Главная   / /   Нормативные и правовые документы  / /   Финансы, экономика, бухгалтерский учет в сельском хозяйстве  / /   Финансирование, кредитование и налогообложение

Положение о порядке реструктуризации задолженности неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций. Положение об особенностях применения мер по повышению эффективности управления неплатежеспособными сельскохозяйственными организациями (Указ Президента от 2 октября 2018г. №399)

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2 октября 2018 г. № 399

О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций

(в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 21 сентября 2023г. №294; от 21 сентября 2023г. №294; от 18 апреля 2024г. №159) 

Скачать указ

В целях финансового оздоровления сельскохозяйственных организаций и повышения эффективности сельскохозяйственного производства:

1. Установить, что:

1.1. облисполкомами в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, утверждаются перечни неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, подлежащих финансовому оздоровлению (далее – перечень);

1.2. задолженность неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, включенных в перечень, подлежит реструктуризации путем:

  • увеличения уставного фонда хозяйственного общества в пределах суммы образовавшейся задолженности с передачей акций (долей в уставном фонде) кредитору;
  • предоставления отсрочки погашения задолженности на три года с последующей рассрочкой на пять лет или предоставления отсрочки погашения задолженности с последующей рассрочкой на иной срок по соглашению с кредиторами;
  • эмиссии местными исполнительными и распорядительными органами облигаций с последующей их продажей банкам, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» для целей приобретения активов, сформированных на сумму задолженности (части задолженности) по кредитным договорам, заключенным с неплатежеспособными сельскохозяйственными организациями, либо передачи указанных активов в ОАО «Агентство по управлению активами»;
  • иным путем, установленным законодательными актами (передача участниками хозяйственного общества акций (долей в уставном фонде) кредитору, полное либо частичное освобождение от имущественной обязанности по погашению задолженности и другое);

1.3. с даты включения неплатежеспособной сельскохозяйственной организации в перечень приостанавливается начисление процентов, пеней (штрафов) по всем видам задолженности (за исключением задолженности, возникшей после включения такой организации в перечень, а также процентов, начисляемых ОАО «Агентство по управлению активами», банками и ОАО «Банк развития Республики Беларусь»).

При этом процентная ставка за пользование кредитами, выданными неплатежеспособным сельскохозяйственным организациям банками и ОАО «Банк развития Республики Беларусь», может быть снижена до 1,5 процента годовых в соответствии с заключенными дополнительными соглашениями к кредитным договорам;

1.4. включенная в перечень неплатежеспособная сельскохозяйственная организация, не являющаяся хозяйственным обществом, может преобразоваться в хозяйственное общество.

Государственная регистрация принадлежащего такой организации недвижимого имущества допускается после завершения ее реорганизации на основании технических паспортов и передаточного акта;

1.5. в отношении включенных в перечень государственных неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций (неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций с долей государства в уставном фонде) могут применяться следующие меры по повышению эффективности их управления:

  • сдача предприятия как имущественного комплекса (далее – имущественный комплекс) сельскохозяйственной организации в аренду, в том числе с правом последующего его выкупа по результатам реализации бизнес-плана по ее финансовому оздоровлению (далее – бизнес-план);
  • передача в доверительное управление находящихся в государственной собственности акций (долей в уставном фонде) сельскохозяйственной организации, в том числе с правом последующего их выкупа по результатам реализации бизнес-плана;
  • передача полномочий исполнительного органа (руководителя) сельскохозяйственной организации по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) либо индивидуальному предпринимателю (управляющему), в том числе с правом последующего выкупа имущественного комплекса сельскохозяйственной организации по результатам реализации бизнес-плана;
  • продажа путем проведения аукциона (конкурса) имущественного комплекса, акций (долей в уставном фонде) сельскохозяйственной организации, находящихся в республиканской или коммунальной собственности, соответственно по решению Президента Республики Беларусь либо по согласованию с ним, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;
  • иные меры, предусмотренные законодательством;

1.6. в собственность руководителя сельскохозяйственной организации, работающего по трудовому договору (контракту), по итогам реализации бизнес-плана могут быть безвозмездно переданы акции (доли в уставном фонде)* такой организации, находящиеся:

  • в республиканской собственности, – по решению Президента Республики Беларусь;
  • в коммунальной собственности, – по решению соответствующего местного исполнительного комитета, согласованному с Президентом Республики Беларусь.

______________________________
* В количестве не более 25 процентов плюс одна акция от общего количества акций сельскохозяйственной организации (доля в размере не более 25,01 процента уставного фонда).

2. Условием включения неплатежеспособной сельскохозяйственной организации в перечень является разработка бизнес-плана.

Бизнес-план разрабатывается с учетом выбранных кредиторами механизмов реструктуризации задолженности в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 настоящего Указа и подлежит согласованию с соответствующими рай-, гор- и облисполкомом.

В случае согласования бизнес-плана облисполкомом принимается решение о включении неплатежеспособной сельскохозяйственной организации в перечень, которое в течение трех рабочих дней со дня его принятия подлежит размещению на официальном интернет-сайте облисполкома.

Такое решение может быть обжаловано кредиторами в суд в течение десяти рабочих дней со дня его размещения на данном интернет-сайте.

