Концепция развития рыболовного хозяйства в Республике Беларусь
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2 июня 2015 г. № 459 О Концепции развития рыболовного хозяйства в Республике Беларусь (в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 июня 2018 г. № 493) В целях устойчивого развития рыболовного хозяйства в Республике Беларусь Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития рыболовного хозяйства в Республике Беларусь. 2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования. Премьер-министр Республики Беларусь А.Кобяков УТВЕРЖДЕНО Концепция развития рыболовного хозяйства в Республике Беларусь ГЛАВА 1 Среди основных экологических проблем современности сокращение разнообразия видов и экологических систем занимает особое место. В настоящее время в мире интенсивно трансформируются природные экологические системы и исчезают виды живых организмов, в том числе и рыбы. Только на протяжении XX столетия из водоемов Республики Беларусь исчезли 9 видов рыб, в том числе атлантический и русский осетры, белуга, вырезуб. Республика Беларусь является участницей ряда международных договоров о сохранении и устойчивом использовании биологического разнообразия: В республике реализуется стратегия по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия на 2011–2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 ноября 2010 г. № 1707 «О некоторых вопросах в области сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 287, 5/32887), основными целями которой являются: В настоящее время принципы ведения рыболовного хозяйства и управление рыбными ресурсами в Республике Беларусь требуют пересмотра и корректировки в соответствии с указанными документами. Настоящая Концепция разработана в целях обеспечения рационального (устойчивого) использования рыбных запасов при сохранении и восстановлении видового разнообразия рыб и других объектов животного и растительного мира, среды их обитания и реализации основных направлений государственной политики в данной сфере. При разработке настоящей Концепции учтены социально-экономические особенности развития Республики Беларусь и современное состояние рыболовного хозяйства, передовой зарубежный опыт в сфере ведения рыболовного хозяйства, опыт реализации Государственной программы развития рыбохозяйственной деятельности на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 октября 2010 г. № 1453 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 250, 5/32635), опыт применения законодательства в области ведения рыболовного хозяйства, уровень экологической просвещенности граждан Республики Беларусь, а также определены основные проблемные вопросы рыболовного хозяйства и возможные пути их решения в ближайшей перспективе. Положения настоящей Концепции являются основой для формирования Государственной программы развития рыболовного хозяйства и аквакультуры на 2016–2020 годы, а также последующих целевых программ развития рыболовного хозяйства и совершенствования законодательства в этой области. ГЛАВА 2 За последние десятилетия существенно нарушилась естественная эволюция озерных и речных экосистем республики под влиянием антропогенной нагрузки. Результатом этого является эвтрофирование водоемов и водотоков. Все это не может не отразиться на состоянии итхтиофауны и условиях естественного воспроизводства рыб, изменении продуктивности рыболовных угодий и сокращении вылова рыбы в них, эффективности ведения рыболовного хозяйства. Структура и характеристика рыболовных угодий Фонд рыболовных угодий республики образуют поверхностные водные объекты, которые включают водоемы и водотоки. К водоемам относятся озера, водохранилища, пруды, пруды-копани и обводненные карьеры. Особенностью структуры водного фонда является его разнокачественность. На территории республики находится около 10,8 тыс. озер, 88 процентов из которых имеют площадь водного зеркала до 0,1 кв. километра. Озер площадью более 1 кв. километра всего 2,2 процента. Более 60 процентов озер имеют речное происхождение и относятся к числу старичных и пойменных с площадью водного зеркала менее 0,01 кв. километра. В настоящее время в республике создано 153 водохранилища общей площадью 0,8 тыс. кв. километров, или 0,5 процента площади республики. По месту расположения преобладают водохранилища руслового типа (50 процентов от общего числа водохранилищ). На севере широко представлены водохранилища, созданные в результате подпора плотинами уровня воды в озерах. Из 130 водохранилищ общей площадью около 80 тыс. гектаров, построенных в бассейнах главных рек, на долю малых (с объемом водной массы до 0,05 куб. километра) приходится 86,7 