Главная   / /   Нормативные и правовые документы  / /   Труд и оплата труда

Правовые основы уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
15 июля 2021 г. № 118-З
О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь
Принят Палатой представителей 17 июня 2021 г.
Одобрен Советом Республики 25 июня 2021 г.
(в редакции Законов Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 193-З; от 30 декабря 2022 г. № 230-З; от 27 декабря 2023 г. № 327-З)

Настоящий Закон направлен на определение правовых основ уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей (далее, если не определено иное, – взносы) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда), а также на регулирование отношений, связанных с уплатой взносов.

ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

  • взносы на профессиональное пенсионное страхование – обязательные платежи страхователя в бюджет фонда для формирования средств на профессиональные пенсии;
  • иные платежи – расходы, не принятые к зачету в счет обязательных страховых взносов; доплаты за путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет средств государственного социального страхования; суммы обратного требования (регресса) в размере пособий и пенсий, выплаченных в связи со смертью, увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца; пени и другие платежи, предусмотренные законодательством;
  • местный финансовый орган – структурное подразделение местного исполнительного и распорядительного органа областного или базового территориального уровня, к основным функциям которого относится организация работы по составлению и исполнению соответствующего местного бюджета;
  • обязательные страховые взносы – обязательные платежи плательщика в бюджет фонда на пенсионное и (или) социальное страхование;
  • пенсионное страхование – обязательное страхование на случай достижения пенсионного возраста, установления инвалидности, потери кормильца;
  • работающие граждане – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства (далее, если не определено иное, – граждане), работающие по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности (далее – гражданско-правовой договор), у работодателей, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм; физические лица, являющиеся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридических лиц и выполняющие функции руководителей этих юридических лиц; лица, осужденные к лишению свободы на определенный срок (далее – лица, осужденные к лишению свободы) или находящиеся в лечебно-трудовых профилакториях (далее – ЛТП), которые привлекаются к выполнению оплачиваемых работ в соответствии с законодательством;
  • работодатели – юридические лица, их представительства и филиалы, имеющие отдельный баланс; представительства иностранных организаций; иностранные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, соответствующие признакам, определенным Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – иностранные организации); индивидуальные предприниматели, нотариусы, осуществляющие нотариальную деятельность в нотариальных бюро, предоставляющие работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам; физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам;
  • социальное страхование – обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до 3 лет, предоставления ежемесячно одного дополнительного свободного от работы дня матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, потери работы, смерти застрахованного лица или члена его семьи;
  • физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, – индивидуальные предприниматели; нотариусы независимо от организационной формы осуществления нотариальной деятельности; адвокаты; физические лица, осуществляющие деятельность, не относящуюся к предпринимательской деятельности в соответствии с законодательными актами, не являющиеся нотариусами, адвокатами и не признанные плательщиками налога на профессиональный доход; граждане, работающие в Республике Беларусь или являющиеся индивидуальными предпринимателями, участвующие в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза (далее – лица, участвующие в реализации проектов МТП); граждане, работающие в представительствах международных организаций в Республике Беларусь, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь; граждане, работающие за пределами Республики Беларусь; физические лица, признанные плательщиками налога на профессиональный доход (далее – физические лица – плательщики налога на профессиональный доход).

2. Иные термины используются в настоящем Законе в значениях, установленных законодательством.

Статья 2. Правовое регулирование вопросов уплаты взносов и отношений, связанных с уплатой взносов

1. Вопросы уплаты взносов и отношения, связанные с уплатой взносов, регулируются настоящим Законом, актами Президента Республики Беларусь, иными актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.

2. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Плательщики взносов

1. Плательщиками обязательных страховых взносов являются:

  • работодатели;
  • работающие граждане;
  • физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы;
  • Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (его обособленные подразделения) (далее – Белгосстрах);
  • организации, в которых обеспечивались денежным довольствием военнослужащие срочной военной службы (далее – организации, обеспечивавшие денежным довольствием).

Плательщиками обязательных страховых взносов не являются:

  • Белорусская республиканская коллегия адвокатов и территориальные коллегии адвокатов – за адвокатов;
  • Белорусская нотариальная палата и территориальные нотариальные палаты – за нотариусов.

2. Белгосстрах является плательщиком обязательных страховых взносов:

  • за неработающих инвалидов вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, не достигших общеустановленного пенсионного возраста, которым в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется ежемесячная страховая выплата (далее – ежемесячная страховая выплата);
  • за лиц, которым производится доплата до среднего заработка при временном (до восстановления трудоспособности или установления ее стойкой утраты) переводе на более легкую нижеоплачиваемую работу в связи с повреждением здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (далее – доплата до среднего заработка);
  • за лиц, которым в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (далее – страховое пособие по временной нетрудоспособности).

3. Плательщиками взносов на профессиональное пенсионное страхование являются страхователи, к которым относятся работодатели из числа юридических лиц, их представительств и филиалов, имеющих отдельный баланс, а также представительств иностранных организаций, иностранных организаций, предоставляющие работу в особых условиях труда по трудовым договорам.

Статья 4. Объект для начисления взносов

1. Объектом для начисления обязательных страховых взносов являются:

  • для работодателей и работающих граждан – выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных перечнем выплат, на которые не начисляются взносы на государственное социальное страхование, в том числе на профессиональное пенсионное страхование, в бюджет фонда и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белгосстрах, устанавливаемым Советом Министров Республики Беларусь (далее – перечень выплат), но не выше пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;
  • для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы (кроме указанных в статье 41 настоящего Закона), – определяемый ими доход;
  • для Белгосстраха в отношении лиц, которым осуществляется ежемесячная страховая выплата, – минимальная заработная плата, установленная и проиндексированная в соответствии с законодательством в месяце, за который уплачиваются обязательные страховые взносы; в отношении лиц, которым производится доплата до среднего заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности, – начисленные указанные доплата или пособие;
  • для организаций, обеспечивавших денежным довольствием, – денежное довольствие.

При этом для физических лиц, указанных в абзаце третьем части первой настоящего пункта, сумма обязательных страховых взносов за год не должна превышать сумму таких взносов, исчисленную из размера шестидесятикратной величины средней заработной платы работников в республике за последний месяц года, предшествующего году, за который уплачиваются обязательные страховые взносы.

2. Объектом для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные работнику в связи с его занятостью на рабочем месте, включенном в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, кроме выплат, предусмотренных перечнем выплат, но не выше трехкратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы на профессиональное пенсионное страхование.

Статья 41. Доход, определяемый из уплаченных взносов

В целях реализации права на выплаты по государственному социальному страхованию для физических лиц – плательщиков налога на профессиональный доход, которые не являются получателями пенсий, а также не применяют налоговый вычет по этому налогу, доход определяется из суммы налога на профессиональный доход в части обязательных страховых взносов, уплаченных в порядке, установленном статьей 161 настоящего Закона, в соответствующих месяцах с учетом размера взноса на пенсионное страхование, установленного абзацем шестым части первой пункта 1 статьи 5 настоящего Закона. При этом сумма обязательных страховых взносов за год (с учетом размера взноса на пенсионное страхование, установленного абзацем шестым части первой пункта 1 статьи 5 настоящего Закона) не должна превышать сумму таких взносов, исчисленную из размера шестидесятикратной величины средней заработной платы работников в республике за последний месяц года, предшествующего году, за который уплачиваются обязательные страховые взносы.