3. На председателей рай-, горисполкомов возлагается обязанность совместно с руководителями неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций и управляющими в производстве по делу о несостоятельности или банкротстве обеспечить:

  • обращение неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций к кредиторам за предоставлением реструктуризации задолженности, а также разработку бизнес-планов;
  • реализацию бизнес-планов и эффективную деятельность сельскохозяйственных организаций (отсутствие убытков, просроченных обязательств и восстановление платежеспособности).

Председатели рай-, горисполкомов, руководители неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций не несут ответственности за решения, повлекшие отрицательные экономические последствия для сельскохозяйственной организации, если данные решения принимались в рамках обоснованного экономического (делового) риска и в действиях таких должностных лиц отсутствует состав правонарушения.

4. Включение в перечень неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, в отношении которых возбуждено дело о несостоятельности или банкротстве, за исключением организаций, находящихся в процедуре ликвидационного производства, влечет прекращение производства по делу о несостоятельности или банкротстве по решению суда.

5. Определить, что для целей настоящего Указа термины используются в следующих значениях:

  • неплатежеспособные сельскохозяйственные организации – юридические лица, включая их обособленные подразделения, основным видом деятельности которых является выращивание (производство или производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50 процентов от общей суммы выручки за предыдущий год, и имеющие высокую или критичную степень риска наступления банкротства;
  • задолженность неплатежеспособной сельскохозяйственной организации – задолженность такой организации по основному долгу, процентам, пеням (штрафам) перед кредиторами (государственными органами и иными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими по отношению к сельскохозяйственной организации права требования по денежному обязательству по гражданско-правовой сделке или иному основанию, установленному законодательством);
  • организации-лизингодатели – организации, передавшие неплатежеспособным сельскохозяйственным организациям, включенным в перечень, сельскохозяйственную технику и оборудование на условиях финансовой аренды (лизинга) в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь.

6. Действие настоящего Указа не распространяется на:

  • неплатежеспособные сельскохозяйственные организации, находящиеся в процедуре ликвидационного производства по делу о банкротстве;
  • отношения по погашению задолженности неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций по платежам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (за исключением задолженности по штрафам и пеням за нарушение сроков и порядка внесения указанных платежей).

7. Утвердить:

  • Положение о порядке реструктуризации задолженности неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций (прилагается);
  • Положение об особенностях применения мер по повышению эффективности управления неплатежеспособными сельскохозяйственными организациями (прилагается).

8. Внести изменения и дополнения в указы Президента Республики Беларусь в соответствии с приложением.

9. Предложить банкам и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» предоставить организациям-лизингодателям отсрочку погашения основного долга до трех лет с последующей рассрочкой до пяти лет по кредитам, предоставленным на покупку предмета лизинга, на сумму неисполненной части обязательств по лизинговым платежам.

10. Совету Министров Республики Беларусь:

  • в трехмесячный срок утвердить порядок формирования перечня;
  • в шестимесячный срок установить порядок распоряжения находящимися в республиканской собственности имущественными комплексами, акциями (долями в уставном фонде) неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций в рамках применения мер по повышению эффективности управления этими организациями;
  • ежегодно до 1 апреля представлять Президенту Республики Беларусь информацию о реализации настоящего Указа;
  • принять иные меры по реализации данного Указа.

11. Облисполкомам:

  • в шестимесячный срок утвердить перечень;
  • на постоянной основе обеспечивать актуализацию перечня и ежегодно до 1 марта представлять Министерству сельского хозяйства и продовольствия информацию о реализации настоящего Указа.

12. Местным Советам депутатов в шестимесячный срок установить порядок распоряжения находящимися в коммунальной собственности имущественными комплексами, акциями (долями в уставном фонде) неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций в рамках применения мер по повышению эффективности управления этими организациями.

13. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:

  • пункты 8, 10–12 и настоящий пункт – после официального опубликования настоящего Указа;
  • иные положения данного Указа – через три месяца после его официального опубликования.

 Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

 

Приложение
к Указу Президента
Республики Беларусь
02.10.2018 № 399

ПЕРЕЧЕНЬ
изменений и дополнений, вносимых в указы Президента Республики Беларусь

1. В абзаце пятом подпункта 1.7 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь» слово «начальная» заменить словами «если иное не определено Президентом Республики Беларусь, начальная».

2. В Указе Президента Республики Беларусь от 4 июля 2016 г. № 253 «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций»:

2.1. в пункте 11:

подпункт 11.3 изложить в следующей редакции:

«11.3. в процедуре конкурсного производства проводится внутренняя оценка имущества сельскохозяйственной организации или обеспечивается проведение независимой оценки указанного имущества, которые действительны в течение 12 месяцев с даты их проведения.

При этом стоимость имущества сельскохозяйственной организации может определяться в соответствии с порядком проведения оценки стоимости имущества, находящегося в государственной собственности, для целей продажи по конкурсу или на аукционе, внесения имущества в виде неденежного вклада в уставный фонд негосударственного юридического лица.

При формировании уставного фонда учреждаемых в соответствии с частью четвертой подпункта 11.5 настоящего пункта хозяйственных обществ экспертиза достоверности внутренней оценки стоимости их имущества не проводится.

