Методические рекомендации по оценке эффективности научных, научно-технических и инновационных разработок и их внедрения

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО НАУКЕ И ТЕХНОЛОГИЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

20 апреля 2017 г. № 9

Об утверждении Методических рекомендаций по оценке эффективности научных, научно-технических и инновационных разработок и их внедрения

(в редакции Постановления Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 19 ноября 2018г. №30)

На основании Положения о Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2004 г. № 282 «О Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь», Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по оценке эффективности научных, научно-технических и инновационных разработок и их внедрения (далее – Методические рекомендации).

2. Рекомендовать государственным органам и иным государственным организациям, подчиненным (подотчетным) Президенту Республики Беларусь, республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам руководствоваться Методическими рекомендациями:

  • при проведении оценки эффективности выполнения государственных программ научных исследований, научно-технических программ, мероприятий по научному обеспечению государственных программ, инновационных проектов;
  • при проведении оценки планируемой эффективности разработок при формировании государственных программ научных исследований, научно-технических программ, мероприятий по научному обеспечению государственных программ, инновационных проектов;
  • при формировании методик оценки эффективности реализации государственных программ (в части мероприятий по научному обеспечению), содержащихся в проектах программ. 

Председатель А.Г.Шумилин 

СОГЛАСОВАНО
Министр экономики
Республики Беларусь
В.И.Зиновский
17.04.2017
(письмо № 11–12/3182)

СОГЛАСОВАНО
Министр финансов
Республики Беларусь
В.В.Амарин
31.03.2017
(письмо № 6–2–11/3853)

 

 

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Государственного комитета
по науке и технологиям
Республики Беларусь
20.04.2017 № 9

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по оценке эффективности научных, научно-технических и инновационных разработок и их внедрения

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методические рекомендации по оценке эффективности научных, научно-технических и инновационных разработок и их внедрения (далее – Методические рекомендации) подготовлены во исполнение поручения Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2016 г. № 34/810–3273/15685р и с целью унификации подходов к оценке эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Методические рекомендации предназначены для использования при планировании и проведении оценки эффективности выполнения:

  • государственных программ научных исследований (далее – ГПНИ) и их отдельных заданий (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2010 г. № 1196 «О некоторых вопросах регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности»);
  • научно-технических программ (далее – НТП) и их отдельных заданий (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 961 «Об утверждении Положения о порядке разработки и выполнения научно-технических программ и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных положений»);
  • мероприятий по научному обеспечению государственных программ (Указ Президента Республики Беларусь от 25 июля 2016 г. № 289 «О порядке формирования, финансирования, выполнения и оценки эффективности реализации государственных программ»);
  • инновационных проектов (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2006 г. № 1329 «Об утверждении Положения о порядке конкурсного отбора и реализации проектов и работ, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, в том числе инновационных фондов»).

Оценка эффективности межгосударственных научно-технических программ устанавливается международными (межправительственными, межгосударственными) договорами Республики Беларусь.

Основные положения Методических рекомендаций соответствуют принятым в мировой практике методам оценки эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Для целей настоящих Методических рекомендаций применяются термины в значениях, установленных законодательством Республики Беларусь.

ГЛАВА 2
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Критерии оценки научно-исследовательских работ (далее – НИР) – признаки, на основании которых определяется степень прогрессивности (новизны) и полезности их результатов. Результаты НИР оцениваются по критериям новизны, значимости для науки и практики, объективности, доказательности и точности (в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 1997 г. № 914 (ред. от 14.08.2012) «Об утверждении Положения об оценке результатов научной деятельности»).

Применение указанных критериев осуществляется:

  • при планировании отдельных заданий ГПНИ, программ (подпрограмм) в целом путем определения критериев и установления показателей;
  • в процессе выполнения отдельных заданий ГПНИ, программ (подпрограмм) в целом путем сопоставления плановых и достигаемых в процессе выполнения заданий показателей.

Критерий новизны. Основным признаком этого критерия является наличие в результатах научной деятельности новых научных знаний (новой научной информации), которые могут характеризоваться значениями в пределах от уже известного до абсолютной новизны. Высшая степень новизны (абсолютная новизна, принципиально новая научная информация) соответствует в фундаментальных исследованиях открытиям, подтвержденным общественным признанием в форме экспертных заключений высококвалифицированных ученых в соответствующих областях знаний, а в прикладных исследованиях – изобретениям, промышленным образцам, полезным моделям, товарным знакам, сортам растений и другим объектам, на которые получены патенты. Все остальные степени (уровни) новизны определяются путем соотнесения полученных значений с абсолютной новизной и выражаются с помощью конкретных систем показателей.

Критерий значимости для науки и практики. Основными признаками этого критерия являются масштабы влияния результатов научных исследований на науку, экономику, социальную сферу, экологию, которые могут характеризоваться:

  • в фундаментальных исследованиях – значениями в пределах от распространения уже известных знаний и передового опыта до коренных преобразований в науке, технике, экономике, социальной и иных сферах;
  • в прикладных исследованиях – от использования на отдельном предприятии до применения в масштабе всего народного хозяйства;
  • в инновационной сфере – от реализации отдельных изделий или мелких партий на местном рынке до выхода на мировой рынок.

Критерий объективности. Признаком этого критерия является степень обоснованности результата научного исследования, которая может изменяться в пределах от несоответствия до полного соответствия оценки результату. Степень объективности может выявляться посредством учета квалификации и компетентности разработчиков и экспертов и по формам признания результатов.

Критерий доказательности. Признаками этого критерия являются характер используемой информации, способы ее получения и обработки (использование научной литературы, опыта, экспериментов, испытаний, математических методов). Степень доказательности результатов может изменяться в пределах от неопределенности до возможности воспроизведения и применения на практике. Степень доказательности результатов определяется экспертным путем.

Критерий точности. По критерию точности классифицируют, как правило, результаты прикладных исследований при создании действующих моделей и образцов новой техники и технологий, а также результаты исследований, включенных в инновационный процесс. Основным признаком этого критерия является соответствие модели (образца) стандартам (техническим условиям, техническому заданию, основным показателям бизнес-плана), которое может характеризоваться от несоответствия до полного соответствия.