ГЛАВА 2
РАЗМЕРЫ ВЗНОСОВ

Статья 5. Размеры обязательных страховых взносов

1. Размеры обязательных страховых взносов на пенсионное страхование составляют (в процентах от объекта для начисления обязательных страховых взносов):

  • для работодателей – 28 процентов;
  • для работодателей, являющихся производителями сельскохозяйственной продукции, в период применения единого налога в соответствии с главой 34 Налогового кодекса Республики Беларусь – 24 процента;
  • для крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих деятельность по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства, – 24 процента;
  • для потребительских кооперативов (кроме потребительских обществ); товариществ собственников; садоводческих товариществ – 5 процентов;
  • для общественных объединений инвалидов (их законных представителей) – 5 процентов;
  • для организаций, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов, при условии, если численность инвалидов в указанных организациях составляет не менее 30 процентов от численности работников в среднем за прошлый отчетный год и сумма начисленных инвалидам выплат* за прошлый отчетный год составляет не менее 20 процентов в общей сумме начисленных организациями выплат за этот же период, – 5 процентов. При этом расчет численности инвалидов в среднем за период осуществляется в соответствии с частью второй подпункта 1.5 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Республики Беларусь;

______________________________
* Под начисленными выплатами понимаются начисленные выплаты, являющиеся объектом для начисления обязательных страховых взносов и определенные абзацем вторым части первой пункта 1 статьи 4 настоящего Закона.

  • для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы; Белгосстраха; организаций, обеспечивавших денежным довольствием, – 29 процентов;
  • для работающих граждан – 1 процент.

Иные размеры обязательных страховых взносов на пенсионное страхование могут устанавливаться Президентом Республики Беларусь.

2. Размер обязательных страховых взносов на социальное страхование (в процентах от объекта для начисления обязательных страховых взносов) для работодателей, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы (за исключением физических лиц, осуществляющих деятельность, не относящуюся к предпринимательской деятельности в соответствии с законодательными актами, не являющихся нотариусами, адвокатами и не признанных плательщиками налога на профессиональный доход, физических лиц – плательщиков налога на профессиональный доход), Белгосстраха (за лиц, которым производится доплата до среднего заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности) составляет 6 процентов.

Статья 6. Размеры взносов на профессиональное пенсионное страхование

Размеры взносов на профессиональное пенсионное страхование составляют (в процентах от объекта для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование):

  • за работников, занятых полный рабочий день на подземных работах, работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании»), – 9 процентов;
  • за работников, занятых полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (подпункт 1.2 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»), – 6 процентов;
  • за работников летного и летно-испытательного состава гражданской авиации (подпункт 1.3 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»); работников, осуществляющих непосредственное управление полетами воздушных судов гражданской авиации (подпункт 1.4 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»); бортоператоров и бортпроводников воздушных судов гражданской авиации (подпункт 1.6 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании») – 9 процентов;
  • за артистов театров и других театрально-зрелищных организаций, коллективов художественного творчества, занятых в должностях служащих, дающих по характеру творческой деятельности право на профессиональную пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 15 лет (подпункт 1.13 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»), – 9 процентов;
  • за спортсменов, осуществляющих деятельность в сфере профессионального спорта и являющихся членами национальных команд Республики Беларусь по видам спорта (подпункт 1.14 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»), – 9 процентов;
  • за артистов театров и других театрально-зрелищных организаций, коллективов художественного творчества, занятых в должностях служащих, дающих по характеру творческой деятельности право на профессиональную пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет (подпункт 1.13 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»), – 6 процентов;
  • за спортсменов, осуществляющих деятельность в сфере профессионального спорта (подпункт 1.14 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»), за исключением указанных в абзаце шестом настоящей статьи, – 6 процентов;
  • за работников инженерно-технического состава гражданской авиации (подпункт 1.5 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании») – 6 процентов;
  • за работниц текстильного производства, занятых на станках и машинах (подпункт 1.7 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»), – 6 процентов;
  • за женщин, работающих трактористами, трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (подпункт 1.8 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»), – 6 процентов;
  • за мужчин, работающих трактористами-машинистами сельскохозяйственного производства, непосредственно занятых в производстве сельскохозяйственной продукции (подпункт 1.9 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»), – 6 процентов;
  • за женщин, работающих животноводами (операторами животноводческих комплексов и механизированных ферм) и свиноводами (операторами свиноводческих комплексов и механизированных ферм), выполняющих определенные виды работ, а также работающих доярками (операторами машинного доения) (подпункт 1.10 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»), – 6 процентов;
  • за водителей пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) городских и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским (подпункт 1.11 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»), – 6 процентов;
  • за работников экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятых на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (подпункт 1.12 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»), – 6 процентов;
  • за артистов театров и других театрально-зрелищных организаций, коллективов художественного творчества, занятых в должностях служащих, дающих по характеру творческой деятельности право на профессиональную пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет (подпункт 1.13 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании»), – 4 процента;
  • за отдельные категории медицинских и педагогических работников (подпункт 1.15 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании») – 4 процента.

ГЛАВА 3
УЧЕТ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ. СРОКИ И ПОРЯДОК УПЛАТЫ ВЗНОСОВ. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ. ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С БАНКАМИ, НЕБАНКОВСКИМИ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ. ПОРЯДОК ВЗЫСКАНИЯ НЕДОИМОК И ПЕНЕЙ

Статья 7. Постановка на учет

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в городских, районных, районных в городах отделах (секторах) областных, Минского городского управлений Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – органы Фонда) по месту нахождения (месту жительства) в качестве плательщиков со дня внесения записи о государственной регистрации в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании информационных карт в порядке, установленном законодательством.

На учет в органах Фонда по месту нахождения (месту жительства) не позднее 10 рабочих дней, если иное не установлено законодательными актами, обязаны стать:

  • государственные органы, а также государственные юридические лица, положения о которых утверждены актами законодательства, – со дня вступления в силу этих актов;
  • организационные структуры юридических лиц, наделенные в соответствии с их уставами правами юридического лица, религиозные организации – со дня получения свидетельства о государственной регистрации юридического лица, религиозной организации;
  • представительства иностранных организаций, иностранные организации – со дня получения разрешения на открытие представительства (осуществление деятельности, в том числе через постоянное представительство), выдаваемого уполномоченным органом, и (или) со дня постановки этих организаций на учет в налоговых органах;
  • нотариусы, адвокаты – со дня приема в члены соответственно Белорусской нотариальной палаты, территориальной коллегии адвокатов;
  • индивидуальные предприниматели, нотариусы, предоставляющие работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, – со дня заключения этих договоров;
  • физические лица, за исключением указанных в абзаце шестом настоящей части, которым законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудовых договоров с работниками, – со дня регистрации этих договоров в местных исполнительных и распорядительных органах.

2. Работающие граждане не подлежат самостоятельной постановке на учет в органах Фонда.

3. Постановка на учет в органах Фонда в качестве плательщиков физических лиц, осуществляющих деятельность, не относящуюся к предпринимательской деятельности в соответствии с законодательными актами, не являющихся нотариусами, адвокатами и не признанных плательщиками налога на профессиональный доход, лиц, участвующих в реализации проектов МТП, граждан, работающих в представительствах международных организаций в Республике Беларусь, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь, граждан, работающих за пределами Республики Беларусь, осуществляется со дня подачи ими в органы Фонда по месту жительства заявления о постановке на учет.

31. Постановка на учет в органах Фонда физических лиц – плательщиков налога на профессиональный доход осуществляется со дня информирования Министерством по налогам и сборам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее, если не определено иное, – Фонд) о применении налога на профессиональный доход (но не ранее даты постановки на учет в налоговых органах).

4. Постановка на учет в органах Фонда в качестве плательщиков представительств и филиалов юридических лиц, имеющих отдельный баланс, а также Белгосстраха, организаций, обеспечивавших денежным довольствием, осуществляется по месту их нахождения со дня подачи ими в органы Фонда заявления о постановке на учет.