По результатам проведения внутренней оценки имущества сельскохозяйственной организации составляется акт о внутренней оценке, подписываемый антикризисным управляющим;»;

подпункт 11.4 дополнить частями следующего содержания:

«В процедуре конкурсного производства допускается продажа предприятия как имущественного комплекса сельскохозяйственной организации, входящего в его состав недвижимого имущества без проведения технической инвентаризации и наличия документов, удостоверяющих государственную регистрацию создания предприятия как имущественного комплекса, входящего в его состав недвижимого имущества и возникновения прав сельскохозяйственной организации на них.

Государственная регистрация в отношении проданного предприятия как имущественного комплекса сельскохозяйственной организации осуществляется по заявлению покупателя, подаваемому не позднее одного года со дня его приобретения, на основании договора купли-продажи, документа, которым оформлены результаты инвентаризации, бухгалтерского баланса сельскохозяйственной организации и передаточного акта, перечня имущества, в том числе имущественных прав, входящего в состав передаваемого предприятия как имущественного комплекса.

Государственная регистрация создания входящих в состав проданного предприятия как имущественного комплекса сельскохозяйственной организации капитальных строений, изолированных помещений, машино-мест и возникновения прав на них осуществляется по заявлению покупателя на основании технического паспорта и передаточного акта предприятия как имущественного комплекса, содержащего информацию о передаче таких объектов.

Залог (ипотека) имущества сельскохозяйственной организации, за исключением залога (ипотеки), возникшего в соответствии с пунктом 7 Указа Президента Республики Беларусь от 2 сентября 1996 г. № 346 «О некоторых мерах по развитию жилищного строительства на селе», прекращается с даты открытия конкурсного производства. Требования кредиторов по обязательствам, которые были обеспечены таким залогом (ипотекой), подлежат удовлетворению в составе кредиторов четвертой очереди;»;

в подпункте 11.5:

в части первой:

в абзаце первом слово «санации» заменить словами «конкурсного производства»;

в абзаце третьем слово «девятой» заменить словом «двенадцатой»;

дополнить часть абзацами следующего содержания:

«преобразование в хозяйственное общество сельскохозяйственной организации, не являющейся хозяйственным обществом;

реструктуризацию задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пеням и иным обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды.»;

часть третью изложить в следующей редакции:

«Конвертация требований кредиторов в акции дополнительного выпуска осуществляется в ходе размещения сельскохозяйственной организацией акций дополнительного выпуска путем проведения закрытой подписки на неорганизованном рынке среди кредиторов с оплатой этих акций путем зачета требований к сельскохозяйственной организации. До даты начала проведения такой подписки сельскохозяйственная организация увеличивает уставный фонд за счет собственных средств (при их наличии) путем увеличения номинальной стоимости акций. При этом положения части четвертой статьи 28 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года «О хозяйственных обществах» и пункта 3 статьи 471 Гражданского кодекса Республики Беларусь не распространяются на случаи эмиссии акций дополнительного выпуска при конвертации требований кредиторов в такие акции. Сумма номинальной стоимости акций, передаваемых кредитору, должна быть равна сумме реструктуризируемой задолженности или не превышать ее.»;

часть четвертую дополнить предложением следующего содержания: «При замещении активов сельскохозяйственной организации запрет на создание хозяйственным обществом, состоящим из одного участника, другого хозяйственного общества, состоящего из одного участника, не применяется.»;

часть шестую изложить в следующей редакции:

«Размер уставного фонда учреждаемого хозяйственного общества (хозяйственных обществ) определяется антикризисным управляющим по согласованию с собранием кредиторов и должен быть равен стоимости имущества сельскохозяйственной организации, определенной в порядке, установленном в подпункте 11.3 настоящего пункта.»;

часть седьмую дополнить предложением следующего содержания: «При этом нормы статьи 61 Закона Республики Беларусь от 5 января 2015 года «О рынке ценных бумаг» в части запрета отчуждения акций эмитента в течение 6 месяцев со дня их приобретения не распространяются на случаи продажи сельскохозяйственной организацией акций, эмитированных учрежденным акционерным обществом (акционерными обществами), на организованном рынке или передачи этих акций сельскохозяйственной организацией кредиторам в порядке, установленном в части третьей настоящего подпункта.»;

дополнить подпункт частями следующего содержания:

«Государственная регистрация учрежденного хозяйственного общества (хозяйственных обществ) осуществляется без учета требований, предусмотренных в абзаце четвертом части первой пункта 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».

Замещение активов допускается при отсутствии документов, удостоверяющих государственную регистрацию капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест. При этом государственная регистрация их создания и возникновения прав, ограничений (обременений) прав на них осуществляется по заявлению учрежденного хозяйственного общества, подаваемому не позднее одного года с даты его учреждения.

При преобразовании в хозяйственное общество сельскохозяйственной организации государственная регистрация недвижимого имущества осуществляется по заявлению хозяйственного общества после передачи имущества на основании технических паспортов и передаточного акта;»;

2.2. дополнить Указ пунктом 111следующего содержания:

«111. В отношении юридических лиц, основной вид деятельности которых относится к группам 011–016 общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», не включенных в перечень сельскохозяйственных организаций, в отношении которых необходимо проведение процедур экономической несостоятельности (банкротства), но находящихся в процедурах экономической несостоятельности (банкротства), могут быть применены нормы пункта 11 настоящего Указа.».