Степень соответствия критериям выражается через значения конкретных показателей. Показатели могут быть количественными (количество изобретений, лицензий, публикаций и т.д.) и качественными (принципиально новая информация, соответствие мировому научно-техническому уровню и т.д.). Качественные показатели могут также быть выражены количественно с использованием условных единиц (баллов, коэффициентов и других). Состав применяемых показателей определяется с учетом отрасли науки (естественные, технические и общественные науки) и вида научных исследований (фундаментальные, прикладные).

Эффективность выполнения ГПНИ оценивается посредством оценки достижения значений конкретных установленных показателей для задания (программы в целом) по каждому из критериев. При достижении (недостижении) плановых значений установленных показателей задание ГПНИ, программы (подпрограммы) в целом считается выполненным (невыполненным).

Примерные перечни результатов научной деятельности, показатели и признаки критериев в зависимости от сфер и видов научной деятельности установлены постановлением Государственного комитета по науке и технологиям совместно с Национальной академией наук Беларуси от 29.10.2014 № 6/17.

ГЛАВА 3
ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТОК В РАМКАХ ВЫПОЛНЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ, МЕРОПРИЯТИЙ ПО НАУЧНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ, ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

В соответствии с приказом Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 25.05.2015 № 158 «Об утверждении примерных форм документов по разработке и выполнению научно-технических программ, разделов научного обеспечения государственных программ» (приложение 11. Форма: Технико-экономическое обоснование задания) (далее – приказ № 158) при формировании НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ для заданий, направленных на выпуск продукции, необходимо выполнить расчет прогнозируемого коэффициента экономической эффективности (Кэф) задания как отношения объема планируемой к выпуску продукции в денежном выражении к объему средств республиканского бюджета, необходимых на ее разработку. 

Кэф = Рт / ЗТБ,

(1)

где   Рт – величина дохода (поступления средств от результатов использования разработок), приведенная к началу реализации (определенному периоду) проекта, должна иметь положительное значение;

ЗТБ – расходы республиканского бюджета на создание и коммерциализацию результата разработки, приведенные к началу реализации (определенному периоду) проекта.

При утверждении программ, инновационных проектов, принятии решений о финансировании отдельных заданий (мероприятий) программ, инновационных проектов предлагается считать программу в перспективе экономически эффективной, если коэффициент эффективности (Кэф) равен или превышает 5,0*.

______________________________
* Коэффициент 5 предлагается использовать исходя из объема средств, которые производители отчисляют в бюджет в виде налога на добавленную стоимость (20 %), окупив тем самым бюджетные расходы на разработку продукции (т.е. 20 % * 5 = 100 %).

Для приведения разновременных стоимостных значений расходов (ЗТБ) и доходов (Рт) к их ценности на определенный момент времени применяется коэффициент дисконтирования, который используется для приведения будущих потоков и оттоков денежных средств за каждый расчетный период (год) реализации проекта к начальному периоду времени. При этом дисконтирование денежных потоков осуществляется с момента первоначального вложения инвестиций.

Примерные формулы для расчета значений расходов (ЗТБ) и доходов (Рт) с учетом коэффициента дисконтирования можно применить из главы 12 «Требования к содержанию раздела бизнес-плана «Показатели эффективности проекта» Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденных постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 158.

Коэффициент дисконтирования (Кt) в расчетном периоде (году) определяется по формуле 

Кt = 1 / (1 + Д)t,

(2)

где   Д – ставка дисконтирования (норма дисконта);

t – порядковый номер года проекта (для начала проекта принимается t = 0).

Норма дисконта определяется разработчиком НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ (инновационного проекта) самостоятельно с учетом рекомендаций, приведенных в упомянутых Правилах по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов.

Расчет стоимостной оценки результатов использования разработок (Рт) на определенный расчетный период можно представить как величину чистого дисконтированного дохода (ЧДД) от реализации проекта: 

Рт = ЧДД.

(3)

Формулу по расчету ЧДД можно представить в следующем виде: 

ЧДД = П(0) + П(1) х К1 + П(2) х К2 + … + П(Т) х Кt,

(4)

 где   П – чистый поток наличности (поступления средств от результатов использования разработок) за период (год) t = 1, 2, 3;

К1, К2, Кt – коэффициенты дисконтирования по периоду (1, 2 … t).

Проект является экономически эффективным, если ЧДД по нему больше 0.

Таким же образом выполняется расчет дисконтированных расходов средств республиканского бюджета (ЗТБ): 

ЗТБ = ИБ(0) + ИБ(1) х К1 + ИБ(2) х К2 + … + ИБ(Т) х Кt,

(5)

где    ИБ – издержки (расходы средств республиканского бюджета) за период (год) t = 1, 2, 3;

К1, К2, Кt – коэффициенты дисконтирования по периоду (1, 2 … t).

Дисконтированную сумму всех расходов на создание и коммерциализацию результатов разработки за расчетный период, приведенную к началу реализации (определенному периоду) проекта (Зт), можно рассчитать по формуле 

Зт = И(0) + И(1) х К1 + И(2) х К2 + … + И(т) х Кt,

(6)

 где    И – издержки (расходы) за период (год) t = 1, 2, 3;

К1, К2, Кt – коэффициенты дисконтирования по периоду (1, 2 … t).

Коммерческая эффективность отражает финансовые последствия реализации программы (инновационного проекта) для его непосредственных участников и выражается в превышении суммы средств от реализации продукции над затратами по ее изготовлению.

Для оценки коммерческой эффективности можно применить формулы расчета экономического эффекта от использования результатов разработок, эффективности затрат (расходов) и периода их окупаемости из главы 6 «Оценка коммерческой эффективности» методических рекомендаций по оценке эффективности научных, научно-технических и инновационных разработок, утвержденных постановлением Национальной академии наук Беларуси и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 03.01.2008 № 1/1.

