Главная   / /   Обращения граждан и юридических лиц  / /   Часто задаваемые вопросы

Часто задаваемые вопросы

  • Пояснения по отнесению (не отнесению) продукции, классифицируемой кодами ТН ВЭД ЕАЭС 1905 90 600 0 и 1905 90 900 0, к хлебу и хлебобулочным изделиям в связи с внесенными с 01.01.2022 г. изменениями в Налоговый кодекс Республики Беларусь

    В связи с массово поступающими обращениями производителей (импортеров) продукции, классифицируемой кодами ТН ВЭД ЕАЭС 1905 90 600 0 и 1905 90 900 0, с целью отнесения (не отнесения) ее к хлебу и хлебобулочным изделиям, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в соответствии с частью второй подпункта 2.2 пункта 2 статьи 122 Налогового кодекса Республики Беларусь разъясняет следующее.

    В соответствии с письмом Министерства по налогам и сборам от 30.12.2021 № 2–1–9/02916 продукция, классифицируемая кодами ТН ВЭД ЕАЭС 1905 90 600 0 и 1905 90 900 0, относится к хлебу и хлебобулочным изделиям исходя из ее краткого наименования, состава и технологии изготовления.

    Указанная информация содержится в рецептуре на данную продукцию, технологической инструкции по ее изготовлению, где описывается технология производства, а также в технических нормативных правовых актах, в соответствии с которой она производится (СТБ, ГОСТ, ТУ). Отнесение продукции к хлебу, хлебобулочным изделиям осуществляется производителем (импортером) на основании таких СТБ, ГОСТ, ТУ.

    Справочно: Согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 раздела 2 государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1964–2009 «Хлебопекарное производство. Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта от 29.12.2009 № 73: хлебобулочное изделие – изделие, изготавливаемое из основного сырья для хлебобулочного изделия или из основного сырья для хлебобулочного изделия и дополнительного сырья для хлебобулочного изделия. К хлебобулочным изделиям относятся: хлеб, булочное изделие, мелкоштучное булочное изделие, сдобное хлебобулочное изделие, изделие пониженной влажности; пирог, пирожок, пончик.

  • Пояснения к Закону «О селекции и семеноводстве сельскохозяйственных растений»

    В связи с массово поступающими обращениями от граждан Республики Беларусь, государственных органов (организаций) по разъяснению положений Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 102-З «О селекции и семеноводстве сельскохозяйственных растений» (далее – Закон), в вопросах осуществления физическими лицами (в том числе гражданами Республики Беларусь, осуществляющими ведение личного подсобного хозяйства) деятельности по производству и реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, в том числе семян сельскохозяйственных растений, Министерство сельского хозяйства и продовольствия в соответствии с абзацем вторым статьи 10 Закона и пунктом 2 статьи 69 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018г. № 130-З «О нормативных правовых актах» разъясняет следующее.

    Согласно статьи 1 Закона семенами сельскохозяйственных растений являются собственно семена растений, саженцы, плоды, части сложных плодов, соплодия, луковицы, клубни, меристемные материалы и другие генеративные и вегетативные части сельскохозяйственных растений, предназначенные для размножения (воспроизводства) сельскохозяйственных растений.

    В соответствии со статьей 16 Закона при реализации семян сельскохозяйственных растений их сортовые и посевные качества должны подтверждаться соответствующими документами.   

    Согласно абзаца четвертого части пятой статьи 16 Закона, реализация семян сельскохозяйственных растений лицами, не являющимися субъектами семеноводства сельскохозяйственных растений, то есть физическими лицами, запрещается.

    Справочно: субъекты семеноводства сельскохозяйственных растений — это юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся семеноводством сельскохозяйственных растений (часть вторая статьи 4 Закона).

    Вместе с тем, плоды, клубни, рассада овощных и цветочных растений, не предназначенные для последующего размножения (воспроизводства), под действие Закона не подпадают, следовательно их реализация физическими лицами, в том числе гражданами Республики Беларусь, осуществляющими ведение личного подсобного хозяйства, Законом не запрещается.

    Таким образом, реализация на торговых местах рассады овощных и цветочных растений физическими лицами может осуществляться при наличии у них свидетельства на семена сельскохозяйственных растений, подтверждающего качество высеянных семян и выращенной из них рассады, что в свою очередь соответствует требованиям, указанным в абзаце пятнадцатом пункта 47 Правил функционирования рынков, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля    2014 г. № 686.

    Справочно: согласно статьи 24 Закона, свидетельство на семена сельскохозяйственных растений является документом, подтверждающим сортовые и посевные качества реализуемых семян сельскохозяйственных растений, в том числе ввезенных в Республику Беларусь, выдаваемым (при необходимости) продавцом семян сельскохозяйственных растений при реализации их приобретателю. 

    На основании вышеизложенного и в целях исключения неясностей в содержании и понимании положений Закона, а также противоречий в практике его применения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия считает обоснованным на местах в средствах массовой информации, а также на интернет-сайтах государственных органов (организаций) организовать информирование населения и иных заинтересованных лиц об установленных требованиях Закона в области семеноводства сельскохозяйственных растений.

  • Вопросы по реализации Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 06.12.2021 № 700 «О применении специальных мер в отношении отдельных видов товаров»

    1. Какие товары запрещены к ввозу в соответствии с Постановлением Совета Министров №700?

    Ответ:

    Импорт товаров, ввозимых под кодам ТН ВЭД ЕАЭС согласно Приложению «Перечень запрещенных товаров» к Постановлению Совета Министров №700, запрещен.

    При этом стоит обратить внимание, что в случае, если в Перечне запрещенных товаров указан код ТН ВЭД на 4 знаках, то субпозиции на 6 и 10 знаках также запрещены к ввозу.

    Правильность отнесения товаров к кодам ТН ВЭД относится к компетенции Государственного таможенного комитета.


    2. В какой государственный орган необходимо обращаться по вопросу выделения квот на ввоз товаров, попавших под действие Постановления Совета Министров №700?

    Ответ:

    Приложением «Перечень запрещенных товаров» к Постановлению Совета Министров №700 закреплён перечень государственный органов, ответственных за установление и распределение квот согласно кодам ТН ВЭД ЕАЭС. В этой связи обращения по вопросу выделения квот, а также по иным вопросам в рамках действия Постановления Совета Министров №700 необходимо адресовать в закрепленные органы.


    3. Какой выделен размер квот на ввоз запрещенных товаров и какой порядок их распределения?

    Ответ:

    Квоты будут распределены между заявителями согласно Приложению «Положение о квотировании ввоза на территорию Республики Беларусь отдельных видов товаров». В Положении изложен порядок действий, необходимых для получения квоты, необходимые документы и сроки их рассмотрения.

