Положение о порядке компенсации потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей при установлении диспаритета цен на промышленную продукцию, работы, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, и цен на сельскохозяйственную продукцию. Положение о порядке субсидирования деятельности субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

9 октября 2014 г. № 954

О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. № 347

(в редакции Постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2015г. №430; от 12 января 2017г. №22; от 31 января 2018г. №89; от 25 мая 2018г. №396; от 8 июля 2020 г. № 405; от 28 апреля 2022 г. № 256; от 9 февраля 2023 г. № 115) 

В соответствии с пунктом 12 Указа Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. № 347 «О государственной аграрной политике» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить:

  • Положение о порядке компенсации потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей при установлении диспаритета цен на промышленную продукцию, работы (услуги), используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, и цен на сельскохозяйственную продукцию (прилагается);
  • Положение о порядке субсидирования деятельности субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства (прилагается).

11. Облисполкомам обеспечить направление на финансирование прямых выплат, производимых на единицу реализованной или произведенной и (или) направленной в обработку (переработку) сельскохозяйственной продукции на территории Республики Беларусь, не менее 30 процентов от общего объема средств, предусмотренных в соответствующем консолидированном бюджете области на оказание государственной поддержки непосредственно субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства*, без учета межбюджетных трансфертов, переданных из республиканского бюджета в течение текущего финансового года.

______________________________
* За исключением граждан, ведущих личные (подсобные) хозяйства.

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования, за исключением абзаца третьего пункта 1, вступающего в силу с 1 января 2015 г. При этом абзац второй пункта 1 настоящего постановления распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2014 г.

Премьер-министр Республики Беларусь М.Мясникович 

 

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
09.10.2014 № 954

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке компенсации потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей при установлении диспаритета цен на промышленную продукцию, работы (услуги), используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, и цен на сельскохозяйственную продукцию

1. Настоящим Положением определяется порядок компенсации потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей при установлении диспаритета цен на промышленную продукцию, работы (услуги), используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, и цен на сельскохозяйственную продукцию (далее – диспаритет цен) в целях обеспечения эквивалентности стоимости сельскохозяйственной продукции и используемых для ее производства промышленной продукции, работ (услуг).

2. Для целей настоящего Положения используются термины и их определения в значениях, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. № 347.

3. Компенсация потерь при установлении диспаритета цен (далее – компенсация потерь) производится сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом индекса паритета цен на промышленную продукцию, работы (услуги), используемые такими товаропроизводителями, и реализованную ими сельскохозяйственную продукцию (далее – индекс паритета цен), рассчитываемого Национальным статистическим комитетом в установленном порядке, путем предоставления субсидий из республиканского бюджета при условии, что полное или частичное удешевление (компенсация) стоимости сырья, продукции, работ (услуг) и меры по регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию не позволили поддержать паритет указанных цен.

4. Средства для компенсации потерь предусматриваются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

5. В целях осуществления мер по удешевлению (компенсации) стоимости сырья, продукции, работ (услуг) и регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, позволяющих поддержать паритет цен, а также расчета размера компенсации потерь Национальным статистическим комитетом представляется в Министерство экономики, Министерство антимонопольного регулирования и торговли и Министерство сельского хозяйства и продовольствия официальная статистическая информация:

5.1. об индексе паритета цен – ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (за I квартал – не позднее 15 мая);

5.2. о стоимости реализованной сельскохозяйственной продукции за год – ежегодно до 11 февраля года, следующего за истекшим.

6. Министерством экономики совместно с Министерством антимонопольного регулирования и торговли и Министерством сельского хозяйства и продовольствия ежегодно до 20 февраля представляются в Совет Министров Республики Беларусь информация о причинах сложившегося диспаритета цен за истекший год и предложения о компенсации потерь.

7. Размер компенсации потерь путем предоставления субсидий из республиканского бюджета рассчитывается Министерством сельского хозяйства и продовольствия по следующей формуле: 

П = В х ((Ип – 100) х k / 100) – К, 

где   П – размер компенсации потерь;

В – стоимость реализованной сельскохозяйственной продукции* за истекший год, определенная на основании официальной статистической информации о реализации сельскохозяйственными товаропроизводителями такой продукции;

Ип – индекс паритета цен за истекший год;

k – понижающий коэффициент диспаритета цен**, определяемый в целях обеспечения рационального использования материальных ресурсов;

К – удешевление (компенсация) стоимости и (или) приобретение за счет бюджетных средств сырья, продукции, работ (услуг), учитываемых при определении индекса паритета цен.

