ЮАР

Обзор рынка молочной продукции в ЮАР

Производство молока в ЮАР является четвертым по величине сектором сельскохозяйственной промышленности, который обеспечивает около 0,5% мирового объема. Тенденции собственного производства и импорта молочной продукции за последнее десятилетие свидетельствуют об устойчивом росте этого сегмента рынка.

Молочная промышленность, как и подавляющее большинство иных областей экономики ЮАР, полностью сконцентрирована в частном секторе и включает в себя такие виды деятельности, как производство и сбыт сырого и пастеризованного молока и сливок, ферментированного молока, молока и сливок с длительным сроком хранения, йогуртов, сыров и сывороточных субпродуктов, сухого молока, концентрированного молока с сахаром и без, сливочного и топленого масла. В условиях африканского климата наиболее развитое производство расположено в прибрежных провинциях ЮАР, где повышенный уровень осадков и влажность способствуют формированию обширных пастбищ.

Средний уровень надоя с коровы в ЮАР составляет 19,5 л. молока в день (основные молочные породы КРС — голштинская, джерсейская, гернзейская, эрширская), валовый объем ежедневных надоев по стране достигает порядка 7,3 млн. литров, ежегодный доход от его реализации варьируется в пределах €700 тыс.

Среднегодовое потребление всей молочной продукции на душу населения составляет около 54 кг/чел. (в то время как аналогичный показатель по миру — 107 кг/чел.).

В течение последних лет в ЮАР наблюдается устойчивое сокращение общего числа производителей молока: на начало 2016 г. их количество составило порядка 1 683, в то время как в 2018 году – 3 665. В частности, снижается число производителей молока, которые поставляют продукцию не предприятиям-переработчикам, а напрямую в торговые сети: в 2016 году их число сократилось на 37% в сравнении с предыдущим годом и составило 111 компаний. В свою очередь, количество закупщиков молока сократилось на 8% — до 150 организаций.

Между тем сохраняется тренд роста общего объема производства молока в стране. В 2015 году валовый объем производства молока в ЮАР достиг 3 173 000 т, что на 6,4% выше аналогичного показателя 2014 года.

Ситуация с ростом объемов производства молока и молочных продуктов и одновременным сокращением общего числа производителей с одной стороны является следствием олигополизации рынка, основные доли которого распределяются между 3–4 крупнейшими компаниями, с другой — выживаемости мелких фермерских хозяйств в условиях достаточно низких закупочных цен на сырое молоко, диктуемых производителям предприятиями-переработчиками.

В перерабатывающей промышленности ЮАР 63% занимают жидкие (натуральные) молочные продукты и 37% концентрированные. Из них наибольший объем занимают пастеризованное и ультрапастеризованное натуральное молоко, в то время как сыры твердых сортов являются основным концентрированным молочным продуктом.

Структура рынка произведенных в ЮАР молочных продуктов (ультрапастеризованное и стерилизованное молоко — 44%, пастеризованное молоко — 37%, йогурт — 11%, ароматизированное молоко — 2%, сливки — 1%, иные виды продуктов — 5%)

Структура рынка произведенных в ЮАР концентрированных молочных продуктов (сыры — 65%, масло сливочн. — 37%, йогурт — 11%, сухое молоко — 12%, сухое обезжир. молоко — 7%) 

Основное производство молочной продукции сконцентрировано в ЮАР вокруг следующих крупнейших предприятий:

  • Clover SA (Pty) Ltd — 34% рынка питьевого молока (лидер), 11% рынка сыров, один из основных производителей йогуртов и кисломолочных продуктов (в т.ч. под брендом Danone);
  • Pick 'n' Pay Retailers (Pty) Ltd — 12% рынка питьевого молока;
  • Parmalat SA (Pty) Ltd (входит в состав холдинга Lactalis Groupe) — 28% рынка сыров (лидер), 11% рынка питьевого молока, основной производитель йогуртов и кисломолочных продуктов;
  • Dairybelle (Pty) Ltd — 14% рынка сыров (второе место), один из основных производителей йогуртов и кисломолочных продуктов;
  • Nestle South Africa (Pty) Ltd — 34% рынка (лидер) прочих видов молочной продукции (кроме питьевого молока, сыров, йогуртов и ферментированных продуктов);
  • National Brands Ltd — 18% рынка (второе место) прочих видов молочной продукции;
  • Danone SA (Pty) Ltd — 10% рынка прочих видов продукции.