Экономический эффект (Э) от использования результатов разработок НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ (инновационных проектов) определяется по формуле 

Э = Рт – Зт,

(7)

где   Рт – величина дохода (поступления средств от результатов использования разработок), приведенная к началу реализации (определенному периоду) проекта;

Зт – сумма расходов на создание и коммерциализацию результата разработки за расчетный период, приведенная к началу реализации (определенному периоду) проекта.

Показателями эффективности использования результатов разработок НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ (инновационных проектов) являются эффективность вложенных инвестиций (расходов) и период их окупаемости.

Эффективность расходов на создание и использование результата разработки (вложенных инвестиций) (Эи) определяется по формуле 

Эи = Э / Зт.

(8)

Период окупаемости инвестиций в разработку (Рин) определяется по формуле 

Рин = Зт / Э.

(9)

В соответствии с приказом Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 25 февраля 2010 г. № 56 «Об утверждении примерных форм документов по вопросам разработки государственных программ в части научного обеспечения» при разработке технико-экономического обоснования для заданий, ориентированных на получение коммерческого результата, и в случаях когда для освоения инноваций потребуется реализация инвестиционного проекта с использованием государственной поддержки, кредитов или иностранных инвестиций, на прединвестиционной стадии по этим инвестиционным проектам в установленном законодательством порядке разрабатываются соответствующие бизнес-планы, которые включают расчеты чистого дисконтированного дохода, внутренней нормы рентабельности и динамического срока окупаемости. Примерные формулы для расчета данных показателей приведены в главе 12 «Требования к содержанию раздела бизнес-плана «Показатели эффективности проекта» Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденных постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 158.

ГЛАВА 4
ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ФАКТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ, ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ (РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ), СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТОК В РАМКАХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ, МЕРОПРИЯТИЙ ПО НАУЧНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ, ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Дифференцированной оценкой фактической экономической эффективности и экспертной оценки эффективности (результативности), социальной эффективности результатов НИОК(Т)Р необходимо руководствоваться при выполнении расчетов и заполнении отчетных форм по НТП, мероприятиям по научному обеспечению государственных программ, инновационным проектам, установленных приказом Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 4 апреля 2008 г. № 121 «Об установлении примерных отчетных форм» (в редакции приказа Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь 12 января 2015 г. № 2) (далее – приказ № 121).

Под результативностью следует понимать сопоставление достигнутых и запланированных целевых показателей, сводных целевых показателей, а также фактических и запланированных затрат на реализацию НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов.

Под целевыми показателями следует принимать величину, характеризующую выполнение задачи заказчиками и исполнителями НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов в отчетном периоде (соответствующем финансовом году).

Под сводными целевыми показателями следует принимать величину, характеризующую достижение цели (целей) НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов в отчетном периоде (соответствующем финансовом году).

Под социальной эффективностью следует понимать достижение социальных, экологических и иных результатов научных, научно-технических и инновационных разработок, которые не могут быть оценены системой прямых стоимостных показателей, рассматриваются как источники косвенных (дополнительных) эффектов и учитываются при принятии решений о реализации и (или) государственной поддержке программ и инновационных проектов.

Для оценки фактической экономической эффективности и экспертной оценки эффективности (результативности), социальной эффективности НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов в соответствии с приоритетными направлениями научно-технической деятельности Республики Беларусь предлагается использовать комплекс показателей, позволяющих осуществить дифференцированный подход к расчету экономической эффективности и экспертной оценки эффективности (результативности), социальной эффективности с учетом их тематического наполнения, значимости, социальной направленности, специфики, сроков выполнения и внедрения (реализации) вновь освоенной продукции.

В основу оценки экономической эффективности и экспертной оценки эффективности (результативности), социальной эффективности НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов положены следующие основные принципы:

  • экспертное сопровождение на всех этапах выполнения и освоения результатов НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов кумулятивным (нарастающим) итогом с учетом данных предыдущих этапов;
  • моделирование денежных потоков, включающих все связанные с выполнением программ и инновационных проектов денежные поступления и расходы за отчетный период (с учетом возможности использования различных валют);
  • при определении экономической эффективности и экспертной оценки эффективности (результативности), социальной эффективности НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов должны учитываться все последствия их реализации, как непосредственно экономические, так и социальные, экологические и др.;
  • систематизация и унификация требований, предъявляемых к расчетам экономической эффективности и экспертной оценки эффективности (результативности, социальной эффективности) НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов, а также к составу, содержанию и полноте исходных данных, используемых для расчетов;
  • дифференцированный подход к оценке экономической эффективности, социальной эффективности, результативности НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов в зависимости от стадии их реализации и целевой направленности.

ГЛАВА 5
ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТОК В РАМКАХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ, МЕРОПРИЯТИЙ ПО НАУЧНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ, ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Фактическая экономическая эффективность НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов оценивается в течение расчетного периода, охватывающего временной интервал от начала программы (проекта) до его завершения.

Начало расчетного периода рекомендуется определять как дату начала выполнения программы или проекта. Момент прекращения реализации программы или проекта рекомендуется определять после завершения трехлетнего периода (если не установлены иные сроки) освоения (выпуска, внедрения) вновь освоенной продукции (инноваций).

Время в расчетном периоде измеряется в годах (кварталах) и отсчитывается от фиксированного момента – даты начала выполнения программы (проекта).

С учетом пролонгации заданий в рамках НТП разных периодов выполнения временной интервал при расчете эффективности должен включать в себя все периоды выполнения данных заданий и выпуска (внедрения) вновь освоенной продукции (инноваций).

Процесс финансирования НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов, как любая финансовая операция, порождает денежные потоки (расходы и доходы).

Под денежными потоками следует понимать денежные поступления и платежи в рамках реализации программы (проекта) за анализируемый период.

Денежные потоки могут выражаться в разных валютах. Рекомендуется учитывать денежные потоки в тех валютах, в которых производятся поступления и платежи, вслед за этим приводить их к единой, итоговой валюте, учитывая курсы валют Национального банка Республики Беларусь на момент проведения операции.

По расчетам, представляемым в государственные органы, итоговой валютой считаются белорусские рубли. Для приведения интегрального показателя фактических денежных потоков (доходов, расходов) в белорусских рублях к определенному периоду расчета фактической экономической эффективности рекомендуется применять коэффициент инфляции (индекс инфляции) – показатель, характеризующий соотношение цен прошедшего и текущего периодов (КИt).

Приведение стоимостных значений фактических результатов (доходов) использования разработок (РТф) за определенный отчетный период к их ценности на момент проведения расчета можно представить в следующем виде: 

РТф = Пt х КИt,

(10)

 где    Пt – чистый поток наличности (доходов) за период t;

КИt – коэффициент инфляции в размере индекса потребительских цен, установленного на момент проведения расчета по отношению к предыдущему (анализируемому) году (месяцу).

Для коэффициента инфляции в размере индекса потребительских цен используются данные официального сайта Национального статистического комитета Республики Беларусь.

Таким же образом можно рассчитать значение фактических расходов из средств республиканского бюджета (ЗТфб): 

ЗТфб = Иt х КИt,

(11)

где    Иt – фактические расходы за период t;

КИt – коэффициент инфляции в размере индекса потребительских цен, установленного на момент проведения расчета по отношению к предыдущему (анализируемому) году (месяцу).

На этапе реализации НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов оценка экономической эффективности проводится по программам (заданиям, мероприятиям), по которым в отчетном периоде осуществлялось внедрение (освоение) результатов НИОК(Т)Р на основе следующих количественных показателей:

  • расходы финансовых средств на различных этапах выполнения НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов;
  • доходы от реализации вновь освоенной и реализованной продукции (услуг), от передачи имущественных прав на результаты научно-технической деятельности (далее – НТД), от предоставления прав на использование результатов НТД (лицензий) по НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационным проектам.

Рекомендуется производить учет объема расходов на выполнение НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов с учетом отчетного периода и объектов учета (заданий, разделов, этапов, проектов).

Объем расходов по отдельным заданиям НИОК(Т)Р учитывается исходя из общего объема финансирования отдельного задания НИОК(Т)Р по НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационного проекта (в том числе за счет средств республиканского бюджета).

Объем расходов в целом на финансирование НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ (по программе, разделу) и инновационных проектов учитывается исходя из объема расходов из средств республиканского бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством.

Объем расходов по отдельным заданиям НИОК(Т)Р НТП, мероприятиям по научному обеспечению государственных программ, инновационных проектов, которые пролонгированы, переходящие, т.е. сроки их выполнения (освоения новой продукции) лежат в рамках реализации программ и инновационных проектов разных периодов (переходящие задания), учитывается исходя из всего объема расходов на задание, инновационный проект за весь период его реализации (в том числе за счет средств республиканского бюджета).

Учет объема полученных финансовых средств от реализации вновь освоенной продукции, передачи имущественных прав на результаты НТД, предоставления прав на использование результатов НТД (лицензий) по НТП, мероприятиям по научному обеспечению государственных программ и инновационным проектам рекомендуется производить с учетом отчетного периода и объектов учета и отчетности (заданий, разделов, этапов, проектов).

Учет объема полученных финансовых средств по отдельным заданиям НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов; по отдельным заданиям НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ, инновационных проектов, которые пролонгированы, переходящие в рамках реализации программ и инновационных проектов разных периодов (переходящие задания); в целом по НТП, мероприятиям по научному обеспечению государственных программ, инновационным проектам от реализации вновь освоенной продукции, от передачи имущественных прав на результаты НТД, предоставления прав на использование результатов НТД (лицензий) можно проводить как в национальной валюте с учетом коэффициента инфляции, так и в долларах США по курсу на день проведения банковской операции, опубликованному на официальном сайте Национального банка Республики Беларусь.

Учет объема полученных финансовых средств (доходов) от результатов использования разработок НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов осуществляется как в общем объеме (всего), так и по следующим направлениям:

  • реализации вновь освоенной и реализованной продукции (услуг) на внутреннем рынке;
  • реализации вновь освоенной и реализованной продукции (услуг) на внешнем рынке (экспорт);
  • передачи имущественных прав на результаты НТД;
  • предоставлении прав на использование результатов НТД (лицензий).

Экономическая эффективность отражает финансовые результаты реализации НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ, инновационных проектов и рассматривается как превышение суммы средств от реализации результатов (продукции, услуг, передачи имущественных прав на результаты НТД, предоставления прав на использование результатов НТД (лицензий)) над расходами на их разработку и изготовление, включая расходы на прединвестиционной и инвестиционной стадии реализации программы (проекта).

Коэффициент эффективности представляет собой отношение денежных поступлений от реализации результатов НТД (продукции), введенных в гражданский оборот, к расходам на финансирование НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ, инновационных проектов за определенный период времени и основывается на данных бухгалтерского учета и отчетности.

Коэффициент эффективности по отдельным заданиям НИОК(Т)Р НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов на стадии завершения и выпуска (внедрения) вновь освоенной продукции (инноваций) рассчитывается по формуле 

КЭз(t) = 

S0n(t)Ртфзn(t)

 КИt,

(12)

S0n(t)Зтфбзn(t)

где    КЭз(t) – коэффициент эффективности реализации задания (мероприятия, раздела) программы (подпрограммы), инновационного проекта по периоду t;

Ртфзn(t) – фактические отдельные результаты (доходы) от выполнения (внедрения) по заданию, (мероприятию, разделу) программы (подпрограммы), инновационного проекта (в денежном выражении) по периоду t;

Зтфбзn(t) – отдельные бюджетные расходы задания (мероприятия, раздела) программы (подпрограммы), инновационного проекта (в денежном выражении) по периоду t;

t – анализируемый период реализации задания (мероприятия, раздела) программы (подпрограммы), инновационного проекта;

n(t) – количество денежных потоков, учитываемых при расчете коэффициента эффективности в анализируемом периоде.

При расчете коэффициента эффективности по денежным потокам, выраженным в дополнительной итоговой валюте (доллары США), коэффициент инфляции (КИt) не применяется.

Коэффициент эффективности в целом по НТП, мероприятиям по научному обеспечению государственных программ и инновационным проектам на стадии их завершения и выпуска (внедрения) вновь освоенной продукции (инноваций) рассчитывается по формуле 

КЭп(t) = 

S0n(t)Ртфпn(t)

 КИt,

(13)

S0n(t)Зтфбпn(t)

где   КЭп(t) – коэффициент эффективности реализации программы (подпрограммы), инновационного проекта по периоду t;

Ртфпn(t) – фактические результаты (доходы) от выполнения (внедрения) программы (подпрограммы), инновационного проекта (в денежном выражении) по периоду t;

Зтфбпn(t) – бюджетные расходы на выполнение (реализацию) программы (подпрограммы), инновационного проекта (в денежном выражении) по периоду t;

t – анализируемый период реализации программы (подпрограммы), инновационного проекта;

n(t) – количество денежных потоков, учитываемых при расчете коэффициента эффективности в анализируемом периоде.

Коэффициент эффективности по отдельным заданиям НИОК(Т)Р НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ, инновационных проектов, которые пролонгированы, переходящие в рамках реализации программ и инновационных проектов разных периодов (переходящие задания), рассчитывается по формуле 

КЭпл(ti) = 

S0n(t1)Ртфплn(t1) x КИ1 + S0n(t2)Ртфплn(t2) x КИ2 + … + S0n(ti)Ртфплn(ti) x КИt

,

(14)

S0n(t1) Зтфбплn(t1) x КИ1 + S0n(t2) Зтфбплn(t2) x КИ2 + … + S0n(ti) Зтфбпл(ti) x КИt

 где КЭпл(t) – коэффициент эффективности реализации задания (мероприятия, раздела), которое пролонгировано, переходящее в рамках выполнения (внедрения) программ (подпрограмм), инновационных проектов по периодам (t) его выполнения;

t(i) – полный период реализации задания (мероприятия, раздела), которое пролонгировано, переходящее в рамках выполнения (внедрения) программ (подпрограмм), инновационных проектов;

Ртфплn(t1), Ртфплn(t2), Ртфплn(ti) – фактические результаты (доходы) от выполнения (внедрения) по заданию (разделу), пролонгированному, переходящему в рамках выполнения (внедрения) программ (подпрограмм), инновационных проектов разных периодов (t1, t2, tn) в денежном выражении;

Зтфбплn(t1), Зтфбплn(t2), Зтфбплn(ti) – бюджетные расходы на задание (раздел), пролонгированное, переходящее в рамках выполнения (внедрения) программ (подпрограмм), инновационного проекта разных периодов выполнения (внедрения) (t1, t2, tn) в денежном выражении;

t1, t2, ti – анализируемые периоды реализации отдельного задания (мероприятия раздела), которое пролонгировано, переходящее в рамках выполнения (внедрения) программ (подпрограмм), инновационного проекта разных периодов;

n(t1), n(t2), n(ti) – количество денежных потоков, учитываемых при расчете коэффициента эффективности в анализируемых периодах;

КИ1, КИ2, КИt – коэффициенты инфляции в размере индекса потребительских цен, установленным на момент проведения расчета по отношению к предыдущим (анализируемым) периодам (году, месяцу).

Оценка экономической эффективности может быть выполнена как для расходов в целом, так и для расходов только из средств республиканского бюджета.

Предлагается разработку, задание, проект в целом считать экономически эффективными, если отношение денежных поступлений от реализации результатов НТД (продукции), введенных в гражданский оборот, к расходам средств республиканского бюджета на выполнение НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов в анализируемый период равно или превышает 5,0.

В случае, если сроки реализации НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов и внедрения (выпуска) продукции не истекли, то коэффициент эффективности, рассчитанный в анализируемом периоде, в последующих периодах пересчитывается кумулятивным (нарастающим) итогом, включая все необходимые показатели.

Методика расчета может быть применена для оценки экономической эффективности отдельных заданий (разделов) НТП и инновационных проектов, НТП в целом (по внедренным разработкам) и экономической эффективности внедренных разработок научных и конструкторских организаций. Для таких расчетов рекомендуется применять количественные показатели, относящиеся только к исследуемым объектам.

Рекомендуется проводить расчет коэффициента эффективности:

  • в целом по НТП и мероприятий по научному обеспечению государственных программ, у которых количество заданий по разработке технологий, выпуску продукции (услуг), передаче имущественных прав на результаты НТД и предоставлению прав на использование результатов НТД (лицензий) составляют 50 процентов и более от общего количества заданий;
  • только по отдельным заданиям, включенным в НТП и мероприятия по научному обеспечению государственных программ, у которых задания по разработке технологий, выпуску продукции (услуг), передаче имущественных прав на результаты НТД и предоставлению прав на использование результатов НТД (лицензий) составляют менее 50 процентов от общего количества заданий;
  • по отдельным заданиям, которые в силу необходимости (актуальность, высокий прогнозный рейтинг, объединение программ, форс-мажорные обстоятельства и т.д.) пролонгированы, переходящие из одной программы в другую разных временных периодов.

Предлагается считать программу экономически эффективной в анализируемый период, если оценка, полученная по предлагаемой схеме в отношении расходов средств республиканского бюджета, равна или превышает 5,0.

ГЛАВА 6
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗРАБОТОК В РАМКАХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ, МЕРОПРИЯТИЙ ПО НАУЧНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ, ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Экспертная оценка социальной эффективности НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов может быть двух видов: оценка социально-целевой направленности и оценка социальных последствий программы (инновационного проекта). В первом случае социальные оценки входят в состав целей НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов, во втором – как вторичные, латентные последствия, возникающие в результате реализации НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов.

Экспертная оценка социальной эффективности НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов отражает вклад результатов разработок в улучшение социальной среды и, в конечном счете, в повышение качества жизни людей, характеризуется показателями:

  • уровня жизни – доходы населения (средняя заработная плата и другие выплаты); обеспеченность населения товарами и услугами потребительского назначения; цены и тарифы на товары и услуги; потребление населением продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг; обеспечение жильем, объектами хозяйственно-бытового назначения и коммунальными услугами;
  • образа жизни – занятость населения (количество новых рабочих мест); подготовка кадров (численность работников, которые пройдут переподготовку, повысят квалификацию, получат новую профессию); обеспечение населения объектами образования, культуры, искусства, спорта, транспортного обслуживания, сети дошкольных учреждений, доступность и степень их использования; социальная безопасность (снижение правонарушений и преступности);
  • здоровья и продолжительности жизни – улучшение условий труда (сокращение числа рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, профессиональных заболеваний и производственного травматизма); развитие сферы здравоохранения, обеспеченность объектами здравоохранения, уровень обслуживания;
  • экологической оценкой разработок (экологической эффективности), характеризующей положительные эффекты во взаимодействии общества и окружающей среды.

При экологической оценке результатов НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов могут использоваться следующие показатели:

  • выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду (атмосферный воздух, водные объекты), размещение отходов в окружающей среде, воздействие на земельные ресурсы, лесные ресурсы, животный мир. Оценка производится в сравнении с предельно допустимыми концентрациями вредных веществ и предельно допустимыми уровнями воздействий на окружающую среду, а также с помощью показателей и характеристик, по которым не установлены предельные нормативные значения. Затем оценивается влияние объекта на экологическую емкость территории, уровень которой не должен снижаться при введении в эксплуатацию инновации, а также экологический риск (вероятность и тяжесть возможных катастроф, связанных с инновацией);
  • безотходность производства за счет замкнутого технологического цикла переработки ресурсов или благодаря переработке образующихся отходов. Оценки могут фиксировать полностью или частично безотходные технологии, а также степень обезвреживания и использования отходов производства, организации оборотного водоснабжения, малоотходных и бессточных производств;
  • приближение к биосферосовместимому типу технологий – оценки технологий с позиции степени перехода с ресурсоперерабатывающего типа производства на процессы, близкие к естественным (замкнутым вещественно-энергетическим) циклам, или сокращения объема переработки природных ресурсов. Оценки могут состоять в констатации традиционности принятого в программе (инновационном проекте) типа природопользования или в регистрации технологических изменений, являющихся перспективными по созданию в будущем нового типа природопользования и заданной среды обитания.

ГЛАВА 7
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ (РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ) И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ, МЕРОПРИЯТИЙ ПО НАУЧНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ, ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Экспертную оценку эффективности (результативности), социальной эффективности результатов научно-технических программ, мероприятий по научному обеспечению государственных программ, инновационных проектов рекомендуется проводить:

  • по отдельным заданиям НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов, которые имеют социальную направленность и не предусматривают разработку технологий и выпуск продукции (услуг), передачу имущественных прав на результаты НТД и предоставление прав на использование результатов НТД (лицензий);
  • в целом по НТП, мероприятиям по научному обеспечению государственных программ и инновационным проектам, у которых количество заданий по разработке технологий, выпуску продукции (услуг), передачу имущественных прав на результаты НТД и предоставление прав на использование результатов НТД (лицензий) составляют менее 50 процентов;
  • по отдельным пролонгированным, переходящим заданиям из одной программы в другую разных временных периодов реализации и не направленным на разработку технологий и выпуск продукции (услуг), передачу имущественных прав на результаты НТД и предоставление прав на использование результатов НТД (лицензий).

Экспертная оценка эффективности (результативности), социальной эффективности результатов научно-технических программ, мероприятий по научному обеспечению государственных программ, инновационных проектов проводится на основании данных, которые отражаются в соответствующих отчетных формах согласно приказу № 121 и может различаться по набору исходных данных и степени их детализации.

Экспертная оценка эффективности (результативности), социальной эффективности результатов научно-технических программ, мероприятий по научному обеспечению государственных программ, инновационных проектов характеризуется целевыми показателями, отражающими их влияние на те или иные аспекты общественной деятельности. Эти показатели различны по содержанию, имеют разные единицы измерения, могут выражаться как в количественной, так и в качественной форме.

Каждое задание (мероприятие, раздел) программы (подпрограммы), инновационного проекта должно характеризоваться одним или группой показателей количественного либо качественного характера.

Совокупность целевых показателей базируется на достигнутых результатах и установленных плановых показателях задания (мероприятия, раздела) программы (подпрограммы), инновационного проекта и учитывает существующую систему сбора отчетных данных.

Критериями для экспертной оценки эффективности (результативности) НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов являются плановые показатели программ (подпрограмм), отдельных заданий НИОК(Т)Р, изложенные в технико-экономических обоснованиях на стадии планирования (прогноз социально-экономической эффективности программы, включающий оценку решения важнейших государственных (отраслевых, региональных) проблем, а также расчеты показателей эффективности от реализации каждого задания программы; технико-экономические показатели и карты технического уровня разрабатываемых изделий (технологических процессов), прилагаемых к материалам задания в соответствии с требованиями приказа № 158, а также к отчетным материалам по выполнению НТП, разделов научного обеспечения государственных программ и инновационных проектов в соответствии с требованиями приказа № 121.

Каждая НТП, мероприятие по научному обеспечению государственных программ и инновационный проект в зависимости от направленности, специфики и других факторов, влияющих на их выполнение, имеют ряд показателей, не учтенных на стадии планирования, в связи с чем подход к оценке результативности носит сугубо индивидуальный характер по каждому заданию НИОК(Т)Р.

Рекомендуется проводить экспертную оценку эффективности (результативности) НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов по степени достижения следующих основных показателей, которые представляются государственными заказчиками в отчетных формах по каждому этапу в соответствии с требованиями приказа № 121.

Экспертная оценка эффективности (результативности), социальной эффективности проводится коллегиально государственными заказчиками совместно с Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь.

Определение эффективности (результативности), социальной эффективности НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов включает в себя оценку по следующим показателям:

  • степени исполнения (соблюдения установленных сроков) реализации заданий (мероприятий, разделов) программ (подпрограмм), инновационных проектов;
  • степени достижения плановых целевых показателей, не поддающихся прямым экономическим оценкам и обобщениям;
  • степени соответствия плановому уровню расходов;
  • степени эффективности использования бюджетных средств;
  • степени достижения целей и решения задач заданий (мероприятий, разделов), программ (подпрограмм) и инновационных проектов в целом;
  • последствий внедрения результата НТД. 

Оценка степени исполнения (соблюдения установленных) сроков реализации заданий (мероприятий, разделов) программ (подпрограмм), инновационных проектов

Выполнение плановых заданий (мероприятий, разделов) программ (подпрограмм), инновационных проектов – составляющая, которая учитывает не только степень использования средств, но также и соблюдение сроков реализации заданий (мероприятий, разделов), которые установлены исходя из планов выполнения задач программ (подпрограмм) и инновационных проектов.

Начало отчетного периода рекомендуется определять как дату начала выполнения программы (задания, мероприятия) или проекта. Момент завершения программы или проекта рекомендуется определять по срокам, установленным нормативными правовыми актами с учетом этапа освоения.

Время в отчетном периоде измеряется в годах (кварталах) и отсчитывается от фиксированного момента – даты начала выполнения программы (подпрограммы), инновационного проекта.

С учетом пролонгации заданий (мероприятий, разделов) программ (подпрограмм), инновационных проектов разных периодов выполнения, временной интервал при определении социальной эффективности и результативности должен включать в себя все периоды выполнения данных заданий (мероприятий, разделов).

Оценка степени исполнения сроков реализации заданий (мероприятий, разделов) программ (подпрограмм), инновационных проектов осуществляется на основе информации, характеризующей:

  • полноту и своевременность выполнения в анализируемом периоде заданий (мероприятий, разделов), финансируемых за счет средств, предусмотренных на реализацию программ (подпрограмм), инновационных проектов;
  • достижение плановых показателей заданий (мероприятий, разделов) программ (подпрограмм), инновационных проектов в анализируемом периоде. 

Оценка степени достижения плановых целевых показателей, не поддающихся прямым экономическим оценкам и обобщениям

Экспертная оценка эффективности (результативности), социальной эффективности НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов, проводимая на основе анализа плановых показателей, должна обеспечить прослеживаемость изменений, произошедших за оцениваемый период и определить степень реализации заданий (мероприятий, разделов), программ (подпрограмм), инновационных проектов.

Степень реализации заданий (мероприятий, разделов) программ (подпрограмм), инновационных проектов в отчетном году оценивается по степени их реализации для каждой программы (проекта) как доля заданий (мероприятий, разделов), выполненных в полном объеме, и определяется по следующей формуле: 

Срм = Квм / Ком,

(15)

где Срм – степень реализации задания (мероприятия, раздела), программы (подпрограммы), инновационного проекта полностью или частично финансируемых за счет бюджетных средств;

Квм – количество заданий (мероприятий, разделов), выполненных в полном объеме, из числа заданий (мероприятий, разделов), запланированных к реализации в анализируемом периоде;

Ком – общее количество заданий (мероприятий, разделов), запланированных к реализации в анализируемом периоде. 

Оценка степени соответствия плановому уровню расходов

Рекомендуется производить учет объема расходов на выполнение НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационных проектов с учетом отчетного периода и объектов учета (заданий, разделов, проектов).

Объем расходов по отдельным заданиям НИОК(Т)Р учитывается исходя из общего объема финансирования отдельного задания НИОК(Т)Р по НТП, мероприятий по научному обеспечению государственных программ и инновационного проекта (в том числе за счет средств республиканского бюджета).

Объем расходов в целом по НТП, мероприятиям по научному обеспечению государственных программ учитывается исходя из объема расходов на финансирование в целом по программе, разделу (в том числе за счет средств республиканского бюджета).

Объем расходов по отдельным заданиям НИОК(Т)Р НТП, мероприятиям по научному обеспечению государственных программ, инновационным проектам, которые пролонгированы, переходящие, т.е. сроки их выполнения (освоения новой продукции) лежат в рамках реализации программ и инновационных проектов разных периодов (переходящие задания), учитывается исходя из всего объема расходов на задание, инновационный проект за весь период его реализации (в том числе за счет средств республиканского бюджета).

Степень соответствия фактического и планового уровня использования бюджетных средств характеризуется своевременностью, полнотой и целевым назначением использования средств, предусмотренных на реализацию задания (мероприятия, раздела) программ (подпрограмм) и инновационных проектов.

Показатель степени соответствия плановому уровню расходов является показателем, желаемой тенденцией которого является снижение фактических значений расходов от плановых.

Степень соответствия плановому уровню расходов может оцениваться для каждого задания (мероприятия, раздела) и в целом для программы (подпрограммы), инновационного проекта как отношение плановых значений к фактически произведенным в отчетном году расходам бюджетных и приравненных к ним средств на реализацию задания (мероприятия, раздела) по следующей формуле: 

ССуз = Зп / Зф,

(16)

 где   ССуз – степень соответствия плановому уровню расходов;

Зп – плановые расходы на реализацию задания (мероприятия, раздела) программы (подпрограммы), инновационного проекта в отчетном году;

Зф – фактические расходы на реализацию задания (мероприятия, раздела) программы (подпрограммы), инновационного проекта в отчетном году.

Показатель степени соответствия плановому уровню расходов может оцениваться как по отдельным источникам финансирования, так и в совокупности по всем источникам финансирования.

Если значение ССуз больше 1, то при расчете степени эффективности использования бюджетных средств оно принимается равным 1. 

Оценка степени эффективности использования бюджетных средств

Оценка эффективности расходования бюджетных средств осуществляется как за отчетный финансовый год, так и в течение всего срока реализации программ (проектов).

Эффективность расходования бюджетных средств характеризуется следующими группами показателей:

  • степень реализации заданий (мероприятий, разделов) программ (подпрограмм), инновационных проектов;
  • степень соответствия плановому уровню расходов бюджетных средств.

Эффективность использования бюджетных средств рассчитывается как для отдельных заданий (мероприятий, разделов), так и для программы (подпрограммы), инновационного проекта в целом как отношение степени реализации задания (мероприятия, раздела), программы (подпрограммы), инновационного проекта к степени соответствия запланированному уровню расходов бюджетных средств по следующей формуле: 

Эибс = Срм / ССузб,

(17)

где    Эибс – эффективность использования бюджетных средств;

Срм – степень реализации задания (мероприятия, раздела), программы (подпрограммы), инновационного проекта полностью или частично финансируемых за счет бюджетных средств;

ССузб – степень соответствия запланированному уровню расходов из средств бюджета.

Эффективность использования средств на реализацию программ – показатель, который взаимосвязан с другими показателями: степенью достижения результатов и полнотой использования бюджетных и приравненных к ним средств. Эффективность характеризуется соответствием фактических затрат запланированным затратам (меньше (экономия бюджетных средств) или равны запланированным объемам) и выполнением плановых показателей программ (проектов), что свидетельствует о высокой степени соответствия фактических затрат их запланированному уровню и об эффективности и целевому использованию средств бюджета. 

Оценка степени достижения целей и решения задач заданий (мероприятий, разделов), программ (подпрограмм) и инновационных проектов в целом

Экспертная оценка эффективности (результативности), социальной эффективности заданий (мероприятий, разделов), программ (подпрограмм) и инновационных проектов в целом характеризуется степенью достижения целей и решения задач заданий (мероприятий, разделов) программ (подпрограмм) и инновационных проектов, и проводится путем сравнения текущих значений показателей с их целевыми значениями.

Результативность заданий (мероприятий) программы (подпрограммы), инновационного проекта оценивается исходя из фактически достигнутых результатов и степени достижения поставленной цели.

Социальная эффективность реализации программы (проекта) по отдельному показателю выполнения отдельного задания (мероприятия, раздела) программы (подпрограммы), инновационного проекта, либо программы (подпрограммы), инновационного проекта в целом, рассчитывается по формуле 

Эпз = 

Зфп

 х 100 %,

(18)

Зуп

где   Эпз – эффективность реализации отдельного задания (мероприятия, раздела) программы (подпрограммы), инновационного проекта;

Зфп – фактическое значение показателя, характеризующего реализацию отдельного задания (мероприятия, раздела) программы (подпрограммы), инновационного проекта, достигнутое в ходе ее реализации за анализируемый период;

Зуп – нормативное (плановое) значение показателя, утвержденное соответствующим нормативным правовым актом по программе (подпрограмме), инновационному проекту.

Интегральный показатель социальной эффективности реализации программы (подпрограммы), инновационного проекта рассчитывается по формуле 

 

S0n

Зфп

 

 

Эпп

Зуп

 x 100 %,

(19)

n

где   Эпп – эффективность реализации программы (подпрограммы), инновационного проекта;

Зфп – фактическое значение показателя, достигнутое в ходе реализации программы (подпрограммы), инновационного проекта;

Зуп – нормативное (плановое) значение показателя, утвержденное соответствующим нормативным правовым актом по программе (подпрограмме), инновационному проекту;

n – количество значений показателей программы (подпрограммы), инновационного проекта.

Рекомендуется считать выполнение заданий (мероприятий, разделов) программ (подпрограмм), инновационных проектов эффективным в следующих случаях:

  • задание (мероприятие, раздел), программа (подпрограмма), инновационный проект, результаты которых оцениваются на основании значения одного показателя (в абсолютных или относительных величинах), считаются выполненными в полном объеме, если фактически достигнутое значение данного показателя в анализируемом периоде составляет сто процентов от планового (либо не хуже, чем значение показателя, достигнутое в году, предшествующем отчетному, с учетом корректировки объемов финансирования по данному заданию (мероприятию, разделу), программе (подпрограмме), инновационному проекту);
  • задание (мероприятие, раздел), программа (подпрограмма), инновационный проект, результаты которых оцениваются на основании использования нескольких показателей, и для оценки степени реализации которых используется среднее арифметическое значение отношений фактических значений показателей к плановым значениям (интегральная оценка эффективности реализации программы (подпрограммы), инновационного проекта), выраженное в процентах, считаются выполненным в полном объеме в случае выполнения в анализируемом периоде оцениваемых показателей задания (мероприятия, раздела), программы (подпрограммы), инновационного проекта в размере сто процентов от установленных значений;
  • выполнение задания (мероприятия, раздела), программы (подпрограммы), инновационного проекта считается эффективным, если степень его (ее) реализации составила не менее 1,0;
  • выполнение задания (мероприятия, раздела), программы (подпрограммы), инновационного проекта считается эффективным, если степень соответствия плановому уровню расходов (соответствия фактического и планового уровня использования бюджетных средств) составила не более 1,0 (т.е. дополнительное финансирование не выделялось);
  • выполнение задания (мероприятия, раздела), программы (подпрограммы), инновационного проекта считается эффективным, если степень эффективности использования бюджетных средств составила 1,0.

По иным заданиям (мероприятиям, разделам), программам (подпрограммам), инновационным проектам результаты реализации могут оцениваться как наступление или ненаступление контрольного события (событий) и (или) достижение качественного результата (оценка проводится экспертным методом, по факту обследования объекта и др.).

Экспертная оценка последствий внедрения результата НТД осуществляется в соответствии с критериями оценки социальных и экологических результатов научных, научно-технических и инновационных разработок, изложенными в главе 6.

С целью получения на стадии завершения разработки (НИОК(Т)Р) комплексной оценки предполагаемой (планируемой) экономической эффективности от коммерциализации данного новшества предлагается использовать критерии экспертной балльной оценки, установленные Методическими рекомендациями по применению системы показателей комплексной оценки экономической эффективности внедрения результатов научно-технической деятельности, утвержденными заместителем Председателя Президиума Национальной академии наук Беларуси В.Г.Гусаковым и Председателем Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь И.В.Войтовым 28 марта 2013 г.

 

Смотреть все
Отраслевые ресурсы