Версия для слабовидящих
Цветовая схема:
A
A
Размер шрифта:
A A A A
ГлавнаяEa?oa naeoa Ia?aoiay naycu

О проведении республиканского конкурса мастерства среди работников по искусственному осеменению животных

Состоялось 5-е заседание совместной Белорусско-Пакистанской рабочей группы по сотрудничеству в сфере сельского хозяйства

Рекомендации по организации и проведению уборки урожая озимого и ярового рапса в 2021 году

Перечень перспективных и значимых инвестиционных проектов

Рабочий план по проведению уборки зерновых и зернобобовых культур, льна-долгунца в 2021 году

Вопросы заготовки льнотресты и определения ее качества рассмотрены сегодня на семинаре в Гродненской области

Министерство сельского хозяйства и продовольствия поздравило ветеранов с Днем Независимости

Состоялось заседание экспертной группы по вопросам дальнейшего развития племенного молочного скотоводства

Республиканский семинар-совещание инженерной службы по вопросам подготовки зерноуборочной техники и зерносушильного хозяйства к уборке урожая 2021 года

Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Алексей Богданов принял участие в III Международном конгрессе « Наука, питание и здоровье» , который провел НПЦ НАН Беларуси по продовольствию

Состоялось совещание по вопросам развитие производства племенной продукции животноводства государств-членов ЕАЭС

Сельскохозяйственные организации Беларуси завершают массовую уборку многолетних трав первого укоса

Рекомендации по уходу за посевами сахарной свеклы и защите от вредителей и болезней листового аппарата на вегетационный период 2021 года

Состоялась рабочая встреча Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Ивана Крупко с министром агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области Российской Федерации Артемом Бахтеревым

Состоялась рабочая встреча Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Ивана Крупко с министром индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан Бейбутом Атамкуловым

Состоялось выездное совещание экспертной группы по вопросам дальнейшего развития племенного молочного скотоводства

3 июня пройдет научно-практический семинар « Инновации в сельском хозяйстве: образование – наука – производство»

Рабочий план по заготовке травяных кормов в 2021 году

Рабочий план по подготовке и проведению весенних полевых работ в 2021 году

Беларусь и Молдова обсудили развитие сотрудничества в агропромышленной сфере

О проведении республиканского конкурса «Лучшая племенная корова молочной породы-2021»

Размер удешевления части стоимости семян сельскохозяйственных растений

Развитие агропромышленного комплекса в Витебской области обсудили на совещании в г. Орша

Республике Беларусь выделены квоты добычи водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации на 2021 год

В период с 19 февраля по 20 декабря 2021 г. будет проводится правовой мониторинг постановления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 27 июля 2020 г. № 38 « Об установлении норм технологических потерь крупного рогатого скота» .

Вопросы развития и совершенствования системы семеноводства многолетних трав в Беларуси были рассмотрены на семинаре в Минске

Министр сельского хозяйства и продовольствия Иван Крупко провел встречу со стажерами Института повышения квалификации и переподготовки кадров АПК БГАТУ

В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия состоялись переговоры с делегацией Приморского края

19 ноября 2020 года – Всемирный день не курения и профилактики онкологический заболеваний

В Беларуси завершена закладка плодовоовощной продукции и картофеля в стабилизационные фонды

О проведении республиканских конкурсов «Лучшая племенная корова молочной породы» и «Лучшая племенная лошадь»

Программа проведения республиканского конкурса мастерства среди работников по искусственному осеменению животных в 2020 году

ОБРАЩЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Вопросы и ответы

Вопрос:
Зыгмусь Францевич Каптур из Минской области прислал в адрес Всебелорусского народного собрания собственный разработанный проект по использованию в сельском хозяйстве   электролизных  католитов. В проекте автор отмечает, что электролизные  католиты имеют народно-хозяйственную значимость, позволяют быстро освоить новые технологии по наращиванию более дешевой и качественной сельскохозяйственной продукции, тем самым ежегодно получать больший экономический эффект.

Ответ: 
Уважаемый Зыгмусь Францевич! 

В Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (далее – Минсельхозпрод) рассмотрено Ваше обращение, поступившее в электронном виде на сайт шестого Всебелорусского народного собрания, и сообщаем следующее.

