусь.
Статья 9. Полномочия республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в области охраны труда
Республиканские органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, осуществляют управление деятельностью подчиненных (входящих в состав (систему)) организаций (далее – подчиненные организации) по вопросам охраны труда посредством реализации полномочий собственника с анализом эффективности работы подчиненных организаций в области охраны труда и выработкой предложений по ее повышению, включая:
Министерство труда и социальной защиты помимо указанных в части первой настоящей статьи полномочий:
организует взаимодействие по вопросам охраны труда республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, профсоюзов;
разрабатывает с участием заинтересованных республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов предложения об основных направлениях и приоритетах государственной политики в области охраны труда, нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, по условиям и охране труда;
осуществляет подготовку комплекса мер, направленных на улучшение условий и охраны труда;
утверждает самостоятельно или совместно с республиканскими органами государственного управления правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда, другие нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, по условиям и охране труда;
устанавливает:
разрабатывает и утверждает самостоятельно или совместно с заинтересованными республиканскими органами государственного управления и иными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты, перечень средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, нормативные правовые акты по вопросам планирования и разработки мероприятий по охране труда;
организует проведение государственных экспертиз условий труда на рабочих местах и оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
изучает состояние условий и охраны труда, осуществляет анализ нарушений законодательства об охране труда, причин производственного травматизма и вносит в установленном законодательством порядке в республиканские органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы предложения по их предупреждению;
организует создание и актуализацию банка данных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
осуществляет аккредитацию юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда;
ведет в соответствии с законодательством государственную статистику по вопросам условий и охраны труда и осуществляет контроль за соблюдением порядка представления данных нецентрализованной государственной статистической отчетности;
осуществляет международные связи и сотрудничество в области охраны труда, подготавливает проекты международных договоров по вопросам охраны труда;
осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности республиканской комиссии для проверки знаний руководителей и членов комиссий республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов по вопросам охраны труда (далее – республиканская комиссия).
Статья 10. Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области охраны труда
Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют:
Статья 101. Государственная экспертиза условий труда
Государственная экспертиза условий труда проводится в целях установления правильности отнесения условий труда к категории «вредные и (или) опасные условия труда» по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.
Государственная экспертиза условий труда проводится должностными лицами управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты, управлений (отделов) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов (далее – органы государственной экспертизы условий труда), которые подготавливают заключения по результатам проведенных экспертиз.
Органы государственной экспертизы условий труда:
Заключения и предписания должностных лиц органов государственной экспертизы условий труда могут быть обжалованы в порядке подчиненности. Заключение Главного государственного эксперта Республики Беларусь по условиям труда может быть обжаловано в суд.
Положение об органах государственной экспертизы условий труда и порядок ее проведения утверждаются Правительством Республики Беларусь.
ГЛАВА 3
ПРАВО РАБОТАЮЩИХ НА ОХРАНУ ТРУДА
Статья 11. Право работающего на охрану труда
Работающий имеет право на:
Работник помимо прав, указанных в части первой настоящей статьи, имеет право на:
Работающий по гражданско-правовому договору в местах, предоставленных работодателем, вправе отказаться от исполнения гражданско-правового договора полностью или частично в случае, если работодателем не созданы или ненадлежащим образом созданы безопасные условия для выполнения работы (оказания услуги), предусмотренной гражданско-правовым договором, а также в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности. При отказе от выполнения работы (оказания услуги) по указанным основаниям работающий по гражданско-правовому договору обязан незамедлительно письменно сообщить работодателю о мотивах такого отказа.
Статья 12. Ограничения на выполнение отдельных видов работ
Не допускается привлечение работающих к работам, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.
Ограничения на выполнение отдельных видов работ для некоторых категорий работников устанавливаются Трудовым кодексом Республики Беларусь, настоящим Законом, иными актами законодательства.
Статья 13. Компенсации по условиям труда
Работникам предоставляются в соответствии с законодательством компенсации по условиям труда.
