Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
25 июня 2021 г. № 240
Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования
В целях упорядочения регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дальнейшего совершенствования порядка осуществления административных процедур постановляю:
1. Определить, что принципами осуществления административных процедур в отношении субъектов хозяйствования (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) (далее – административные процедуры) являются:
- доступность и приоритет учета интересов субъектов хозяйствования;
- недопустимость отказа в приеме заявления субъекта хозяйствования и осуществлении административной процедуры по основаниям, не предусмотренным законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и постановлениями Правления Национального банка;
- определение перечня документов и (или) сведений, представляемых субъектом хозяйствования для осуществления административной процедуры, при недопустимости истребования у заинтересованного лица документов и (или) сведений, не предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и регламентами административных процедур, а также документов и (или) сведений, которые имеются у уполномоченного органа либо могут быть запрошены им самостоятельно;
- обеспечение максимально возможного удобства осуществления административных процедур, в том числе посредством консолидации в службе «одно окно»;
- максимальное использование информационных технологий в процессе осуществления административных процедур, в том числе путем их перевода в электронную форму (далее – цифровизация административных процедур);
- соразмерность общей административной нагрузки на субъекты хозяйствования реально существующим потребностям регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности посредством осуществления административных процедур;
- иные принципы, установленные законодательными актами.
2. Единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования (далее – единый перечень), утверждается Советом Министров Республики Беларусь.
В едином перечне в отношении каждой административной процедуры определяется:
- уполномоченный орган – государственный орган, иная организация, в том числе не подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, их структурное подразделение, межведомственная или другая комиссия, к компетенции которых относится осуществление административной процедуры;
- орган-регулятор – государственный орган, иная организация, в том числе не подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, к компетенции которых относится реализация государственной политики в соответствующей сфере общественных отношений;
- срок осуществления административной процедуры;
- вид платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры.
Осуществление административных процедур, не включенных в единый перечень, не допускается.
3. Орган-регулятор:
- осуществляет подготовку проектов актов законодательства по включению в единый перечень новых административных процедур, их изменению или исключению из единого перечня;
- утверждает регламент административной процедуры в соответствии с требованиями, установленными в приложении;
- выступает заказчиком мероприятий по цифровизации административных процедур, обеспечению их консолидации в службе «одно окно»;
- разъясняет регламент соответствующей административной процедуры, предусмотренной в едином перечне, а также при необходимости выдает обязательное для исполнения предписание о корректировке определенного уполномоченным органом размера платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, по результатам анализа информации, касающейся формирования такой платы;
- осуществляет иные функции в соответствии с настоящим Указом и иными актами законодательства.
4. Регламент административной процедуры утверждается Советом Министров Республики Беларусь, если орган – регулятор такой административной процедуры не является нормотворческим органом.
5. Административные процедуры осуществляются на бесплатной или платной основе путем взимания сбора (пошлины) и (или) платы за услуги (работы).
Размер платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры в виде:
- сбора (пошлины), определяется в соответствии с законодательными актами;
- платы за услуги (работы), определяется исходя из экономической обоснованности затрат, связанных с осуществлением административной процедуры, и уровня рентабельности не выше 10 процентов.
6. При осуществлении административных процедур на безвозмездной основе выполняется:
- доступ заинтересованных лиц к единому порталу электронных услуг для подачи (отзыва) заявлений об осуществлении административных процедур, получения административных решений (уведомлений о принятых административных решениях) и подачи (отзыва) административных жалоб в электронной форме;
- доведение запроса уполномоченного органа, другого государственного органа, иной организации, которой делегированы полномочия по приему, подготовке к рассмотрению заявлений заинтересованных лиц и (или) выдаче административных решений, принятых уполномоченными органами, а также по принятию административных решений об отказе в принятии заявлений заинтересованных лиц, службы «одно окно» (далее – уполномоченное лицо) до государственного информационного ресурса (системы) и информации в электронной форме из такого ресурса (системы) до уполномоченного лица посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы;
- предоставление владельцем (оператором) государственного информационного ресурса (системы), республиканской организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним информации в электронной форме уполномоченному лицу* либо оператору общегосударственной автоматизированной информационной системы.
Услуги коммерческих организаций – операторов государственного информационного ресурса (системы), республиканской организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по предоставлению информации в соответствии с абзацем четвертым части первой настоящего пункта финансируются государственным органом или организацией, в подчинении (ведении) которых они находятся, за счет средств, предусматриваемых в республиканском бюджете на их функционирование. Порядок финансирования указанных услуг определяется Советом Министров Республики Беларусь.**
______________________________
* В отношении документов и (или) сведений,
необходимых для осуществления административной процедуры, которые
запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно.
** Пункт 6 применяется
к административным процедурам по заявлениям граждан.
7. Создать реестр административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования (далее – реестр), являющийся государственной информационной системой, интегрированной с общегосударственной автоматизированной информационной системой.
Порядок формирования и ведения реестра, его оператор определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Создание, эксплуатация и программно-техническое сопровождение, в том числе модернизация программного обеспечения, реестра, интеграция его с программно-техническими комплексами органов-регуляторов и последующее сопровождение такой интеграции осуществляются за счет средств республиканского бюджета, выделяемых на указанные цели и функционирование программно-технических комплексов, а также за счет других источников в соответствии с законодательством.