5. Порядок постановки на учет и снятия с учета плательщиков в органах Фонда устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 8. Сроки уплаты взносов

1. Плательщики, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, организации, которыми в соответствии с законодательством привлекаются к выполнению оплачиваемых работ лица, осужденные к лишению свободы или находящиеся в ЛТП, уплачивают взносы в бюджет фонда не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц, за исключением случаев, установленных частью второй настоящего пункта.

В случаях, когда день выплаты заработной платы за истекший месяц установлен позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим, плательщики уплачивают взносы в бюджет фонда не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим. 

Плательщики уплачивают обязательные страховые взносы за граждан, работающих по гражданско-правовым договорам у работодателей, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, за физических лиц, являющихся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридических лиц и выполняющих функции руководителей этих юридических лиц, в дни осуществления выплат в их пользу, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, но не позднее сроков, установленных частями первой и второй настоящего пункта. При отсутствии у плательщиков граждан, работающих по трудовым договорам, обязательные страховые взносы уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим.

Плательщики из числа коммерческих организаций со средней численностью работников за предыдущий календарный год до 100 человек включительно (на основании отчетности, представленной в орган Фонда за январь–декабрь предыдущего календарного года) могут уплачивать взносы в бюджет фонда не реже одного раза в квартал в установленные дни выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В случае нарушения в текущем календарном году установленных сроков уплаты указанных взносов эта категория плательщиков начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имелось нарушение, уплачивает их в текущем году ежемесячно в сроки, установленные частями первой и второй настоящего пункта.

Плательщики, указанные в частях первой–четвертой настоящего пункта, уплачивают обязательные страховые взносы и (или) взносы на профессиональное пенсионное страхование за работающих (уволенных) граждан, обратившихся с заявлением о назначении пенсии (перерасчете назначенной пенсии, переводе с одной пенсии на другую, возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии):

  • к плательщику, – в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления;
  • в управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета, управление (отдел) социальной защиты местной администрации района в городе, орган Фонда, – в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления органа Фонда об обращении гражданина с заявлением. Указанное уведомление направляется органом Фонда плательщику в течение 2 рабочих дней со дня такого обращения гражданина.

Плательщики из числа иностранных организаций уплачивают за работающих граждан взносы в бюджет фонда в дни фактического получения в банке, небанковской кредитно-финансовой организации (далее – банк) денежных средств на оплату труда, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

2. Физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы, за исключением физических лиц – плательщиков налога на профессиональный доход, которые не являются получателями пенсий, а также не применяют налоговый вычет по этому налогу, уплачивают обязательные страховые взносы в течение отчетного года, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Обязательные страховые взносы, поступившие в бюджет фонда после 1 марта, относятся к платежам текущего года и не могут учитываться в более раннем периоде, за исключением случаев погашения недоимок.

Физические лица – плательщики налога на профессиональный доход, которые не являются получателями пенсий, а также не применяют налоговый вычет по этому налогу, уплачивают обязательные страховые взносы в срок, установленный пунктом 2 статьи 3817 Налогового кодекса Республики Беларусь, как часть налога на профессиональный доход.

3. Белгосстрах уплачивает обязательные страховые взносы ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Белгосстрах также уплачивает обязательные страховые взносы в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления органа Фонда об обращении гражданина с заявлением о назначении пенсии (перерасчете назначенной пенсии, переводе с одной пенсии на другую, возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии). Указанное уведомление направляется органом Фонда в Белгосстрах в течение 2 рабочих дней со дня такого обращения гражданина.

4. Организации, обеспечивавшие денежным довольствием, уплачивают обязательные страховые взносы за лиц, проходивших срочную военную службу, после их увольнения. Указанные взносы уплачиваются ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

5. При совпадении установленных настоящим Законом сроков уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование с выходными днями, государственными праздниками и праздничными днями, установленными и объявленными в порядке, установленном законодательством, нерабочими, плательщики, за исключением физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, уплачивают их в рабочий день, предшествующий этим выходным (нерабочим) дням.

Статья 9. Минимальная сумма обязательных страховых взносов

1. Сумма обязательных страховых взносов, исчисленная с выплат, начисленных в пользу работающего гражданина, и подлежащая уплате за истекший месяц, должна быть не менее суммы таких взносов, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством в месяце, за который начислены взносы.

При занятости работающих граждан неполное рабочее время и (или) неполный месяц сумма обязательных страховых взносов, подлежащая уплате за истекший месяц, должна быть не менее суммы таких взносов, исчисленной из размера минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством в месяце, за который начислены взносы, пропорционально времени, отработанному в соответствующем месяце.

Сумма обязательных страховых взносов, исчисленная из дохода физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, за исключением физических лиц – плательщиков налога на профессиональный доход, которые не являются получателями пенсий, а также не применяют налоговый вычет по этому налогу, должна быть не менее суммы таких взносов, исчисленной из размеров минимальных заработных плат, установленных и проиндексированных в соответствии с законодательством в месяцах, за которые уплачиваются взносы.

2. Условие об обязательной уплате минимальной суммы обязательных страховых взносов не применяется:

  • при исчислении суммы взносов с выплат, начисленных в пользу граждан, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам; лиц, осужденных к лишению свободы или находящихся в ЛТП, которые привлекаются к выполнению оплачиваемых работ в соответствии с законодательством; лиц, работающих в общественных и религиозных организациях (объединениях);
  • при исчислении суммы взносов с выплат, начисленных работнику за фактически выполненную работу при невыполнении норм выработки по вине работника.

Статья 10. Недоимки и пени

1. Не внесенная в установленный срок сумма взносов (за исключением пеней) в бюджет фонда является недоимкой.

К недоимке относится также задолженность плательщика по взносам в бюджет фонда, выявленная при проверке правильности начисления, уплаты взносов в бюджет фонда и расходования средств бюджета фонда, в том числе при представлении плательщиком отчетности в орган Фонда по месту постановки на учет.

2. На сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату уплаты взносов в бюджет фонда, в соответствии со сроками уплаты, установленными настоящим Законом.

3. Пени на суммы недоимок плательщиков, финансируемых из средств республиканского и местных бюджетов на основании бюджетной сметы, начисляются со дня, следующего за днем фактического получения ими в банках денежных средств на выплаты своим работникам.

4. В случае отмены решений о ликвидации (прекращении деятельности) плательщиков пени за несвоевременную уплату взносов в бюджет фонда за период нахождения в стадии ликвидации (прекращения деятельности) не начисляются.

5. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения банками в установленный срок платежных инструкций на уплату взносов в бюджет фонда либо платежных требований, оформленных органами Фонда на взыскание недоимок и пеней в бюджет фонда и направленных ими в автоматизированную информационную систему исполнения денежных обязательств (далее – АИС ИДО), кроме случаев неисполнения по причинам, не зависящим от банков, банки уплачивают пени в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату уплаты взносов в бюджет фонда, а также несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Статья 11. Общий порядок уплаты взносов

1. Уплата обязательных страховых взносов на пенсионное и (или) социальное страхование производится плательщиками единым платежом.

Обязательные страховые взносы за работающих граждан начисляют, удерживают и перечисляют их работодатели.

Подачи работодателям работающими гражданами заявления об уплате обязательных страховых взносов не требуется.

2. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты самостоятельно начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы со дня постановки их на учет в качестве плательщиков, за исключением случаев, установленных статьей 13 настоящего Закона.