    С целью реализации Постановления Совета Министров №700, Минсельхозпродом разработан соответствующий Приказ, с которым можно ознакомиться можно ознакомиться на сайте министерства (раздел «Правовые акты», подраздел «Тарифные квоты»).

  • Реализация крестьянско-фермерскими хозяйствами возможности приобретения неиспользуемого имущества, в том числе находящегося на балансе сельскохозяйственных организаций

    29.08.2019

    1. Как узнать, какие неиспользуемые объекты сейчас есть в наличии и где они расположены?

    Неиспользуемые объекты могут быть государственной и частной формы собственности. Все организации, как государственной, так и частной формы собственности, подают информацию о количестве таких объектов в Комитеты государственного имущества соответствующего облисполкома, которая размещается на их интернет-сайтах. Сводная информация о таких объектах находится на сайте Госкомимущества, который расположен по адресу www.gki.gov.by.

    Таким образом, фермер может обратиться в Комитет государственного имущества облисполкома и получить информацию, которую предоставили относящиеся к определенной территории организации, в том числе сельскохозяйственные.

    Также на сайтах облисполкомов и Госкомимущества можно найти информацию о сроках проведения аукционов по продаже неиспользуемых объектов государственной формы собственности и начальной цене их продажи.

    2. Как регламентируется продажа или сдача в аренду объекта?

    Если имущество государственное, порядок продажи и сдачи в аренду, в настоящее время, регламентируется Указом Президента от 4 июля 2012 г. № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом».

    В зависимости от вида собственности: республиканской или коммунальной — решение о продаже принимается республиканскими органами управления или местным исполкомом.

    Если объект, который находится в республиканской собственности, стоит более 10 тыс. базовых величин, то решение о продаже объекта принимает Совет Министров Республики Беларусь (путем принятия постановления). Если стоимость ниже, достаточно приказа соответствующего госоргана, согласованного с Госкомимуществом. Стоимость подтверждается Комитетом государственного имущества соответствующего облисполкома.

    Передачу в аренду республиканские и коммунальные организации решают сами по согласованию соответственно с органом госуправления или исполкомом.

    Что касается частного имущества, которое находится на балансе акционерных обществ, сельскохозяйственных производственных кооперативов и частных унитарных предприятий, то тут все решается самой организацией. Проще всего обратиться напрямую к директору, который может согласовать продажу или передачу объекта в аренду с наблюдательным советом организации.

    3. Обязательно ли проводить аукцион?

    Если имущество государственное, аукцион обязателен. Однако есть случаи, когда фермер арендует помещение или постройку уже более трех лет, и тогда торги можно не проводить — возможна просто прямая продажа.

    4. Может ли фермер сам инициировать аукцион?

    Конечно. Требуется только подать в адрес организации на балансе которой находится имущество заявление вида: «Прошу организовать аукцион по продаже такого-то имущества в связи с тем, что я заинтересован в его приобретении…».

    5. Кто и как проводит аукционы?

    В случае продажи госсобственности на аукционе есть постановление Совета Министров от 12 июля 2013 г. № 609 «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения аукционов по продаже отдельных объектов, находящихся в государственной собственности». Как правило, аукционы проводятся Комитетами государственного имущества облисполкомов.

    В случае если неиспользуемой недвижимостью владеет частное предприятие, также могут организовываться аукционы по аналогии с продажей гособъектов. Собственник может разработать аналогичное постановление внутри своей организации и затем утвердить его общим собранием акционеров. Но как правило, организации обращаются в Комитет государственного имущества соответствующего облисполкома и все вопросы с документами решают профессионалы. При этом с комитетом заключается договор об оплате услуг, и далее организовывается аукцион, но по частному имуществу.

    6. Может ли фермер принять участие в аукционе, если тот проводится в другом районе или области?

    Безусловно. В любой точке Беларуси можно приобрести объект, если устраивает логистика и цена.

    7. Что делать, если в аукционе, кроме фермера, никто больше не хочет участвовать?

    Надо понимать, что аукцион организовывается в любом случае. Если на имущество находится только один покупатель, аукцион признается несостоявшимся. Затем вопрос рассматривается снова, и фермер имеет право приобрести выставленное на аукцион имущество по цене на 5 % выше стартовой.

    8. Кто устанавливает стартовую цену на объект? Может ли фермер повлиять на ее формирование?

    Фермер повлиять не может. В случае государственного имущества цена устанавливается как внутренняя оценочная стоимость, формируемая в организации, которая затем подтверждается Комитетом государственного имущества облисполкома. Формируется оценочная стоимость исходя из данных бухгалтерского учета. Существует приказ Государственного комитета по имуществу от 13 января 2017 г. № 6 «Об утверждении технического кодекса установившейся практики», в котором четко и подробно определено, как формировать оценочную стоимость.

    Что касается частной организации, то она может либо формировать стартовую стоимость по аналогии с государственной, либо устанавливать цену исходя из экономической обоснованности (т. е. чтобы продажа не повлекла убытки и не была ниже балансовой стоимости). Если технические характеристики объекта не соответствуют его стоимости, частная организация может снизить стоимость.

    9. Что такое аукцион с начальной ценой, равной одной базовой величине?

    При продаже государственного имущества окончательная цена объекта формируется по результатам аукциона. Однако бывает, что объект, выставленный на аукцион по оценочной стоимости, не находит покупателя. Тогда аукцион признается несостоявшимся. Затем цена понижается на 20 %, после чего объект снова выставляется на торги. Если и в этом случае продажи не происходит, цена снижается на 50 %, затем — на 80 %. Если же и по минимальным расценкам продать объект не удалось, то на пятом по счету аукционе стартовая цена определяется как 1 базовая величина.

    10. Что такое аренда с правом выкупа?

    Если фермер три года арендует объект, он вправе заявить о желании его приобрести и имеет преимущественное право выкупить объект по рыночной стоимости. Аукцион в таком случае не проводится. Заявление арендатора рассматривается государственной организацией на предмет целесообразности продажи имущества и организация формирует свое предложение и направляет в государственный орган для принятия решения.

    Что касается частных компаний, то они могут действовать по аналогии с государственными или не ждать три года и просто продать объект арендатору.

    11. Что можно делать с приобретенным объектом (ремонтировать, перепрофилировать)?

    С объектом можно делать все, что не запрещено законодательством. При этом улучшения будут включаться в стоимость. Однако здесь есть нюанс: если фермер приобретает объект госимущества на аукционе с начальной ценой, равной одна базовая величина, то в договоре устанавливаются условия использования объекта для какой-то определенной деятельности на определенный срок.

    Если говорить о частном имуществе, то в договоре купли-продажи также бывают какие-то условия. Например, указывается, что нельзя сносить, а надо использовать под производственную деятельность. Но как правило, больших ограничений на использование имущества в договорах купли-продажи нет.

    12. Как быть, если часть объекта задействована в производстве?