3. Абзацы четвертый и пятый части первой подпункта 1.5 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14 июля 2016 г. № 268 «О создании и деятельности открытого акционерного общества «Агентство по управлению активами» изложить в следующей редакции:

«предоставляется отсрочка погашения основного долга по кредитам на срок до трех лет с последующей его рассрочкой на срок до пяти лет в соответствии с порядком, определяемым Агентством;

предоставляется отсрочка погашения процентов за пользование кредитами, начисленных Банком развития до даты уступки требования, на срок до трех лет с последующей их рассрочкой на срок до пяти лет в соответствии с порядком, определяемым Агентством.».

 

УТВЕРЖДЕНО
Указ Президента
Республики Беларусь
02.10.2018 № 399

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке реструктуризации задолженности неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций

1. Настоящим Положением определяется порядок реструктуризации задолженности неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, включенных в перечень (далее – сельскохозяйственная организация).

2. Для целей настоящего Положения применяются следующие термины и их определения:

  • задолженность по налогам и сборам – задолженность по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы, а также по уплате штрафов за административные правонарушения, налагаемых налоговыми органами и судами по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами налоговых органов;
  • задолженность по платежам в бюджет – задолженность по возврату бюджетных ссуд и (или) займов, погашению платежей, произведенных из республиканского бюджета в соответствии с гарантиями Правительства Республики Беларусь и из местных бюджетов в соответствии с гарантиями местных исполнительных и распорядительных органов;
  • задолженность по штрафам – задолженность по суммам наложенных административных взысканий в виде штрафов и начисленных пеней за нарушение сроков и порядка внесения платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда);
  • задолженность по кредитным договорам – сумма обязательств (основной долг по кредиту, проценты за пользование им, иные обязательства по кредитным договорам, включая пени (штрафы) в соответствии с кредитными договорами, заключенными с банками, ОАО «Банк развития Республики Беларусь»;
  • реструктуризация задолженности – изменение формы требования, срока возврата и (или) погашения задолженности сельскохозяйственной организации, не имеющей возможности ее погасить, осуществляемое в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа, утвердившего настоящее Положение.

3. Сумма задолженности определяется на первое число месяца, следующего за месяцем включения сельскохозяйственной организации в перечень.

4. При предоставлении сельскохозяйственным организациям отсрочки (рассрочки) погашения задолженности в соответствии с Указом, утвердившим настоящее Положение, действие ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в соответствии с иными законодательными актами прекращается.

5. Порядок реструктуризации задолженности отражается в бизнес-плане.

В случае недостижения согласованного решения между кредитором и сельскохозяйственной организацией по применению механизмов реструктуризации задолженности бизнес-план разрабатывается с применением механизма предоставления отсрочки на три года с последующей рассрочкой на пять лет.

Отсрочка задолженности по штрафам, налогам и сборам предоставляется на три года с последующей их рассрочкой на пять лет.

Организации-лизингодатели осуществляют реструктуризацию задолженности сельскохозяйственных организаций по договорам финансовой аренды (лизинга) на сумму неисполненной части обязательств по возмещению в составе лизинговых платежей стоимости предмета лизинга путем предоставления отсрочки до трех лет с последующей рассрочкой до пяти лет в случае согласия банков, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» предоставить организациям-лизингодателям соответствующую отсрочку (рассрочку) погашения основного долга по кредитам, предоставленным на закупку предмета лизинга, на сумму неисполненной части обязательств по лизинговым платежам.

6. Реструктуризация задолженности путем предоставления отсрочки платежей с последующей их рассрочкой осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем включения сельскохозяйственной организации в перечень, после подачи ею заявления в отношении:

6.1. задолженности по платежам в бюджет – в органы, предоставившие бюджетные ссуды (займы), исполнившие гарантии.

По истечении срока отсрочки погашение задолженности по платежам осуществляется:

  • в местные бюджеты – в соответствии с графиком, утвержденным соответствующим государственным органом, предоставившим бюджетные ссуды (займы), исполнившим гарантии;
  • в республиканский бюджет – в соответствии с графиком, утвержденным органом или организацией, в подчинении (составе) которых находится сельскохозяйственная организация либо в управление которых переданы ее акции (доли в уставных фондах), и согласованным с государственным органом, предоставившим бюджетные ссуды (займы), исполнившим гарантии.

При неуплате (неполной уплате) в установленный срок очередных платежей в погашение рассроченной задолженности по платежам в бюджет действие рассрочки приостанавливается со дня, следующего за днем невыполнения данных условий.

Со дня приостановления действия рассрочки по платежам в бюджет начисляются пени на сумму рассроченной задолженности в порядке, установленном законодательством.

Действие рассрочки по платежам в бюджет возобновляется со дня, следующего за днем, в котором произведена полная уплата очередных платежей в погашение рассроченной задолженности, пеней, начисленных за несвоевременную уплату таких очередных платежей в порядке, установленном законодательством, а также пеней, начисленных за период приостановления действия рассрочки в соответствии с частью третьей настоящего подпункта;

6.2. задолженности за природный газ, электрическую и тепловую энергию – в газоснабжающую организацию, входящую в состав ГПО «Белтопгаз», и (или) энергоснабжающую организацию, входящую в состав ГПО «Белэнерго».

