УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
17 июля 2014 г. № 347
О государственной аграрной политике
(в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 4 июля 2016г. №251; от 30 ноября 2016г. №433; от 2 февраля 2018г. №50; от 2 сентября 2019г. №323; от 16 декабря 2019г. №462;от 9 июля 2020г. №262; от 4 октября 2022г. № 353; от 28 июня 2023г. №195)
Скачать указВ целях развития агропромышленного комплекса и совершенствования механизмов оказания государственной поддержки субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, постановляю:
1. Определить, что государственная аграрная политика является одним из направлений внутренней политики Республики Беларусь, обеспечивающим стимулирование повышения эффективности агропромышленного комплекса на базе совершенствования специализации сельскохозяйственного производства и его организационно-экономической структуры, рационального использования земель и государственной поддержки агропромышленного комплекса.
2. Основными целями государственной аграрной политики являются:
2.1. повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для обеспечения сбалансированности внутреннего продовольственного рынка и наращивания экспортного потенциала;
2.2. формирование эффективного рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с развитой инфраструктурой, в том числе путем поэтапного перехода к свободному ценообразованию, повышения эффективности производственно-экономической деятельности субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства;
2.3. создание благоприятного инвестиционного климата и увеличение объема инвестиций в агропромышленный комплекс;
2.4. содействие структурным изменениям в агропромышленном комплексе, включая изменения внутрипроизводственных и имущественных отношений, обеспечивающее свободное развитие всех форм собственности;
2.5. поддержание паритета индекса цен на промышленную продукцию, работы (услуги), используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, и индекса цен на сельскохозяйственную продукцию;
2.6. обеспечение права граждан на достаточное питание, в том числе путем оказания внутренней продовольственной помощи нуждающейся части населения;
2.7. обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;
2.8. сохранение и воспроизводство природных ресурсов, используемых для производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
3. Государственная аграрная политика основывается на следующих принципах:
3.1. единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке;
3.2. участие в государственных программах в агропромышленном комплексе субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства, в целях реализации инвестиционных проектов на условиях конкурса;
3.3. последовательность мер государственной поддержки агропромышленного комплекса (далее – государственная поддержка).
4. Государственная поддержка включает прямые и косвенные меры.
5. Прямые меры государственной поддержки реализуются посредством финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов:
5.1. общегосударственных мероприятий;
5.2. непосредственно субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства, а также управляющих организаций в части осуществляемой ими деятельности по производству сельскохозяйственной продукции и деятельности сельскохозяйственных организаций, акции (доли в уставном фонде) которых переданы в доверительное управление управляющим организациям или полномочия исполнительного органа которых переданы управляющим организациям;
5.3. расходов, связанных с предоставлением субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, управляющим организациям в части осуществляемой ими деятельности по производству сельскохозяйственной продукции и деятельности сельскохозяйственных организаций, акции (доли в уставном фонде) которых переданы в доверительное управление управляющим организациям или полномочия исполнительного органа которых переданы управляющим организациям, иным юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты в области животноводства и растениеводства, субсидий на уплату процентов (части процентов) за пользование кредитами (далее – субсидии на уплату процентов по кредитам), компенсации потерь банков и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» при предоставлении кредитов на льготных условиях, а также бюджетных трансфертов на возмещение части капитальных затрат по инвестиционным проектам.
51. Реализация прямых мер государственной поддержки осуществляется для достижения целей и задач государственных программ в агропромышленном комплексе и в пределах средств, ежегодно определяемых Правительством Республики Беларусь и местными Советами депутатов при формировании проектов республиканского и местных бюджетов на очередной финансовый год.
6. Общегосударственными мероприятиями являются мероприятия, финансирование которых может осуществляться за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, согласно приложениям 1 и 2.
Финансирование строительства, реконструкции, модернизации производственных объектов агропромышленного комплекса может осуществляться за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в порядке, установленном законодательством по вопросам финансирования объектов государственных капитальных вложений.