    Предположим, что на предприятии произошла модернизация, в результате которой высвободилась часть площадей. Если производственный процесс не позволяет их задействовать в силу норм безопасности, санитарии или других причин, то они так и будут пустовать. Такие площади не продаются.

    13. Если объект передается в аренду, кто устанавливает арендные ставки? Каков их размер?

    Все, что касается государственного имущества, регламентируется Указом Президента от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом».

    По частному имуществу либо применяются аналогичные механизмы, либо утверждается свой вариант. Исключение составляют лишь торговые места, аренда которых также регулируется Указом № 150.

    Справочно. С 15 ноября 2019 г. вступит в силу Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2019 г. № 169 «О распоряжении государственным имуществом», в соответствии с которым претерпят незначительные изменения ответы на вопросы 1–13.

    14. Может ли фермер взять в аренду сельскохозяйственное предприятие.

    Может, если сельскохозяйственная организация включена в перечень неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, подлежащих финансовому оздоровлению, утвержденный облисполкомом в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 октября 2018 г. № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций».

    Заявление с предложением о сдаче предприятия в аренду необходимо направлять в сельскохозяйственную организацию.

    В зависимости от формы собственности:

    • республиканская сельскохозяйственная организация либо хозяйственное общество с долей Республики Беларусь будет действовать в соответствии с Положением о сдаче в аренду, в том числе с правом последующего выкупа предприятия как имущественного комплекса сельскохозяйственной организации по результатам реализации бизнес-плана по ее финансовому оздоровлению, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2019 г. № 167 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 2 октября 2018 г. № 399»;
    • коммунальная сельскохозяйственная организация либо хозяйственное общество с долей административно-территориальной единицы будет действовать в соответствии с порядком, установленным соответствующим местным Советом депутатов.

    Размер годовой арендной платы будет составлять 5 процентов от балансовой стоимости имущества, включенного в имущественный комплекс, но не менее 500 базовых величин на 31 декабря года, предшествующего году, в котором принимается решение о сдаче в аренду.

    Имущественные комплексы названных сельскохозяйственных организаций, при исполнении арендатором бизнес-плана и условий договора аренды имущественного комплекса, по решению Президента Республики Беларусь могут быть проданы ему путем прямой продажи.

    В ином случае, сельскохозяйственные организации, включенные в вышеназванный перечень, могут быть проданы только на аукционе (конкурсе). Начальная стоимость продажи имущественного комплекса может быть как рыночной, так и оценочной сниженной на 20, 50 и 80 процентов, в зависимости от наличия убытков в сельхозорганизации за последние три года. Решение о выборе начальной стоимости продажи осуществляется республиканскими органами управления или местным исполкомом в зависимости от вида собственности сельскохозяйственной организации.

     

  • Ответы на обращения граждан по вопросам, относящимся к компетенции Минсельхозпрода, обратившихся с вопросом накануне и в ходе встречи Главы государства с представителями общественности и экспертного сообщества, белорусских и зарубежных СМИ «Большой разговор с Президентом»

    ОТВЕТЫ
    на обращения граждан по вопросам, относящимся к компетенции Министерства сельского хозяйства Республики Беларусь, обратившихся с вопросом накануне и в ходе встречи Главы государства с представителями общественности и экспертного сообщества, белорусских и зарубежных СМИ «Большой разговор с Президентом» 1 марта 2019 г. 

    Суть вопроса

    Ответ

    О технологии выращивания подзимних овощей и ее внедрении

    Подзимний посев семян – старый и хорошо проверенный способ выращивания ранних овощей. Он был разработан в СССР в 20–30 годы прошлого века и широко использовался в народном хозяйстве. Подзимние посевы применяются для получения ранней продукции холодостойких овощных культур, которые нецелесообразно выращивать через рассаду.

    В Республике Беларусь из-за нестабильных погодных условий в зимнее время, такой агроприем не получил широкого распространения в общественном секторе. Существенным ограничением распространения данной технологии является ухудшение лежкости полученной продукции, по сравнению с продукцией, полученной при весеннем посеве.

    В крестьянских (фермерских) хозяйствах на торфяно-болотных почвах имеется положительный опыт выращивания моркови через подзимние посевы, что позволяет экономить время весной, не дожидаясь схода талых вод. Считаем, что данная технология может широко применяться на личных приусадебных участках граждан.

    О нерентабельности сельского хозяйства

    Согласно официальной статистической информации рентабельность продаж сельского хозяйства Республики Беларусь за 2018 год составила 4,6 % (в 2017 году – 6,4%), чистая прибыль – 578 млн.рублей, количество убыточных организаций уменьшилось с 181 в 2017 году до 144 в 2018 году. На снижение рентабельности сельского хозяйства в прошедшем году значительное влияние оказал недобор урожая 2018 года, вызванный неблагоприятными погодными условиями.

    О повышении закупочных цен на молоко

    В соответствии с законодательством государственное регулирование цен на молоко в Республике Беларусь в настоящее время не осуществляется. Закупочные цены на молоко формируются исходя из складывающихся затрат, качества молока и прибыли с учетом конъюнктуры внешнего рынка на готовую продукцию и соблюдения прогнозных параметров инфляции на продукцию, реализуемую на внутреннем рынке.

    Согласно официальной статистической информации в 2018 году по сравнению с 2017 годом закупочные цены в среднем по республике повысились на 9,6 %. Кроме того, на молоко, как сельскохозяйственным организациям, так и гражданам, сдающим молоко из личных подворий, к закупочным ценам из средств бюджета выплачиваются надбавки.

    О возврате к ручному земледелию

    За последние десятилетия в Республике Беларусь достигнут высокий уровень производства сельскохозяйственной продукции, что позволило полностью обеспечить продовольственную безопасность Республики Беларусь и динамично развивать экспорт продукции. Значительная часть производимой продукции (около 60 процентов продукции животноводства) реализуется в страны ближнего и дальнего зарубежья. Объемы экспортируемой сельскохозяйственной продукции в ценовом выражении ежегодно составляют более 5 млрд. долларов США, или 5–7 процентов в общем экспорте республики.

    Для сохранения достигнутых позиций и дальнейшего развития отрасли, обеспечения конкурентоспособности продукции аграриям необходимо постоянно совершенствовать существующие технологии производства, используя достижения современной отечественной и зарубежной науки.

    Возврат к ручному земледелию может поставить под угрозу продовольственную безопасность страны.

    О взаимосвязи науки с производством, использовании научных разработок в сельском хозяйстве и об IT-разработках в области садоводства

     

    Развитие сельскохозяйственного производства тесно связано с развитием сельскохозяйственной науки. Внедрение передовых научно-технических достижений позволяет повысить эффективность производства (увеличить урожайность сельскохозяйственных культур, обеспечить устойчивость растений к вредителям и болезням, проводить сортосмену и сортообновление и т.д.).