Минсельхозпрод благодарит Вас за внимание, уделяемое развитию сельского хозяйства, в том числе с помощью продвижения технологии, позволяющей на четверть увеличить продуктивность животных и птицы без применения дополнительных кормов.

Справочно: в основе предлагаемой Вами технологии лежит способ получения биологически активных водных растворов путем электролиза слабо-соленого раствора воды – электро-химической активации (ЭХА). Феномен ЭХА был обнаружен и принят к изучению в СССР в конце 70-х годов. В 90-е годы созданы три типа установок с применением данной технологии: СТЕЛ – для синтеза стерилизующих, дезинфицирующих и моющих растворов; АКВАХЛОР – для синтеза газообразной активированной смеси оксидантов и гипохлорида натрия; ИЗУМРУД – для электрохимического кондиционирования и очистки питьевой воды. Указанные установки используются в ряде отраслей, в том числе в нефтегазовой, медицине, промышленности, сельском хозяйстве.

В Республике Беларусь Вы являетесь соавтором разработанной установки электрохимической для изготовления консервирующих, дезинфицирующих и моющих растворов в модификации УЭХ 60–120 и УЭХ 125–250.

В 2015 году на заседании научного совета РУП «Институт экспериментальной ветеринарии им. С.Н. Вышелесского Национальной академии наук Беларуси» утверждены методические рекомендации по применению в ветеринарной практике электрохимических активированных, консервирующих, дезинфицирующих и моющих растворов, полученных на электрохимических установках в модификациях УЭХ 60–120, УЭХ 125–250. Вместе с тем, применение данной методики для увеличения продуктивности сельскохозяйственных животных и птицы путем ввода биологически активных растворов в рацион кормления детально не изучалось.

Данная установка производства ГП «Белагромаш» находилась в РУП «Институт экспериментальной ветеринарии им. С.Н. Вышелесского Национальной академии наук Беларуси», однако в связи с отсутствием заинтересованности сельскохозяйственных организаций в производимом продукте в настоящее время установка демонтирована.

В 2017 году от Вас на имя Главы государства поступила просьба по оказанию содействия в разработке технологических регламентов и внедрения данной технологии в производство. Предлагаемая технология с Вашим участием обсуждалась 11 декабря 2017 года специалистами Минсельхозпрода совместно с научными сотрудниками РУП «НПЦ НАН Беларуси по животноводству». По предоставленным данным исследований и испытаний, эффективность применения вышеупомянутых растворов не имела научного подтверждения. Опыты, проводимые заявителем непосредственно в хозяйственных условиях не корректны, так как в большинстве случаев не соблюдены требования по выполнению равных условий для контрольных и опытных групп (количество животных в группах, средний вес одной головы, и т.д.).

С учетом проделанной работы по разработке и внедрению биологически активных водных растворов для повышения продуктивности животных, Министерство сельского хозяйства и продовольствия рекомендует Вам обратиться в НАН Беларуси для проведения научно-производственных испытаний с дальнейшим направлением соответствующих документов в Государственный комитет по науке и технологиям для определения эффективности применения данной технологии.


Вопрос:
Денис Анатольевич Вишневский  из Брестской области прислал вопрос в адрес Всебелорусского народного собрания, в котором вносит предложение передавать проблемные сельскохозяйственные организации в руки частных инвесторов. 

Ответ:
Уважаемый Денис Анатольевич! 

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (далее – Минсельхозпрод) рассмотрело Ваше предложение о передаче проблемных сельскохозяйственных организаций в частные руки, поступившее в электронном виде на сайт шестого Всебелорусского народного собрания, и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

Агропромышленный комплекс и его центральное звено – сельское хозяйство являются системообразующими сферами национальной экономики, которые не только обеспечивают продовольственную безопасность страны и устойчивость социально-экономического развития белорусского общества, но и стабильность общественно-политической ситуации в стране.

С учетом этого обеспечение динамичного функционирования сельскохозяйственного производства является одним из важнейших государственных приоритетов социально-экономического развития страны.

В республике на постоянной основе проводится работа по повышению эффективности агропромышленного комплекса. Особое внимание уделяется вопросам финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций, в том числе через создание привлекательных условий для субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм собственности, имеющих намерения выступить инвесторами сельскохозяйственного производства.