Обязательные страховые взносы не уплачиваются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами за периоды неосуществления в отчетном году предпринимательской, нотариальной, адвокатской деятельности с указанием таких периодов в документах индивидуального персонифицированного учета в системе государственного социального страхования (далее – документы персонифицированного учета).

В случае приостановления предпринимательской, нотариальной, адвокатской деятельности в соответствии с законодательными актами такие периоды подтверждаются сведениями, полученными в установленном законодательством порядке.

Периоды осуществления предпринимательской, нотариальной, адвокатской деятельности и суммы обязательных страховых взносов за эти периоды отражаются в документах персонифицированного учета, представляемых плательщиками в порядке и сроки, установленные законодательством.

В случае непредставления плательщиками документов персонифицированного учета суммы обязательных страховых взносов учитываются по дате их перечисления, а для определения периода осуществления предпринимательской, нотариальной, адвокатской деятельности в отчетном году принимается календарный месяц, в котором уплачены указанные взносы.

При выявлении органами Фонда с использованием сведений из информационных ресурсов республиканских органов государственного управления случаев осуществления предпринимательской, нотариальной, адвокатской деятельности в периодах, за которые обязательные страховые взносы не уплачены, суммы таких взносов, причитающиеся к уплате, подлежат перерасчету.

3. Уплата плательщиками обязательных страховых взносов производится за вычетом сумм расходов на выплаты, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании.

4. Уплата взносов производится отдельными платежными инструкциями.

Уплата взносов производится в белорусских рублях, если иное не установлено законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь.

Статья 12. Освобождение от уплаты взносов

1. От уплаты обязательных страховых взносов на пенсионное страхование освобождаются работодатели в части выплат, начисленных в пользу:

  • работающих граждан, являющихся инвалидами I или II группы, с месяца, следующего за месяцем, в котором установлена инвалидность;
  • участников студенческих отрядов на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

11. От уплаты обязательных страховых взносов на пенсионное страхование освобождаются работодатели на величину страхового взноса по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования, уплачиваемого за счет средств работодателя страховщику, в размере и порядке, установленных Президентом Республики Беларусь.

2. От уплаты обязательных страховых взносов на социальное страхование освобождаются организации уголовно-исполнительной системы, ЛТП и иные организации, которые в соответствии с законодательством привлекают к выполнению оплачиваемых работ лиц, осужденных к лишению свободы или находящихся в ЛТП, в части выплат указанным лицам за выполнение таких работ.

3. Уплата взносов на профессиональное пенсионное страхование за работников, достигших общеустановленного пенсионного возраста, а также за работников, выбравших ежемесячную доплату к заработной плате вместо профессионального пенсионного страхования, не производится.

4. Плательщики обязательных страховых взносов могут освобождаться от уплаты обязательных страховых взносов на пенсионное и (или) социальное страхование на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь.

Статья 13. Уплата обязательных страховых взносов в добровольном порядке

1. Обязательные страховые взносы на пенсионное и (или) социальное страхование уплачиваются в добровольном порядке:

  • индивидуальными предпринимателями, которые одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности являются получателями пенсий; имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; получают общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование в дневной форме получения образования;
  • нотариусами, адвокатами, которые одновременно с осуществлением нотариальной, адвокатской деятельности являются получателями пенсий; имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
  • физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход, которые являются получателями пенсий, а также в период применения ими налогового вычета по этому налогу (в части пенсионного страхования);
  • физическими лицами, осуществляющими деятельность, не относящуюся к предпринимательской деятельности в соответствии с законодательными актами, не являющимися нотариусами, адвокатами и не признанными плательщиками налога на профессиональный доход (в части пенсионного страхования);
  • лицами, участвующими в реализации проектов МТП;
  • гражданами, работающими в представительствах международных организаций в Республике Беларусь, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь;
  • гражданами, работающими за пределами Республики Беларусь.

2. Обязательные страховые взносы уплачиваются в добровольном порядке со дня подачи в органы Фонда заявления о желании участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию с приложением документов, подтверждающих данное право.

3. Указанные в настоящей статье лица самостоятельно уплачивают обязательные страховые взносы в белорусских рублях в порядке, установленном частями первой и второй пункта 2 статьи 8, частями второй, третьей и пятой пункта 2 статьи 11 настоящего Закона.

Статья 14. Порядок перечисления взносов

1. Плательщики при получении (перечислении) денежных средств, электронных денег на оплату труда одновременно представляют в банки платежные инструкции на перечисление обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в подлежащей уплате сумме независимо от наличия денежных средств на текущих (расчетных) банковских счетах (далее, если не определено иное, – счет), электронных денег в электронных кошельках либо справку о том, что обязательства по перечислению указанных взносов ими исполнены в полном объеме или отсутствуют.

2. Плательщики, у которых день выплаты заработной платы за истекший месяц установлен позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим, представляют в банки платежные инструкции на перечисление обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в подлежащей уплате сумме не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим, а плательщики, у которых день выплаты заработной платы за истекший месяц установлен до 20-го числа месяца, следующего за истекшим, представляют в банки платежные инструкции не позднее установленного дня выплаты заработной платы.

Плательщики, исполняющие обязательства иных плательщиков по выплате (перечислению) заработной платы, при истребовании (перечислении) денежных средств на оплату труда одновременно представляют в банки платежные инструкции на перечисление обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование, начисленных из истребуемой (перечисленной) суммы, либо справку о том, что обязательства по перечислению указанных взносов ими исполнены в полном объеме или отсутствуют.

Плательщики, расходы которых оплачиваются со счетов главных управлений Министерства финансов по областям и городу Минску, представляют в территориальные органы государственного казначейства заявки на перечисление взносов в бюджет фонда, подготовленные по форме платежного поручения, установленной банковским законодательством.

При получении (перечислении) денежных средств на оплату труда во внеочередном порядке плательщики одновременно представляют в банки платежные инструкции на перечисление обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование, начисленных из истребуемой (получаемой) суммы, либо справку о том, что обязательства по перечислению указанных взносов ими исполнены в полном объеме или отсутствуют.

Без согласия органов Фонда плательщики не вправе отзывать из АИС ИДО неисполненные платежные инструкции.

Платежные инструкции на перечисление (взыскание) взносов в бюджет фонда исполняются банками в первоочередном порядке, а в случаях, установленных законодательством, – во внеочередном порядке независимо от наличия постановления (определения) о наложении ареста на денежные средства, электронные деньги плательщиков и (или) решения (постановления) о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам плательщиков.

В случае недостаточности денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках плательщиков для исполнения платежных инструкций на перечисление (взыскание) взносов в бюджет фонда такие платежные инструкции исполняются посредством АИС ИДО в порядке, установленном законодательством.

Вознаграждение (плата) за исполнение платежных инструкций на перечисление взносов в бюджет фонда, а также платежных требований органов Фонда на взыскание в бесспорном порядке недоимок и пеней в бюджет фонда банками не взимается.

3. Датой исполнения плательщиком обязательства по уплате взносов в бюджет фонда является день:

  • представления в банк платежной инструкции на перечисление взносов в бюджет фонда при наличии денежных средств на счете, электронных денег в электронном кошельке в размере, достаточном для исполнения банком такой платежной инструкции. При отсутствии денежных средств на счетах в банках, электронных денег в электронных кошельках, достаточных для исполнения платежной инструкции на перечисление взносов в бюджет фонда в полном объеме, – день исполнения такой платежной инструкции посредством АИС ИДО;
  • внесения плательщиком наличных денежных средств в банк для перечисления причитающихся сумм взносов в бюджет фонда;
  • осуществления плательщиком платежа при использовании банковской платежной карточки в порядке, установленном законодательством, в счет уплаты сумм взносов в бюджет фонда;
  • принятия расчетным и (или) платежным агентом денежных средств посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства в порядке, установленном законодательством, в счет уплаты причитающихся сумм взносов в бюджет фонда;
  • уплаты налога на профессиональный доход (для физических лиц – плательщиков налога на профессиональный доход, которые не являются получателями пенсий, а также не применяют налоговый вычет по этому налогу).