    Предлагаемая разработка в области садоводства и учета плодовых насаждений, перед внедрением в производство требует совместного с организациями НАН Беларуси комплексного детального изучения, сравнения с имеющимися аналогичными базами данных в мире.

    Такие базы данных разрабатываются высококвалифицированными специалистами IT-сферы. Например, в США активно используется база данных GreenGlobal, которая формировалась в течение 15 лет.

    В этой связи считаем, что автору необходимо обратиться в Национальную академию наук Беларуси, в частности в РУП «Институт плодоводства», для его участия в предлагаемой разработке в качестве возможного соисполнителя.

    О привлечении фермерских хозяйств к вопросам финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций

    В настоящее время в ходе реализации Указа  Президента Республики Беларусь от 2 октября 2018 г. № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» КФХ могут выступить в качестве инвестора сельскохозяйственной организации путем аренды имущественного комплекса, доверительного управления государственным пакетом акций, заключения договора о передаче полномочий руководителя, а также приобретения на условиях конкурса или аукциона.

    Порядки, в соответствии с которыми инвестор может приобрести неплатежеспособную сельскохозяйственную организацию, имущество (акции, доля в уставном фонде) которой принадлежит Республике Беларусь утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2019 г. № 167 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 2 октября 2019 г. № 399».

    Аналогичные порядки для организаций имущество (акции, доли в уставном фонде) которых находятся в собственности административно-территориальных единиц, утверждаются соответствующими Советами депутатов.

    О необходимости наличия непрерывного трудового стажа в сельскохозяйственной организации для приобретения жилья с оплатой в рассрочку на двадцать лет

    В соответствии с пунктом 9 Указа Президента Республики Беларусь от 17 июня 2011 г. № 253 «Об отдельных вопросах купли-продажи жилых домов (квартир) сельскохозяйственных организаций» стаж работы гражданина (но не более 15 лет), необходимый для приобретения жилого помещения с оплатой в рассрочку на двадцать лет без индексации платежей и внесения первоначального взноса ежемесячно равными долями, устанавливают соответствующие местные Советы депутатов, высший орган управления хозяйственного общества, производственного кооператива, собственник частного унитарного предприятия.

    На сегодняшний день решениями местных Советов депутатов для каждого района установлен свой стаж работы в сельскохозяйственной организации необходимый для приобретения жилья с оплатой в рассрочку на двадцать лет. При этом требование о непрерывности трудового стажа в данных решениях отсутствует.

     

     

  • Вопросы, связанные с установлением санитарно-защитных зон и контроля в области охраны здоровья людей и окружающей среды

    Вопрос 1:   Внесение изменений в Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 сентября 2012 г. №149 «Об утверждении  санитарных норм и правил «Требования к применению, условиям перевозки и хранения пестицидов (средств защиты растений), агрохимикатов и минеральных удобрений», Гигиенического норматива «Гигиенические нормативы содержания действующих веществ пестицидов (средств защиты растений) в объектах окружающей среды, продовольственном сырье, пищевых продуктах» и признании утратившими силу некоторых постановлений Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».

    Ответ:

    В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 867 , в компетенцию Министерства сельского хозяйства и продовольствия  не входят вопросы, связанные с установлением санитарно-защитных зон и контроля в области охраны здоровья людей и окружающей среды.

    Вместе с тем, полагаем возможным высказать свое мнение относительно данного вопроса.

    При возделывании сельскохозяйственных культур организации агропромышленного комплекса руководствуются организационно — технологическими регламентами их возделывания, в том числе и по использованию химических средств защиты растений.

    В соответствии с Законом Республики Беларусь от 25.12.2005
    № 77-З (ред. от 18.07.2016) «О карантине и защите растений» в республике допускаются к применению только средства защиты растений, прошедшие государственную регистрацию и включенные в Государственный реестр средств защиты растений и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь (далее – Государственный реестр).

    Средства защиты растений подлежат регистрации только после проведения токсиколого-гигиенической оценки, которая осуществляется юридическими лицами, аккредитованными Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Токсиколого-гигиеническая оценка включает в себя исследования на безопасность в отношении людей, оценивается  влияние на окружающую среду в целях реализации мер по безопасному их обращению, а так же влияние на  рыб и пчел.

    Кроме этого, Санитарными нормами и правилами «Требования к применению, условиям перевозки и хранения пестицидов (средств защиты растений), агрохимикатов и минеральных удобрений» (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 сентября 2012 года № 149) определены требования по безопасному применению средств защиты растений.

    Применение зарегистрированных средств защиты растений в соответствии с регламентами, а также требованиями санитарных нормам и правил гарантирует их безопасность для людей и окружающей среды. 

     

    Вопрос 2: Прекратить отстрел дикого кабана на территории нашей страны и заняться восстановлением его популяции с целью восстановления нарушенного бесконтрольным уничтожением животных экологического равновесия.

    Ответ:

    В целях недопущения возникновения и распространения на территории Республики Беларусь африканской чумы свиней (далее – АЧС) приняты меры по депопуляции дикого кабана в соответствии с Временным положением об особом режиме изъятия, захоронения и (или) уничтожения ресурсов дикого кабана на территории Республики Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2013г. № 758 (далее – Постановление № 758). В связи со сложной эпизоотической ситуацией по АЧС в соседних странах в настоящее время изъятие дикого кабана из дикой природы является единственной и оправданной мерой профилактики недопущения заноса АЧС в Республику Беларусь.

     

    Вопрос 3: Внести изменения в Санитарные правила содержания свиней в личном подсобном хозяйстве и дать возможность содержать их на выгуле в вольерах (как разрешено содержание  в вольерах дикого кабана  в охотничьих хозяйствах), позволяя тем самым увеличить поголовье ценных редких шерстистых пород свиней, чем будет облегчен уход за животными, получена возможность использования свиней в хозяйстве в качестве помощников по подготовке почвы к посадкам и выполнены мероприятия, нацеленные на укрепление иммунитета свиней. А также предоставить право гражданам содержать домашних животных с обязательной возможностью выгула.

    Ответ:

    С целью обеспечения эпизоотического благополучия республики по опасным болезням животных, в том числе по АЧС Постановлением № 758 запрещается содержание свиней на выгульных площадках.

    В связи с тем, что механизм распространения АЧС изучен не достаточно особому риску заноса возбудителя подвержены домашние свиньи в личных подсобных хозяйствах граждан (далее – ЛПХ).  Для минимизации возможности заболевания свиней в ЛПХ введено ограничение на выгульное содержание свиней. Считаем содержание в ЛПХ граждан свиней в выгулах в настоящее время не целесообразным.

     

    Вопрос 4: Все фермы, комплексы и фабрики с поголовьем сельскохозяйственных продуктивных животных и птицы должны функционировать на таком расстоянии, чтобы в случае возникновения какого-либо карантинного заболевания это не задевало интересы простых граждан-владельцев личных подсобных хозяйств  с такими же видами продуктивных животных и птицы (как это произошло  со свиньями в 2013 году и до сих пор имеются последствия этого в виде запрета на выгул животных).