процента, небольших (0,05–0,2 куб. километра) – 11,1 процента, средних (более 0,2 куб. километра) – 2,2 процента от общего количества. Рек в Республике Беларусь насчитывается 20,8 тыс. общей протяженностью 90,6 тыс. километров. Из них больших (протяженностью более 500 километров) только 6, средних (200–500 километров) – 42, малых (5–200 километров) – 20,77 тыс. Ряд водотоков республики имеет особое значение в качестве мест размножения, нагула, зимовки и миграции видов рыб отрядов лососеобразных и осетрообразных. Современное состояние рыболовства Использование водных биологических ресурсов в целях рыболовства в Республике Беларусь осуществляется по двум основным направлениям – организация рыболовного хозяйства юридическими лицами и использование рыбных ресурсов населением на общих основаниях. Ведение рыболовного хозяйства осуществляется арендаторами (пользователями) рыболовных угодий путем организации платного любительского рыболовства и промыслового рыболовства. Для ведения рыболовного хозяйства может быть использовано 605 водоемов площадью 150,1 тыс. гектаров (5,6 процента от их общего количества) и 6,1 тыс. километров водотоков, или 6,7 процента от их общей протяженности. Ведение рыболовного хозяйства осуществляют 142 юридических лица, которым предоставлено в аренду и безвозмездное пользование 267 водоемов (44,1 процента от пригодных) общей площадью 83,2 гектара (55,4 процента) и 60 участков водотоков общей протяженностью 1,1 тыс. километров (18 процентов) для ведения рыболовного хозяйства путем организации платного любительского рыболовства и промыслового рыболовства. Основная доля рыболовных угодий (33,4 тыс. гектаров площади водоемов, или 32,2 процента, и 393 километра протяженности водотоков, или 26,2 процента) находится в пользовании государственных организаций Управления делами Президента Республики Беларусь. Рыбоводными организациями Министерства сельского хозяйства и продовольствия арендуется 25,5 тыс. гектаров водоемов, или 24,6 процента, и 82 километра водотоков, или 5,5 процента. Учреждениями республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество охотников и рыболовов» арендуется 2 тыс. гектаров водоемов, или 2 процента, и 30 километров водотоков, или 2 процента. Промысловое рыболовство в республике является традиционным направлением использования рыбных ресурсов. Переход к аренде водоемов привел к сокращению эффективно облавливаемой площади и к ликвидации крупных рыбозаготовителей (рыбозаводов). Фонд малых водоемов республики используется в настоящее время не достаточно интенсивно, уловы рыб в них на 85 процентов и более состоят из тугорослых и малоценных рыб: окуня, мелкой плотвы, уклеи, а промысел на основе аренды одного или нескольких водоемов без изменения действующего законодательства в области ведения рыболовного хозяйства и рыболовства убыточен. Официальный ежегодный промысловый улов рыбы в рыболовных угодьях республики в среднем за последние десять лет не превышает 1 тыс. тонн, в том числе в 2014 году составил 762 тонны. Около 51 процента получаемых промыслом уловов составляют хозяйственно ценные виды рыб (крупночастиковые). Доля малоценных рыб (мелкочастиковые – плотва, густера, синец, окунь) снизилась с 60–65 процентов до 49 процентов. Причины – переход на селективный сетной промысел, проведение зарыбления нагуливающимися видами и снижение спроса на мелкую малоценную рыбу, в результате чего ресурсы последней используются не в полной мере. Речной промысел сосредоточен в основном в южных регионах, где осваиваются участки рек Днепр, Припять, Сож, Березина и их притоков. Реки Неман и Западная Двина для целей промыслового рыболовства в настоящее время не используются. Вторым по значимости (но не по объему вылова) видом лова рыбы является любительское рыболовство, осуществляемое как на платной, так и на общей основе. Вылов рыбы путем организации платного любительского рыболовства на арендованных рыболовных угодьях за последние 5 лет не превышал 350 тонн и в 2014 году составил 311 тонн. Кроме ведения промыслового лова рыбы и организации платного любительского рыболовства, в рыболовных угодьях осуществляется любительский лов рыбы рыболовами-любителями на общих основаниях. По данным Национального статистического комитета, за счет любительского лова рыбы из водоемов и водотоков фонда запаса рыболовных угодий в течение последних 5 лет ежегодно извлекается от 7,2 тыс. до 7,9 тыс. тонн рыбы, что примерно в 7 раз превышает объемы изъятия рыбы путем промысла, организации платного любительского рыболовства и промыслового рыболовства и выше максимально возможного расчетного объема изъятия (на 21–80 процентов) из