В соответствии с принятыми решениями Главы государства в настоящее время для инвестора имеется возможность приобретения акций (долей в уставном фонде) сельскохозяйственной организации, предприятий как имущественных комплексов по начальной цене, определенной по рыночной стоимости или оценочной стоимости, сниженной на 20, 50 и 80 процентов в зависимости от результатов работы сельскохозяйственной организации в течение трех лет.

Например, если у сельскохозяйственной организации в течение последних трех лет сложился отрицательный финансовый результат от реализации продукции, товаров (работ, услуг) и (или) образовался чистый убыток, то ее начальная цена продажи имущественного комплекса или пакета акций государства снижается на 80 процентов от оценочной стоимости,

Порядок определения оценочной стоимости закреплен в приказе Госкомимущества от 13 января 2017 г. № 6, в результате его применения оценочная стоимость будет приблизительно равна стоимости чистых активов.

Если оценочная стоимость (чистые активы организации) определяется в размере менее одной базовой величины, установленной в Республике Беларусь на дату проведения оценки, то начальная стоимость продажи имущественного комплекса, акций (доли в уставном фонде) составляет одну базовую величину на указанную дату.

 Кроме этого, возможна передача полномочий руководителя сельскохозяйственной организации другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю с правом последующего выкупа при обеспечении выхода на стабильную работу (выполнении бизнес-плана финансового оздоровления) сельскохозяйственной организации.

Действующие положения о применении указанных выше инструментов в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, находящихся в республиканской собственности закреплены нормами постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2019 г. № 167 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 2 октября 2018 г. № 399», для организаций коммунальной формы собственности – решениями местных Советов депутатов.

Следует отметить, что для нового собственника сохраняется порядок реструктуризации задолженности сельскохозяйственной организации, предоставленной этой организации в соответствии с актами законодательства.

Также, для инвесторов Минсельхозпродом совместно с облисполкомами сформированы и ежеквартально обновляются инвестиционные предложения сельскохозяйственных организаций. Данные предложения размещены на сайтах облисполкомов, Минсельхозпрода и на интернет-портале «Дорожная карта инвестора» ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации»:

Минсельхозпрод: https://mshp.gov.by/Investments/b1f24b827379273f.html.
Брестского: http://brest-region.gov.by/index.php/ekonomika/investitsii;
Витебского: http://vitebsk-region.gov.by/ru/proekti_invest-ru;
Гомельского: http://gomel-region.by/ru/investoram-ru;
Гродненского: http://agro-grodno.by;
Минского: http://minsk-region.gov.by/upload/data/14–10–2019–47.pdf;
Могилевского: http://mogilev-region.gov.by/category/investitsii_i_innovatsii.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, изъявившие желание в приобретении сельскохозяйственных организаций вправе обратиться в районные исполнительные комитеты по месту расположения организации.

Минсельхозпрод выражает признательность за Вашу гражданскую позицию по укреплению экономики агропромышленного комплекса, в том числе на основе привлечения частного инвестора для повышения эффективности проблемных хозяйств на долгосрочную перспективу.


Вопрос:
Павел Сергеевич Гис из Гродненской области прислал в адрес Всебелорусского народного собрания свои предложения по развитию и поддержке малого бизнеса в АПК, включающие в себя упрощенное налогообложение для работников сельского хозяйства и поддержку молодых семей.

Ответ:
Уважаемый Павел Сергеевич! 

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (далее – Минсельхозпрод) рассмотрело Ваши предложения, поступившие в электронном виде на сайт шестого Всебелорусского народного собрания, и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

Развитие агропромышленного комплекса является приоритетным направлением государственной политики в Республике Беларусь.

Аграрный комплекс Беларуси является многоотраслевым, разветвленным и многофункциональным сегментом экономики, в составе которого функционируют различные группы как крупных, так и мелких производителей сельскохозяйственной продукции.

Самыми многочисленными представителями в сфере малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве являются крестьянские (фермерские) хозяйства.

В республике функционирует более 3 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, основным направлением производственной деятельности которых является сфера растениеводства, на долю которой приходится более 90 процентов от всей производимой ими продукции. Фермерство – это более 10 тысяч рабочих мест, которые важны с точки зрения занятости и получения дохода в сельской местности.

Основные направления по развитию и поддержке малых форм хозяйствования на текущую пятилетку заложены в Государственной программе «Агробизнес 2021 – 2025».