Размеры (объемы) и порядок предоставления компенсаций по условиям труда устанавливаются Правительством Республики Беларусь.
Работающим по гражданско-правовым договорам компенсации по условиям труда могут устанавливаться этими договорами.
Статья 14. Гарантии права работающих на охрану труда
Для реализации права работающих на охрану труда государство осуществляет государственное управление в области охраны труда, надзор за соблюдением законодательства об охране труда и устанавливает ответственность за нарушение законодательства об охране труда.
Гарантии права работников на охрану труда определяются Трудовым кодексом Республики Беларусь, настоящим Законом, иными актами законодательства.
Гарантии права работающих по гражданско-правовым договорам на охрану труда определяются в этих договорах в соответствии с законодательством.
Гарантии права на охрану труда иных категорий работающих определяются в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 4
ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТАЮЩИХ
Статья 15. Охрана труда женщин
Запрещается привлечение женщин к выполнению тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также подземных работ, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию).
Запрещается привлечение женщин к выполнению работ, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы, если иное не установлено законодательными актами.
Список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин, утверждается Министерством труда и социальной защиты.
Предельные нормы подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную устанавливаются Министерством здравоохранения.
Статья 16. Охрана труда несовершеннолетних
Лица моложе восемнадцати лет привлекаются к выполнению работ лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения восемнадцати лет, подлежат обязательному медицинскому осмотру в соответствии с законодательством.
Лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет могут привлекаться к выполнению легких видов работ в соответствии с законодательством.
Не допускается привлечение лиц моложе восемнадцати лет к выполнению тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к подземным и горным работам, кроме случаев привлечения к выполнению указанных работ обучающихся в учреждениях образования в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет при прохождении ими практики, производственного обучения. При прохождении практики, производственного обучения обучающиеся в учреждениях образования в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет могут выполнять указанные работы не более четырех часов в день.
Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, а также список работ, на которых запрещается привлечение к труду лиц моложе восемнадцати лет, утверждаются Министерством труда и социальной защиты.
Запрещаются подъем и перемещение несовершеннолетними тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы, если иное не установлено законодательными актами. Предельные нормы подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную устанавливаются Министерством здравоохранения.
Запрещается привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные в порядке, предусмотренном законодательством, нерабочими, работам в выходные дни, если иное не установлено законодательными актами.
Статья 161. Охрана труда работников-надомников
Обязанности и права нанимателей и работников-надомников в области охраны труда определяются настоящей статьей и трудовым договором, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Работы, поручаемые работникам-надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям по охране труда.
Наниматель обязан:
Наниматель имеет право:
Работник-надомник обязан:
Работник-надомник имеет право на:
Статья 162. Охрана труда домашних работников
Обязанности и права граждан, предоставляющих работу домашним работникам, и домашних работников в области охраны труда определяются настоящей статьей и трудовым договором, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Граждане, предоставляющие работу домашним работникам, обязаны:
Граждане, предоставляющие работу домашним работникам, имеют право:
Домашний работник обязан:
Домашний работник имеет право на:
ГЛАВА 5
ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
Статья 17. Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда
Работодатель обязан:
Наниматель помимо обязанностей, указанных в части первой настоящей статьи, несет обязанности по:
Работодатель обязан включать в гражданско-правовой договор предусмотренные законодательством обязательства сторон по обеспечению безопасных условий труда.
Статья 18. Права работодателя в области охраны труда
Работодатель имеет право:
Наниматель помимо прав, указанных в части первой настоящей статьи, имеет право применять меры поощрения и материального стимулирования работников за соблюдение требований по охране труда.
Статья 19. Обязанности работающего в области охраны труда
Работающий обязан:
Работник помимо обязанностей, указанных в части первой настоящей статьи, несет обязанности:
Статья 20. Служба охраны труда (специалист по охране труда)
Для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением работающими требований по охране труда наниматель в установленном законодательством порядке создает службу охраны труда, вводит в штат должность специалиста по охране труда или возлагает соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством.
Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью и удаленности структурных подразделений друг от друга.