рыболовных угодий республики. Ресурсное обеспечение любительского рыболовства достигается за счет угодий, в том числе не используемых для ведения рыболовного хозяйства. Это несколько снижает нагрузку с рыбопромысловых водоемов, но означает, что ежегодно рыбы вылавливается по весу больше, чем обеспечивается зарыблением водоемов и естественной продуктивностью. Таким образом, любительское рыболовство при своей массовости стало значительным фактором воздействия на состояние рыбных запасов. Не управляя этим явлением, нельзя успешно вести рациональное рыбное хозяйство. Вместе с тем любительское рыболовство может превратиться в доходную отрасль производства, позволяющую создавать новые рабочие места, сохранять и увеличивать существующие рыбные ресурсы, предоставлять потребителю возможность полноценного отдыха. С другой стороны, любительское рыболовство конкурирует с промысловым, эксплуатируя одни и те же ресурсы. Тем не менее при соответствующей организации они могут обеспечить более полное и комплексное использование сырьевых ресурсов водоемов. В настоящее время в рыболовном хозяйстве существует ряд проблем, тормозящих его развитие, в том числе: Состояние и видовое разнообразие рыб Современная ихтиофауна Республики Беларусь представлена 64 видами рыб, принадлежащими к 19 семействам и 11 отрядам. Из них к аборигенным видам рыб относятся 47 видов (73,4 процента из общего количества), 17 видов рыб (26,6 процента) не являются аборигенными и отнесены к интродуцированным. При этом 10 видов рыб (речная минога, стерлядь, атлантический лосось, европейский хариус, кумжа, ручьевая форель, европейская корюшка, озерный гольян, обыкновенный усач и рыбец) включены в Красную книгу Республики Беларусь. Ресурсное значение имеют около 30 видов рыб (45 процентов от их общего числа). Анализ статистических данных промыслового вылова рыб из озер, рек и водохранилищ за последние десять лет показал, что около 75 процентов уловов приходится на три вида – плотву, леща и карася. На долю угря приходится 0,8 процента, крупных хищников (щука, сом, судак, жерех) – 10,5 процента, из которых на долю щуки приходится почти половина уловов. В отдельных водоемах и водотоках промысловые уловы мелкого частика (плотвы, густеры, окуня, ерша) не превышают 50 процентов от установленных квот на вылов рыбы, около 60 процентов запасов хищных видов рыб нуждаются в восстановлении. Сиговые рыбы в последние десятилетия в промысловых уловах не отмечаются. Дальнейшее сокращение численности отдельных промысловых видов рыб (эксплуатируемые популяции изначально всегда имеют высокую численность) может привести к исчезновению их популяций и изменению структуры водных экосистем. Оценка запасов рыбных ресурсов Потенциальная величина запаса рыбных ресурсов по всем категориям угодий на учтенной площади в начале 1990-х годов равнялась 26,5 тыс. тонн, в том числе 21 тыс. в водоемах и 5,5 тыс. тонн в водотоках, что давало возможность обеспечить вылов 7,8 тыс. тонн рыбопродукции. Суммарный запас промысловой ихтиофауны в учтенных водных угодьях страны в 2000–2005 годах по всем категориям водоемов составил уже около 17 тыс. тонн. В настоящее время, исходя из общей площади учтенных водоемов и водотоков, суммарный объем потенциального вылова по значимым рыболовным угодьям составляет 5030 тонн, в том числе из озер, водохранилищ и прудов на землях сельскохозяйственных предприятий – 3650 тонн, из рек всех категорий – 1380 тонн. На большинстве водоемов и водотоков продолжается сокращение запасов ценных хищных видов рыб – щуки, судака, жереха, налима, сома вследствие чрезмерной промысловой нагрузки на их популяции, а также в результате использования рыболовами-любителями таких способов лова, как подводная охота, троллинг. Причины снижения запасов и вылова носят комплексный характер и связаны как с организацией рыболовства, так и состоянием рыбных ресурсов и среды их обитания. Особую значимость для поддержания видового разнообразия ихтиофауны и сохранения рыбных ресурсов имеет качество среды обитания рыб или состояние водных экосистем водоемов и речных экосистем, а также охрана рыбных ресурсов. Состояние водных экологических систем Анализ качества воды в водных экосистемах свидетельствует о наличии устойчивого химического и других видов загрязнения. Наиболее распространенными загрязняющими веществами, которые поступают в поверхностные водные объекты, являются аммонийный и нитритный азот, фосфор фосфатов, органические вещества, соединения металлов (железо, цинк, никель и хром), фенолы и нефтепродукты. По величине техногенной нагрузки на уровне основных бассейнов рек республики выделяются реки Березина и