При этом следует отметить, что крестьянские (фермерские) хозяйства имеют статус юридического лица и пользуются всеми видами государственной поддержки, как и другие сельскохозяйственные организации. 

Следовательно, крестьянские (фермерские) хозяйства имеют право участвовать во всех мероприятиях Государственной программы «Агробизнес 2021 – 2025», финансируемых из республиканского бюджета:

- оплата работ по установлению границ земельных участков, предоставляемых для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств, и оформление документов, удостоверяющих права на земельные участки;

- обеспечение первичного обустройства крестьянских (фермерских) хозяйств (строительство дорог, линий электропередачи, объектов водоснабжения, газоснабжения, телефонной связи, мелиорации земель);

- посадка плодово-ягодных культур и уход за ними;

- развитие племенного дела в животноводстве.

Обеспечение организаций агропромышленного комплекса Республики Беларусь, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, современной техникой и оборудованием осуществляется путем прямой продажи по договорам с заводами-изготовителями (их представителями), а также в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. №146 «О финансировании закупки современной техники и оборудования», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 ноября 2002 г. № 1563 «О кредитовании закупки тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования отечественного производства».

Одновременно республиканским объединением «Белагросервис» ведется работа по развитию вторичного рынка тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования (www.belagroservice.by, раздел «Каталог восстановленной техники»).

Также крестьянские (фермерские) хозяйства имеют право выступать получателями кредитов в банке наравне с другими субъектами хозяйствования, занимающимися сельскохозяйственной деятельностью.

Кредиты предоставляются банками на условиях срочности, возвратности, платности. Принятие решения по предоставлению кредита крестьянскому (фермерскому) хозяйству полностью относится к компетенции банка.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 сентября 1996 г. № 346 «О некоторых мерах по развитию жилищного строительства на селе» крестьянские (фермерские) хозяйства имеют возможность получения в ОАО «Белагропромбанк» льготных кредитов на строительство жилья для работников хозяйства. Кредиты выдаются с рассрочкой на 40 лет под 3% годовых.

Помимо этого, в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств применяется особый режим налогообложения и упрощенная система бухгалтерского учета и отчетности.

Фермерские хозяйства в течение трех лет со дня государственной регистрации освобождаются от уплаты всех видов налогов, кроме налога на доходы от деятельности, не связанной с сельскохозяйственным производством. После истечения этого срока налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств производится также, как и для сельскохозяйственных предприятий (уплата единого налога в размере 1 % от выручки от реализации продукции).

Упрощенная система бухгалтерского учета и отчетности применяется в крестьянских (фермерских) хозяйствах с численностью не более 15 человек и выручкой за год, не превышающей 110 тысяч базовых величин. Ведение бухгалтерского учета по упрощенной форме осуществляется в книге учета доходов и расходов фермерского хозяйства лично главой хозяйства.

В целях решения вопросов, связанных с развитием субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь осуществляет деятельность Общественно-консультативный (экспертный) совет по развитию предпринимательства (далее – Совет).

Информация о деятельности Совета размещена в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте Минсельхозпрода  (www.mshp.gov.by/about/oksrprp).

В перспективе крестьянские (фермерские) хозяйства рассматриваются как потенциальные участники в системе государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса, способные обеспечить эффективное использование вкладываемых средств и высокую их окупаемость.

В свою очередь, Минсельхозпрод признателен Вам, Павел Сергеевич, за представленные предложения и стремление оказать помощь в развитии аграрной отрасли Республики Беларусь.


Вопрос:
Сергей Степанович Чирук из Брестской области направил в адрес Всебелорусского народного собрания вопрос о предоставлении субсидий на развитие личного подсобного хозяйства, фермерства.

Ответ: 
Уважаемый Сергей Степанович!
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (далее – Минсельхозпрод) рассмотрело Ваши предложения, поступившие в электронном виде на сайт шестого Всебелорусского народного собрания, и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

В Республике Беларусь, как и в большинстве стран мирового сообщества аграрная политика является важнейшей составляющей государственной политики.

Безусловно, актуальной задачей в системе мер государственного регулирования экономики агропромышленного комплекса является поддержка крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств путем прямого бюджетного финансирования через государственные программы и косвенным путем на основе предоставления налоговых льгот, льготного кредитования и других мер.