Финансирование мероприятий, не указанных в частях первой и второй настоящего пункта, может осуществляться в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь.
7. Оказание государственной поддержки, предусмотренной в подпункте 5.2 пункта 5 настоящего Указа, производится юридическим лицам, включая их обособленные подразделения, путем:
7.1. субсидирования деятельности, включая предоставление прямых выплат, производимых на единицу реализованной или произведенной и (или) направленной в обработку (переработку) сельскохозяйственной продукции на территории Республики Беларусь либо на единицу площади земельного участка, голову скота.
Вид и размер прямых выплат, производимых на единицу реализованной или произведенной и (или) направленной в обработку (переработку) сельскохозяйственной продукции на территории Республики Беларусь либо на единицу площади земельного участка, голову скота, определяются Советом Министров Республики Беларусь исходя из объемов бюджетного финансирования, предусмотренных на эти цели в соответствующем бюджете на очередной финансовый год. Субсидирование деятельности юридических лиц, включая их обособленные подразделения, основным видом деятельности которых является производство сельскохозяйственной продукции и рыбоводство, осуществляющих деятельность в районах, неблагоприятных для производства сельскохозяйственной продукции, перечень которых определяется Советом Министров Республики Беларусь, осуществляется в повышенном размере.
Для зачисления денежных средств, направляемых на оказание государственной поддержки в соответствии с частью первой настоящего подпункта, в банках могут открываться специальные счета, особенности функционирования которых определены в приложении 3;
7.2. компенсации потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей при установлении диспаритета цен на промышленную продукцию, работы (услуги), используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, и цен на сельскохозяйственную продукцию при условии, что полное или частичное удешевление (компенсация) стоимости сырья, продукции, работ (услуг) и меры регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию не позволили поддержать паритет указанных цен;
7.3. исключен.
8. Косвенные меры государственной поддержки включают:
8.1. применение льготного (особого) режима налогообложения в сельском хозяйстве в соответствии с законодательством;
8.2. реструктуризацию (предоставление отсрочки (рассрочки) в соответствии с законодательными актами задолженности перед бюджетом, бюджетом государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, банками и иными организациями;
8.3. предоставление в соответствии с законодательством гарантий Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по кредитам, выдаваемым субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства;
8.4. исключен;
8.5. осуществление закупки и переработки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд в соответствии с законодательством;
8.6. иные меры в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь.
9. Установить, что:
9.1. ежегодно осуществляется кредитование, в том числе на льготных условиях, реализации государственных программ в агропромышленном комплексе, включая осуществление текущей деятельности, в размере не менее 10 процентов от валовой стоимости сельскохозяйственной продукции;
9.2. компенсация потерь банков при предоставлении кредитов на льготных условиях субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, в целях реализации государственных программ в агропромышленном комплексе, а также ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (по кредитам, выдаваемым за счет средств, привлеченных по рыночной ставке, в том числе путем эмиссии облигаций с их размещением на рыночных условиях) осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов по решениям:
Президента Республики Беларусь в размерах, указанных в таком решении;
соответственно Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов в размерах, определенных в таких решениях, в том числе по кредитам, предоставляемым в белорусских рублях, – в размере не более 100 процентов ставки рефинансирования Национального банка, действующей (с учетом ее изменения) в соответствующий период начисления процентов, в иностранной валюте, – в размере не более 100 процентов ставки по кредиту.
Предоставление субсидий на уплату процентов по кредитам осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов по решениям:
Президента Республики Беларусь в размерах, указанных в таком решении;
соответственно Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов в размерах, определенных в таких решениях, в том числе по кредитам, предоставляемым в белорусских рублях, – в размере не более 100 процентов ставки рефинансирования Национального банка, действующей (с учетом ее изменения) в соответствующий период начисления процентов, в иностранной валюте, – в размере не более 100 процентов ставки по кредиту.