    Ответ:

    Территория для размещения животноводческих, птицеводческих помещений выбирается в соответствии с действующими проектами районной планировки, схемой их размещения в регионе с соблюдением зооветеринарных разрывов, санитарно-защитных зон и с учетом возможности подготовки и утилизации навоза и навозных стоков, перспектив расширения населенных пунктов и промышленных предприятий региона к проектируемому строительству.

     

  • О мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими

    1. Являются ли в соответствии с Указом водотоки (участки водотоков) объектами аренды и безвозмездного пользования для ведения рыболовного хозяйства (промыслового лова рыбы и организации платного любительского рыболовства)?

    В соответствии с Указом, который вступит в силу через шесть месяцев после официального опубликования, в аренду в установленном порядке по согласованию с Президентом Республики Беларусь будут передаваться рыболовные угодья, за исключением водотоков (участков водотоков). Таким образом, с 14 января 2018 г. водотоки (участки водотоков) в аренду предоставляться не будут.

    При этом, Указ не содержит норм, касающихся изменений предоставления рыболовных угодий в безвозмездное пользование по решению Президента Республики Беларусь государственным природоохранным и лесохозяйственным учреждениям, находящимся в подчинении Управления делами Президента Республики Беларусь, и организациям, осуществляющим комплексное использование водных и рыбных ресурсов. Ведение рыболовного хозяйства путем организации платного любительского рыболовства либо промыслового рыболовства и организации платного любительского рыболовства в этих рыболовных угодьях, в том числе водотоках (участках водотоков), будет осуществляться на прежних условиях.

    2. На каких условиях и в каком порядке после вступления в силу Указа будет осуществляться передача в аренду и безвозмездное пользование водотоков (участков водотоков) для ведения рыболовного хозяйства (промыслового лова рыбы и организации платного любительского рыболовства) и будет ли осуществляться?

    После вступления в силу Указа водотоки (участки водотоков) для промыслового лова рыбы и организации платного любительского рыболовства в аренду предоставляться не будут.

    В тоже время в соответствии с требованиями абзаца 3 пункта 35 Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 № 580 (далее – Правила рыболовства), промысловое рыболовство, как и ранее, может осуществляться юридическими лицами в фонде запаса рыболовных угодий, в том числе и на водотоках, по квотам (без предоставления в аренду), которые реализуются областными исполнительными комитетами в порядке и на условиях, установленных Советом Министров Республики Беларусь.

    3. Будет ли осуществляться промысловый лов рыбы и организация платного любительского рыболовства на участках водотоков, предоставленных до вступления в силу Указа в аренду и безвозмездное пользование для ведения рыболовного хозяйства?

    Согласно пункту 2 Указа, облисполкомам поручено привести действующие договоры аренды рыболовных угодий (участков водотоков) в соответствие с требованиями Указа в части исключения условий об организации платного любительского рыболовства.

    Иные договоры аренды рыболовных угодий, заключенные до вступления в силу Указа, действуют на условиях, на которых они заключены, до истечения сроков, указанных в этих договорах.

    Промысловый лов рыбы и организация платного любительского рыболовства в рыболовных угодьях, в том числе на участках водотоков, предоставленных в безвозмездное пользование по решению Президента Республики Беларусь государственным природоохранным и лесохозяйственным учреждениям, находящимся в подчинении Управления делами Президента Республики, и организациям, осуществляющим комплексное использование водных и рыбных ресурсов, до вступления в силу Указа, будет осуществляться на прежних условиях.

    4. На каких условиях (платно, бесплатно) будет осуществляться любительское рыболовство на водотоках после вступления в силу Указа?

    На водотоках, составляющих фонд запаса рыболовных угодий, после вступления в силу Указа любительское рыболовство будет осуществляться бесплатно.

    На водотоках, на которых после приведения договоров аренды с требованиями Указа промысловое рыболовство будет осуществляться до истечения сроков, указанных в этих договорах, любительское рыболовство будет осуществляться бесплатно. При этом, осуществление любительского рыболовства на таких водотоках (участках водотоков) способами, указанными в пункте 72 Правил рыболовства, не предусмотрено.

    Любительское рыболовство на водотоках, предоставленных по решению Президента Республики Беларусь в безвозмездное пользование государственным природоохранным и лесохозяйственным учреждениям, находящимся в подчинении Управления делами Президента Республики Беларусь, и организациям, осуществляющим комплексное использование водных и рыбных ресурсов, на которых организовано платное любительское рыболовство, осуществляется за плату при наличии путевки на платное любительское рыболовство.

  • О некоторых вопросах распределения, направления на работу, перераспределения, последующего направления на работу выпускников

    Вопросы распределения, направления на работу, перераспределения, последующего направления на работу выпускников урегулированы статьями 83–88 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г.  № 821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих» (далее – постановление).

     

    Распределение выпускников (статья 83 Кодекса)

    Распределение — процедура определения места работы выпускника, осуществляемая государственным учреждением образования в целях социальной защиты выпускников, удовлетворения потребностей отраслей экономики и социальной сферы в специалистах, рабочих, служащих.

    Выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, обязаны отработать установленные сроки обязательной работы по распределению.

     

    Сроки обязательной работы по распределению:

    два года устанавливается для лиц, получивших:

    среднее специальное образование, за исключением лиц, принятых в год получения среднего специального образования в учреждения образования для получения высшего образования I ступени за счет средств республиканского бюджета в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование, и лиц, которые отработали по распределению не менее одного года после получения профессионально-технического образования;

    высшее образование I ступени, за исключением лиц, принятых в год получения высшего образования I ступени в учреждения образования для получения высшего образования II ступени за счет средств республиканского бюджета в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование;

    высшее образование II ступени, если для получения высшего образования II ступени они были приняты в учреждения образования в год получения высшего образования I ступени за счет средств республиканского бюджета, за исключением лиц, принятых в год получения высшего образования II ступени в учреждения образования Республики Беларусь, организации Республики Беларусь, реализующие образовательные программы послевузовского образования, для получения послевузовского образования I ступени и получивших соответствующее образование.

    один год устанавливается для лиц, получивших:

    профессионально-техническое образование, за исключением лиц, принятых в год получения профессионально-технического образования в учреждения образования для получения среднего специального или высшего образования I ступени за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование;

    среднее специальное образование, если они отработали по распределению не менее одного года после получения профессионально-технического образования, за исключением лиц, принятых в год получения среднего специального образования в учреждения образования для получения высшего образования I ступени за счет средств республиканского бюджета в дневной форме получения образования и получивших соответствующее образование;

    высшее образование II ступени, за исключением лиц, принятых в год получения высшего образования II ступени в учреждения образования Республики Беларусь, организации Республики Беларусь, реализующие образовательные программы послевузовского образования, для получения послевузовского образования I ступени и получивших соответствующее образование, и лиц, которые для получения высшего образования II ступени были приняты в учреждения образования в год получения высшего образования I ступени за счет средств республиканского бюджета.