Примерная структура среднегодового спроса в ЮАР молочной продукции

Молоко пастеризованное и с увеличенным сроком хранения

716 384 275 л

Молоко ультрапастеризованное и стерилизованное

841 135 495 л

Ароматизированное молоко

36 836 468 л

Йогурт

219 721 970 л

Фасованные сыры (твердые и полутвердые сорта)

84 064 310 кг

Сливочные сыры

5 971 080 кг

Масло сливочное

21 748 401кг

Сливки

21 398 059 л

Сыры — одни из самых дорогих видов молочной продукции из-за высокой себестоимости производства в ЮАР. В частности, компания Parmalat SA производит сыры, по цене доступной в основном для целевой группы не ниже среднего класса доходности. И эта прослойка потребителей в ЮАР постепенно увеличивается. Конкуренция на рынке сыров растет, в т.ч. в силу влияния импорта широкого ассортимента известных европейских брендов (голландских, французских и т.д.). Между тем, по мнению Посольства, учитывая основную концентрацию рынка на твердых сортах сыров и довольно высокие цены на эту продукцию в целом, хорошую перспективу могли бы иметь, в частности, поставки белорусских сыров мягких сортов при условии конкурентной цены на них и устойчивости к длительной транспортировке.

Питьевые молочные продукты — производятся в ЮАР в широком разнообразии. С учетом сравнительно низкого уровня потребления молока на человека постепенно намечается тенденция к его перепроизводству. Это, а также снижение закупочных цен на сырое молоко основными переработчиками в свою очередь существенно влияет на конечную цену продукта, которая остается довольно невысокой. В погоне за увеличением прибыли южно-африканские производители молочных продуктов стремятся увеличить в них добавленную стоимость, внедряя новые качественные характеристики. В частности, Clover SA в последнее время пытается повлиять вкусовые предпочтения потребителя, внедряя выпуск ультрапастеризованного молока с разными ароматическими и вкусовыми добавками, позиционируя его как то же свежее молоко, но с увеличенным сроком хранения и новым вкусом. Например, сегодня среди покупателей набирает популярность молоко с ванильным запахом и вкусом (Clover MMMmilk). Таким образом, по мнению загранучреждения, белорусским экспортерам следовало бы обратить внимание на возможность производства и поставок питьевого молока с длительным сроком годности и различными ароматизаторами и вкусовыми добавками.

Йогурты и кисломолочные продукты — этот сектор традиционно считается одним наиболее высокодоходных. Здесь наблюдается экспансия интересов двух крупнейших производителей — Parmalat SA и Clover SA. Последний, после завершения к началу 2015 года годового контракта с Danone по выпуску йогуртов под его брендом, значительно расширил свое производство за счет выкупа у Dairybelle линий по выпуску йогурта и ультрапастеризованного молока, что позволило существенно расширить долю рынка Clover SA. По нашему мнению, распределение основных долей этого рынка между двумя крупными компаниями с одной стороны подогревает их конкуренцию в расширении ассортимента продукции, с другой — несколько ослабляет ценовое противостояние, что, теоретически, может улучшить перспективы экспорта белорусских йогуртов и т.д.

Иные виды молочной продукции — составляют достаточно специфичный сегмент рынка, сильно зависящий от тех или иных предпочтений потребителя. В частности, на фоне отсутствия серьезных колебаний в продажах простых сливок, в последнее время многие виды молочной продукции на основе сливочной эмульсии все больше подпадают под влияние потребительских диет, в особенности популярной диеты Бантинга, пропагандирующей для снижения веса потребление пищи с высокой долей белка и жиров. Главными сторонниками такой диеты является слой состоятельных потребителей, что обуславливает повышенный ценовой порог для этой продукции. В силу тех же потребительских тенденций увеличивается спрос на кислые йогурты с двойным содержанием сливок, в то время как спрос на охлажденные молочные десерты по той же причине падает. С учетом распространения среди потребителей концепций здорового питания белорусские молочные продукты, характеризующиеся содержанием натуральных ингредиентов, при правильном бренд-менеджменте могли бы составить достойную конкуренцию многим местным и импортным аналогам. Одним из перспективных видом белорусской продукции также могло бы стать сгущённое молоко с учетом его более высокого качества, чем, например, у того же Nestle.