Свислочь, в которые сбрасывается наибольшее количество загрязняющих веществ. Выполненная посредством биоиндикации оценка состояния речных экосистем показывает, что на долю водных объектов, характеризовавшихся II–III классами («чистые» – «умеренно загрязненные»), приходилось 75 процентов водотоков, III классом («умеренно загрязненные») – 17 процентов, III–IV классами («умеренно загрязненные» – «загрязненные») – 8 процентов. На долю водоемов, качество воды которых оценивалось как «умеренно загрязненные», приходилось 63 процента. Основные проблемы в области сохранения водных экологических систем и рыбных запасов Антропогенное и техногенное (строительство новых гидроэлектростанций, мелиорация земель) эвтрофирование водотоков и водоемов сопровождается изменением качества водных экосистем и ведет к ухудшению среды обитания аборигенных видов рыб, упрощению структуры водных биоценозов, значительным изменениям в параметрах популяций рыб, сокращению их видового разнообразия. В результате изменения физико-химических и биологических параметров состояния водных объектов происходит перестройка в трофических цепях водных экосистем: в фитопланктоне доминирующую роль приобретают сине-зеленые водоросли, что приводит к смене видового состава зоопланктона и в конечном итоге ведет к перестройке ихтиофауны, в том числе: Кроме того, к числу проблем можно отнести: Дальнейшее сокращение численности отдельных промысловых видов рыб (эксплуатируемые популяции изначально всегда имеют высокую численность) может привести к исчезновению их популяций и изменению структуры водных экосистем. ГЛАВА 3 Развитие промыслового рыболовства на базе рыбных ресурсов естественных рыболовных угодий должно быть направлено на организацию рационального рыболовства (регулирование объемов добычи, выбор мест и сроков промысла, применение орудий и способов лова, обладающих видовой, возрастной и половой селективностью), а развитие любительского – на удовлетворение потребностей населения в активном отдыхе. Рыболовство – важный источник торговли, трудоустройства, питания и отдыха для людей во всем мире. В настоящее время этот вид деятельности находится под влиянием многочисленных видов водопользования (гидроэлектроэнергетика, забор воды для нужд сельского хозяйства и промышленности, транспортное использование), а также несет ущерб в результате несовершенной практики рыболовства. Эти процессы приводят к сокращению запасов рыбных ресурсов, снижению продовольственной безопасности и потере биоразнообразия. В настоящее время рыболовство рассматривается не только как деятельность, удовлетворяющая нужды производителей продуктов питания, но и как одно из средств экономического роста и достижения разнообразных социальных и экологических целей. Осознание необходимости ускоренного развития рыболовства ведет к принятию соответствующих законов и стратегий, регулирующих его деятельность. Выделяют следующие направления использования водных объектов для рыболовства: ГЛАВА 4 Целью развития рыболовного хозяйства и рыболовства является обеспечение рационального (устойчивого) использования рыбных запасов при сохранении и восстановлении видового разнообразия рыб и других объектов животного и растительного мира, среды их обитания, создание условий для удовлетворения потребности граждан в рыболовстве, продукции рыболовства, развитие рекреационного и спортивного рыболовства, иностранного рыболовного туризма. Достижение обозначенной цели требует формирования комплексного подхода к управлению рыболовством, а также реализации комплекса мероприятий, скоординированных по ресурсам, срокам и этапам преобразований и предусматривает решение ряда задач, основными из которых являются: Развитие рыболовного хозяйства должно осуществляться на основе принципов: Приоритетными направлениями устойчивого развития рыболовного хозяйства являются: ГЛАВА 5 Правовые основы ведения рыбохозяйственной деятельности устанавливаются в Правилах ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2005 г. № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ею» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 196, 1/6996; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.12.2013, 1/14679). Вопросы, связанные с охраной и использованием диких животных, не относящихся к объектам рыболовства, регулируются законодательством об охране и использовании объектов животного мира. Совершенствование Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства будет осуществляться с учетом основных целей, задач, принципов и приоритетных направлений устойчивого развития рыболовного хозяйства, определяемых настоящей Концепцией. Нормативные правовые акты