     

    В срок обязательной работы по распределению по желанию выпускника засчитываются:

    период военной службы по призыву,

    службы в резерве в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь,

    период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

     

    Сроки обязательной работы по распределению исчисляются с даты заключения трудового договора между выпускником и нанимателем.

    Выпускники, работающие по распределению, являются в течение срока обязательной работы по распределению молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими).

    Место работы для выпускников в ходе распределения определяется учреждением образования самостоятельно с учетом имеющихся заявок и заключенных договоров о взаимодействии, а для выпускников, которые относятся к категории: (пункт 6 статьи 83)

    детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, место работы предоставляется по месту закрепления за ними жилых помещений, либо по месту включения их в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, либо с их согласия в ином населенном пункте;

    детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов I или II группы, место работы предоставляется с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) либо с их согласия иное имеющееся в наличии место работы;

    лиц, имеющих одного из родителей, или мужа (жену) инвалида I или II группы, или ребенка-инвалида, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности по месту жительства этих родителя, мужа (жены), ребенка-инвалида;

    лиц, имеющих медицинские противопоказания к работе по полученной специальности, место работы предоставляется с учетом состояния их здоровья;

    беременных женщин, матерей (отцов), имеющих ребенка в возрасте до трех лет на дату принятия решения о распределении, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности по их месту жительства;

    мужа (жены) лица, избранного на выборную должность в государственные органы, либо направленного на работу в дипломатические представительства или консульские учреждения Республики Беларусь, либо из числа военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь (за исключением военнослужащих, проходящих срочную военную службу, службу в резерве, курсантов), сотрудников Службы безопасности Президента Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, органов государственной безопасности Республики Беларусь, таможенных органов, прокурорских работников, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности по месту прохождения службы жены (мужа);

    мужа (жены), жена (муж) которого работает и постоянно проживает на территории Республики Беларусь, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности по месту жительства и (или) работы жены (мужа);

    мужа и жены, которым место работы путем распределения должно быть предоставлено одновременно, место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности в одном населенном пункте;

    детей лиц, перечисленных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3, пункте 10 и подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», место работы при наличии возможности предоставляется по месту жительства родителей, мужа (жены) этих детей или с их согласия иное имеющееся в наличии место работы.

     

    Направление на работу выпускников (статья 84 Кодекса)

    Направление на работу выпускников — процедура определения места работы в соответствии с заключенными договорами для выпускников, получивших в дневной форме получения образования послевузовское образование за счет средств республиканского бюджета (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), высшее образование I ступени, среднее специальное или профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки, за счет средств юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), осуществляемая государственными учреждениями образования (государственными организациями, реализующими образовательные программы послевузовского образования).

    Срок обязательной работы при направлении на работу устанавливается:

    не менее пяти лет — для выпускников, получивших высшее образование I ступени на условиях целевой подготовки,

    не менее трех лет — для выпускников, получивших среднее специальное образование на условиях целевой подготовки,

    не менее двух лет - для выпускников, получивших профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки.

    Срок обязательной работы при направлении на работу для выпускников, получивших послевузовское образование, высшее образование I ступени, среднее специальное или профессионально-техническое образование за счет средств юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), определяется соответствующими договорами.

    Для лиц, получивших соответствующее образование на условиях целевой подготовки, в срок обязательной работы при направлении на работу по желанию выпускника засчитываются:

    период военной службы по призыву;

    службы в резерве в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь;

    период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

    Выпускники, направленные на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), являются в течение срока обязательной работы молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими).

     

    Перераспределение выпускников (статья 85 Кодекса)

    Учреждения образования в течение сроков обязательной работы по распределению, осуществляют последующее распределение (перераспределение) выпускников в случае:

    отказа нанимателя в приеме на работу выпускнику, направленному на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, о подготовке специалиста (рабочего, служащего);

    невозможности предоставления места работы в соответствии с полученной специальностью по окончании военной службы по призыву в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь при желании выпускника работать по распределению;

    перевода молодого специалиста, молодого рабочего (служащего) с его согласия от одного нанимателя к другому (пункт 4 статьи 35 Трудового кодекса Республики Беларусь) по согласованию между ними в соответствии с полученной специальностью;

    отчисления из учреждения образования  лица, принятого для получения образования более высокого уровня, который не отработал срок обязательной работы по распределению после получения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования;

    расторжения с ними трудового договора в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 88 Кодекса;

    возникновения у молодого специалиста, молодого рабочего (служащего) обстоятельств, при которых место работы выпускнику предоставляется в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 83 Кодекса.

    Решение о перераспределении выпускников, получивших высшее или среднее специальное образование по направлению образования «Сельское хозяйство», принимается учреждением образования по согласованию с областным (Минским городским) исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения организации, в которую распределен выпускник.

    Порядок перераспределения определяется вышеназванным постановлением.

    Последующее направление на работу выпускников (статья 86 Кодекса)

    Выпускники, направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) и работающие, в течение срока обязательной работы могут быть перенаправлены на работу (последующее направление на работу).

    Решение о последующем направлении на работу выпускников, получивших высшее или среднее специальное образование по направлению образования «Сельское хозяйство» принимается учреждением образования по согласованию с областным (Минским городским) исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения организации, в которую направлен выпускник.

    Основания для последующего направления на работу и его порядок определяются постановлением.

     

    Предоставление выпускникам права на самостоятельное трудоустройство (статья 87 Кодекса) 

    Место работы при распределении, перераспределении, направлении на работу и последующем направлении на работу не предоставляется выпускнику: (предоставляется право на самостоятельное трудоустройство, которое подтверждается справкой о самостоятельном трудоустройстве)

    которому место работы не может быть предоставлено в соответствии с полученной специальностью в связи с отсутствием места работы при распределении, перераспределении, направлении на работу, последующем направлении на работу;

    получившему образование в вечерней или заочной форме получения образования, за исключением случая, когда ему место работы предоставляется путем распределения, перераспределения;

    получившему образование в дневной форме получения образования на платной основе, за исключением выпускника, которому место работы предоставляется при направлении на работу, последующем направлении на работу;

    не отработавшему срок обязательной работы по распределению, перераспределению, при направлении на работу, при последующем направлении на работу, если он освобожден от возмещения средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего, в республиканский и (или) местные бюджеты;

    не отработавшему срок обязательной работы по распределению, перераспределению, при направлении на работу, при последующем направлении на работу, если он возместил в республиканский и (или) местные бюджеты средства, затраченные государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего;

    не отработавшему срок обязательной работы по распределению, перераспределению, при направлении на работу, при последующем направлении на работу, в отношении которого имеется вступившее в законную силу решение суда о взыскании в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего.

     

    Возмещение в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего (статья 88 Кодекса) 

    Выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, направленные на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), и не отработавшие установленный срок обязательной работы, обязаны возместить в республиканский и (или) местные бюджеты средства, затраченные государством на их подготовку.

    Обязанность по возмещению в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на подготовку специалиста (рабочего, служащего) на условиях целевой подготовки, солидарно несет организация — заказчик кадров, если соответствующий договор будет расторгнут с нарушением порядка, устанавливаемого названным постановлением.

    Выпускники, работающие по распределению (перераспределению), приступившие к работе и не отработавшие установленный срок обязательной работы, освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку, если они относятся к категории:

    детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц в возрасте от восемнадцати до двадцати трех лет, потерявших последнего из родителей в период получения соответствующего образования;

    детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов I или II группы, при невозможности предоставления путем перераспределения, последующего направления на работу нового места работы с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) или с их согласия иного имеющегося в наличии места работы;

    лиц, имеющих одного из родителей, или мужа (жену) инвалида I или II группы, или ребенка-инвалида при невозможности предоставления путем перераспределения, последующего направления на работу нового места работы по месту жительства этих родителя, мужа (жены), ребенка-инвалида;

    лиц, имеющих медицинские противопоказания к работе по полученной специальности при невозможности предоставления путем перераспределения, последующего направления на работу нового места работы с учетом состояния их здоровья;

    беременных женщин, матерей (отцов), имеющих ребенка в возрасте до трех лет на дату принятия решения о перераспределении, последующем направлении на работу, при невозможности предоставления путем перераспределения, последующего направления на работу нового места работы по месту их жительства;

    мужа (жены), жена (муж) которого работает и постоянно проживает на территории Республики Беларусь, при невозможности предоставления им путем перераспределения, последующего направления на работу нового места работы по месту жительства и (или) работы жены (мужа);

    детей лиц, перечисленных в подпунктах 3.2, 3.4 и 3.7 пункта 3, пункте 10 и подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», при невозможности предоставления путем перераспределения, последующего направления на работу нового места работы по месту жительства родителей, мужа (жены) этих детей или с их согласия иного имеющегося в наличии места работы;

    лиц, имеющих льготы в соответствии со статьей 18 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий».

    Выпускники, работающие по распределению (перераспределению), освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку, если трудовой договор с ними расторгнут в связи с:

    ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников (пункт 1 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь), при невозможности предоставления им нового места работы путем перераспределения, последующего направления на работу;

    нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора (статья 41 Трудового кодекса Республики Беларусь), при невозможности предоставления им нового места работы путем перераспределения, последующего направления на работу;

    несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы (пункт 2 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь), при невозможности предоставления им нового места работы путем перераспределения, последующего направления на работу;

    неявкой на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности (не считая отпуска по беременности и родам), если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании (пункт 6 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь), при невозможности предоставления им нового места работы путем перераспределения, последующего направления на работу;

    обстоятельствами, не зависящими от воли сторон (пункты 2 и 3 статьи 44 Трудового кодекса Республики Беларусь), при невозможности предоставления им нового места работы путем перераспределения, последующего направления на работу;

    переходом на выборную должность (пункт 4 статьи 35 Трудового кодекса Республики Беларусь).

    Выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, призванные на военную службу по призыву в Вооруженные Силы Республики Беларусь, другие войска и воинские формирования Республики Беларусь и уволенные с нее, освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку.

    Выпускники, направленные (перенаправленные) на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку, если они:

    являются детьми-инвалидами в возрасте до восемнадцати лет, инвалидами I или II группы, при невозможности предоставления путем последующего направления на работу нового места работы с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) или с их согласия иного имеющегося в наличии места работы;

    имеют одного из родителей, или мужа (жену) инвалида I или II группы, или ребенка-инвалида, при невозможности предоставления путем последующего направления на работу нового места работы по месту жительства этих родителя, мужа (жены), ребенка-инвалида;

    имеют медицинские противопоказания к работе по полученной специальности (направлению специальности, специализации) и присвоенной квалификации, при невозможности предоставления путем последующего направления на работу нового места работы с учетом состояния их здоровья.

    Выпускники, направленные (перенаправленные) на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего), освобождаются от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на их подготовку, если трудовой договор (контракт) с ними расторгнут в связи с:

    ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников (пункт 1 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь), при невозможности предоставления путем последующего направления на работу нового места работы;

    нарушением нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора (статья 41 Трудового кодекса Республики Беларусь), при невозможности предоставления путем последующего направления на работу нового места работы;

    несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы (пункт 2 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь), при невозможности предоставления путем последующего направления на работу нового места работы;

    неявкой на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности (не считая отпуска по беременности и родам), если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании (пункт 6 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь), при невозможности предоставления путем последующего направления на работу нового места работы;

    обстоятельствами, не зависящими от воли сторон (пункты 2 и 3 статьи 44 Трудового кодекса Республики Беларусь), при невозможности предоставления путем последующего направления на работу нового места работы.

    Справочно. Граждане, обучавшиеся за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие срок работы по распределению в течение установленного законодательством об образовании срока такой работы, не могут быть зарегистрированы безработными

     

    Поддержка выпускников (статья 48 Кодекса) 

    Выпускникам гарантируется предоставление первого рабочего места в соответствии с законодательством о труде путем распределения, а также путем трудоустройства в счет брони в соответствии с законодательством о занятости населения.

    Выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, предоставляются гарантии и компенсации:

    трудоустройство в соответствии с полученной специальностью;

    отдых продолжительностью тридцать один календарный день. По инициативе выпускника продолжительность отдыха может быть сокращена;

    компенсации в связи с переездом на работу в другую местность в соответствии с законодательством о труде;

    денежная помощь, размер, источники финансирования и порядок выплаты которой определяются названным постановлением.

  • Комментарии к Указу Президента Республики Беларусь от 11 июля 2017 года № 247

     Указом Президента Республики Беларусь от 11 июля 2017 года № 247 предусмотрены

    следующие изменения в ведении рыболовного хозяйства и рыболовства, а также в части рыбоводства

    1.В целях систематизации и повышения эффективности использовании прудов и обводненных карьеров для рыбоводства предусмотрено создание документа (по аналогии с республиканской комплексной схемой размещения рыболовных угодий) – республиканской комплексной схемы размещения прудов и обводненных карьеров, пригодных для рыбоводства в разрезе районов и областей.

    Справочно. В аренду для рыбоводства предоставляются пруды и обводненные карьеры в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 апреля 2015 года № 333.

    Пруды и обводненные карьеры предоставляются в аренду районными исполнительными комитетами на основании решений Советов депутатов при наличии двух и более претендентов по результатам торгов, порядок проведения которых регламентируется Положением о порядке проведения торгов по  предоставлению поверхностных водных объектов в аренду для рыбоводства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.10.2015 года № 861) для целей товарного рыбоводства и рыбоводства в рекреационных целях.

    2.Со вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2017 года № 247 водотоки – реки и каналы – в аренду предоставляться не будут. Договоры аренды рек и каналов, заключенные до вступления в силу Указа № 247 (до 14 января 2018 года), действуют до окончания сроков, указанных в этих договорах аренды, в части промыслового рыболовства, а организация платного любительского рыболовства – должна быть исключена до 14 января 2018 года. Таким образом, с 14 января 2018 года на всех реках и каналах Республики Беларусь граждане смогут осуществлять любительское рыболовство бесплатно.

    3. С 14 января 2018 года рыболовные угодья – озера и водохранилища – будут предоставляться в аренду после согласования Президентом Республики Беларусь комплексного плана использования рыболовных угодий и земельного участка, необходимого для ведения рыболовного хозяйства.

    На согласование Главе государства будет направляться комплексный план юридического лица, победившего в конкурсе, и проект решения областного исполнительного комитета о предоставлении в аренду рыболовных угодий.

    Земельный участок, предусмотренный названным комплексным планом, будет предоставляться в аренду без проведения аукциона. Срок аренды земельного участка не должен превышать срока аренды рыболовных угодий.

    4. После вступления в силу Указа № 247 на участках рек и каналов в установленном порядке (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.06.2014 года № 535) юридические лица могут приобрести квоту на промысловый вылов без заключения договора аренды рыболовных угодий. Финансовые средства, полученные от реализации квот на промысловый вылов, должны будут направляться на зарыбление, охранные мероприятия и т.д. Контроль за исполнением данного обязательства будет усилен со стороны органов рыболовного контроля.

    5. Для любителей подводной охоты и других способов интенсивного любительского с принятием Указа № 247 ничего не изменилось. В настоящее время на основании ходатайств областных исполнительных комитетов, совместно с заинтересованными: Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь подготовлены изменения в постановление Минсельхозпрода от 19 мая 2014 года № 22 «О перечне рыболовных угодий». Проект отправлен на согласование.

    Директор                                                                                   С.Н.Лецко  

    Борейша 290 73 75

  • Ветеринарная деятельность

    Вопрос. Порядок провоза гражданами домашних животных через государственную границу Республики Беларусь.

    Ответ. Ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) перемещение между государствами-членами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), в том числе собак и кошек, осуществляется при соблюдении Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза 18 июня 2010 года №317.

    Согласно главы 15 «Ветеринарных требований при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) перемещении между государствами-членами пушных зверей, кроликов, собак и кошек», к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) перемещению между государствами-членами ЕАЭС допускаются клинически здоровые пушные звери, кролики, собаки и кошки с территорий, свободных от заразных болезней животных:>

    • сибирской язвы – для всех видов животных в течение последних 20 дней на территории хозяйства;
    • бешенства, туберкулеза – для лисиц, песцов, собак и кошек в течение последних 6 месяцев на административной территории или на территории хозяйства;

    для норок и хорьков:

    • энцефалопатии норок, алеутской болезни – в течение последних 36 месяцев на территории хозяйства;
    • туляремии – в течение последних 12 месяцев на территории хозяйства;
    • бешенства, туберкулеза – в течение последних 6 месяцев на административной территории в соответствии с регионализацией или на территории хозяйства;

    для кроликов:

    • вирусной геморрагической болезни, туляремии, пастереллеза (Pasteurella multocida, Mannheimia gaemolitica) – в течение последних 12 месяцев на территории хозяйства;
    • миксоматоза, оспы (вызываемой вирусом оспы коров и вирусом осповакцины) – в течение последних 6 месяцев на территории хозяйства.

    Во время карантина проводится поголовный клинический осмотр и диагностические исследования:

    • норки — на алеутскую болезнь;
    • кошки — на дерматофитозы.

    Не позднее, чем за 20 дней до отправки животных вакцинируют, если они не были привиты в течение последних 12 месяцев:

    • всех плотоядных – против бешенства. Не допускается ввоз, перемещение не вакцинированных против бешенства пушных зверей, собак и кошек;
    • лисиц, песцов — против чумы плотоядных;
    • норок и хорьков — против чумы плотоядных, вирусного энтерита, пастереллеза;
    • нутрий — против пастереллеза;
    • собак — против чумы плотоядных, гепатита, вирусного энтерита, парво- и аденовирусных инфекций, лептоспироза;
    • кошек — против панлейкопении;
    • кроликов — против миксоматоза, пастереллеза и вирусной геморрагической болезни, а также по требованию уполномоченного органа государства-члена, на территорию которого осуществляется ввоз (перемещение), на другие инфекционные болезни.

    Допускается ввоз собак и кошек, перевозимых для личного пользования в количестве не более 2-х голов, без разрешения на ввоз и карантинирования в сопровождении международного паспорта, который в данном случае приравнивается к ветеринарному сертификату, при условии наличия в нем отметки компетентного органа о проведении клинического осмотра в течении 5 дней перед отправкой. При ввозе из третьих стран переоформление международного паспорта в стране назначения на ветеринарный сопроводительный документ не требуется.

    Допускается перемещение по территории Евразийского экономического союза собак и кошек, перевозимых для личного пользования, в количестве не более 2 голов без карантинирования в сопровождении ветеринарного паспорта животного установленной формы. В паспорте должны быть отметки, свидетельствующие, что животное вакцинировано в соответствии с настоящими Требованиями и при этом любая последующая вакцинация против бешенства проводилась в период действия предшествующей вакцинации. В течение 5 дней до начала перемещения должен быть проведен клинический осмотр животного и в паспорте сделана соответствующая отметка ветеринарным врачом, дающая право на перемещение животного в течение 120 дней при условии, что за этот период не истекает срок действия вакцинации (ревакцинации) против бешенства.

    Вопрос. Возможность содержания свиней в личных подсобных хозяйствах конкретного региона.

    Ответ. Ветеринарно-санитарными правилами содержания продуктивных животных в личных подсобных хозяйствах граждан, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2013г. 758 в радиусе не менее двух километров от свиноводческих ферм и комплексов проектной мощностью более 12 тыс. голов в год, а также в радиусе не менее 0,5 километра от свиноводческих ферм и комплексов проектной мощностью до 12 тыс. голов в год запрещается содержание свиней физическими лицами в личных подсобных хозяйствах граждан.

    Вышеуказанная территория определяется в соответствии с решением райисполкома по согласованию с главным государственным ветеринарным инспектором района.

Отраслевые ресурсы