При этом задолженность за природный газ, электрическую и тепловую энергию фиксируется в белорусских рублях в части реструктуризированной:

  • до 31 мая 2023 г. (включительно) с учетом установленного Национальным банком официального курса белорусского рубля к иностранной валюте, используемой для расчетов за энергоресурсы, на первое число месяца, следующего за месяцем включения сельскохозяйственной организации в перечень;
  • с 1 июня 2023 г. в сумме согласно акту сверки расчетов с газо- и энергоснабжающими организациями, входящими в состав ГПО «Белтопгаз», ГПО «Белэнерго», на первое число месяца, следующего за месяцем включения сельскохозяйственной организации в перечень.

Погашение отсроченной задолженности за природный газ, электрическую и тепловую энергию производится ежемесячно равными долями без пересчета этой задолженности на дату погашения в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2010 г. № 670 «О некоторых вопросах оплаты природного газа, электрической и тепловой энергии» по истечении действия отсрочки.

Отсрочка (рассрочка) погашения задолженности за природный газ, электрическую и тепловую энергию предоставляется при условии обеспечения полной оплаты природного газа, электрической и тепловой энергии, потребленных с первого числа месяца, следующего за месяцем включения сельскохозяйственной организации в перечень, а также уплаты очередных платежей в погашение рассроченной задолженности.

При неуплате (неполной уплате) в установленный срок текущих платежей за природный газ, электрическую и тепловую энергию и (или) очередных платежей в погашение рассроченной задолженности действие отсрочки (рассрочки) приостанавливается со дня, следующего за днем невыполнения данных условий.

Действие отсрочки (рассрочки) погашения задолженности за природный газ, электрическую и тепловую энергию возобновляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена полная уплата текущих платежей за природный газ, электрическую и тепловую энергию и (или) очередных платежей в погашение рассроченной задолженности;

6.3. задолженности за коммунальные услуги – в организацию, оказывающую жилищно-коммунальные услуги.

Погашение отсроченной задолженности за коммунальные услуги производится ежемесячно равными долями.

Отсрочка (рассрочка) погашения задолженности за коммунальные услуги предоставляется при условии обеспечения полной оплаты коммунальных услуг, потребленных с первого числа месяца, следующего за месяцем включения сельскохозяйственной организации в перечень, а также уплаты очередных платежей в погашение рассроченной задолженности.

При неуплате (неполной уплате) в установленный срок текущих платежей за коммунальные услуги и (или) очередных платежей в погашение рассроченной задолженности действие отсрочки (рассрочки) приостанавливается со дня, следующего за днем невыполнения данных условий.

Действие отсрочки (рассрочки) погашения задолженности за коммунальные услуги возобновляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена полная уплата текущих платежей за коммунальные услуги и (или) очередных платежей в погашение рассроченной задолженности;

6.4. задолженности по налогам и сборам – в налоговый орган по месту постановки на учет сельскохозяйственной организации.

За пользование отсрочкой (рассрочкой) погашения задолженности по налогам и сборам проценты не начисляются.

Платежи в счет погашения рассроченных сумм задолженности вносятся по истечении срока действия отсрочки ежеквартально равными долями.

Отсрочка (рассрочка) погашения задолженности по налогам и сборам действует при условии своевременной и полной уплаты в республиканский и местные бюджеты текущих платежей по налогам, сборам (пошлинам), а также очередных платежей в погашение рассроченной задолженности.

При неуплате (неполной уплате) в установленный срок текущих платежей по налогам, сборам (пошлинам) и (или) очередных платежей в погашение рассроченной задолженности действие соответствующей отсрочки (рассрочки) приостанавливается со дня, следующего за днем невыполнения данных условий.

Со дня приостановления действия отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по налогам и сборам начисляются пени на сумму отсроченной (рассроченной) задолженности в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Беларусь.

Действие отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по налогам и сборам возобновляется со дня, следующего за днем, в котором произведена полная уплата текущих платежей по налогам, сборам (пошлинам), очередных платежей в погашение рассроченной задолженности, пеней, начисленных за несвоевременную уплату текущих и (или) очередных платежей в погашение рассроченной задолженности, а также пеней, начисленных за период приостановления действия отсрочки (рассрочки) в соответствии с частью шестой настоящего подпункта;

6.5. задолженности по штрафам – в орган Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты по месту постановки на учет сельскохозяйственной организации.

За пользование отсрочкой (рассрочкой) погашения задолженности по штрафам проценты не начисляются.

Платежи в счет погашения рассроченных сумм задолженности вносятся по истечении срока действия отсрочки ежеквартально равными долями.

Отсрочка (рассрочка) погашения задолженности по штрафам действует при условии своевременной и полной уплаты в бюджет фонда текущих платежей, а также очередных платежей в погашение рассроченной задолженности по штрафам.

При неуплате (неполной уплате) в установленный срок текущих платежей в бюджет фонда и (или) очередных платежей в погашение рассроченной задолженности по штрафам действие отсрочки (рассрочки) приостанавливается со дня, следующего за днем невыполнения данных условий.

Действие отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по штрафам возобновляется со дня, следующего за днем, в котором произведена полная уплата текущих платежей в бюджет фонда, пеней, начисленных за несвоевременную уплату таких текущих платежей, а также очередных платежей в погашение рассроченной задолженности по штрафам;

6.6. задолженности по прочим обязательствам – в соответствующую организацию или индивидуальному предпринимателю, являющимся кредиторами.

7. Реструктуризация задолженности по кредитным договорам перед банками, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» в виде предоставления отсрочки платежей с последующей рассрочкой осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем включения сельскохозяйственной организации в перечень, после представления заявления в банки, ОАО «Банк развития Республики Беларусь».

На период предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по кредитным договорам сохраняется компенсация (возмещение, уплата части процентов) за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов потерь банков, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» при предоставлении кредитов на льготных условиях (далее – компенсация) в размерах и порядке, предусмотренных актами законодательства, в соответствии с которыми осуществлялась компенсация.

В случае истечения срока предоставления компенсации решения о компенсации на период предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по кредитным договорам принимаются Советом Министров Республики Беларусь, соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом.

По кредитам, по которым были предоставлены гарантии Правительства Республики Беларусь, государственные органы и организации* в течение месяца с даты заключения дополнительного соглашения к кредитному договору, предусматривающего предоставление отсрочки (рассрочки) по кредитам и (или) изменение наименования кредитополучателя или переход прав и обязанностей кредитополучателя к правопреемнику в результате реорганизации кредитополучателя, обеспечивают подготовку и внесение в Совет Министров Республики Беларусь проекта соответствующего решения.

 

______________________________
* Для целей настоящего пункта под государственными органами и организациями понимаются:

  • республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, в подчинении (составе) которых находятся организации-кредитополучатели;
  • облисполкомы, Минский горисполком – по кредитополучателям, не имеющим подчиненности (не входящим в состав таких организаций).

  •  

Такой проект должен предусматривать предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь в обеспечение исполнения обязательства кредитополучателя по погашению суммы остатка основного долга по кредитам и (или) процентов за пользование ими (за исключением процентов, компенсируемых (возмещаемых, уплачиваемых) за счет средств республиканского бюджета) с отзывом ранее выданных гарантий Правительства Республики Беларусь.

По кредитам, по которым были предоставлены гарантии местных исполнительных и распорядительных органов, в течение месяца с даты заключения дополнительного соглашения к кредитному договору, предусматривающего предоставление отсрочки (рассрочки) по кредитам, местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают внесение изменений в договоры гарантии в части продления сроков их действия.

Внесение изменений в договоры гарантии не требуется, если выдача гарантий местных исполнительных и распорядительных органов осуществляется на срок исполнения обязательств по кредитному договору.

По кредитам, по которым были предоставлены гарантии местных исполнительных и распорядительных органов, в случае изменения наименования кредитополучателя или перехода прав и обязанностей кредитополучателя к правопреемнику в результате реорганизации кредитополучателя после вступления в силу Указа, утвердившего настоящее Положение, местный исполнительный и распорядительный орган, предоставивший гарантии, в течение одного месяца с даты заключения дополнительного соглашения к кредитному договору принимает соответствующее решение.

Такое решение должно предусматривать предоставление гарантии местного исполнительного и распорядительного органа в обеспечение исполнения обязательства кредитополучателя по погашению остатка основного долга по кредиту и (или) процентов (их части) за пользование им. 

С даты принятия этого решения действие ранее предоставленных гарантий местных исполнительных и распорядительных органов прекращается, договоры о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов подлежат расторжению в установленном порядке.

Гарантии, указанные в частях пятой и девятой настоящего пункта, предоставляются:

  • без взимания платы за их предоставление;
  • без учета задолженности кредитополучателей по платежам в республиканский, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов, по невыполненным обязательствам по ранее предоставленным займам (кредитам), в том числе выданным под гарантии Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, по бюджетным займам, ссудам (в том числе пролонгированным), а также неисполнения кредитополучателями своих обязательств по исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов или при выполнении обязательств за счет бюджетных средств;
  • без предоставления сельскохозяйственной организацией документов, определенных в пункте 6 Положения о порядке предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 359 «О некоторых вопросах предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь»;
  • без учета превышения фактических размеров внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, над лимитами, утвержденными законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;
  • без учета требований, установленных в пунктах 5 и 12 статьи 65 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, а также устанавливаемых законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год ограничений о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов в пределах фактически сложившегося в финансовом году объема погашения основного долга по кредитам, ранее выданным под такие гарантии, за вычетом основного долга, погашенного в соответствии с гарантиями местных исполнительных и распорядительных органов.

В течение десяти рабочих дней с даты заключения дополнительного соглашения к кредитному договору, указанного в частях четвертой, шестой и восьмой настоящего пункта, банки, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» письменно уведомляют о предоставлении отсрочки (рассрочки), изменении кредитополучателя или его реорганизации и заключенных в связи с этим дополнительных соглашениях к кредитному договору соответствующий республиканский орган государственного управления, иную государственную организацию, подчиненную Правительству Республики Беларусь, местный исполнительный и распорядительный орган.

8. Банки, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» могут принимать решения о предоставлении сельскохозяйственной организации в период восстановления ее платежеспособности отсрочки уплаты части процентов за пользование выданными ими кредитами с последующей рассрочкой их уплаты в пределах срока погашения кредита. При этом сельскохозяйственная организация ежемесячно уплачивает проценты за пользование кредитами в размере не менее 1,5 процента годовых.

9. При исключении сельскохозяйственной организации из перечня действие отсрочки (рассрочки), предоставленной в соответствии с пунктами 6 и 7 настоящего Положения, сохраняется на период реализации бизнес-плана при соблюдении условий, установленных в подпунктах 6.1–6.5 пункта 6 настоящего Положения.

10. Реструктуризация задолженности путем увеличения уставного фонда сельскохозяйственной организации – хозяйственного общества в пределах суммы образовавшейся задолженности с передачей акций (долей в уставном фонде) кредитору осуществляется при задолженности:

  • по платежам в бюджет, а также по кредитным договорам в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 16 февраля 2004 г. № 88 «О реструктуризации задолженности по платежам в республиканский и местные бюджеты, по кредитным договорам и прощении долга»;
  • перед иными кредиторами:
  • для акционерных обществ – путем эмиссии акций дополнительного выпуска с их размещением посредством проведения закрытой подписки на неорганизованном рынке среди кредиторов с оплатой этих акций путем зачета требований к сельскохозяйственной организации;
  • для иных хозяйственных обществ – путем образования (увеличения) доли в уставном фонде исходя из размера реструктуризируемой задолженности.

11. Увеличение уставного фонда сельскохозяйственной организации в соответствии с абзацами третьим–пятым пункта 10 настоящего Положения возможно без соблюдения требований:

  • о наличии источников собственных средств. При наличии данных источников до даты начала проведения эмиссии акций дополнительного выпуска сельскохозяйственная организация увеличивает уставный фонд за счет таких средств путем увеличения номинальной стоимости акций;
  • предусмотренных в части четвертой статьи 28 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах» и пункте 3 статьи 471 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

12. Акции (доли в уставном фонде), полученные кредиторами в результате реструктуризации задолженности сельскохозяйственной организации, могут быть переданы в доверительное управление соответствующего рай-, горисполкома (уполномоченных ими организаций) или в коммунальную собственность соответствующей административно-территориальной единицы на безвозмездной основе. При этом не требуется получение лицензии на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам для осуществления рай-, горисполкомом (уполномоченными ими организациями) деятельности по доверительному управлению указанными акциями.

Рай-, горисполкомы не вправе отказать кредитору в приеме в коммунальную собственность безвозмездно передаваемых акций (долей в уставном фонде) сельскохозяйственных организаций.

13. По решению Президента Республики Беларусь осуществляется реструктуризация задолженности (ее части) по кредитным договорам путем эмиссии местными исполнительными и распорядительными органами облигаций, номинированных в белорусских рублях, на сумму активов, сформированных:

  • по кредитам сельскохозяйственных организаций, предоставленным банками, ОАО «Банк развития Республики Беларусь»;
  • по кредитам сельскохозяйственных организаций, предоставленным банками, ОАО «Банк развития Республики Беларусь», и процентам за пользование ими.

14. Установленный порядок реструктуризации задолженности сельскохозяйственных организаций сохраняется при изменении их наименования, отчуждении имущественного комплекса или акций (долей в уставном фонде) сельскохозяйственных организаций, а также при их реорганизации, за исключением случаев, когда соответствующие права и обязанности не могут принадлежать юридическому лицу, возникшему в результате реорганизации.

 

УТВЕРЖДЕНО
Указ Президента
Республики Беларусь
02.10.2018 № 399

ПОЛОЖЕНИЕ
об особенностях применения мер по повышению эффективности управления неплатежеспособными сельскохозяйственными организациями

1. Настоящее Положение устанавливает особенности применения мер по повышению эффективности управления государственными неплатежеспособными сельскохозяйственными организациями (неплатежеспособными сельскохозяйственными организациями с долей государства в уставном фонде), включенными в перечень (далее – сельскохозяйственная организация), посредством:

  • сдачи имущественного комплекса сельскохозяйственной организации в аренду;
  • передачи в доверительное управление находящихся в государственной собственности акций (долей в уставных фондах) сельскохозяйственной организации;
  • продажи путем проведения аукциона (конкурса) имущественного комплекса, находящихся в государственной собственности акций (долей в уставных фондах) сельскохозяйственной организации.

2. Сдача имущественного комплекса сельскохозяйственной организации в аренду или передача в доверительное управление находящихся в государственной собственности 50 и более процентов акций (долей в уставных фондах) такой организации является основанием для расторжения трудового договора с руководителем, его заместителями и главным бухгалтером этой организации.

Трудовой договор с руководителем, его заместителями и главным бухгалтером сельскохозяйственной организации по указанному основанию может быть расторгнут не позднее трех месяцев со дня сдачи имущественного комплекса сельскохозяйственной организации в аренду или передачи в доверительное управление находящихся в государственной собственности акций (долей в уставных фондах) такой организации.

Трудовые отношения с иными работниками сельскохозяйственной организации продолжаются у арендатора или доверительного управляющего на условиях, предусмотренных трудовыми договорами. При отказе работника от продолжения трудовых отношений трудовой договор прекращается в связи с изменением существенных условий труда согласно пункту 5 части второй статьи 35 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Арендатор или доверительный управляющий применяет положения коллективного договора сельскохозяйственной организации до окончания его срока действия.

После прекращения действия договора аренды, за исключением случая продажи арендатору имущественного комплекса сельскохозяйственной организации, трудовые отношения между сельскохозяйственной организацией и ее работниками продолжаются на условиях, предусмотренных трудовым договором.

3. Не требуется получение лицензии на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам для осуществления управляющей организацией деятельности по доверительному управлению находящимися в государственной собственности акциями сельскохозяйственной организации.

4. Сдача в аренду имущественных комплексов сельскохозяйственных организаций допускается при отсутствии документов, удостоверяющих государственную регистрацию их создания и возникновения прав на них.

В отношении имущественного комплекса, переданного по договору аренды, государственная регистрация создания такого имущественного комплекса, договора аренды и основанных на нем прав не осуществляется, а право аренды возникает у арендатора со дня подписания передаточного акта обеими сторонами договора.

5. Начальная стоимость продажи имущественных комплексов, находящихся в государственной собственности акций (долей в уставных фондах) сельскохозяйственных организаций определяется по рыночной или оценочной стоимости в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь.

Решения о продаже имущественных комплексов сельскохозяйственных организаций могут приниматься без проведения технической инвентаризации и наличия документов, удостоверяющих государственную регистрацию недвижимого имущества.

Государственная регистрация в отношении проданного имущественного комплекса осуществляется по заявлению покупателя, подаваемому не позднее одного года со дня его передачи, на основании договора купли-продажи, документа, которым оформлены результаты инвентаризации, бухгалтерского баланса сельскохозяйственной организации, перечня имущества, в том числе имущественных прав, входящего в его состав, и передаточного акта.

Государственная регистрация создания входящих в состав проданного имущественного комплекса сельскохозяйственной организации капитальных строений, изолированных помещений, машино-мест и возникновения прав на них осуществляется по заявлению покупателя на основании технического паспорта и передаточного акта имущественного комплекса, содержащего информацию о передаче таких объектов.

6. Земельные участки, на которых расположены входящие в состав имущественного комплекса сельскохозяйственной организации капитальные строения, в том числе не завершенные строительством, предоставляются покупателям без проведения аукционов в соответствии с законодательными актами в области охраны и использования земель.

7. Местные Советы депутатов или уполномоченные ими органы могут принимать в коммунальную собственность принадлежащие сельскохозяйственным организациям капитальные строения (здания, сооружения), являющиеся объектами жилищного фонда, социальной сферы и инженерной инфраструктуры к ним. 

Электрические сети и сети газоснабжения могут безвозмездно передаваться по их фактическому состоянию в собственность Республики Беларусь и хозяйственное ведение специализированных организаций в соответствии с перечнями, утверждаемыми облисполкомами по согласованию с Министерством энергетики.

Решения о приеме и передаче имущества, указанного в части первой настоящего пункта, могут приниматься без проведения технической инвентаризации и наличия документов, удостоверяющих государственную регистрацию создания таких объектов, прав на них, а также государственную регистрацию создания земельного участка и прав на него. При этом прием и передача объектов осуществляются по их первоначальной (переоцененной) стоимости.

Государственная регистрация создания имущества, указанного в части первой настоящего пункта, возникновения права коммунальной собственности, иных прав, ограничений (обременений) прав на него осуществляется по заявлению организации, за которой недвижимое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, оперативного управления или которой оно передано в безвозмездное пользование, подаваемому не позднее трех лет со дня передачи на основании решения о передаче недвижимого имущества, передаточного акта и технического паспорта, а также договора безвозмездного пользования или договора перевода долга (при их наличии).

При этом финансирование расходов, связанных с оформлением документов на имущество, указанное в части первой настоящего пункта, а в отношении одноквартирных и блокированных жилых домов – также земельных участков, на которых эти объекты расположены, переданное в коммунальную собственность, осуществляется за счет средств местных бюджетов.

При передаче объектов жилищного фонда, построенных (приобретенных, реконструированных) с привлечением льготных кредитов ОАО «Белагропромбанк»*, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, с согласия банка осуществляется перевод долга по льготному кредиту на соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы базового территориального уровня с предоставлением отсрочки погашения основного долга на пять лет с последующей рассрочкой погашения равными долями в течение периода пользования льготным кредитом.

С даты перевода долга гарантии местных исполнительных и распорядительных органов, предоставленные в обеспечение возврата указанных льготных кредитов, прекращают действие.

До передачи в коммунальную собственность заселенных гражданами жилых домов (квартир), принадлежащих сельскохозяйственным организациям, эти организации обязаны предложить нанимателям данных жилых домов (квартир) приобрести их в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 июня 2011 г. № 253 «Об отдельных вопросах купли-продажи жилых домов (квартир) сельскохозяйственных организаций».

______________________________
* Выданных в соответствии с пунктом 7 Указа Президента Республики Беларусь от 2 сентября 1996 г. № 346 «О некоторых мерах по развитию жилищного строительства на селе».

8. Наличие в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним сведений о государственной регистрации имущества за правопредшественником сельскохозяйственной организации не является основанием для отказа в приеме документов или совершении регистрационных действий в соответствии с настоящим Положением.

Смотреть все
Отраслевые ресурсы