Предоставление бюджетных трансфертов на возмещение части капитальных затрат по инвестиционным проектам осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов по решениям соответственно Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов в размере, не превышающем 25 процентов от стоимости капитальных затрат без учета налога на добавленную стоимость. Порядок предоставления указанных трансфертов определяется Советом Министров Республики Беларусь;
9.3. при реализации мер государственной поддержки, определенных в настоящем Указе, не применяются требования о порядке и условиях оказания государственной поддержки, в том числе государственной финансовой поддержки, установленные законодательством;
9.4. порядок использования средств, направляемых на финансирование государственных программ в агропромышленном комплексе, на срок реализации этих программ определяется:
9.5. юридические лица, оказывающие безвозмездную (спонсорскую) помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям, по 31 декабря 2023 г. имеют право предоставлять такую помощь без указания видов товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи ее получателями;
9.6. в состав внереализационных расходов по 31 декабря 2023 г. включаются расходы юридических лиц в сумме денежных средств:
9.7. при составлении Министерством финансов расчетных показателей по консолидированным бюджетам областей на очередной финансовый год распределение между такими бюджетами средств, подлежащих направлению из местных бюджетов на финансирование расходов в рамках государственных программ в агропромышленном комплексе по развитию сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, осуществляется в размере:
91. Установить, что комитеты по сельскому хозяйству и продовольствию областных исполнительных комитетов, управления сельского хозяйства и продовольствия районных исполнительных комитетов являются исполнителями мероприятий (частей мероприятий) государственных программ (подпрограмм) развития агропромышленного комплекса, предусмотренных в пункте 5, абзаце третьем пункта 10 и пункте 11 приложения 1.
10. Предложить ОАО «Банк развития Республики Беларусь» кредитование субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства, в целях реализации государственных программ в агропромышленном комплексе осуществлять за счет размещенных в депозиты в ОАО «Банк развития Республики Беларусь» средств республиканского и местных бюджетов с взиманием процентов в размере не более 3 процентов годовых.
11. Возложить персональную ответственность:
11.1. за реализацию положений настоящего Указа на Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь, курирующего вопросы агропромышленного комплекса, министров экономики, финансов, сельского хозяйства и продовольствия, руководителей областных и районных исполнительных комитетов в пределах компетенции;
11.2. за целевой характер и эффективность мер оказанной государственной поддержки, а также соблюдение требования, содержащегося в пункте 3 приложения 3, на руководителей организаций агропромышленного комплекса, которым оказывается государственная поддержка;
11.3. за неправомерность обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на специальном счете, наложения ареста на указанные денежные средства, приостановления операций по специальному счету на руководителей уполномоченных органов (должностных лиц), осуществляющих такие взыскание, наложение ареста, приостановление операций.
111. Для целей настоящего Указа используемые в нем термины имеют следующие значения:
111.1. субъекты, осуществляющие деятельность в области агропромышленного производства:
а) юридические лица, включая их обособленные подразделения, основным видом деятельности которых являются:
б) граждане, ведущие личные (подсобные) хозяйства;
111.2. сельскохозяйственные товаропроизводители:
111.3. организации, обслуживающие сельское хозяйство, – юридические лица, включая их обособленные подразделения, основным видом деятельности которых являются:
111.4. виды экономической деятельности, относящиеся к сельскому хозяйству, – виды деятельности, относящиеся к группам 011–016 общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85;
111.5. заказчик оказываемых услуг по эксплуатации (обслуживанию) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (далее – заказчик) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями мероприятия (части мероприятия) государственной программы в агропромышленном комплексе, заключившие с организацией по строительству и эксплуатации мелиоративных систем договор на оказание услуг по эксплуатации (обслуживанию) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
111.6. технический надзор – деятельность заказчика либо пользователя мелиоративных систем по осуществлению контроля за соответствием оказанных услуг, применяемых материалов, изделий и конструкций требованиям технических нормативных правовых актов, осуществляемая при оказании услуг по эксплуатации (обслуживанию) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
111.7. управляющая организация – коммерческая организация, в доверительное управление которой переданы акции (доли в уставном фонде) сельскохозяйственной организации или которой переданы полномочия исполнительного органа сельскохозяйственной организации;
111.8. сельскохозяйственные организации – юридические лица, включая их обособленные подразделения, основной вид деятельности которых соответствует видам экономической деятельности, относящимся к сельскому хозяйству.
12. Совету Министров Республики Беларусь:
12.1. по согласованию с Президентом Республики Беларусь определить порядок:
12.2. в установленном порядке внести в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проект закона Республики Беларусь, предусматривающий приведение Закона Республики Беларусь от 14 ноября 2005 года «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 188, 2/1157) и иных законов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Указом;
12.3. принимать иные меры по реализации настоящего Указа.
13. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:
13.1. подпункт 9.2 пункта 9, пункты 10 и 12 – после его официального опубликования;
13.2. иные положения этого Указа – с 1 января 2015 г.
Действие подпункта 7.2 пункта 7 настоящего Указа распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Президент Республики Беларусь А.Лукашенко
|
Приложение 1 |
ПЕРЕЧЕНЬ
общегосударственных мероприятий, финансирование которых может осуществляться за
счет средств республиканского бюджета
1. Мероприятия по государственному испытанию сортов растений на патентоспособность.
2. Противоэпизоотические мероприятия в области ветеринарной деятельности, ветеринарные мероприятия по предупреждению возникновения и ликвидации очагов заразных болезней животных, предусмотренных перечнем заразных болезней животных, при которых устанавливается карантин.
3. Оснащение ветеринарных лабораторий республики и диагностических отделов районных, городских (городов областного и районного подчинения), районных в городах ветеринарных станций оборудованием для диагностики болезней животных, контроля качества и безопасности продукции животного происхождения и кормов.
4. Мероприятия по защите растений от вредных организмов, включенных в перечень особо опасных вредителей, болезней растений и сорняков.
5. Выплата доплаты к заработной плате руководителям и специалистам с высшим и средним специальным образованием, отработавшим в организациях агропромышленного комплекса два года по распределению (перераспределению), направлению (последующему направлению) на работу учреждений образования и продолжающим работать в данных организациях на условиях заключенных контрактов, в течение последующих трех лет.
6. Мероприятия в сфере информатизации агропромышленного комплекса.
7. Проведение республиканских соревнований, смотров-конкурсов в агропромышленном комплексе.
8. Приобретение современной техники, оборудования для освоения содержания образовательных программ учреждениями образования республиканской формы собственности, подчиненными Министерству сельского хозяйства и продовольствия и осуществляющими подготовку по специальности направления образования «Сельское хозяйство» и «Техника и технологии».
9. Приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений для организаций, осуществляющих государственное испытание сортов растений, научных организаций Национальной академии наук Беларуси, осуществляющих научные исследования в области аграрных наук, учебных и учебно-опытных хозяйств учреждений образования, подчиненных Министерству сельского хозяйства и продовольствия, а также погашение долгов за них.
10. Государственная поддержка личных подсобных хозяйств граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе:
11. Уплата страховых взносов по обязательному страхованию с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы.
12. Закупка современных образцов сельскохозяйственной техники и тракторов в целях их испытания в государственном учреждении «Белорусская машиноиспытательная станция» и подтверждения показателей в условиях Республики Беларусь, ускорения их проектирования с последующим освоением производства в организациях Республики Беларусь в кооперации с ведущими мировыми производителями.
13. Удешевление стоимости льноволокна, поставляемого в счет государственных нужд.
14. Реализация проектов по созданию пилотных инновационных объектов по отработке новейших перспективных технологий, машин и оборудования для агропромышленного комплекса.
15. Сохранение, рациональное использование хозяйственного потенциала сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли, в том числе путем:
16. Посадка плодовых и ягодных сельскохозяйственных растений и уход за ними.
17. Мероприятия по развитию селекции и семеноводства, включая:
18. Мероприятия по развитию племенного дела в животноводстве:
19. Мероприятия по развитию рыбохозяйственной деятельности:
20. Содержание бюджетных организаций, осуществляющих деятельность в сфере агропромышленного комплекса, находящихся в подчинении Министерства сельского хозяйства и продовольствия.
21. Торжественное чествование передовиков
агропромышленного комплекса.
|
Приложение 2 |
ПЕРЕЧЕНЬ
общегосударственных мероприятий, финансирование которых может осуществляться за
счет средств местных бюджетов
1. Агрохимическое обслуживание.
2. Противоэпизоотические мероприятия в области ветеринарной деятельности, ветеринарные мероприятия по предупреждению возникновения и ликвидации очагов заразных болезней животных, предусмотренных перечнем заразных болезней животных, при которых устанавливается карантин.
3. Исключен.
4. Содержание областных и межрайонных ветеринарных лабораторий, областных, районных, городских (г. Минска, городов областного и районного подчинения), районных в городах ветеринарных станций.
5. Проведение областных, районных соревнований в агропромышленном комплексе.
6. Содержание зоотехников по пчеловодству, обслуживающих сельское хозяйство.
7. Мероприятия в сфере информатизации агропромышленного комплекса.
8. Погашение задолженности по лизинговым платежам перед организациями, обслуживающими сельское хозяйство.
9. Погашение кредитов, предоставляемых субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, согласно решениям Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, принятым до 1 января текущего финансового года, на реализацию мероприятий по развитию сельскохозяйственного производства, включая мероприятия государственных программ в агропромышленном комплексе.
10. Возмещение ущерба, причиненного субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, в результате изъятия у них больных животных и (или) продуктов животного происхождения, полученных от них, имущества, использование которого связано с содержанием больных животных, при ликвидации очагов заразных болезней животных в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
11. Сохранение, рациональное использование хозяйственного потенциала сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения путем:
12. Удешевление реализованных оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных растений, в том числе семян элиты.
13. Приобретение сельскохозяйственной селекционно-семеноводческой техники и оборудования, в том числе не производимых на территории Евразийского экономического союза.
14. Удешевление стоимости определения качественных показателей молока для целей селекции в племенном молочном скотоводстве.
15. Возмещение субъектам, осуществляющим деятельность
в области агропромышленного производства, расходов (части расходов)
на проведение оценки соответствия производимой в Республике Беларусь
органической продукции и процессов ее производства техническим
требованиям.
|
Приложение 3 |
ОСОБЕННОСТИ
функционирования специальных счетов
1. Специальные счета субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства (далее – организации), открываются банками в белорусских рублях в порядке, установленном законодательством, независимо от наличия в банках решений (постановлений) о приостановлении операций по счетам организаций, постановлений (определений) о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах организаций, принятых (вынесенных) уполномоченным органом (должностным лицом).
2. Организации вправе открыть только один специальный счет для целей настоящего Указа.
3. Не допускается перечисление на специальные счета выручки от реализации товаров (работ, услуг) и иных денежных средств, кроме названных в части первой подпункта 7.1 пункта 7 настоящего Указа.
4. Денежные средства, зачисленные на специальные счета в результате технической ошибки, списываются с этих счетов в порядке, установленном банковским законодательством.
5. Обращение взыскания по исполнительным и иным документам, являющимся основанием для списания денежных средств со счетов в бесспорном порядке, на денежные средства, размещенные на специальных счетах, не производится, арест на указанные денежные средства не налагается, приостановление операций по данным специальным счетам не осуществляется.
6. Требования, предусмотренные в пункте 5 настоящего приложения, не распространяются на случаи:
7. В случае ликвидации или реорганизации, возбуждения конкурсного производства организация в течение 10 рабочих дней с момента принятия соответствующего решения обязана направить в банк заявление о закрытии специального счета.
Остаток неиспользованных денежных средств, образовавшийся на специальном счете, организация должна перечислить:
8. В случае отсутствия по истечении срока,
указанного в части первой пункта 7 настоящего приложения, заявления
о закрытии специального счета банк закрывает данный счет самостоятельно.