Республиканские органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, создают службу охраны труда или вводят в штат должность специалиста по охране труда в пределах установленной численности работников либо возлагают соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное ими должностное лицо, имеющее необходимую подготовку.
Местные исполнительные и распорядительные органы создают службу охраны труда или вводят в штат должность специалиста по охране труда в пределах установленной численности работников.
Должности специалистов по охране труда в организациях сферы производства вводятся при численности работников свыше 100 человек, в организациях сферы услуг – свыше 200 человек.
При меньшей численности работников наниматель может вводить должность специалиста по охране труда или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда в соответствии со статьей 23 настоящего Закона.
Служба охраны труда (специалист по охране труда) подчиняется непосредственно руководителю организации или уполномоченному в соответствии с системой управления охраной труда его заместителю. Служба охраны труда (специалист по охране труда) организует работу по охране труда в соответствии с настоящим Законом, иными актами законодательства. Специалисты по охране труда кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Типовое положение о службе охраны труда утверждается Министерством труда и социальной защиты.
Нормативы численности специалистов по охране труда разрабатываются и утверждаются Министерством труда и социальной защиты.
Исключение из структуры организации службы охраны труда, сокращение должности специалиста по охране труда допускаются только в случаях реорганизации (ликвидации) организации, сокращения численности или штата работников.
Статья 21. Полномочия работников службы охраны труда (специалиста по охране труда)
Работники службы охраны труда (специалист по охране труда) в соответствии со своими полномочиями имеют право:
Предписание об устранении нарушений требований по охране труда, выданное работником службы охраны труда (специалистом по охране труда), может быть отменено полностью или частично руководителем службы охраны труда либо руководителем организации (уполномоченным в соответствии с системой управления охраной труда заместителем руководителя) в письменной форме с указанием обоснованных причин.
Статья 22. Услуги в области охраны труда
Услуги в области охраны труда оказываются юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), аккредитованными на оказание услуг в области охраны труда, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и договором на оказание услуг в области охраны труда, заключенным с нанимателем.
К услугам в области охраны труда относятся:
Договор об оказании услуг в области охраны труда должен содержать конкретный перечень услуг, которые обязуется оказать юридическое лицо (индивидуальный предприниматель).
Статья 23. Аккредитация юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда
Аккредитация юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда осуществляется в целях подтверждения компетентности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) в сфере оказания услуг в области охраны труда.
Аккредитация юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда основывается на принципах:
Министерство труда и социальной защиты осуществляет аккредитацию юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда, формирует и ведет реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда.
Порядок аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда, включающий порядок ведения реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, осуществления контроля за соблюдением ими условий аккредитации, приостановления или аннулирования аккредитации, утверждается Правительством Республики Беларусь.
Статья 24. Комиссия по охране труда
По инициативе нанимателя и (или) по инициативе профсоюза может создаваться комиссия по охране труда. В ее состав на паритетной основе входят представители нанимателя и профсоюза.
Типовое положение о комиссии по охране труда утверждается Министерством труда и социальной защиты.
Комиссия по охране труда участвует в разработке системы управления охраной труда, раздела об охране труда коллективного договора, планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в совместных действиях нанимателя и работников по обеспечению требований по охране труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также в проведении обследования состояния условий труда, осуществлении анализа соблюдения требований по охране труда на рабочих местах и информировании работников об их результатах.
Комиссия по охране труда имеет право принимать решения, необходимые для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда, которые носят рекомендательный характер.
Наниматель обязан рассмотреть решение комиссии по охране труда и письменно информировать ее о принятых мерах в установленный в нем срок.
Статья 25. Обучение, стажировка, инструктаж и проверка знаний по вопросам охраны труда
Государство обеспечивает подготовку специалистов по охране труда в учреждениях образования.
Обучение по вопросам охраны труда проводится при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на обучающих курсах, курсах целевого назначения.
Учебно-программная документация образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки рабочих (служащих) должна предусматривать теоретическое обучение по вопросам охраны труда и производственное обучение безопасным методам и приемам работы.