Государственная поддержка и гарантии деятельности фермерских хозяйств определены статьей 3 Закона Республики Беларусь от 18 февраля 1991 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Государственной программой «Агробизнес 2021 – 2025».

Так, на государственном уровне за счет средств республиканского бюджета финансируются следующие мероприятия:

- посадка плодово-ягодных культур и уход за ними;

- развитие племенного дела в животноводстве;

- установление границ земельных участков, предоставленных для ведения фермерских хозяйств;

- оформление документов, удостоверяющих права на земельные участки; 

- обеспечение первичного обустройства крестьянских (фермерских) хозяйств (это строительство дорог, линий электропередач, объектов водо- и газоснабжения, телефонной связи и иных объектов), а также мелиорации земель.

Только в 2016 – 2019 годах фермеры профинансированы из республиканского бюджета на реализацию названных мероприятий на сумму около 5 миллионов рублей.

Важной мерой государственной поддержки фермерских хозяйств является заключение договора между крестьянским (фермерским) хозяйством и райисполкомом о развитии сельскохозяйственного производства, предусмотренное Указом Президента Республики Беларусь от 1 апреля 1998 г. № 193 «О некоторых мерах по совершенствованию регулирования деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств». Типовой договор между крестьянским (фермерским) хозяйством и райисполкомом о развитии сельскохозяйственного производства и порядок заключения такого договора утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 1998 г. № 689.

В указанных договорах предусматриваются:

- условия предоставления крестьянскому (фермерскому) хозяйству земли и пользования ею;

- основные направления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, структура и объемы производства сельскохозяйственной продукции;

- обязательства райисполкома по оказанию крестьянскому (фермерскому) хозяйству помощи в обеспечении сельскохозяйственной техникой, инвентарем, оборудованием, транспортными средствами и другим необходимым имуществом;

- взаимные обязательства сторон по развитию сельскохозяйственного производства, осуществляемого крестьянским (фермерским) хозяйством;

- другие условия, не противоречащие законодательству.

Обеспечение организаций агропромышленного комплекса Республики Беларусь, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, современной техникой и оборудованием осуществляется путем прямой продажи по договорам с заводами-изготовителями (их представителями), а также в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 146 «О финансировании закупки современной техники и оборудования», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 ноября 2002 г. № 1563 «О кредитовании закупки тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования отечественного производства».

Одновременно республиканским объединением «Белагросервис» ведется работа по развитию вторичного рынка тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования (www.belagroservice.by, раздел «Каталог восстановленной техники»).

Обращаем внимание, что крестьянские (фермерские) хозяйства имеют право выступать получателями кредитов в банке наравне с другими субъектами хозяйствования, занимающимися сельскохозяйственной деятельностью.

Кредиты предоставляются банками на условиях срочности, возвратности, платности. Принятие решения по предоставлению кредита крестьянскому (фермерскому) хозяйству полностью относится к компетенции банка.

Косвенная государственная поддержка включает особый режим налогообложения и упрощенную систему бухгалтерского учета и отчетности.

Фермерские хозяйства в течение трех лет со дня государственной регистрации освобождаются от уплаты всех видов налогов, кроме налога на доходы от деятельности, не связанной с сельскохозяйственным производством. После истечения этого срока налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств производится также, как и для сельскохозяйственных предприятий (уплата единого налога в размере 1 % от выручки от реализации продукции).

Упрощенная система бухгалтерского учета и отчетности применяется в фермерских хозяйствах с численностью не более 15 человек и выручкой за год, не превышающей 110 тысяч базовых величин.

В перспективе крестьянские (фермерские) хозяйства рассматриваются как потенциальные участники в системе государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса, способные обеспечить эффективное использование вкладываемых средств и высокую их окупаемость.

Правовые основы ведения личного подсобного хозяйства в нашей стране определены Законом Республики Беларусь от 11 ноября 2002 г. № 149-З «О личных подсобных хозяйствах граждан» (далее – Закон) и также Государственной программой «Агробизнес 2021 – 2025» (далее – Государственная программа).

В соответствии с Законом:

граждане осуществляют ведение личного подсобного хозяйства по своему усмотрению и под свою ответственность;

вмешательство государственных органов в деятельность граждан по ведению личного подсобного хозяйства не допускается, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь (статья 3);

государство гарантирует гражданам соблюдение их прав и защиту законных интересов, связанных с ведением личного подсобного хозяйства (статья 7);

для ведения личного подсобного хозяйства граждане имеют право получать кредиты в соответствии с банковским законодательством Республики Беларусь (статья 9).