4. Причитающиеся к уплате взносы в бюджет фонда при недостаточности денежных средств в белорусских рублях и наличии иностранной валюты на счетах плательщиков перечисляются (взыскиваются) с таких счетов в порядке, установленном законодательством.

5. При перечислении обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование плательщики осуществляют иные платежи в бюджет фонда.

Статья 15. Приостановление операций по счетам, электронным кошелькам плательщиков. Информационное взаимодействие с банками

1. В случаях неуплаты либо неполной уплаты плательщиками взносов в бюджет фонда, необеспечения своевременной выплаты пособий в счет начисленных обязательных страховых взносов, непредставления заявки на получение средств на выплату пособий при превышении суммы начисленных пособий над суммой платежей в бюджет фонда, несвоевременной выплаты заработной платы и непредставления документов, подтверждающих обоснованность указанной в заявке суммы средств и правильность назначения пособий, органы Фонда имеют право приостанавливать операции по счетам, за исключением счетов по учету бюджетных средств, электронным кошелькам плательщиков, если иное не установлено законодательными актами, а также право получать от банков информацию об остатках и (или) движении денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках плательщиков.

2. Решения о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам плательщиков, об отмене приостановления операций по этим счетам, электронным кошелькам, о направлении запроса об остатках и (или) движении денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках плательщиков принимаются руководителем (его заместителем) органа Фонда.

Решения о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам плательщиков, об отмене приостановления операций по этим счетам, электронным кошелькам, а также запросы об остатках и (или) движении денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках плательщиков направляются в банки на бумажном носителе или в виде электронного документа для их безусловного исполнения в порядке и сроки, установленные законодательством.

3. При наличии решения о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам плательщиков или информации о таком решении, полученной из автоматизированной информационной системы «Взаимодействие», банки не вправе открывать плательщикам иные счета, электронные кошельки, за исключением счетов по учету средств бюджета фонда, если иное не установлено законодательными актами.

4. Банки в течение одного рабочего дня с даты открытия (закрытия) плательщикам текущих (расчетных) банковских счетов, электронных кошельков обязаны направить органам Фонда сообщение в электронном виде об их открытии (закрытии).

Статья 16. Особый порядок уплаты взносов

1. В случаях ликвидации (прекращения деятельности) плательщиков, снятия их с учета в органах Фонда причитающиеся к уплате за текущий период суммы взносов в бюджет фонда рассчитываются на день представления в установленном законодательством порядке соответственно в регистрирующие органы заявления о ликвидации (прекращении деятельности), органы Фонда уведомления о снятии с учета. Осуществление указанных платежей в бюджет фонда и представление установленных законодательством сведений и отчетности в органы Фонда производятся плательщиками в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) или о снятии с учета в органах Фонда.

2. В случае смерти физического лица, самостоятельно уплачивающего обязательные страховые взносы, не исполненные им обязательства по уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в бюджет фонда считаются погашенными.

3. Признание задолженности по взносам в бюджет Фонда безнадежным долгом и ее списание производятся в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Признание задолженности по взносам в бюджет Фонда безнадежным долгом и ее списание индивидуально могут производиться по решению Президента Республики Беларусь.

Органы Фонда для признания задолженности, указанной в части первой настоящего пункта, безнадежным долгом и ее списания получают от государственных органов и иных организаций на безвозмездной основе информацию и (или) документы в случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 161. Порядок уплаты обязательных страховых взносов физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход

1. Уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход, которые не являются получателями пенсий, а также не применяют налоговый вычет по этому налогу, производится путем уплаты ими налога на профессиональный доход. При этом сумма обязательных страховых взносов (сумма пеней, исчисленных в связи с неуплатой, несвоевременной уплатой налога на профессиональный доход физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход), подлежащая перечислению в бюджет фонда, составляет 60 процентов от уплаченной суммы налога на профессиональный доход (суммы уплаченных (взысканных налоговыми органами) пеней).

Физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход, превысившими при уплате сумму взносов, установленную статьей 41 настоящего Закона, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем превышения, не уплачиваются обязательные страховые взносы путем снижения размера налога на профессиональный доход в части освобождения от уплаты таких взносов.

2. Для физических лиц – плательщиков налога на профессиональный доход, которые являются получателями пенсий, устанавливается льгота по уплате обязательных страховых взносов путем снижения размера налога на профессиональный доход в части освобождения от уплаты таких взносов с 1-го числа месяца, в котором это лицо начинает получать пенсию.

3. Физические лица – плательщики налога на профессиональный доход, которые являются получателями пенсий, а также в период применения налогового вычета по этому налогу вправе уплачивать обязательные страховые взносы на пенсионное страхование в добровольном порядке в соответствии с положениями настоящего Закона.

4. Порядок взаимодействия, сроки представления, состав, формы и форматы представляемых сведений, необходимых для идентификации и учета физических лиц – плательщиков налога на профессиональный доход, учета начисленных и перечисленных в бюджет фонда сумм обязательных страховых взносов за физических лиц – плательщиков налога на профессиональный доход, определяются Министерством труда и социальной защиты, Министерством по налогам и сборам, Министерством финансов.

Статья 17. Порядок уплаты обязательных страховых взносов на пенсионное страхование при восстановлении нарушенных пенсионных прав физического лица в уголовном процессе

1. Уплата обязательных страховых взносов на пенсионное страхование при восстановлении нарушенных пенсионных прав физического лица в уголовном процессе (далее – нарушенные пенсионные права) производится в соответствии с настоящим Законом на основании вступивших в законную силу решения о реабилитации лица, вынесенного следователем, прокурором или судом, с указанием права на восстановление нарушенных пенсионных прав и судебного постановления с указанием сумм в белорусских рублях, подлежащих перечислению в бюджет фонда (далее – решения о восстановлении).

Размер обязательных страховых взносов на пенсионное страхование при восстановлении нарушенных пенсионных прав, подлежащих перечислению в бюджет фонда, составляет 29 процентов от определенной без учета поправочных коэффициентов и индексов потребительских цен суммы утраченного заработка физического лица, восстанавливающего нарушенные пенсионные права (далее – заявитель), за период, за который этому лицу возмещается (возмещен) утраченный заработок.

2. Перечисление средств на обязательные страховые взносы на пенсионное страхование при восстановлении нарушенных пенсионных прав в порядке, установленном настоящей статьей, производится после подачи заявителем в орган Фонда по месту жительства (в случае отсутствия места жительства – по месту пребывания) заявления о восстановлении его пенсионных прав (далее в настоящей статье – заявление).

Заявление подписывается заявителем или его представителем с приложением доверенности, либо нотариально удостоверенной копии доверенности, либо иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

К заявлению также должны быть приложены надлежащим образом заверенные копии решений о восстановлении.

3. Заявление, поданное в орган Фонда, подлежит возврату без исполнения в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем его подачи, при наличии одного из следующих оснований:

  • непредставление копий решений о восстановлении;
  • несоответствие документов, указанных в части второй пункта 2 настоящей статьи, требованиям законодательства;
  • наличие в органе Фонда вступившего в законную силу решения, отменяющего или изменяющего решения о восстановлении;
  • отзыв заявителем заявления.