______________________________
* Для целей статистической отчетности в стоимость реализованной сельскохозяйственной продукции не включаются субсидии, в том числе надбавки за реализованную сельскохозяйственную продукцию, выделенные из бюджета, расходы, связанные с транспортировкой, погрузкой и разгрузкой продукции, а также налог на добавленную стоимость.
** Размер понижающего коэффициента диспаритета цен ежегодно определяется Министерством сельского хозяйства и продовольствия по согласованию с Министерством финансов, Министерством антимонопольного регулирования и торговли и Министерством экономики как разница между единицей и отношением суммы резервов снижения затрат, связанных с отступлениями сельскохозяйственных товаропроизводителей от технологических регламентов, к стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции за год, по итогам которого производится расчет размера компенсации потерь.

8. Для компенсации потерь Министерством сельского хозяйства и продовольствия ежегодно до 1 марта предоставляется в Министерство финансов расчет причитающихся субсидий из республиканского бюджета в разрезе комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов и (или) управлений сельского хозяйства и продовольствия райисполкомов. Министерством финансов открываются бюджетные ассигнования комитетам по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов и (или) управлениям сельского хозяйства и продовольствия райисполкомов.

9. Компенсация потерь производится по итогам истекшего календарного года не позднее 1 мая текущего года комитетами по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов и (или) управлениями сельского хозяйства и продовольствия райисполкомов сельскохозяйственным товаропроизводителям путем предоставления субсидий из республиканского бюджета в размерах, рассчитываемых в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения. 

 

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
09.10.2014 № 954

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке субсидирования деятельности субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства

1. Настоящим Положением определяется порядок субсидирования деятельности, включая предоставление прямых выплат, производимых на единицу реализованной или произведенной и (или) направленной в обработку (переработку) сельскохозяйственной продукции на территории Республики Беларусь либо на единицу площади земельного участка, голову скота.

2. Для целей настоящего Положения используются термины и их определения в значениях, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. № 347.

3. Видами субсидирования деятельности являются для:

3.1. юридических лиц, являющихся субъектами, осуществляющими деятельность в области агропромышленного производства, которым сельскохозяйственные земли сельскохозяйственного назначения принадлежат на праве собственности или ином вещном праве (далее – юридические лица), предоставление прямых выплат на единицу площади земельного участка в виде субсидий из средств, передаваемых из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей в виде субвенций (далее – несвязанная поддержка);

3.2. сельскохозяйственных товаропроизводителей предоставление:

  • прямых выплат в виде субсидий на единицу реализованной* или произведенной и (или) направленной в обработку (переработку) сельскохозяйственной продукции на территории Республики Беларусь (далее – надбавки) из средств местных бюджетов;

______________________________
* К реализованной сельскохозяйственной продукции относится:
продукция, реализованная организациям, осуществляющим деятельность по обработке (переработке) сельскохозяйственной продукции на территории Республики Беларусь;
продукция, реализованная управляющим организациям для последующей ее реализации организациям, осуществляющим деятельность по обработке (переработке) сельскохозяйственной продукции на территории Республики Беларусь. Под управляющей организацией понимается коммерческая организация, осуществляющая деятельность на территории Республики Беларусь, в доверительное управление которой переданы акции (доли в уставном фонде) сельскохозяйственной организации или которой переданы полномочия исполнительного органа сельскохозяйственной организации.

  • прямых выплат в виде субсидий на голову скота из средств местных бюджетов;

3.3. субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства (за исключением граждан, ведущих личные (подсобные) хозяйства), предоставление субсидий на осуществление деятельности по производству сельскохозяйственной продукции из средств местных бюджетов.

4. Предоставление несвязанной поддержки, надбавок, прямых выплат в виде субсидий на голову скота и субсидий на осуществление деятельности по производству сельскохозяйственной продукции осуществляется облисполкомами, райисполкомами с учетом требований настоящего Положения.

Облисполкомы, райисполкомы вправе уполномочить свои структурные подразделения, уполномоченные на реализацию возложенных на них функций по проведению единой финансовой политики в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции и создания условий для комплексного развития агропромышленного комплекса (далее – уполномоченные организации), на предоставление несвязанной поддержки, надбавок, прямых выплат в виде субсидий на голову скота, субсидий на осуществление деятельности по производству сельскохозяйственной продукции с учетом требований настоящего Положения.

Информация об облисполкомах, райисполкомах либо уполномоченных организациях, осуществляющих субсидирование деятельности, виды которого указаны в пункте 3 настоящего Положения, размещается на официальных сайтах облисполкомов в глобальной компьютерной сети Интернет.