Импорт и экспорт ЮАР молочной продукции (тыс. т), 2005 — 2015 гг.

Экспорт молочных продуктов на молочно-эквивалентной базе, 2005—2015 гг.

Основной объем произведенной в ЮАР молочной продукции идет на внутренне потребление и традиционно полностью обеспечивает спрос в стране. Между тем часть продукции экспортируется (Мозамбик, Ангола, Зимбабве, Намибию и др.), в то время как ежегодный импорт в среднем составляет около 35% от всего объема на рынке. В 2015 году экспорт молочных продуктов из ЮАР (в основном жидких) составил 71099 тонн, а импорт (в основном концентрированных) — 40199 тонн.

Основными странами импортерами являются Европейский союз (~46%, главным образом из Франции, Германии, Ирландии, Дании), а также из Новой Зеландии (17%) и Уругвая (11%).

Импорт молочных продуктов основных видов молочной продукции, 2014–2015 гг.

Код ТНВЭД

Наименование

2015 г. (кг)

2014 г. (кг)

2015 в % к 2014

 

04.01

Молоко и сливки

26 863 360

6 992 447

384.2

04.02

Концентрированное молоко

12 574 543

9 836 418

127.8

04.03

Пахта и йогурты

2 653 250

2 086 328

127.2

04.04

Сыворотка

9 365 343

9 480 080

98.8

04.05

Масло

5 131 861

2 071 983

247.7

04.06

Сыры

12 765 628

9 731 777

131.2

Итого:

 

69 353 984

40 199 034

172.5

Более детальная информация об импорте основных видов молочной продукции в физическом и стоимостном выражении за последние 10 лет изложена в Приложении 1 (Annexure A).

Таким образом, многие виды белорусской молочной продукции могли бы найти свою нишу на южно-африканском рынке. Между тем, основными вопросами, которые потребует в этом процессе от наших экспортеров тщательной проработки, по нашему мнению являются:

  • проработка возможности создания в ЮАР субъектов собственной товаропроводящей сети (торговых домов, дочерних компаний и т.д.); либо
  • поиск южно-африканских партнеров, уже работающих на рынке и поставляющих продукцию в крупные торговые сети.

Основное потребление пищевой продукции в ЮАР концентрируется вокруг пяти крупнейших торговых сетей: «SHOPRITE», «Checkers», «Pick 'n' Pay», «SPAR», «Woolworths». При поставках в иные, более мелкие сети и магазины станет вопрос экономической целесообразности с учетом расходов на доставку и ценовой конкуренции).

Исходя из распространенной в ЮАР торговой практики, немаловажным фактором в процессе выстраивании отношений с потенциальными африканскими партнерами является способность учета их агентских интересов (в виде процентов от сделки т.п.);

  • ценовая конкурентоспособность.

Следует понимать, что при вхождении на новый рынок с высокой конкуренцией от белорусских поставщиков потребуется максимальная гибкость как формировании самой отпускной цены продукта, так условий расчетов с контрагентами.

Необходимо также учитывать, что на ценовую конкуренцию с иными импортируемыми продуктами существенное влияние будет иметь наличие у ЮАР договора о свободной торговле с Европейским союзом, занимающим основную долю импорта пищевой продукции в ЮАР;

  • ограничение экспорта продукции со сроком годности, недостаточным для длительных морских транспортировок;
  • соответствие нормативным требованиям, предъявляемым к упаковке и фасовке, а также предпочтениям покупателей (упаковка должна отвечать требованиям соответствующих стандартов, а информация на ней должна быть исключительно на английском языке, желательно в заводском исполнении, а не в виде просто наклеенных поверх стикеров);
  • первоначальные затраты на маркетинг и рекламу продукции.