Возврат заявителю заявления осуществляется заказным письмом с уведомлением о возврате и приложением поданных ранее документов. Заявитель имеет право повторно подавать заявление.

4. Исполнение решений о восстановлении нарушенных пенсионных прав производится в течение 3 месяцев со дня подачи заявителем соответствующих требованиям настоящей статьи заявления и приложенных к нему документов в орган Фонда.

Уплата обязательных страховых взносов на пенсионное страхование при восстановлении нарушенных пенсионных прав производится за счет средств республиканского бюджета.

5. При перечислении средств на обязательные страховые взносы на пенсионное страхование при восстановлении нарушенных пенсионных прав орган Фонда не позднее 30 календарных дней, следующих за днем подачи заявления и приложенных к нему документов, направляет ходатайство в Министерство финансов о выделении средств республиканского бюджета на финансирование расходов по перечислению средств в бюджет фонда на указанные цели.

Министерство финансов в течение 7 календарных дней, следующих за днем получения ходатайства, указанного в части первой настоящего пункта, обеспечивает выделение органу Фонда средств на финансирование расходов по перечислению средств на обязательные страховые взносы на пенсионное страхование при восстановлении нарушенных пенсионных прав.

6. В случае, если день окончания сроков, указанных в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, приходится на нерабочий день, днем окончания таких сроков считается первый следующий за ним рабочий день.

7. Документы персонифицированного учета за периоды восстановленных пенсионных прав заявителя заполняются и представляются работниками органов Фонда в порядке, установленном законодательством.

Статья 18. Взыскание недоимок и пеней в бюджет фонда

1. Взыскание недоимок и пеней в бюджет фонда производится за счет денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках юридических лиц, их представительств и филиалов (в том числе иностранных юридических лиц), индивидуальных предпринимателей, если иное не установлено законодательными актами. Взыскание производится на основании решения уполномоченного должностного лица органа Фонда в бесспорном порядке, а с физических лиц – на основании исполнительной надписи либо в судебном порядке.

Решение уполномоченного должностного лица органа Фонда выносится в виде постановления о бесспорном взыскании недоимок и пеней в бюджет фонда (далее – постановление о бесспорном взыскании) по форме, установленной правлением Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты.

Платежные требования на взыскание в бесспорном порядке недоимок и пеней в бюджет фонда, оформленные на основании постановления о бесспорном взыскании или исполнительного документа, исполняются посредством АИС ИДО в порядке, установленном законодательством.

Днем осуществления платежа в бюджет фонда при взыскании недоимок и пеней в соответствии с частью первой настоящего пункта считается день исполнения банком поступившего посредством АИС ИДО платежного требования, оформленного на основании постановления о бесспорном взыскании или исполнительного документа.

В случае отсутствия денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках плательщиков постановления о бесспорном взыскании, если иное не установлено законодательными актами, выносятся в отношении их представительств и филиалов (в том числе иностранных юридических лиц) и (или) дебиторов плательщиков, за исключением финансируемых из средств республиканского и местных бюджетов на основании бюджетной сметы.

Взыскание в бюджет фонда недоимок и пеней за счет денежных средств, электронных денег дебиторов плательщиков производится на основании постановлений о бесспорном взыскании согласно поданным плательщиками заявлениям с указанием в них наименований и учетных номеров дебиторов в органах Фонда, сроков исполнения обязательств перед плательщиками, сумм, причитающихся по не исполненным ими обязательствам на день подачи заявления в органы Фонда. При наличии судебного спора между плательщиком и его дебитором о сумме задолженности взыскание денежных средств со счетов, электронных денег из электронных кошельков дебитора не производится. Ответственность за последствия, возникшие в связи с представлением недостоверных сведений, указанных в заявлениях, несут плательщики.

Постановления о бесспорном взыскании в отношении денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках дебиторов плательщиков выносятся с учетом сроков исполнения дебиторами обязательств перед плательщиками и в суммах, не превышающих задолженностей плательщиков в бюджет фонда.

Платежные требования подлежат отзыву из АИС ИДО не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения документов, свидетельствующих об исполнении плательщиками обязательств по уплате взносов в бюджет фонда.

2. При отсутствии у плательщиков и их дебиторов денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках взимание недоимок и пеней производится путем обращения взыскания на имущество плательщиков в порядке, установленном законодательством.

3. Органы Фонда предъявляют обратные требования (регресс) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере сумм пособий и пенсий, выплаченных в связи со смертью, увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца.

4. Фонд принимает решения о взыскании в бесспорном порядке с учетом ограничений, установленных законодательными актами, с текущих (расчетных) банковских счетов, счетов по учету вкладов (депозитов) физических лиц сумм пенсий и пособий, назначенных в соответствии с международными договорами Республики Беларусь и перечисленных в банки после наступления обстоятельств, влекущих прекращение выплат (смерть, выезд на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь, нахождение в розыске и другое).

Взыскание, предусмотренное частью первой настоящего пункта, не производится со счетов по учету безотзывных вкладов (депозитов), за исключением находящихся на данных счетах денежных средств, в отношении которых в соответствии с условиями договора безотзывного вклада (депозита) клиент вправе совершать расходные операции начиная с момента возникновения такого права.

Перечисление сумм пенсий и пособий Фондом в банки после наступления обстоятельств, влекущих прекращение выплат (смерть, выезд на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь, нахождение в розыске и другое), признается счетной ошибкой.

Статья 19. Излишне поступившие суммы взносов

1. Излишне поступившие суммы взносов в бюджет фонда подлежат зачету в счет погашения имеющейся у плательщиков задолженности перед Фондом, а при ее отсутствии – в счет предстоящей уплаты взносов в бюджет фонда либо возврату плательщикам в течение 10 рабочих дней после подачи ими в органы Фонда заявления о возврате сумм взносов с приложением документов, подтверждающих отсутствие задолженности в бюджет фонда.

2. Суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование, поступившие в бюджет фонда от плательщиков, не имеющих обязательств по уплате указанных взносов, подлежат возврату плательщикам в течение 10 рабочих дней после подачи ими в органы Фонда заявления о возврате.

3. Излишне взысканные по результатам проверок суммы взносов в бюджет фонда возвращаются плательщикам с начислением пеней в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату их взыскания, за период начиная со дня, следующего за днем зачисления данных средств, и заканчивая днем, предшествующим их возврату.

4. Денежные средства плательщиков, поступившие в бюджет фонда в результате технической ошибки банка, подлежат возврату банку при условии возмещения им таких денежных средств плательщикам.

Возврат денежных средств, предусмотренный частью первой настоящего пункта, осуществляется в течение 5 рабочих дней после подачи банком в органы Фонда заявления о таком возврате с приложением документов, подтверждающих возмещение банком плательщикам денежных средств, списанных в результате технической ошибки.

ГЛАВА 4
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Статья 20. Права плательщиков

Плательщики имеют право:

  • присутствовать при проведении у них проверок и (или) мониторингов по вопросам соблюдения законодательства о государственном социальном страховании, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки и (или) мониторинга;
  • указывать в актах (справках) проверок о своем согласии или несогласии с их результатами и при наличии возражений по актам (справкам) проверок не позднее 15 рабочих дней со дня их подписания представить в письменном виде возражения по их содержанию;
  • обращаться в органы Фонда за разъяснениями по вопросам начисления, уплаты и учета взносов в бюджет фонда, а также правильности расходования средств бюджета фонда;
  • обжаловать решения Фонда и органов Фонда по актам проверок, требования (предписания) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверок, действия (бездействие) проверяющих в вышестоящий контролирующий орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, и (или) в суд в соответствии с установленной подведомственностью;
  • реализовывать иные права, установленные настоящим Законом и иными актами законодательства.