8. В реестр подлежат включению следующие сведения:
- краткое описание административной процедуры;
- сведения об административной процедуре и порядке ее осуществления, определенные регламентом, законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь и иными международными правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь;
- наименование, место нахождения, режим работы уполномоченного органа, график приема представителей субъектов хозяйствования, иная имеющаяся контактная информация;
- требования к документам, предоставляемым для осуществления административной процедуры;
- наименование, место нахождения, режим работы органа-регулятора и (или) иного государственного органа или организации, являющихся вышестоящими по отношению к уполномоченному органу;
- реквизиты текущих (расчетных) банковских счетов, на которые необходимо перечислять плату, взимаемую при осуществлении административной процедуры, и способы ее внесения;
- иные справочно-информационные сведения, не противоречащие требованиям законодательства.
9. Министерство экономики:
- является владельцем реестра;
- обеспечивает создание и функционирование реестра;
- совместно с органами-регуляторами, уполномоченными органами и иными заинтересованными субъектами или лицами обеспечивает формирование и ведение реестра;
- заключает договор с оператором общегосударственной автоматизированной информационной системы на предоставление программно-технических средств и технологий общегосударственной автоматизированной информационной системы для размещения и эксплуатации реестра.
10. Оператором общегосударственной автоматизированной информационной системы на безвозмездной основе обеспечивается:
- круглосуточный свободный доступ к данным реестра через интернет-портал;
- доступ к реестру для целей его формирования и ведения.
11. Действие настоящего Указа не распространяется на отношения, возникающие при осуществлении административных процедур:
- указанных в пункте 1 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур»;
- в отношении деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами);
- связанных с изъятием и предоставлением земельных участков;
- связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии при сооружении и эксплуатации Белорусской атомной электростанции;
- связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций;
- в сфере государственных секретов;
- связанных с государственной регистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
12. Совету Министров Республики Беларусь обеспечить:
12.1. в трехмесячный срок:
- утверждение единого перечня;
- разработку формы регламента административной процедуры;
12.2. в девятимесячный срок:
- создание реестра;
- утверждение регламентов административных процедур в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа;
- утверждение порядка финансирования услуг коммерческих организаций – операторов государственного информационного ресурса (системы), республиканской организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по предоставлению информации в соответствии с частью второй пункта 6 настоящего Указа;
- приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Указом и принятие иных мер по его реализации;
12.3. утверждение органами-регуляторами в девятимесячный срок регламентов административных процедур;
12.4. до 1 января 2024 г. проведение на поэтапной основе работы по снижению административной нагрузки на субъекты хозяйствования посредством дальнейшего сокращения и упрощения административных процедур, а также по максимально возможной их цифровизации и консолидации в службе «одно окно».
13. Предоставить право Совету Министров Республики Беларусь разъяснять вопросы применения настоящего Указа.
14. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:
- пункт 12 и настоящий пункт – после официального опубликования данного Указа;
- иные положения этого Указа – через девять месяцев после
его официального опубликования.
Президент
Республики Беларусь А.Лукашенко
|
Приложение к Указу Президента |
ТРЕБОВАНИЯ
к регламентам административных процедур
1. В регламенте административной процедуры определяются:
- исчерпывающий перечень документов и (или) сведений, представляемых субъектом хозяйствования для осуществления административной процедуры, требования к ним, порядок и формы их представления, а в отношении документов, выданных или удостоверенных иностранным компетентным органом, – также необходимость их легализации (проставления апостиля);
- размер платы, взимаемой при осуществлении административной процедуры, или перечень затрат, связанных с ее осуществлением;
- срок действия справки или иного документа, если они выдаются уполномоченным органом по результатам осуществления административной процедуры, и форма их представления;
- особенности осуществления административной процедуры, в том числе ее подведомственность, субъекты хозяйствования, товары (объекты), работы, услуги, в отношении которых осуществляется (не осуществляется) соответствующая административная процедура;
- перечень документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, которые запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно;
- порядок подачи (отзыва) административной жалобы в электронной и (или) письменной форме;
- перечень государственных информационных ресурсов (систем), из которых уполномоченному органу должны предоставляться необходимые сведения в автоматическом и (или) автоматизированном режиме посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы.
2. Если вопросы, указанные в пункте 1, урегулированы законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь и иными международными правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь, в регламент административной процедуры включаются ссылки на соответствующие структурные элементы этих актов.
3. В случае, если в регламенте административной процедуры определен перечень затрат, связанных с осуществлением административной процедуры, уполномоченные органы:
- информируют орган-регулятор о принятых решениях по определению размера платы за услуги (работы), взимаемой при осуществлении административной процедуры;
- представляют по требованию субъекта хозяйствования
экономические расчеты, подтверждающие уровень тарифов на услуги (работы),
оказываемые (выполняемые) при осуществлении административной процедуры.
Интернет-ресурсы
- Портал Президента Республики Беларусь
- Совет Министров Республики Беларусь
- Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь
- Национальный фонд технических нормативных правовых актов
- Цены производителей сельскохозяйственной продукции в ЕАЭС
- Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система
- Государственная система каталогизации продукции Республики Беларусь
- Портал BELARUS.BY
- Кибербезопасность. Как не стать жертвой преступника
- Четверть века белорусской государственности
- Преимущества использования электромобилей
- Портал информационной поддержки экспорта
- Страхование экспортных рисков