Белорусская пищевая продукция пока абсолютно не известна для южно-африканских потребителей. Дополнительной сложностью может стать преодоление высокого консерватизма в выборе продукции как со стороны самого ритейла, так и со стороны покупателей.

Все это на этапе вхождения на рынок потребует агрессивной маркетинговой и рекламной политики, одними из ключевых элементов которой по нашему мнению, должны стать активное участие в специализированных выставках, проведение различных рекламных акций, включая бесплатные дегустации в торговых сетях и т.д.

Процедура поставок в ЮАР сельскохозяйственной продукции

Общие правила ввоза продукции в ЮАР

Южно-африканское законодательство мало различает местных производителей и импортеров. Импортеры и эксперты для ведения коммерческой деятельности в ЮАР должны быть зарегистрированы в южно-африканской службе налогов для целей налогообложения, в случае если стоимость торговых товары превышает 20,0 тыс. рандов (порядка 2 тыс. долл. США). Регистрация, в среднем, занимает один день, по окончанию которой заявитель получает таможенный кодовый номер. Этот номер должен быть вписан во все таможенные декларации.

Все сопроводительные документы (коносамент, коммерческий счет и т.п.) подаются в таможенную службу вместе с таможенной декларацией в порту перед поставкой товара. Коммерческий счет должен содержать все необходимые реквизиты, позволяющие таможенной службе ЮАР определять стоимость товара для начисления таможенной пошлины.

Ввозимые в ЮАР товары подлежат обязательному декларированию и обложению таможенными пошлинами и местными налогами, включая НДС, акцизами (на вино, пиво, другие алкогольные напитки, топливо и т.д.) и сборами (некоторые виды сельскохозяйственных товаров и т.п.), в отдельных случая применяются экологические сборы.

НДС установлен на некоторые местные и импортируемые товары в размере 14%. Товары, предназначенные на экспорт, некоторые базовые пищевые товары (коричневый хлеб, кукурузная мука, куриные яйца, молоко, фрукты и овощи), некоторые товары, используемые в сельском и фермерском хозяйстве (корма, семена, удобрения, пестициды, ветеринарные препараты), некоторые виды топлива (осветительный парафин, дизельное топливо, газолин), международные перевозки грузов и пассажиров освобождены от уплаты этого налога.

Ввоз в ЮАР сельскохозяйственной продукции

Вся импортируемая в ЮАР сельскохозяйственная продукция должна соответствовать требованиям санитарных и фитосанитарных норм, качественным параметрам и требованиям к маркировке товара. Ответственность за это возлагается на импортера. Требования к этим товарам основаны на международных стандартах, однако требования к пищевой продукции несколько строже и базируются на национальных стандартах качества и технического регулирования.

Органом, ответственным за регулирование вопросов санитарной и фитосанитарной безопасности, является Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства ЮАР (http://www.daff.gov.za/). Оно также ответственно за проведение инспекций и выдачу соответствующих сертификатов на сельскохозяйственную продукцию.

Основным документом, регулирующим вопросы санитарной и фитосанитарной безопасности, является Закон о сельскохозяйственных вредителях - Agricultural Pests Act (http://www.nda.agric.za/docs/NPPOZA/Agricultural%20Pests%20Act.pdf), определяющий основные процедуры качественного контроля, ввоза, отбора проб, проведение расследований и конфискации, регулирование продаж и импорта сельскохозяйственных продуктов, установление размера соответствующих сборов.

Требования к качеству и безопасности импортируемых продуктов варьируются в зависимости от конкретного вида продукции.

Другим важным нормативным актом, регулирующим вопросы оборота сельскохозяйственной продукции в ЮАР, включая импорт, является Закон о стандартах сельскохозяйственной продукции (http://www.nda.agric.za/docs/NPPOZA/APS%20Act.pdf). Документ определяет процедуру надзора за соответствием национальным требованиям к качеству и безопасности сельскохозяйственной продукции, в том числе при импорте, а также правила упаковки и маркировки товаров, предназначенных для продаж на рынке ЮАР.