Статья 21. Обязанности плательщиков

1. Плательщики обязаны:

  • своевременно стать на учет в органах Фонда;
  • начислять и перечислять в полном объеме и в установленные настоящим Законом сроки взносы в бюджет фонда;
  • вести учет начисленных и перечисленных взносов в бюджет фонда, а также расходов, производимых за счет средств бюджета фонда;
  • обратиться в органы Фонда по месту постановки на учет за получением средств на выплату пособий, выплачиваемых из средств государственного социального страхования (далее – пособия), при превышении суммы начисленных пособий над суммой платежей в бюджет фонда, несвоевременной выплате заработной платы;
  • представлять в органы Фонда установленные законодательством сведения и отчетность, обеспечивать своевременность выплаты пособий в счет начисленных обязательных страховых взносов;
  • представлять в органы Фонда расчеты, справки, иные материалы и сведения, в том числе об их дебиторах (при наличии задолженности плательщиков по платежам в бюджет фонда), связанные с начислениями и уплатой взносов в бюджет фонда;
  • содействовать должностным лицам Фонда и органов Фонда в проведении проверок и (или) мониторингов по вопросам соблюдения законодательства о государственном социальном страховании;
  • принять меры по устранению нарушений (недостатков), установленных в ходе проведения проверок и (или) мониторингов по вопросам соблюдения законодательства о государственном социальном страховании;
  • представлять в органы Фонда документы, подтверждающие право на установление в отношении плательщиков соответствующих размеров обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование, в установленные сроки, а при отсутствии таких сроков – ежегодно;
  • письменно информировать в течение 5 рабочих дней, если иное не установлено законодательными актами, органы Фонда по месту постановки на учет о принятых решениях:
  • о ликвидации, реорганизации, внесении изменений и (или) дополнений в учредительные документы, изменении места нахождения, внесении изменений и (или) дополнений в учетные реквизиты плательщиков, за исключением плательщиков, указанных в части первой пункта 1 статьи 7 настоящего Закона;
  • о прекращении, приостановлении деятельности нотариуса, адвоката;
  • об открытии в отношении плательщиков конкурсного производства;
  • об установлении (изменении) срока выплаты заработной платы;
  • представлять в органы Фонда сведения о рабочих местах организации с особыми условиями труда по форме и в порядке, установленным правлением Фонда, в течение 5 рабочих дней со дня принятия локального правового акта об утверждении перечня рабочих мест с особыми условиями труда организации, о внесении изменений и (или) дополнений в указанный перечень;
  • уплачивать в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решений по актам проверок и (или) требований (предписаний) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверок, начисленные (доначисленные) по результатам проверок пени, а также суммы взносов в бюджет фонда и не принятые к зачету суммы расходов, произведенных плательщиками в счет обязательных страховых взносов;
  • исполнять иные обязанности, установленные настоящим Законом и иными актами законодательства.

2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных настоящей статьей, плательщики несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

ГЛАВА 5
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 22. Внесение изменений в некоторые законы

1. Внести в Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» следующие изменения:

пункт «ж» части второй статьи 51 дополнить словом «, резидентуре»;

в статье 83:

часть пятую изложить в следующей редакции:

«Суммы пенсий, перечисленные в банки после наступления обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пенсий (смерть, выезд на постоянное место жительства за пределы Республики Беларусь, нахождение в розыске и другое), взыскиваются в бесспорном порядке с текущих (расчетных) банковских счетов, счетов по учету вкладов (депозитов) физических лиц на основании распоряжений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение. Форма распоряжения устанавливается Министерством труда и социальной защиты.»;

дополнить статью частями следующего содержания:

«Взыскание, предусмотренное частью пятой настоящей статьи, не производится со счетов по учету безотзывных вкладов (депозитов), за исключением находящихся на данных счетах денежных средств, в отношении которых в соответствии с условиями договора безотзывного вклада (депозита) клиент вправе совершать расходные операции начиная с момента возникновения такого права.

В случае невозможности взыскания в бесспорном порядке с текущих (расчетных) банковских счетов, счетов по учету вкладов (депозитов) физических лиц сумм пенсий, указанных в части пятой настоящей статьи, их взыскание производится в судебном порядке.».

2. Внести в Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования» следующие изменения:

статью 3 изложить в следующей редакции:

«Статья 3. Правовое регулирование отношений в сфере государственного социального страхования

Отношения в сфере государственного социального страхования регулируются законодательством о государственном социальном страховании, а также международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.

Законодательство о государственном социальном страховании основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства, регулирующих условия, размеры и порядок организации государственного социального страхования по каждому страховому случаю.

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.»;

в части второй статьи 4 и статье 6 слова «законами Республики Беларусь» заменить словом «законами»;

в статье 5:

из названия статьи и части второй слово «(тарифы)» исключить;

в части первой:

слово «(тарифы)» исключить;

слова «законами Республики Беларусь» заменить словом «законами»;

статьи 7 и 8 изложить в следующей редакции:

«Статья 7. Граждане, на которых распространяется государственное социальное страхование

Обязательному государственному социальному страхованию подлежат:

граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц, в их представительствах и филиалах, имеющих отдельный баланс, представительствах иностранных организаций, иностранных организациях, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, соответствующих признакам, определенным Налоговым кодексом Республики Беларусь, у индивидуальных предпринимателей, нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальных бюро, либо на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, а также физические лица, являющиеся собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридических лиц и выполняющие функции руководителей этих юридических лиц;

индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты (кроме указанных в абзацах восьмом и девятом части второй настоящей статьи);

лица, осужденные к лишению свободы на определенный срок или находящиеся в лечебно-трудовых профилакториях, которые привлекаются к выполнению оплачиваемых работ в соответствии с законодательством;

неработающие инвалиды вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, не достигшие общеустановленного пенсионного возраста, получающие ежемесячную страховую выплату, установленную для застрахованных лиц законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – ежемесячная страховая выплата);

лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – в связи со страховым случаем);

военнослужащие, проходящие срочную военную службу.

Право на участие в правоотношениях по государственному социальному страхованию предоставляется:

гражданам, выполняющим работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у физических лиц;

творческим работникам;

физическим лицам, осуществляющим деятельность, не относящуюся к предпринимательской деятельности в соответствии с законодательными актами, не являющимся нотариусами, адвокатами, в части пенсионного страхования;

гражданам, работающим в Республике Беларусь, участвующим в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза;

гражданам, работающим в представительствах международных организаций в Республике Беларусь, дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь;

гражданам, работающим за пределами Республики Беларусь;

индивидуальным предпринимателям, которые одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности состоят в трудовых отношениях, отношениях, основанных на членстве (участии) в юридических лицах любых организационно-правовых форм; являются собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридических лиц и выполняют функции руководителей этих юридических лиц и за которых в соответствии с законодательством уплачиваются обязательные страховые взносы; являются получателями пенсий; имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет; получают общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование в дневной форме получения образования; участвуют в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза;

нотариусам, адвокатам, которые одновременно с осуществлением нотариальной, адвокатской деятельности являются получателями пенсий, имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.

В случае участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию граждане, указанные в части второй настоящей статьи, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами, за которых и (или) которыми взносы на государственное социальное страхование уплачиваются в обязательном порядке.

Статья 8. Право на выплаты по государственному социальному страхованию

Право на выплаты по государственному социальному страхованию приобретается в зависимости от уплаты взносов на государственное социальное страхование на соответствующие страховые случаи.