Льготные кредиты гражданам, осуществляющим ведение личных подсобных хозяйств, предоставляет ОАО «Белагропромбанк» на сумму не более 2 000 базовых величин под 5 процентов годовых (ставка фиксированная) на приобретение:

- сельскохозяйственных животных, в том числе птицы, пчелосемей, маток пчелиных, ульев для содержания пчел медогонок сроком на срок до 3 лет;

- посадочного материала плодовых и ягодных растений, оборудование по переработке сельскохозяйственной продукции, парников и теплиц, на развитие инфраструктуры (газификация, электрификация, водоснабжение, обустройство канализации на срок до 5 лет.;

- тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования отечественного производства до 7 лет.

В рамках Государственной программы Минсельхозпрод ежегодно определяет в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на развитие сельскохозяйственного производства виды сельскохозяйственной продукции для оказания государственной поддержки в виде надбавок к закупочным ценам и размер надбавок по видам сельскохозяйственной продукции, закупаемой у населения.

Надбавки, как правило, устанавливаются на:

- молоко крупного рогатого скота базисной жирности, закупаемого у населения и поставляемого организациям для последующей переработки;

- молодняк крупного рогатого скота живым весом до 100 кг., закупаемый у населения организациями для выращивания;

- шерсть овец, закупаемая организациями потребительской кооперации;

- овцы живым весом, закупаемыми организациями, осуществляющими переработку мяса.

Производственное обслуживание сельского населения осуществляется организациями АПК, Белкоопсоюза, коммунального хозяйства и другими субъектами.

В свою очередь, Минсельхозпрод признателен Вам, Сергей Степанович, за представленные предложения и стремление оказать помощь в развитии малых форм хозяйствования Республики Беларусь.


Вопрос:
Сергей Степанович Чирук из Брестской области направил в адрес Всебелорусского народного собрания вопрос об оказании государственной  помощи сельским жителям в части благоустройства населенных пунктов и льготного кредитования личных подсобных хозяйств. 

Ответ:
Уважаемый Сергей Степанович!
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (далее – Минсельхозпрод) рассмотрело Ваши предложения, поступившие в электронном виде на сайт шестого Всебелорусского народного собрания, и сообщает следующее.

Социальная сфера села является важнейшей частью политики государства. Поэтому в республике на постоянной основе ведется работа по развитию сельских территорий.

Одним из достижений является преобразование 1 481 сельского населенного пункта в агрогородки, в которых построено и отремонтировано 45 486 объектов социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры и 1 800 производственных сельскохозяйственных объектов, введено в эксплуатацию 8 016 жилых домов (квартир).

Равномерное распределение агрогородков по регионам страны позволило улучшить социальные стандарты не только проживающему в них населению, но и жителям прилегающих территорий.

В настоящее время на базе уже имеющихся агрогородков реализуется проект «Деревня будущего».

Деревня будущего – современный сельский населенный пункт, часть единой системы сельского расселения с устойчиво функционирующим производством в составе регионального агропромышленного комплекса, сочетающий качество городской среды в социальном обслуживании, инженерно-транспортном обеспечении и благоустройстве с ценностями сельского уклада жизни.

Повышение уровня занятости сельского населения, в том числе создание условий для производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан и их кредитовании являются неотъемлемой частью развития сельских территорий.

Так, необходимо отметить, что в соответствии с Законом Республики Беларусь от 11 ноября 2002 г. № 149 – З «О личных подсобных хозяйствах граждан»:

граждане осуществляют ведение личного подсобного хозяйства по своему усмотрению и под свою ответственность;

вмешательство государственных органов в деятельность граждан по ведению личного подсобного хозяйства не допускается, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь (статья 3);

государство гарантирует гражданам соблюдение их прав и защиту законных интересов, связанных с ведением личного подсобного хозяйства (статья 7);

для ведения личного подсобного хозяйства граждане имеют право получать кредиты в соответствии с банковским законодательством Республики Беларусь (статья 9).