Определенные требования к маркировке (так же, как и к качеству) применяются к значительному количеству различных товаров, включая фрукты, цветы, зерно, переработанные продукты растительного и животного происхождения, мясные и винно-водочные продукты. Пищевые товары, содержащие пищевые добавки, используемые в качестве антиоксидантов, подсластителей, красителей, отвердителей, глутамата натрия, ароматизаторов и консерваторов, должны содержать маркировку, указывающую на наличие этих веществ.

Для ввоза сельскохозяйственной продукции требуется импортное разрешение (фитосанитарное разрешение — для продукции растительного происхождения, ветеринарное разрешение — для продукции животного происхождения), которое выдается Министерством сельского, лесного и рыбного хозяйства ЮАР. Импортер обязан получить такое разрешение до момента ввоза продукции на территорию ЮАР. С процедурой получения ветеринарного разрешения можно ознакомиться по следующей ссылке: http://www.daff.gov.za/daffweb3/Branches/Agricultural-Production-Health-Food-Safety/Animal-Health/importexport/permit. Ветеринарный сертификат, который выдается вместе с импортным разрешением, должен быть заполнен на английском языке ветеринарным специалистом, уполномоченным на это ветеринарной службой страны экспортера. Оба документа предъявляются представителю Государственной ветеринарной службы ЮАР в порту, где будет разгружаться товар. С процедурой получения фитосанитарного разрешения можно ознакомиться по следующей ссылке: http://www.daff.gov.za/daffweb3/Branches/Agricultural-Production-Health-Food-Safety/Plant-Health/Import-into-SA.

В условиях отсутствия между Беларусью и ЮАР международного договора, предусматривающего особый порядок взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией, допуск на ее ввоз в ЮАР из Беларуси будет осуществляться в соответствии с национальным законодательством ЮАР, а также международными стандартами (принятыми, например, в рамках Всемирной организации здоровья животных).

В частности, согласно разъяснениям, полученным в Директорате по вопросам здоровья животных при Министерстве сельского, лесного и рыбного хозяйства ЮАР, учитывая, что до настоящего времени пищевая продукция животного происхождения, включая молочную, из Беларуси не поставлялась, белорусским экспортерам сначала потребуется пройти процедуру проверки ее соответствия требованиям безопасности и качества. Основные элементы этой процедуры заключаются в следующем:

  • изучение инфекционной среды в Беларуси на основе докладов специализированных международных организаций, включая ВОЗЖ, после чего определяется необходимость дополнительных исследований;
  • в случае положительного результата исследования первичной информации, направление белорусскому ветеринарному ведомству перечня соответствующих вопросов;
  • принятие, на основании ответной информации белорусского ветеринарного органа, решения о необходимости направления в Беларусь инспекционной группы для дополнительного изучения инфекционной (эпидемиологической) ситуации, а также о принятии специализированных программ ветеринарного контроля / надзора и их финансировании;
  • в случае, если ответная информация белорусского ветеринарного органа и отчет инспекционной группы (если потребуется) будут признаны положительными, для определения формальностей, необходимых для получения импортного разрешения и ветеринарного сертификата, инициируются переговоры компетентных структур двух стран. Эта стадия завершается как только обе стороны придут к консенсусу (страна- импортер убеждается в достаточности сформированных требований к ввозу, а страна-экспортер — в обоснованности их применения и возможности их выполнения).

После того, как все из перечисленных основных этапов пройдены, южно-африканский Директорат по вопросам здоровья животных инициирует включение шаблона разрешения на ввоз продукции из Республики Беларусь в специализированную систему их выдачи, после чего может осуществляться их выдача.

По информации указанного Директората, данная процедура требует существенных трудовых и временных ресурсов и поэтому может занять довольно длительное время.

Между тем Посольство полагает, что к выполнению данной работы необходимо приступить безотлагательно. Наиболее эффективным способом для этого представляется интенсификация переговоров между аграрными ведомствами двух стран, в первую очередь, в рамках обсуждения проекта соглашения о межведомственном сотрудничестве (на текущем этапе предложения по проекту документа уже длительное время находятся на рассмотрении южно-африканской стороны).