Теоретическое обучение по вопросам охраны труда проводится в рамках учебной дисциплины (учебного предмета) «Охрана труда» и (или) соответствующих разделов специальных дисциплин в объеме не менее 10 часов.
При обучении по профессиям рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью, учебная дисциплина (учебный предмет) «Охрана труда» преподается в объеме не менее 60 часов при реализации образовательных программ профессионально-технического образования и не менее 20 часов при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки рабочих (служащих).
Наниматель оказывает содействие в обучении по вопросам охраны труда общественных инспекторов по охране труда профсоюзов.
Работающие проходят инструктаж по охране труда.
По характеру и времени проведения инструктаж по охране труда подразделяют на:
Работающие проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, которые создаются работодателями (далее – комиссия организации). Перечень профессий рабочих и должностей служащих, которые проходят проверку знаний в комиссии организации, утверждается работодателем с учетом характера производственной деятельности, а также требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов.
Обучение, стажировка, инструктаж и проверка знаний домашних работников по вопросам охраны труда гражданами, предоставляющими работу домашним работникам, не осуществляются.
Прохождение работающими проверки знаний по вопросам охраны труда допускается в соответствующих комиссиях учреждений образования после окончания их обучения по вопросам охраны труда.
Руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда, главные специалисты организаций, работники служб охраны труда (специалисты по охране труда), члены комиссий организаций проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях вышестоящих организаций, республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (далее – комиссии республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь).
Руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда, главные специалисты организаций, работники служб охраны труда (специалисты по охране труда), члены комиссий организаций, не имеющих вышестоящих (не входящих в состав (систему)) республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения юридического лица.
Работники юридических лиц, оказывающих услуги в области охраны труда, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения юридического лица, индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в области охраны труда, наниматели, являющиеся физическими лицами, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов по месту жительства.
При невозможности создания комиссии организации проверка знаний работающих по вопросам охраны труда проводится в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов или комиссиях организаций соответствующего профиля деятельности.
Члены комиссий местных администраций районов в городах, заместители руководителей этих органов, в должностные обязанности которых входят вопросы организации охраны труда, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетов.
Члены комиссий городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетов, заместители руководителей этих органов, в должностные обязанности которых входят вопросы организации охраны труда, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях областных исполнительных комитетов.
Члены комиссий республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов, заместители руководителей этих органов и организаций, в должностные обязанности которых входят вопросы организации охраны труда, проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в республиканской комиссии.
Порядок создания и деятельности комиссий организаций, республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов устанавливается Министерством труда и социальной защиты, республиканской комиссии – Правительством Республики Беларусь.
Статья 26. Инструкции по охране труда
Инструкция по охране труда – локальный правовой акт, содержащий требования по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг).
Работодатели разрабатывают и принимают инструкции по охране труда для профессий рабочих и (или) отдельных видов работ (услуг) в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты.
Инструкции по охране труда должны содержать общие требования по охране труда, требования по охране труда перед началом работы, при ее выполнении, по окончании работы, в аварийных ситуациях.
В инструкции по охране труда с учетом специфики профессий рабочих и (или) видов работ (услуг) могут включаться другие требования по охране труда.
Не допускается включение в типовую инструкцию по охране труда, инструкцию по охране труда отсылочных норм на нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда, за исключением отсылочных норм на иные инструкции по охране труда, действующие в организации.
При отсутствии специфики профессий рабочих и (или) видов работ (услуг) работодатели, в том числе не наделенные правом принятия локальных правовых актов, могут руководствоваться соответствующими типовыми инструкциями по охране труда.
Статья 27. Медицинские осмотры и освидетельствование некоторых категорий работающих
Для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья работающие, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в оценке состояния здоровья работающего на предмет его годности (негодности) к выполнению отдельных видов работ, проходят предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры при ухудшении состояния здоровья.
Порядок проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих устанавливается Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.