Лица, осужденные к лишению свободы на определенный срок или находящиеся в лечебно-трудовых профилакториях, которые привлекаются к выполнению оплачиваемых работ в соответствии с законодательством; физические лица, осуществляющие деятельность, не относящуюся к предпринимательской деятельности в соответствии с законодательными актами, не являющиеся нотариусами, адвокатами; неработающие инвалиды вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, не достигшие общеустановленного пенсионного возраста, получающие ежемесячную страховую выплату; лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем, имеют право на выплаты по государственному социальному страхованию, предусмотренные абзацем вторым статьи 10 настоящего Закона.

Условия назначения выплат по государственному социальному страхованию могут включать требования о минимальном периоде уплаты и минимальной сумме взносов на государственное социальное страхование на соответствующий страховой случай до его наступления.»;

в статье 9:

из абзаца второго слова «болезнь и» исключить;

дополнить статью абзацем следующего содержания:

«предоставление ежемесячно одного дополнительного свободного от работы дня матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет.»;

в статье 10:

в абзаце втором слова «в случае» заменить словами «по случаю»;

из абзаца пятого слова «болезни и» исключить;

дополнить статью абзацем следующего содержания:

«выплатами, связанными с предоставлением ежемесячно одного дополнительного свободного от работы дня матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет.»;

в статье 13 слово «законодательством» заменить словами «законодательными актами».

3. Внести в Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» следующие изменения:

в пункте 1 статьи 1:

подпункт 1.4 изложить в следующей редакции:

«1.4. страхователь – работодатель из числа юридических лиц, их представительств и филиалов, имеющих отдельный баланс, а также представительств иностранных организаций, иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, соответствующих признакам, определенным Налоговым кодексом Республики Беларусь, предоставляющий работу в особых условиях труда по трудовым договорам, уплачивающий взносы на профессиональное пенсионное страхование;»;

подпункт 1.6 после слова «страхователя» дополнить словами «в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»;

подпункт 1.15 исключить;

статью 7 исключить;

в статье 15:

пункт 2 после слова «отделом» дополнить словом «(сектором)»;

пункт 4 после слова «отдел» дополнить словом «(сектор)»;

дополнить статью пунктом 6 следующего содержания:

«6. После принятия решения о назначении досрочной профессиональной пенсии пенсионеру выдается пенсионное удостоверение по форме, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь.»;

подпункт 1.4 пункта 1 статьи 18 после слова «отдела» дополнить словом «(сектора)».

4. Внести в Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» следующие изменения:

статью 2 изложить в следующей редакции:

«Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере государственных пособий

1. Отношения в сфере государственных пособий регулируются законодательством о государственных пособиях, международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.

2. Законодательство о государственных пособиях основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

3. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.»;

подпункт 4.3 пункта 4 статьи 3 дополнить словами «, медицинской абилитации»;

в статье 4:

в пункте 2 слова «на которых не распространяется государственное социальное страхование» заменить словами «не указанным в пункте 1 настоящей статьи»;

из пункта 3 слова «Республики Беларусь» исключить;

в пункте 2 статьи 7:

из подпунктов 2.2 и 2.6 слова «Республики Беларусь» исключить;

в подпункте 2.4 слова «клинической ординатуре» заменить словом «резидентуре»;

в статье 9:

из подпункта 1.4 пункта 1 слова «Республики Беларусь» исключить;

в пункте 2 слова «клинической ординатуре» заменить словом «резидентуре»;

в пункте 5:

слово «утвержденного» заменить словом «установленного»;

слова «Республики Беларусь» исключить;

в подпункте 2.2 пункта 2 и пункте 3 статьи 12, подпункте 3.1 пункта 3 и части первой пункта 8 статьи 22 слова «клинической ординатуре» заменить словом «резидентуре»;

в пункте 3 статьи 13:

из подпункта 3.5 слова «Республики Беларусь» исключить;

в подпункте 3.9 слова «клинической ординатуре» заменить словом «резидентуре»;

в пункте 2 статьи 16:

из подпункта 2.2 слова «Республики Беларусь» исключить;

в подпункте 2.4 слова «клинической ординатуре» заменить словом «резидентуре»;

в пункте 4 статьи 18:

из подпункта 4.2 слова «Республики Беларусь» исключить;

в подпункте 4.6 слова «клинической ординатуре» заменить словом «резидентуре»;

в статье 19:

подпункт 2.2 пункта 2 после слов «медицинской реабилитации» дополнить словами «, медицинской абилитации»;

из пункта 4 слова «Республики Беларусь» исключить;

часть первую пункта 7 статьи 20 после слов «медицинской реабилитации» дополнить словами «, медицинской абилитации»;

в статье 21:

в подпунктах 2.1 и 2.2 пункта 2, абзаце втором части первой пункта 9 слова «клинической ординатуре» заменить словом «резидентуре»;

в пункте 3:

в части первой, абзацах третьем и четвертом части второй подпункта 3.1 слова «клинической ординатуре» заменить словом «резидентуре»;

в подпункте 3.2:

в подпункте 3.2.1:

в абзаце втором слова «клинической ординатуре» заменить словом «резидентуре»;

из абзаца пятого слова «, адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально» исключить;

в подпункте 3.2.2 слова «клинической ординатуре» заменить словом «резидентуре»;

в статье 23:

в пункте 1 слова «клинической ординатуре» заменить словом «резидентуре»;

пункт 4 после слова «здоровья»,» дополнить словами «а также с решениями, указанными в части первой пункта 21 статьи 26 настоящего Закона,»;

статью 26 дополнить пунктом 21 следующего содержания:

«21. В случае пропуска по уважительным причинам сроков обращения за назначением государственных пособий, предусмотренных статьями 12, 14, 15 и 18 настоящего Закона, они могут быть восстановлены решениями:

областных, Минского городского управлений Фонда социальной защиты населения – при назначении государственных пособий по месту работы (службы), учебы, прохождения подготовки в резидентуре;

комитетов по труду, занятости и социальной защите областных, Минского городского исполнительных комитетов – при назначении государственных пособий в органах по труду, занятости и социальной защите, государственном учреждении «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».

В случае восстановления пропущенных сроков государственные пособия назначаются и выплачиваются не более чем за три года до обращения за их назначением при условии, что семья имела на них право в соответствии с настоящим Законом.».

Статья 23. Признание утратившими силу законов и отдельных положений законов

Признать утратившими силу:

1. Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь».

2. Закон Республики Беларусь от 27 февраля 1997 г. № 24-З «О внесении изменения в Закон Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь».

3. Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 г. № 231-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь».

4. Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 277-З «О внесении дополнения в Закон Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь».

5. Закон Республики Беларусь от 6 января 2000 г. № 354-З «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь».

6. Закон Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. № 232-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь».

7. Статью 3 Закона Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. № 110-З «О внесении дополнений и изменения в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам осуществления физическими лицами ремесленной деятельности».

8. Статью 6 Закона Республики Беларусь от 19 июля 2006 г. № 155-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения».

9. Статью 3 Закона Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 6-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования и занятости населения».

10. Пункт 4 статьи 51 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 334-З «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь».

11. Статью 2 Закона Республики Беларусь от 14 июля 2014 г. № 186-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь».

12. Статью 4 Закона Республики Беларусь от 9 января 2017 г. № 14-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь».

Статья 24. Меры по реализации положений настоящего Закона

Совету Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок:

  • обеспечить приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом;
  • принять иные меры по реализации положений настоящего Закона.

Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу в следующем порядке:

  • статьи 1–23 – через шесть месяцев после официального опубликования настоящего Закона;
  • иные положения – после официального опубликования настоящего Закона.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко 

Смотреть все
Отраслевые ресурсы