Обращаем внимание, что в целях поддержки личных подсобных хозяйств граждан в ОАО «Белагропромбанк» за счет собственных средств сформирован фонд социальных проектов на селе. Средства этого фонда направляются на выдачу льготных кредитов гражданам для ведения личных подсобных хозяйств с уплатой процентов за пользование ими в размере 5 процентов годовых.

Кредит предоставляется в зависимости от товара на срок до:
3 лет – на приобретение:
 сельскохозяйственных животных, в том числе птицы;
 — пчелосемей, маток пчелиных, пчелопакетов, ульев для содержания пчел, медогонок;
5 лет – на приобретение:
 посадочного материала плодовых и ягодных растений;
 парников и теплиц;
7 лет – на приобретение:
 — тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования отечественного производства.

Информация и контактные телефоны размещены на официальном сайте ОАО «Белагропромбанк» https://www.belapb.by в разделе физическим лицам «Кредит на развитие личных подсобных хозяйств».

Одновременно сообщаем, что в рамках Государственной программы «Агробизнес 2021 – 2025» Минсельхозпрод ежегодно определяет в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на развитие сельскохозяйственного производства виды сельскохозяйственной продукции для оказания государственной поддержки в виде надбавок к закупочным ценам и размер надбавок по видам сельскохозяйственной продукции, закупаемой у населения.

Надбавки, как правило, устанавливаются на:

 молоко крупного рогатого скота базисной жирности, закупаемого у населения и поставляемого организациям для последующей переработки;
 — молодняк крупного рогатого скота живым весом до 100 кг., закупаемый у населения организациями для выращивания;
 — шерсть овец, закупаемая организациями потребительской кооперации;
 — овцы живым весом, закупаемыми организациями, осуществляющими переработку мяса.

В свою очередь, Минсельхозпрод выражает Вам признательность за Ваше стремление в развитии белорусского села.
Заместитель Министра: А.Л. Ломакина
 


Вопрос:
Александр Иванович Денисенко из Гомельской области предлагает в интересах рыбаков-любителей запретить аренду природных водоемов и передать их под охрану государства.

Ответ:
Уважаемый Александр Иванович!
Министерство сельского хозяйства и продовольствия рассмотрело Ваше обращение, поступившее на сайт шестого Всебелорусского народного собрания,  и сообщает следующее.

По официальным данным на территории Республики Беларусь насчитывается более 10,8  тысяч озер общей площадью около 280 тыс.га и 20,8 тыс. рек и ручьев, общей протяженностью  90,6 тыс. км.

В настоящее время для ведения рыболовного хозяйства в аренду передано менее 20 процентов водного фонда республики – около  25 тыс.га водных объектов, т.е. для бесплатного любительского рыболовства доступно более 80 процентов площадей водных объектов страны.

Также, с целью снятия напряженных ситуаций и реализации права на бесплатное любительское рыболовство 11 июля 2017 года подписан Указ Президента Республики Беларусь № 247, в соответствии с которым с 14 января 2018 года на всех реках республики, предоставленных в аренду, исключена реализация путевок на платное любительское рыболовство. Так, например, в Гомельской области на 600 км переданных в аренду рек предоставлена гражданам возможность для бесплатного любительского рыболовства.

Стоит отметить, что на арендатора при заключении договора аренды рыболовных угодий возлагается ряд обязательств, таких как: зарыбление рыболовных угодий*, отчисления в бюджет от арендной платы, предотвращение заморных явлений и ликвидации их последствий,  благоустройство территории, содержание рыболовных угодий в надлежащем санитарном состоянии, в том числе  путем проведения противоэпизоотических и других рыбоводно-мелиоративных мероприятий, охрана рыболовных угодий, путем предотвращение браконьерства.

*Справочно.С 2013 года  средства из государственного бюджета на зарыбление не выделялись. Зарыбление производится юридическими лицами, осуществляющими ведение рыболовного хозяйства и республиканским государственно-общественным объединением «Белорусское общество охотников и рыболовов». 

 

Зарыбление водных объектов разновозрастным рыбопосадочным материалом

 
 
2016 год
 тонн
 
2017 год,
тонн

2018 год,

тонн
2019 год,
тонн
2020 год,
тонн
 
Всего, тонн:
74,5
99,0
88,74
92,5
93,1
447,84
 
Контроль за ведением рыболовного хозяйства осуществляет Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь. За исполнением договорных обязательств арендатором – местный исполнительный и распорядительный орган.