5. Несвязанная поддержка предоставляется облисполкомами, райисполкомами (уполномоченными организациями) юридическим лицам в виде прямых выплат на один гектар сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения.

Размер субсидий на оказание несвязанной поддержки определяется Советом Министров Республики Беларусь исходя из объемов бюджетного финансирования, предусмотренных на эти цели законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

6. Для получения несвязанной поддержки юридическим лицом не позднее 1 мая года, в котором предоставляется несвязанная поддержка, представляются в облисполком либо райисполком, уполномоченную организацию в зависимости от административно-территориальной единицы, на территории которой оно расположено:

6.1. заявление о предоставлении несвязанной поддержки, содержащее сведения об осуществляемых видах экономической деятельности;

6.2. копия правоудостоверяющего документа на земельный участок, заверенная подписью руководителя юридического лица;

6.3. копия пояснительной записки к материалам последнего агрохимического обследования почв на сельскохозяйственных землях сельскохозяйственного назначения юридического лица, заверенная подписью руководителя юридического лица;

6.4. иные документы по перечню, установленному облисполкомом.

7. По результатам рассмотрения документов, представленных в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения, облисполкомом, райисполкомом (уполномоченной организацией) не позднее 1 августа текущего года принимается решение о предоставлении или отказе в предоставлении несвязанной поддержки с уведомлением заявителя о принятом решении не позднее 1 сентября текущего года.

Решение об отказе в предоставлении несвязанной поддержки принимается облисполкомом, райисполкомом (уполномоченной организацией) в случае:

  • нахождения юридического лица в процессе ликвидации и (или) процедуре экономической несостоятельности (банкротства);
  • снижения уровня плодородия почв на сельскохозяйственных землях сельскохозяйственного назначения юридического лица по сравнению с уровнем, зафиксированным на дату последнего агрохимического обследования почв на этих землях. При этом решение об отказе в предоставлении несвязанной поддержки по указанному основанию может приниматься не ранее чем через 4 года после первой выплаты несвязанной поддержки в соответствии с настоящим Положением.

8. При выявлении в году, в котором предоставляется несвязанная поддержка, факта несоблюдения:

8.1. фитосанитарных требований и (или) требований о защите окружающей среды юридическое лицо лишается половины такой поддержки в последующем периоде;

8.2. ветеринарных требований и одновременно требований, указанных в подпункте 8.1 настоящего пункта, юридическое лицо лишается такой поддержки в последующем периоде в полном объеме.

Решение о лишении предоставленной несвязанной поддержки принимается облисполкомом, райисполкомом (уполномоченной организацией) в порядке, установленном облисполкомом.

9. Выплата несвязанной поддержки осуществляется облисполкомом, райисполкомом (уполномоченной организацией) в IV квартале текущего года.

10. Вид сельскохозяйственной продукции для оказания государственной поддержки в виде надбавок и размер надбавок по видам сельскохозяйственной продукции определяются Советом Министров Республики Беларусь исходя из объемов бюджетного финансирования, предусмотренных на выплату надбавок в соответствующем году.

Облисполкомы, райисполкомы в пределах средств, предусмотренных на выплату надбавок в местном бюджете на соответствующий финансовый год, вправе производить:

  • увеличение размеров надбавок при наличии ресурсной базы для их выплаты всем сельскохозяйственным товаропроизводителям, расположенным на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и отсутствии задолженности по таким выплатам за истекший год;
  • дифференциацию размеров надбавок в зависимости от определенной в установленном порядке кадастровой оценки сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения.

11. Для получения надбавок сельскохозяйственным товаропроизводителем представляются в облисполком либо райисполком, уполномоченную организацию в зависимости от административно-территориальной единицы, на территории которой расположен сельскохозяйственный товаропроизводитель:

11.1. заявление о предоставлении надбавок;

11.2. расчет потребности в надбавках, произведенный исходя из планируемых к реализации или производству и (или) направленных в обработку (переработку) годовых объемов сельскохозяйственной продукции этого сельскохозяйственного товаропроизводителя, по форме, определенной облисполкомами.

12. Выплата надбавок осуществляется в I и II кварталах текущего года в виде авансирования в общем размере не более 60 процентов от сумм надбавок, рассчитанных исходя из планируемых к реализации или производству и (или) направленных в обработку (переработку) годовых объемов сельскохозяйственной продукции.

Окончательные расчеты по выплате надбавок за январь–декабрь текущего года производятся в III и IV кварталах текущего года с учетом фактических объемов сельскохозяйственной продукции, реализованной или произведенной и (или) направленной сельскохозяйственными товаропроизводителями в обработку (переработку) в этот период.

Расчеты по выплате надбавок за сельскохозяйственную продукцию, реализованную или произведенную и (или) направленную сельскохозяйственными товаропроизводителями в обработку (переработку) в декабре истекшего года, оставшиеся незаконченными на 1 января очередного финансового года, производятся в очередном финансовом году за счет бюджетных назначений на те же цели.

13. Перечень видов скота для оказания государственной поддержки в виде прямых выплат на голову скота и размер таких прямых выплат сельскохозяйственным товаропроизводителям определяются ежегодно Советом Министров Республики Беларусь исходя из объемов бюджетного финансирования, предусмотренных на такие прямые выплаты в соответствующем году.

14. Для получения прямых выплат в виде субсидий на голову скота сельскохозяйственным товаропроизводителем не позднее 1 мая года, в котором предоставляются такие прямые выплаты, представляются в облисполком либо райисполком, уполномоченную организацию в зависимости от административно-территориальной единицы, на территории которой расположен сельскохозяйственный товаропроизводитель:

14.1. заявление о предоставлении прямых выплат на голову скота, содержащее сведения об осуществляемых видах экономической деятельности;

14.2. справки о наличии скота по данным бухгалтерского учета на 1 января текущего и предшествующего года.

15. По результатам рассмотрения документов, представленных в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения, облисполкомом, райисполкомом (уполномоченной организацией) не позднее 1 августа текущего года принимается решение о предоставлении или отказе в предоставлении прямых выплат на голову скота с уведомлением заявителя о принятом решении не позднее 1 сентября текущего года.

Решение об отказе в предоставлении прямых выплат на голову скота принимается облисполкомом, райисполкомом (уполномоченной организацией) в случае:

  • нахождения сельскохозяйственного товаропроизводителя в процессе ликвидации и (или) процедуре экономической несостоятельности (банкротства);
  • снижения численности поголовья скота на 1 января текущего года по сравнению с уровнем, зафиксированным на 1 января предшествующего года. При этом решение об отказе в предоставлении таких прямых выплат по указанному основанию может приниматься не ранее чем через один год после первой прямой выплаты в соответствии с настоящим Положением.

16. При выявлении в году, в котором производятся прямые выплаты на голову скота, факта несоблюдения ветеринарных требований, и (или) требований о защите окружающей среды, и (или) требований по безопасности и качеству кормов сельскохозяйственный товаропроизводитель лишается половины такой поддержки в последующем периоде.

Решение о лишении предоставленных прямых выплат на голову скота принимается облисполкомом, райисполкомом (уполномоченной организацией) в порядке, установленном облисполкомом.

17. Прямые выплаты в виде субсидий на голову скота осуществляются облисполкомом, райисполкомом (уполномоченной организацией) в IV квартале текущего года.

18. Несвязанная поддержка, надбавки и прямые выплаты в виде субсидий на голову скота производятся на текущий (расчетный) или специальный счет юридического лица или сельскохозяйственного товаропроизводителя.

19. Предоставление субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства (за исключением граждан, ведущих личные (подсобные) хозяйства), субсидий на осуществление деятельности по производству сельскохозяйственной продукции осуществляется исходя из объемов бюджетного финансирования, предусмотренных на эти цели в местных бюджетах на соответствующий финансовый год, посредством оплаты их денежных обязательств (погашения задолженности по обязательствам) по договорам:

  • на закупку удобрений, семян сельскохозяйственных растений, средств защиты растений, нефтепродуктов, ветеринарных препаратов, белкового сырья, комбикормов, запасных частей и других товаров, связанных с производством сельскохозяйственной продукции согласно отраслевым регламентам, типовым нормам и нормативам;
  • на закупку работ (услуг) по ремонту и техническому обслуживанию машин и оборудования, используемых в сельском хозяйстве, проведению отбора проб и лабораторного анализа качества семян сельскохозяйственных растений, молока и кормов, других работ (услуг), связанных с производством сельскохозяйственной продукции согласно отраслевым регламентам, типовым нормам и нормативам;
  • финансовой аренды (лизинга).

Распределение бюджетных средств на предоставление субсидий на осуществление деятельности по производству сельскохозяйственной продукции осуществляется облисполкомами, райисполкомами (уполномоченными организациями) по нормативам, устанавливаемым ими ежегодно с учетом объемов бюджетного финансирования, предусмотренных на эти цели в местных бюджетах на соответствующий финансовый год, между субъектами, осуществляющими деятельность в области агропромышленного производства (за исключением граждан, ведущих личные (подсобные) хозяйства), расположенными на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

 

Смотреть все
Отраслевые ресурсы