В целях исключения чрезвычайных происшествий и производственного травматизма работников, занятых на работах с повышенной опасностью, нанимателем обеспечивается систематический контроль их физического состояния путем проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра либо освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, в том числе с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств или других веществ в биологических образцах. Перечень работ (профессий рабочих), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения, состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ (далее – перечень), порядок проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работников, а также порядок проведения освидетельствования работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения устанавливаются Министерством труда и социальной защиты и Министерством здравоохранения.
Наниматели на основании перечня утверждают перечни работ (профессий рабочих) организации, при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Работодатель обязан требовать документы, подтверждающие прохождение работающими по гражданско-правовым договорам медицинского осмотра, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ (оказания услуг).
Расходы по проведению медицинских осмотров работников, а также лиц, принимаемых на работу, несет наниматель. В случае оплаты лицом, поступающим на работу, предварительного обязательного медицинского осмотра затраты на его проведение компенсируются нанимателем после приема на работу.
Статья 28. Обеспечение средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, наниматель обязан:
Наниматели на основе типовых норм бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты имеют право формировать нормы бесплатного обеспечения работников организации средствами индивидуальной защиты (далее – нормы организации). В нормах организации конкретизируются требования к показателям защитных свойств и гигиеническим характеристикам средств индивидуальной защиты, могут устанавливаться по отдельным наименованиям средств индивидуальной защиты более высокие показатели защитных свойств, дополнительные к предусмотренным типовыми нормами защитные свойства. Нормы организации могут содержать требования к конструктивным особенностям и стилю специальной одежды, применению логотипа, фирменного знака, нормы выдачи работникам дополнительных средств индивидуальной защиты, не предусмотренные типовыми нормами.
Коллективным договором, трудовым договором может предусматриваться выдача работникам средств индивидуальной защиты сверх установленных норм.
Работающие по гражданско-правовым договорам обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с этими договорами.
Обеспечение иных категорий работающих средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами осуществляется в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты.
Применяемые средства индивидуальной защиты должны соответствовать требованиям, установленным нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, являющимися в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза для данных средств индивидуальной защиты, и обеспечивать безопасные условия труда работающих.
Статья 29. Дополнительные специальные перерывы. Режим работы при неблагоприятных погодных (метеорологических) условиях
Работникам, выполняющим работы на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях в холодный период года, а также отдельные виды работ, наряду с перерывом для отдыха и питания предоставляются дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня, включаемые в рабочее время (перерывы для обогревания, отдыха на погрузочно-разгрузочных и других работах). Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяются правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором.
Для указанных работников наниматель обязан устанавливать режим работы, исключающий причинение вреда их жизни и здоровью при сильной жаре и сильном морозе.
Статья 30. Обеспечение работающих санитарно-бытовыми помещениями
Нанимателями оборудуются с учетом характера производства санитарно-бытовые помещения (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогревания, отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и другие), оснащенные необходимыми устройствами и средствами, организуется питьевое водоснабжение. В цехах с избытками тепла работники обеспечиваются подсоленной газированной или минеральной водой. Нормы обеспеченности и требования к указанным помещениям, устройствам и средствам устанавливаются соответствующими техническими нормативными правовыми актами, являющимися в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения.
Производственные и иные участки оснащаются аптечками первой помощи универсальными с набором необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Работающие по гражданско-правовым договорам обеспечиваются санитарно-бытовыми помещениями, оснащенными необходимыми устройствами и средствами, в соответствии с этими договорами.
Обеспечение иных категорий работающих санитарно-бытовыми помещениями, оснащенными необходимыми устройствами и средствами, осуществляется в соответствии с законодательством.
Статья 31. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств работодателей, средств фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательными актами, средств республиканского и местных бюджетов, в том числе в рамках реализации комплекса мер, направленных на улучшение условий и охраны труда, иных источников, не запрещенных законодательством.
Работник не несет расходов по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Статья 32. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Техническое расследование причин аварий, инцидентов на опасных производственных объектах
Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливается Правительством Республики Беларусь.
Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов на опасных производственных объектах устанавливается органом, уполномоченным Президентом Республики Беларусь.
Отказ работодателя в проведении расследования несчастного случая на производстве, составлении акта о несчастном случае на производстве или несоответствие изложенных в таком акте обстоятельств несчастного случая фактическим обстоятельствам могут быть обжалованы потерпевшим или его представителем, уполномоченным в соответствии с законодательством, в Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты (далее – Департамент), его территориальные подразделения или в суд.
ГЛАВА 6
СООТВЕТСТВИЕ ОБЪЕКТОВ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ И ОБОРУДОВАНИЯ, РАБОЧИХ МЕСТ,
ПРОДУКЦИИ ТРЕБОВАНИЯМ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Статья 33. Соответствие территории организации требованиям по охране труда
Планировка, застройка и благоустройство территории организации должны соответствовать требованиям по охране труда.
На видных местах, в том числе перед въездом на территорию организации, устанавливаются схемы движения транспортных средств по территории организации.
Территория организации должна содержаться в состоянии, обеспечивающем беспрепятственное и безопасное движение транспортных средств и работающих. Проходы и проезды не должны загромождаться или использоваться для хранения готовой продукции, отходов производства, строительных материалов.
В темное время суток или при плохой видимости установленные места движения транспортных средств и работающих, а также места выполнения работ на территории организации освещаются согласно требованиям технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения.
За обеспечение соблюдения требований по охране труда на территории организации несет ответственность работодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся земельный участок, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, другое недвижимое имущество, расположенные на этой территории, если иное не установлено гражданско-правовым договором.
Статья 34. Соответствие капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений требованиям по охране труда
Капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения должны соответствовать требованиям по охране труда.
Работодатель, являющийся собственником капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, осуществляющий их эксплуатацию, организует систематическое наблюдение за капитальными строениями (зданиями, сооружениями), изолированными помещениями в процессе их эксплуатации, назначает лиц, ответственных за правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, создает комиссию по общему техническому осмотру капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений.
За обеспечение соблюдения требований по охране труда при эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений организации несет ответственность работодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находятся эти капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, если иное не установлено гражданско-правовым договором.
Капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения подвергаются плановым (общим и частичным), внеплановым (внеочередным) техническим осмотрам. Общие плановые технические осмотры капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений должны проводиться два раза в год – весной и осенью. Периодичность частичных плановых технических осмотров капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений устанавливается работодателем, в собственности (владении, пользовании) которого находятся эти капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, организацией, осуществляющей их эксплуатацию, или службой технической эксплуатации в зависимости от конструктивных особенностей капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и технического состояния их элементов. Внеплановые (внеочередные) технические осмотры капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений проводятся после стихийных бедствий, аварий, при выявлении дефектов, деформаций конструкций и повреждений инженерного оборудования, нарушающих условия нормальной эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений.
Системы отопления, вентиляции и кондиционирования капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений должны обеспечивать в них температуру, влажность и скорость движения воздуха в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения.
Статья 35. Соответствие производственного оборудования и рабочих мест требованиям по охране труда
Производственное оборудование должно соответствовать требованиям по охране труда и использоваться по назначению.
Части производственного оборудования, представляющие опасность, должны быть окрашены в сигнальные цвета или обозначены знаками безопасности в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения.
Работодатель обеспечивает проведение технического обслуживания, ремонта, испытаний, осмотров, технических освидетельствований производственного оборудования в порядке и сроки, установленные соответствующими техническими нормативными правовыми актами, являющимися в соответствии с законодательными актами и постановлениями Правительства Республики Беларусь обязательными для соблюдения, эксплуатационными документами организаций-изготовителей.
Рабочие места должны быть безопасными и удобными для работающих. Конструкция, оснащение и организация рабочих мест должны соответствовать требованиям по охране труда.
За обеспечение соблюдения требований по охране труда при эксплуатации производственного оборудования несет ответственность работодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находится это производственное оборудование, если иное не установлено гражданско-правовым договором.