Дополнительно следует отметить наметившуюся в последние годы тенденцию к снижению объемов промыслового рыболовства в рыболовных угодьях, что является следствием постепенного уменьшения количества арендаторов рыболовных угодий. Ежегодный промысловый вылов рыбы составляет  от 600 до 800 тонн, что намного меньше вылова рыболовами-любителями, осуществляющими любительское рыболовство на общих основаниях.

Бесплатное любительское рыболовство на общих основаниях является неконтролируемым и неуправляемым воздействием на рыбные ресурсы.

Объем вылова озерно-речной рыбы в Республике Беларусь по видам рыболовства  в 2016–2020 гг. 

Вид  рыболовства

Год, тонн.

 
2016
2017
2018
2019
2020

Промысловое рыболовство

687
777
793
658
 676

Любительское рыболовство (бесплатно, на общих основаниях)

6 440
6 900
8 200
8 400
 9 000

Целесообразность передачи в аренду рыболовных угодий  в настоящее время не имеет альтернативы, поскольку иных действенных механизмов  широкого контроля за сохранением биоразнообразия, состоянием  рыбных ресурсов  и их рациональным использованием не создано.

Передача в аренду части рыболовных угодий не только позволяет давать столовую рыбу или удовлетворять потребности в активном отдыхе, но выполняет и ряд других функций, включая сбор данных по видовой и количественной структуре промыслового вылова, техническую и биологическую мелиорацию водоемов, обеспечивает противоэпизоотичекие мероприятия  (снижение степени инвазии через изъятие пораженной рыбы, иные профилактические мероприятия) и   относительно постоянный контроль за гидротехническими сооружениями, позволяет более оперативно предотвращать проявление заморных явлений. На арендаторов водоемов также возлагаются обязанности по поддержанию чистоты и порядка в прибрежной полосе, созданию инфраструктуры отдыха, охраны и пополнения рыбных ресурсов. 


Вопрос:
Михаил Михайлович Холодинский из г. Минска направил в адрес Всебелорусского народного собрания  предложения по  разработке отраслевых регламентов выращивания сельскохозяйственных культур в части опыления их пчелами как обязательный прием повышения урожайности.
Ответ:
Уважаемый Михаил Михайлович!
Министерство сельского хозяйства и продовольствия рассмотрело Ваше предложение, поступившее на сайт шестого Всебелорусского народного собрания  о развитии отрасли пчеловодства и разработке отраслевых регламентов выращивания энтомофильных культур, и сообщает следующее.

При возделывании сельскохозяйственных энтомофильных культур организации республики руководствуются «Отраслевыми регламентами возделывания сельскохозяйственных культур», разработанными НАН Беларуси.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2014 г. № 399 (пункт 2) «О некоторых вопросах нормирования и ответственности руководителей при производстве сельскохозяйственной продукции» руководители организаций должны обеспечивать соблюдение отраслевых регламентов возделывания сельскохозяйственных культур, в том числе и энтомофильных.

Таким образом, отраслевые регламенты являются обязательными для исполнения сельскохозяйственными организациями при их возделывании.

Предлагаемые внесения дополнений в действующие отраслевые регламенты, в части опыления их пчелами, как обязательный прием повышения урожайности были рассмотрены УО «Гродненский государственный аграрный университет».

При внесении предлагаемых дополнений в отраслевые регламенты, сельскохозяйственным организациям республики необходимо будет обеспечить вывозку на посевы не менее 2,5 млн. пчелосемей.

В тоже время, согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в 2020 году во всех категориях хозяйств насчитывалось только 211,1 тыс. пчелосемей (8 % от необходимого), что явно недостаточно. Так как, альтернативных источников покрытия недостающего количества пчелосемей нет, то внесение данного дополнения приведет к невыполнению сельскохозяйственными организациями требований отраслевых регламентов и необходимости привлечения к административной ответственности руководителей и специалистов организаций.

В связи с этим вопрос внесения изменений в отраслевые регламенты выращивания сельскохозяйственных энтомофильных культур в части привлечения пчёл к опылению является достаточно сложным, затрагивающий интересы различных субъектов хозяйствования, поэтому он нуждается в дополнительной проработке.

Предлагаем направить Ваши предложения по развитию отрасли пчеловодства в адрес Минсельхозпрода и НАН Беларуси на рассмотрение. 

 
Поделиться: