Главная   / /   Внешнеэкономическая деятельность  / /   Внешняя торговля

Стратегия развития подчиненными (входящими в систему) Министерству сельского хозяйства и продовольствия организациями товаропроводящей сети на перспективных рынках на 2021–2025 годы

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 октября 2020 г. № 254

О развитии товаропроводящей сети на перспективных рынках на 2021–2025 годы

На основании подпункта 8.51 пункта 8 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 867, и во исполнение пункта 1.6.3 Протокола заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 2020 г. № 16

ПРИКАЗЫВАЮ:

Утвердить Стратегию развития подчиненными (входящими в систему) Министерству сельского хозяйства и продовольствия организациями товаропроводящей сети на перспективных рынках на 2021–2025 годы (прилагается).

Министр И.И.Крупко


СОГЛАСОВАНО
Министерство иностранных дел Республики Беларусь

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства сельского
хозяйства и продовольствия
Республики Беларусь
30.10.2020 № 254

СТРАТЕГИЯ
развития подчиненными (входящими в систему) Министерству сельского хозяйства и продовольствия организациями товаропроводящей сети на перспективных рынках на 2021–2025 годы

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Республика Беларусь является экспортоориентированным государством, для которого развитие внешнеторговой деятельности – одна из приоритетных задач. Цель настоящей стратегии заключается в дальнейшем росте объемов экспортных поставок, повышении конкурентоспособности отечественных товаров за рубежом за счет реализации продукции через товаропроводящую сеть (далее – ТПС).

Правовые аспекты формирования и деятельности субъектов ТПС в Республике Беларуси регламентируются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 183 «Об утверждении Положения о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, классификатора видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – Постановление № 183).

Для целей настоящей стратегии используются следующие термины и их определения в значениях, установленных Постановлением № 183.

ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ РАЗВИТИЯ ТПС

В основе идеи создания ТПС находится тот факт, что в современных условиях конкуренции источниками повышения и дальнейшего развития экспорта организации являются не товары, рынки или каналы сбыта, взятые в отдельности, а конкретные сочетания «товар – канал сбыта – целевой сегмент рынка».

Использование субъектов ТПС способствует относительно быстрому выходу экспортера на новые рынки и более легкому доступу к покупателям.

В 2015 году по системе Минсельхозпрода за рубежом функционировали 44 собственных субъекта ТПС с белорусским уставным капиталом или его долей. В 2019 году номинальное количество субъектов ТПС с белорусским уставным капиталом сократилось до 28 субъектов (таблица 1).

Таблица 1

Информация о развитии ТПС за рубежом за 2015–2019 годы, (количество)

 

2015

2016

2017

2018

2019

ТПС всего

158

195

205

177

174

собственный ТПС

44

43

39

35

28

дилеры/дистрибьюторы

114

152

166

142

146

Брестская область

ТПС всего

35

69

68

68

76

собственный ТПС

4

4

4

4

3

дилеры/дистрибьюторы

31

65

64

64

73

Витебская область

ТПС всего

12

14

15

15

15

собственный ТПС

11

11

10

10

9

дилеры/дистрибьюторы

1

3

5

5

6

Гомельская область

ТПС всего

7

7

7

8

6

собственный ТПС

6

6

6

7

5

дилеры/дистрибьюторы

1

1

1

1

1

Гродненская область

ТПС всего

51

48

57

51

47

собственный ТПС

4

5

5

4

4

дилеры/дистрибьюторы

47

43

52

47

43

Минская область

ТПС всего

8

7

7

5

4

собственный ТПС

8

7

7

5

4

дилеры/дистрибьюторы

Могилевская область

ТПС всего

26

27

4

4

2

собственный ТПС

8

7

4

4

2

дилеры/дистрибьюторы

18

20

24

25

23

Минсельхозпрод

ТПС всего

19

23

23

1

1

собственный ТПС

3

3

3

1

1

дилеры/дистрибьюторы

16

20

20


На совещании с субъектами ТПС 30 января 2018 г. Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь поручено принять меры по оптимизации схем продвижения белорусских товаров на экспорт, исключив необоснованные затраты на содержание субъектов ТПС, а также не продиктованные экономической необходимостью множественные посреднические организации, особенно при реализации ликвидных продовольственных товаров.

Снижение числа субъектов ТПС обусловлено экономическими причинами.

Основной причиной снижения реализации продукции в адрес ТПС является введение с 06.06.2018 временных ограничений на поставки сухих молочных продуктов для всех производителей Республики Беларусь со стороны Российской Федерации, а также по отдельным организациям по всей выпускаемой продукции.

Изменения в численности фактически не оказали существенного влияния на объем экспорта в данном периоде (таблица 2). При этом все крупнейшие белорусские экспортеры снизили стоимостные объемы поставок через собственную ТПС на 14 %.

Так как снижение экспорта Волковысского ОАО «Беллакт» (ООО «Торговый дом «Беллакт») обусловлено уменьшением объема проводимых в Российской Федерации закупок сухого детского питания за счет бюджетных средств в связи со снижением рождаемости, ужесточением конкуренции со стороны российских производителей детского питания, ослаблением курса российского рубля по отношению к доллару США.

Ряд созданных субъектов в Украине не начали финансовую деятельность с момента создания в связи с не выделением украинским правительством квот на ввоз мясо-молочной продукции с аттестованных на поставку продукции в Украину белорусских организаций.

В связи с образованием просроченной дебиторской задолженности отгрузки в адрес многих собственных субъектов ТПС прекращены.

В эти годы не осуществляли экспорт через собственную ТПС ОАО «Жабинковский комбикормовый завод» (Москва), ОАО «Витебский мясокомбинат» (Москва), ОАО «Глубокский МКК» (Вьетнам), ООО «СП «Вит-Уральск» (Казахстан), Волковысское ОАО «Беллакт» (Украина), ОАО «Бобруйский мясокомбинат» (Калуга), ОАО «Бобруйский мясокомбинат» (Брянск), ОАО «Быховский консервно-овощесушильный завод» (Москва, Калининград), ОАО «Бабушкина крынка» (Москва, Казахстан). ООО «Борисовский мясокомбинат» (Москва), ОАО «Полесьегипроводхоз» (Москва), ОАО «Могилевхлебпром» (Грузия).

Таблица 2

Объемы экспорта через ТПС за 2015–2019 годы, (млн.долл. США)

 

2015

2016

2017

2018

2019

%
2019 к 2015 г.

ТПС всего

698,9

729,7

670

606,2

677,6

97

собственный ТПС

499,5

471,1

412

389,7

431,2

86

Дилеры/дистрибьюторы

199,4

258,6

258

216,5

246,4

124

 

Брестская область

 

 

 

 

 

 

ТПС всего

222,5

270,7

322,6

335,5

411,1

185

собственный ТПС

155,9

177,9

222

243

296,5

190

дилеры/дистрибьюторы

66,6

92,8

100,6

92,5

114,6

172

Витебская область

 

 

 

 

 

 

ТПС всего

34,9

35,7

24,1

15,6

16,1

46

собственный ТПС

34,9

33,8

20,3

12,7

11,3

32

дилеры/дистрибьюторы

1,9

3,8

2,9

4,8

480

Гомельская область

 

 

 

 

 

 

ТПС всего

26,6

19,8

30

34,8

44

165

собственный ТПС

15,4

19,3

21,2

15,8

6,8

44

дилеры/дистрибьюторы

11,2

0,5

8,8

19

37,2

332

Гродненская область

 

 

 

 

 

 

ТПС всего

151,7

159,9

131,4

64,2

43,1

28

собственный ТПС

77,7

51

64,9

21

8,6

11

дилеры/дистрибьюторы

74

108,9

66,5

43,2

34,5

47

Минская область

 

 

 

 

 

 

ТПС всего

210,1

188,3

72

80,8

108

51

собственный ТПС

210,1

188,3

72

80,8

108

51

дилеры/дистрибьюторы

 

Могилевская область

 

 

 

 

 

 

ТПС всего

44,7

51

74,4

58,9

55,3

124

собственный ТПС

дилеры/дистрибьюторы

44,7

51

74,4

58,9

55,3

124

Минсельхозпрод

 

 

 

 

 

 

ТПС всего

8,4

4,3

15,5

16,4

собственный ТПС

5,5

0,8

11,6

16,4

дилеры/дистрибьюторы

2,9

3,5

3,9

 Следует отметить, что многие белорусские производители активно наращивают объемы реализации через дилеров и дистрибьюторов. В период с 2015 по 2019 годы объемы реализации мясо-молочной продукции через дилеров и дистрибьюторов составили 124 % к уровню 2015 года.

Субъекты ТПС с долей белорусского капитала расположены в различных регионах Российской Федерации, таких как г. Москва и Московская область, г. Санкт-Петербург, г. Брянск, г. Смоленск, г. Калининград, г. Орел, г. Псков. Доля субъектов ТПС, расположенных в Российской Федерации, составляет более 80 % от общего количества субъектов с долей белорусского капитала (таблица 3).

Таблица 3

Географическая структура экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания через собственную ТПС, 2015–2019 годы, (количество)

Страна

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Российская Федерация

36

35

33

29

24

Казахстан

4

4

2

2

2

Украина

2

2

2

3

1

Грузия

1

1

1

1

 

Вьетнам

1

1

1

1

1

 Справочно:

ТПС в Российской Федерации, в том числе с долей белорусского капитала в уставном фонде по годам:

2015 г. – 125, в т.ч. 36 собственных и 89 дилерских структур;

2016 г. – 154, в т.ч. 35 собственных и 119 дилерских структур;

2017 г. – 158, в т.ч. 33 собственных и 125 дилерских структур;

2018 г. – 141, в т.ч. 29 собственных и 112 дилерских структур;

2019 г – 137, в т.ч. 25 собственных и 112 дилерских.

Анализ деятельности ТПС показывает, что эффективность продаж через собственные субъекты ТПС ниже, чем экспортная деятельность организаций в целом. При сокращении на 14 % объемов экспорта организаций через собственную ТПС за период 2015–2019 годы, наблюдается рост экспорта на 24 % за аналогичный период через дилеров и дистрибьюторов.

Дилерские и дистрибьюторские соглашения получили широкое распространение в мировой практике. Цель таких соглашений – увеличение объема продаж, расширение рынка сбыта и сети обслуживания товаров за рубежом, привлечение внимания потребителя к реализуемым товарам.

Дистрибьюторские соглашения во внешней торговле регулируются нормами международного права. При заключении дистрибьюторского соглашения стороны преимущественно используют стандартные условия типового дистрибьюторского контракта.

ГЛАВА 3
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТОВАРОПРОВОДЯЩЕЙ СЕТИ

Постоянно растущая и стабильная экономика – залог успешного развития независимого государства. Одного производства качественных и способных конкурировать на мировом рынке продовольственных товаров недостаточно для наращивания экспорта. На первый план выходят вопросы организации сбыта товаров белорусских производителей за рубежом.

Перед белорусскими организациями поставлены задачи по дальнейшему совершенствованию внешнеторговой деятельности, оптимизации и повышению «прозрачности» потоков вывозимой из Республики Беларусь сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.

В этой связи важным направлением наращивания экспорта Республики Беларусь является дальнейшее развитие и совершенствование ТПС белорусских организаций за рубежом, оптимизация схем доставки товара к иностранному покупателю, механизмов его реализации на внешних рынках.

ТПС является одним из инструментов продвижения продукции, освоения новых рынков сбыта в условиях жесткой международной конкуренции. От правильного построения процесса продвижения товара к потребителю и результатов реализации продукта зависит успех всей производственной деятельности организаций и завоевание своего места на рынке.

Основной целью создания сети ТПС является географическая и товарная диверсификация экспортных потоков с максимальной эффективностью, а основной стратегической задачей – формирование долгосрочной конкурентоспособности белорусских организаций.

Цель отраслевой стратегии развития ТПС Республики Беларусь заключается в дальнейшем росте объемов экспортных поставок, повышении конкурентоспособности отечественных товаров и услуг за рубежом за счет совершенствования механизмов внедрения товаров на экспортные рынки.

Реализации стратеги будет способствовать решению следующих задач:

  • укрепление позиций субъектов ТПС в регионах Российской Федерации, освоение новых регионов сбыта;
  • выполнение маркетинговых исследований, мониторинга и анализа рынка, проведение рекламных компаний;
  • обеспечение ритмичной реализации продукции, поддержание максимального уровня ассортимента продукции на складах для гибкой реализации на покупательские предпочтения;
  • применение современных форм управления, повышения уровня квалификации персонала.

ГЛАВА 4
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТПС

В планах организаций на 2021–2025 годы – сохранение эффективно работающих собственных субъектов ТПС (с белорусским капиталом) и расширение дилерской сети (с иностранным капиталом).

Создание новых субъектов ТПС за счет собственных источников организаций в 2021–2025 годы не планируется.

Таблица 4

Прогнозируемые объемы экспорта через товаропроводящую сеть в 2021–2025 годы, (млн.долл. США)

 

2021

2022

2023

2024

2025

%
2025 к 2021 г.

ТПС всего

736,5

766,8

796,4

827

856,6

116

В т.ч. по областям

 

Брестская область

446,8

465,1

483,2

501,6

519,6

116

Витебская область

17,6

18,3

19

19,8

20,5

116

Гомельская область

47,8

49,8

51,7

53,7

55,6

116

Гродненская область

46,8

48,8

50,6

52,6

54,5

116

Минская область

117,4

122,2

126,9

131,8

136,5

116

Могилевская область

60,1

62,6

65

67,5

69,9

116

В договорах о сотрудничестве между белорусским производителем, агентом и субъектом ТПС рекомендуется предусматривать следующие условия (с учетом действующего законодательства государства регистрации субъекта ТПС и исходя из экономической целесообразности):

  • регион (регионы) деятельности субъекта ТПС;
  • допустимые ограничения, связанные с реализацией субъектом ТПС товаров белорусских производителей другому субъекту хозяйствования для их дальнейшей продажи;
  • допустимая цена на реализуемые субъектом ТПС товары белорусских производителей;
  • возможность формирования субъектом ТПС заявок на производство и поставку товара, сроки направления таких заявок белорусскому производителю;
  • возможность установления минимального объема продаж и (или) других специальных условий реализации товаров белорусских производителей;
  • возможность применения к субъекту товаропроводящей сети льгот и (или) других мер стимулирования роста продаж товаров белорусских производителей в данном регионе деятельности;
  • проведение на регулярной основе маркетинговых исследований, рекламных акций и других мероприятий, направленных на формирование устойчивого спроса и стимулирование сбыта товаров белорусских производителей в данном регионе деятельности.

ГЛАВА 5
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РЫНКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТПС

Китай занимает 3 позицию, после Российской Федерации и Республики Казахстан, среди стран-импортеров белорусской сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.

Китай – самый большой и самый интересный для всех поставщиков рынок, но далеко не самый рентабельный и простой для завоевания. Поэтому развитие ТПС в этой стране представляет большой интерес.

Республика Беларусь активно развивает перерабатывающую отрасль, внедряет в производство современные технологии и оборудование и готова наращивать поставки в Китай мясной, молочной и другой продовольственной продукции.

В период с 2015 по 2019 год поставки белорусских экспортеров сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в Китай составили 260 млн.долл. США (рост в 2019 году в 9 раз к уровню 2015 года).

Проводится постоянная работа по аккредитации на китайский рынок белорусских производителей сельскохозяйственной продукции всех форм собственности.

Всего аккредитовано для поставок в Китай 93 белорусских переребатывающих организаций, в том числе: 56 молокоперерабатывающих организаций, 17 мясокомбинатов, 9 птицефабрик, 7 рыбоперерабатывающих организаций и 4 организации по производству свекловичного жома (список прилагается).

Минсельхозпродом подписан Меморандум о намерениях по стратегическому сотрудничеству в области сельского хозяйства с Рабочим комитетом китайской ассоциации малых и средних предприятий в рамках реализации инициативы «один пояс – один путь». В рамках указанного Меморандума с Рабочим комитетом прорабатывается вопрос организации поставок сельскохозяйственной продукции в зоны свободной торговли провинций Китая на преференциальных условиях.

Минсельхозпродом подписано Соглашение с Комплексной бондовой зоной района Цаофэйдянь (г. Таншань, провинция Хэбэй, КНР) и Рабочим комитетом китайской ассоциации малых и средних предприятий (КНР) тройственное о сотрудничестве в сельскохозяйственной сфере между Китаем и Республикой Беларусь в рамках проекта индустриального парка международного сотрудничества (район Цаофэйдянь) и реализации инициативы «Один пояс – один путь» с целью организации поставок белорусской сельскохозяйственной продукции на преференциальных условиях в провинцию Хэбэй, Китай.

Кроме этого целесообразно развитие ТПС на рынках других стран дальнего зарубежья.

Таблица 5

Рекомендации по организации ТПС за пределами Республики Беларусь на 2021–2025 годы

Страна

Открытие новых субъектов ТПС. Иные предложения

Египет

Создание ТПС организаций-производителей молочной продукции, мяса птицы, растительного масла

Индонезия

Использование возможности расширения практики по продвижению отечественной продукции через ТПС филиалов транснациональных корпораций

Китай

Открытие торгового представительства пищевой промышленности в Китае

ОАЭ

Создание собственных или совместных производств, развитие ТПС и/или создание представительств белорусских организаций-производителей продуктов питания (мясо и мясная продукция, куриные яйца, молочная продукция, кондитерские изделия, алкогольная продукция)

Вьетнам

Продолжение реализации проекта «Создание совместной организации по переработке молока и выпуску цельномолочной продукции по белорусским технологиям во Вьетнаме»

Япония

Усиление работы экспортоориентированных организаций с ведущими многоотраслевыми торговыми компаниями и крупными импортерами Японии, Австралии и Новой Зеландии

Страны СНГ

Создание ТПС по реализации широкого спектра сельскохозяйственной продукции

Сингапур

Создание субъектов ТПС организаций-производителей готовой мясной продукции (из мяса птицы, говядины, свинины, конины), мясо птицы, говядины, свинины

Сербия

Создание субъекта ТПС организаций-производителей молочной продукции и продукции из мяса птицы

Монголия

Проработка вопроса создания молочного кластера

Пакистан, Судан, Зимбабве и Мозамбик

Проработка вопроса участия белорусской стороны в создании совместных предприятий по переработке молока и мяса, строительстве теплиц по белорусским технологиям и других объектов сельскохозяйственного назначения

Гонкон, Корея

Создание субъекта ТПС организаций-производителей молочной продукции

 ГЛАВА 6
МЕРЫ И МЕХАНИЗМЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Обязательным условием сотрудничества белорусского производителя товара с субъектом ТПС является отсутствие у него просроченной задолженности перед белорусским производителем.

С целью развития ТПС деятельность белорусских организаций направлена на осуществление следующих мероприятий:

  • расширение рынков сбыта ТПС;
  • выпуск новых видов продукции;
  • повышение качества продуктов питания;
  • техническое перевооружение;
  • совершенствование материально-технического обеспечения;
  • ориентацию организаций при производстве на удовлетворение потребителей в продукции организации и требований к выпускаемой продукции;
  • проведение конъюнктурных исследований, мониторинга, анализа и прогнозирования изменения рынка, потенциального и ожидаемого объема продаж каждого вида продукции на перспективных рынках сбыта;
  • совершенствование системы оплаты и мотивации труда;
  • подготовка, повышение квалификации, резерв кадров.

Основные принципы и критерии, которые должны быть отражены при создании субъекта ТПС:

  • необходимость предварительной проверки деловой репутации (благонадежности, платежеспособности) контрагентов до заключения договоров;
  • проведение регулярного анализа конъюнктуры потенциальных рынков сбыта, сбора и анализа информации о потенциальных и действующих партнерах, в том числе путем сотрудничества с государственными органами и организациями, имеющими более полную информацию о таких контрагентах, а также принятие мер по совершенствованию договорных отношений с контрагентами;
  • заключение контрактов на поставку товаров приоритетно на условиях предварительной оплаты;
  • взимание процентов за пользование коммерческим займом в случаях отгрузки продукции с отсрочкой платежа;
  • по возможности предусматривать в контрактах на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) оговорку о рассмотрении споров в арбитражах, находящихся на территории Республики Беларусь или судах Республики Беларусь;
  • необходимость согласования организацией с вышестоящим государственным органом или наблюдательным советом хозяйственного общества стоимости внешнеторгового договора при осуществлении крупных поставок (критерий крупной поставки может устанавливаться государственным органом с учетом специфики реализации продукции для отдельных отраслей промышленности);
  • регламентация условий и оценка риска продления сроков оплаты;
  • ограничения на отпуск продукции и предоставление отсрочки оплаты товара контрагентам, имеющим просроченную дебиторскую задолженность;
  • исключительные случаи заключения новых договоров с контрагентами, по которым имеется просроченная внешняя дебиторская задолженность;
  • обеспечение при заключении внешнеторговых договоров использования гарантий и обязательного страхования экспортных рисков;

  • использование форм рефинансирования дебиторской задолженности (факторинга, использования векселей и облигаций в расчетах за поставленную на экспорт продукцию);
  • повышение уровня квалификации работников в области управления дебиторской задолженностью, а также изучение и применение механизмов, используемых в международной практике;
  • установление для подведомственных организаций предельных максимальных значений и нормативов удельного веса просроченной внешней дебиторской задолженности с учетом заданий, доводимых Правительством Республики Беларусь;
  • принятие надлежащих мер по досудебному урегулированию споров, возникающих в ходе исполнения заключенных договоров;
  • по взысканию просроченной внешней дебиторской задолженности путем обращения в судебные и правоохранительные органы иностранных государств;
  • активное участие представителей государства в наблюдательных советах хозяйственных обществ при рассмотрении вопроса о состоянии внешней дебиторской задолженности, в том числе просроченной, выработке мер по предупреждению образования просроченной внешней дебиторской задолженности и ее сокращению;
  • меры стимулирования и ответственности должностных лиц государственных органов и организаций за результаты проводимой ими работы по сокращению просроченной внешней дебиторской задолженности. 
Смотреть все
Отраслевые ресурсы