по вопросам ведения рыболовного хозяйства и рыболовства должны способствовать стимулированию деловой активности арендаторов (пользователей) рыболовных угодий, заинтересованности рыболовов-любителей, граждан в сохранении и устойчивом использовании рыбных ресурсов. ГЛАВА 6 Научные исследования и разработки осуществляются в соответствии с законодательством в целях повышения эффективности рыбохозяйственной деятельности по следующим актуальным направлениям: ГЛАВА 7 Участниками реализации настоящей Концепции являются республиканские органы государственного управления с учетом их компетенции, подчиненные им организации, местные исполнительные и распорядительные органы, государственно-общественные и общественные объединения, юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане. Реализацию настоящей Концепции необходимо осуществлять путем определения конкретных мероприятий и источников их финансирования в среднесрочных (пятилетних) целевых программах развития рыболовного хозяйства (далее – целевые программы). Реализацию основных положений настоящей Концепции планируется осуществить в три этапа. На первом этапе необходимо обеспечить подготовку и утверждение Государственной программы развития рыболовного хозяйства и аквакультуры на 2016–2020 годы. Повысить привлекательность рыболовных угодий фонда запаса за счет проведения на них рыбоводно-мелиоративных мероприятий (зарыбление, восстановление естественных и создание искусственных нерестилищ и другое), позволяющих увеличить их рыбопродуктивность. Также необходимо получить рыбопосадочный материал ценных аборигенных видов рыб на существующих производственных площадях рыбоводных организаций. Данные мероприятия планируется осуществить за счет средств государственно-общественных и общественных организаций, местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством. Кроме того, следует принять меры по стимулированию рыбохозяйственной деятельности, росту производственного и кадрового потенциала в области ведения рыболовного хозяйства, увеличению поступлений в бюджет от рыбохозяйственной деятельности. На втором этапе (2016–2020 годы) необходимо осуществить реализацию названной Государственной программы, подвести ее итоги, подготовить предложения о совершенствовании законодательства, обеспечить подготовку и утверждение целевой программы на 2021–2025 годы. На третьем этапе (с 2021 года) планируется реализация целевых программ на последующие периоды, подведение итогов этой реализации и определение задач на очередной период с учетом настоящей Концепции. Реализация настоящей Концепции создаст необходимые правовые, экологические и социально-экономические условия для дальнейшего развития рыболовного хозяйства. Ожидаемые результаты от реализации данной Концепции: Решение институциональных и функциональных задач, предусмотренных настоящей Концепцией, позволит обеспечить права граждан на осуществление любительского и рекреационного рыболовства, повысить эффективность ведения рыболовного хозяйства и обеспечить устойчивое использование рыбных ресурсов. Оценка результатов выполнения настоящей Концепции будет осуществляться на основании показателей, характеризующих качественные и количественные изменения состояния рыбных ресурсов, количества граждан в Республике Беларусь, активно занимающихся рыболовством, и привлеченных к рыболовству иностранных граждан, поступления в бюджет денежных средств от ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, а также связанные рыболовством производство продукции и оказание услуг.
Постановление
Совета Министров
Республики Беларусь
02.06.2015 № 459
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫБОЛОВНОГО ХОЗЯЙСТВА
РАЗВИТИЕ РЫБОЛОВНОГО ХОЗЯЙСТВА
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЫБОЛОВНОГО ХОЗЯЙСТВА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ВЕДЕНИЯ РЫБОЛОВНОГО ХОЗЯЙСТВА И РЫБОЛОВСТВА
НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ
МЕХАНИЗМ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Интернет-ресурсы
- Портал Президента Республики Беларусь
- Совет Министров Республики Беларусь
- Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь
- Национальный фонд технических нормативных правовых актов
- Цены производителей сельскохозяйственной продукции в ЕАЭС
- Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система
- Государственная система каталогизации продукции Республики Беларусь
- Портал BELARUS.BY
- Кибербезопасность. Как не стать жертвой преступника
- Четверть века белорусской государственности
- Преимущества использования электромобилей
- Портал информационной поддержки экспорта
- Страхование экспортных рисков