Статья 36. Соответствие производственных процессов требованиям по охране труда. Выполнение работ с повышенной опасностью
Производственные процессы должны соответствовать требованиям по охране труда.
Охрана труда работающих при организации производственных процессов должна быть обеспечена применением:
Работы с повышенной опасностью, требующие осуществления специальных организационных, технических мероприятий и контроля за их выполнением, выполняются по наряду-допуску (документам), предусмотренному (предусмотренным) законодательством.
В организации исходя из особенностей производства составляются перечень работ с повышенной опасностью и перечень работ, выполняемых по наряду-допуску.
К наряду-допуску при необходимости прилагаются эскизы защитных устройств и приспособлений, схемы расстановки постов оцепления, установки знаков и плакатов безопасности.
Министерство труда и социальной защиты устанавливает типовую форму наряда-допуска.
Республиканские органы государственного управления и иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, могут устанавливать иные формы наряда-допуска (документов), учитывающие специфику видов деятельности и отдельных видов работ, на осуществление которых требуется его (их) оформление.
Статья 37. Соответствие продукции, объектов, предназначенных для выпуска продукции и оказания услуг, требованиям по охране труда
Продукция, процессы ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации должны соответствовать требованиям по охране труда.
Проектная документация на строительство (реконструкцию) объектов, предназначенных для выпуска продукции и оказания услуг, а также техническая документация на производственное оборудование, технологические процессы должны соответствовать требованиям по охране труда.
Объекты, предназначенные для выпуска продукции и оказания услуг, должны соответствовать требованиям безопасности и эксплуатационной надежности.
ГЛАВА 7
КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Статья 38. Исключена.
Статья 39. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране труда
Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства об охране труда республиканскими органами государственного управления и иными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, работодателями и работающими осуществляют Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры.
Статья 40. Департамент
Департамент и его территориальные подразделения осуществляют надзор за соблюдением республиканскими органами государственного управления и иными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, работодателями законодательства об охране труда.
Директор Департамента по должности является Главным государственным инспектором труда Республики Беларусь.
Должностные лица Департамента, являющиеся государственными инспекторами труда, имеют право:
Директор Департамента, его заместители, начальники областных и Минского городского управлений Департамента, их заместители, начальники межрайонных отделов, их заместители, являющиеся государственными инспекторами труда, кроме прав, указанных в части третьей настоящей статьи, имеют право:
Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц.
Положение о Департаменте утверждается Правительством Республики Беларусь.
Статья 41. Исключена.
Статья 42. Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда
Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в порядке, установленном законодательством, осуществляют профсоюзы через их технических инспекторов труда, общественных инспекторов по охране труда, других уполномоченных представителей профсоюзов.
Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляется профсоюзами в формах:
Технические инспекторы труда профсоюзов при осуществлении общественного контроля в форме проведения проверок за соблюдением законодательства об охране труда имеют право:
Представления технических инспекторов труда профсоюзов об устранении выявленных нарушений требований актов законодательства являются обязательными для исполнения работодателями.
Технические инспекторы труда профсоюзов, общественные инспекторы по охране труда профсоюзов, другие уполномоченные представители профсоюзов при осуществлении общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок, вправе в порядке, установленном республиканскими объединениями профсоюзов, выдать нанимателю рекомендацию по устранению выявленных нарушений требований по охране труда, коллективного договора (соглашения). Наниматель обязан рассмотреть данную рекомендацию и проинформировать профсоюз о результатах ее рассмотрения в установленный в ней срок.
Статья 43. Взаимодействие контролирующих (надзорных) органов в области охраны труда
Контролирующие (надзорные) органы при осуществлении контроля (надзора) за соблюдением законодательства об охране труда взаимодействуют между собой в соответствии с законодательными актами.
Статья 44. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда
Работодатели и работающие, виновные в нарушении законодательства об охране труда или препятствующие деятельности представителей надзорных органов, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.
Президент Республики Беларусь А.Лукашенко