Особенности ввоза и продажи в ЮАР молочной продукции

В ЮАР действует некоммерческая организация «Milk SA» (www.milksa.co.za), объединяющая южно-африканские Организацию производителей молока и Организацию переработчиков молока. Несмотря на то, что данная структура не является государственной, она тесно взаимодействует с Министерством сельского, лесного и рыбного хозяйства ЮАР и, фактически, является «проводником» национальной политики развития молочной индустрии и в целом рынка молока ЮАР.

Законом ЮАР 1996 года № 47 «О маркетинге сельскохозяйственной продукции» на импортеров и дистрибуторов молочной продукции наложена обязанность зарегистрироваться в «Milk SA» и уплачивать соответствующие сборы (доходы от сборов направляются на различные образовательные программы в индустрии, создание условий безопасности и качества торговли, научные исследования и разработки и т.д.). Стоит еще раз подчеркнуть, что данная обязанность равно, как и получение разрешения на импорт и ветеринарного сертификата распространяется исключительно на импортера — т.е. коммерческую организацию, зарегистрированную в ЮАР.

В зависимости вида товаров (по 4-хзначному коду ТН) установлены следующие размеры сборов (в центах ЮАР): 0401 — 1,3 ц/кг, 0402 — 12,5 ц/кг, 0403 — 4,7 ц/кг, 0404 — 3,8 ц/кг, 04.05 — 13,4 ц/кг, 0406 — 18,7 ц/кг.

Другой важной некоммерческой организацией, реализующей в ЮАР политику в сфере безопасности молочной продукции является Агентство стандартов молочной продукции (www.dairystandard.co.za). Главной его задачей является содействие обеспечению производителями и продавцами молочной продукции ее соответствия требованиям состава, пищевой безопасности и метрологическим стандартам. В отличие от предыдущей, обязательная регистрация в этой организации и уплата сборов не предусматривается. Однако взаимодействие с ней производителей и продавцов молочных товаров призвано облегчить выполнение ими многих технических стандартов для доступа данной продукции на рынок.

Информация о применяемых в ЮАР классах и стандартах качества молочной продукции в Приложении 2.

Дополнительные источники информации:

Для более детальной проработки вопроса предлагаем использовать дополнительные материалы (Таможенный тариф ЮАР с информацией об акцизных и иных сборах, требованиях к лицензированию импорта, а также перечнем и текстами международных договоров, устанавливающих особые торговые режимы и т.д.; интернет-ссылки на таможенные тарифы Мозамбика, Зимбабве и Анголы; практически исчерпывающий комплекс материалов по вопросу ветеринарного и фитосанитарного контроля в ЮАР), подготовленные и размещенные Посольством в сети Интернет по ссылке: https://drive.google.com/file/d/0B-fhaoV2kyDjdGRrU2lPM3RBc3M/view?usp=sharing.

Важнейшие документы, регулирующие основные вопросы молочной индустрии и оборота этой продукции в ЮАР можно найти здесь:

Некоторые особенности развития текущей ситуации в сельском хозяйстве ЮАР, создающие благоприятные условия для поставок из Беларуси сельскохозяйственной продукции

На текущую ситуацию в сельском хозяйстве ЮАР, равно как и в ряде иных стран региона Юга Африки, оказывают пагубные последствий длительной засухи, спровоцированной экстремальными природным феноменом «Эль-Ниньо», а теперь сменяющимся новым — «Ла-Нинья».

Два последовательных сезона засухи, ставших худшими за последние 35 лет, сильно сократили урожаи основных культур зерновых, в первую очередь кукурузы и пшеницы. Повсеместные неурожаи усугубили хроническое недоедание в регионе. В ЮАР, Зимбабве, Намибии, Ботсване и Свазиленде вследствие нехватки пастбищ, воды и вспышек болезней падеж скота составил более 640 тыс. голов.

По данным Сельскохозяйственной деловой палаты ЮАР («Agbiz») индекс уверенности в сельскохозяйственной отрасли во втором квартале 2016 года опустился ниже 50 пунктов, что свидетельствует о спаде в сельскохозяйственном секторе. В этом году южноафриканские фермеры засеяли на 22% меньше территорий. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO) сообщает, что на пике предстоящего межсезонья в начале 2017 года почти 40 миллионов человек в регионе Юга Африки могут столкнуться с проблемой нехватки продовольствия. Цены на продукты питания в регионе ощутимо выросли.

Для смягчения этих разрушительных последствий FAO подготовлен план поддержки, направленный на обеспечение африканских фермеров и животноводов семенами, удобрениями и средствами производства. Затраты на реализацию мер в рамках плана потребуют, по меньшей мере, 109 млн. долл. США. План реагирования ФАО охватывает 10 стран, запросивших помощь: Лесото, Мадагаскар, Малави, Мозамбик, Намибию, ЮАР, Свазиленд, Танзанию, Замбию и Зимбабве.

Между тем страны Сообщества развития Юга Африки (САДК) обратились к гуманитарным структурам ООН о дополнительной поддержке, затраты на которую существенно превышают те, которые требуются для реализации плана реагирования ФАО. Согласно призыву САДК для предотвращения и борьбы с последствиями Эль-Ниньо в регионе требуется гуманитарная помощь в размере 2,7 млрд. долл. США.

ФАО также призывает к увеличению помощи, позволяющей, в частности, обеспечить африканских фермеров возможностью производить засухоустойчивые семена и корма, а также технологиями климатически оптимизированного сельского хозяйства, таких как ресурсосберегающее сельское хозяйство «climate-smart agriculture». Основная его цель состоит в том, чтобы помочь повысить в будущем устойчивость урожаев к проявлениям изменения климата, включая, стихийные бедствия.

Полагаем, что сложившаяся ситуация должна быть использована белорусскими экспортерами для проработки перспектив поставок белорусской продукции (удобрений, тракторов и иной сельхозтехники, продовольствия и т.п.) в рамках реализации ФАО указанных региональной программы поддержи африканских фермеров, а также напрямую южно-африканским покупателям.

Складывающаяся тем временем на рынке ЮАР и других стран южной части Африки конъюнктура (неурожаи из-за засухи, рост затрат на комбикорма, девальвация национальной валюты) может создать новые возможности для поставок белорусской сельскохозяйственной продукции.

Так, например, неплохую перспективу могут получить поставки:

  • растительного масла (в январе-июле 2015/16 маркетингового года импорт растительных масел был увеличен до 406 тыс. тонн против 327 тыс. тонн в 2014/15 МГ. Наибольшую долю заняло пальмовое масло — 259 (236) тыс. т., соевое — 71 (67) тыс. т., подсолнечное — 75 (25) тыс. т.);
  • муки и мучных изделий, включая кондитерские (засушливый сезон привел к росту импорта пшеницы и цен на соответствующую продукцию. В сезоне 2015/16 ЮАР импортировала 2,029 млн. т. пшеницы — на 10,7% больше, чем сезоном ранее. Основными поставщиками стали: Россия — 931,3 тыс. т. (719,8 тыс. т. в сезоне 2014/15), Германия — 283,5 (348,4) тыс. т., Польша — 185,0 (91,5) тыс. т., США — 177,9 (28,3) тыс. т., Литва — 151,0 (43,8) тыс. т., Украина — 109,4 (279,4) тыс. т., Канада — 102,8 (105,5) тыс. т.). Между тем, для защиты собственных производителей пшеницы Верховный Суд ЮАР обязал правительство страны повысить пошлину на 30% (с 1224 до 1591 рандов за тонну. Однако Палата хлебопеков ЮАР это решение не поддерживает, ссылаясь на последствие удорожания в этом случае батона на 20%);
  • круп и изделий из них (каши и т.д.);
  • комбикормов для птицеводства (нехватка и рост цен на кукурузу вынуждают многие южно-африканские птицефабрики импортировать сырье для производства. Это, в частности, подтверждает крупнейший производитель комбикормов и мяса птицы в ЮАР компания Astral Foods).

 

Смотреть все
Отраслевые ресурсы